Московский экономический журнал 10/2019

image_pdfimage_print

УДК 351:334.7 (571.61)

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10047

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

STATE SUPPORT OF SMALL FORMS OF ECONOMICS IN THE AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY OF THE AMUR REGION

Павличенко Анастасия Альбертовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и права, Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск

Pavlichenko A.A.   pavlichenko.2012@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены тенденции развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики Амурской области. Дана оценка реализации мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области». Сделан вывод о необходимости совершенствования системы государственного регулирования с целью обеспечения эффективной работы малых форм хозяйствования в аграрном секторе.

Summary: The article deals with the development trends of small farms in the agricultural sector of the Amur region. The assessment of the implementation of measures to support small businesses in the framework of the state program «development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food of the Amur region»is given. The conclusion about the need to improve the system of state regulation in order to ensure the effective operation of small businesses in the agricultural sector.

Ключевые слова: Государственная поддержка, малые формы хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства.

Keywords: State support, small forms of management, peasant (farmer) economy, personal subsidiary plots.

Введение. Агропромышленный комплекс (АПК) и его базовая отрасль — сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики Амурской области, формирующими продовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Одним из важных условий развития АПК выступает эффективная деятельность малых форм хозяйствования в аграрном секторе.

К малым формам хозяйствования относятся юридические и физические лица — крестьянские (фермерские) хозяйства, потребительские кооперативы, индивидуаль­ные предприниматели и личные подсобные хозяйства.

Государством разрабатываются долгосрочные целевые программы, регламентирующие направления, формы и размеры государственной поддержки развития агропромышленного комплекса.

Методы исследования. Исследование базируется на изучении и обобщении статистической информации по развитию малых форм хозяйствования Амурской области. В работе использованы аналитический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический, монографический методы исследования.

Ход исследования. Существование малых форм хозяйствования в Амурской области обусловлено тем, что в области расположено более 600 сельских населенных пунктов, в которых в 2017 году проживало 262,3 тыс. человек экономически активного населения, а это 32% от общего числа жителей области, следовательно, развитие малых предприятий сельскохозяйственной направленности с целью обеспечения достаточной степени занятости населения, достойного уровня социальной защиты, решения вопросов продовольственной безопасности, увеличения валового регионального продукта является настоятельной необходимостью.

В структуре сельскохозяйственного производства Амурской области малые формы хозяйствования играют важную роль, на их долю приходится более 50% всей произведенной сельскохозяйственной продукции (табл.1).

Количество крестьянских (фермерских) хозяйств за исследуемый период снизилось на 22,3%, личных подсобных хозяйств — на 15,3%. Снижение числа крестьянских (фермерских) хозяйств связано с тем, что агробизнес связан с большими, чем в других секторах экономики, предпринимательскими рисками, нестабильностью затрат и результатов производства. Это объясняется медленным оборотом капитала в сельском хозяйстве, ограниченностью использования дорогостоящих технологий производства, неразвитостью рыночной инфраструктуры в данной сфере и другими факторами.

Наибольший удельный вес в структуре производимой продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами занимают соя и зерновые культуры.

В личных подсобных хозяйствах сосредоточено производство наиболее трудоемких видов продукции, в которых не заинтересованы крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные предприятия. Так, личные подсобные хозяйства выращивают около 90% картофеля и овощей от внутриобластного объема производства, производят около 100% меда, 70% молока [1].

Однако, удельный вес личных подсобных хозяйств в общем объеме производства за период 2013-2017 гг. снизился с 45,5% до 29,0% [1]. Такая тенденция свидетельствует об опережающем темпе роста производства продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и сельскохозяйственных предприятиях в сравнении с личными подсобными хозяйствами. Уменьшение объемов производимой продукции в личных подсобных хозяйствах является результатом воздействия различных факторов. Во-первых, в составе сельского населения растет число лиц пожилого возраста, обладающих ограниченными возможностями ведения подсобного хозяйства. Во-вторых, для Амурской области характерны слабый уровень развития заготовительной кооперации, производственной и рыночной инфраструктуры, минимальный уровень государственной поддержки хозяйств населения, низкий уровень предпринимательской активности сельского населения, низкий платежеспособный спрос на продукты питания, потеря трудовой мотивации, отсутствие развитого звена доведения продукции до стадии переработки и передачи ее потребителю [3].

Результаты исследования. Во многом объемы производства продукции малыми формами хозяйствования связаны с реализацией подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования на 2013-2020 годы» долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области» [4].

Кроме того, в Амурской области с 2012 г. реализуются программы «Поддержка начинающих фермеров» и «Поддержка развития семейных животноводческих ферм» в рамках которых главам крестьянских (фермерских) хозяйств предоставляются гранты на конкурсной основе.  Грант на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств — в сумме до 1,5 млн. рублей, а для фермеров, занимающихся разведением крупного рогатого скота мясного или молочного направлений – до 3,0 млн. рублей, на развитие семейной животноводческой фермы крупного рогатого скота мясного или молочного направления – до 30 млн. рублей, иные виды животноводства – до 21 млн. рублей.  Общая сумма поддержки за 2012-2015 гг. составила более 200 млн. рублей [2].

За период 2012-2017 гг. получателями грантов стали 141 крестьянское (фермерское) хозяйство, из них:104 начинающих фермеров получили гранты на создание и развитие своих хозяйств, 37 крестьянских (фермерских) хозяйств – на развитие семейных животноводческих ферм. Общая сумма предоставленной финансовой поддержки за период реализации программных мероприятий составила 359,9 млн. рублей. На средства грантовой поддержки фермерами приобретено более 200 единиц сельскохозяйственной техники, в том числе 48 тракторов, 145 единиц прицепного и навесного оборудования к сельскохозяйственным машинам; 1800 голов крупного рогатого скота, 1700 голов свиней, 120 голов лошадей [2].

Для крестьянских (фермерских) хозяйств характерен потенциал дальнейшего развития. За период 2012-2017 гг. производство продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах в стоимостном выражении увеличилось с 4 млрд. рублей до 15 млрд. рублей (в 3,7 раза), а удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции увеличился с 14% в 2012 г. до 24% в 2017 г. Наряду с этим возросла доля государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме финансирования агропромышленного комплекса: с 12% в 2012 г. до 23% в 2017 г. [2].

В рамках действующих программ малым формам хозяйствования из средств федерального и регионального бюджетов оказывается финансовая поддержка, включающая субсидии на возмещение части затрат по различным направлениям, социальные выплаты на строительство жилья гражданам в сельской местности (табл. 2).

Субсидирование позволяет привлечь заемные ресурсы для восстановления материально-технической базы, пополнения оборотных средств, обеспечения сбалансированности производственного потенциала и повышения производственных показателей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» начиная с 2019 года на территории Амурской области реализуются федеральные проекты «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» и «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» [7].

Советом при  Правительстве Амурской области по стратегическому развитию и проектной деятельности (протокол № 2 от 29.03.2019 г.) в соответствии с реализацией федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» утвержден региональный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», целью которого является обеспечение количества вновь вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве к 2024 году не менее 1102 человек, создание и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в АПК, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Объем финансового обеспечения реализации регионального проекта за период 2019-2024 гг. составит 576,28 млн. рублей [6].

В соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2018 г. № 454 [5] срок реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области» продлен до 2025 года. В рамках реализации мероприятий подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» планируется достижение следующих показателей:

  1. к  2024 году количество лиц, вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства составит 1206 человек;
  2. ежегодное количество работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, принятых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в году получения грантов «Агростартап», составит не менее 20 человек;
  3. ежегодное количество принятых членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в году предоставления государственной поддержки составит не менее 10 единиц;
  4. ежегодное количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве составит не менее 11 единиц;
  5. к 2025 году:

а) прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования – на уровне 0,4% ежегодно;

б) прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, получившими грантовую поддержку, к году, предшествующему году предоставления субсидии — не менее 10%;

в) создание в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью грантовой поддержки, новых постоянных рабочих мест в количестве не менее 29 единиц ежегодно.

Выводы. Обобщая результаты проведенного исследования, следует отметить, что прослеживается положительная тенденция роста основных показателей деятельности малых форм хозяйствования, потенциальные возможности аграрного сектора области остаются достаточно высокими, рациональное ведение хозяйствования, при имеющихся возможностях и резервах, позволит достичь высокого уровня конкурентоспособности отрасли. При этом необходимо подчеркнуть, что аграрному сектору требуется модель экономических отношений не только включающая регулирующее воздействие государства, но и предусматривающая активное участие государства в формировании экономической среды и рыночных отношений. Необходима государственная социально-экономическая поддержка развития крестьянских (фермерских) хозяйств через систему налогообложения и ставки налогов, кредитную политику и ставки процентов по кредитам, имущественное и социальное страхование и т.д. Наиболее эффективным является рациональное размещение и формирование крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом создания оптимальных условий для кооперации и развития инфраструктуры.

Только при комплексном подходе возможны рост производства, повышение конкурентоспособности и выход аграрного сектора из кризиса.

Список литературы

  1. Амурский статистический ежегодник 2018: Статистический сборник [Текст] / Амурстат. – Благовещенск, 2018. – 416 с.
  2. Министерство сельского хозяйства Амурской области: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://agroamur.ru/6/6_1.html/ (дата обращения: 05.07.2019)
  3. Павличенко А.А. Личные подсобные хозяйства в системе аграрных отношений (на примере Амурской области) [Текст] / А.А. Павличенко, В.В. Реймер // — Экономика и предпринимательство. – 2019. — № 4. — С. 364-369.
  4. Постановление Правительства Амурской области № 447 от 25.09.2013 г. (ред. от 15.03.2019 г. № 112) «Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области». — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/24157951/ (дата обращения: 25.07.2019)
  5. Постановление Правительства Амурской области от 25.09.2018 г. № 454 «О внесении изменений в Постановление Правительства Амурской области от 25.09.2013 г. № 447». — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/42843082/ (дата обращения: 25.06.2019)
  6. Правительство Амурской области: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.amurobl.ru/ (дата обращения: 03.06.2019)
  7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 07.08.2019).