Московский экономический журнал 10/2019
УДК 336.7
DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10005
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЕКТАМ: ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ
STRATEGIC INVESTMENT DECISIONS PROJECTS: EVALUATION PRINCIPLES AND CRITERIA
Курочкин Валентин Николаевич, с.н.с, доктор технических наук, профессор кафедры экономики и управления, Азово-Черноморский инженерный институт-филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», 347740, ул. имени
Ленина, д. 35 А. Зерноград, Ростовская область. Valentin952@mail.ru
Valentin N. Kuroschkin, Doctor of Technical Sciences, Azov-Black Sea engineering institute-branch of Don State agricultural university, Zernograd, Rostovregion, Russia
Аннотация: С целью обоснования критериев для обоснования стратегических решений по инвестиционным проектам в регионах и муниципальных образованиях исследован процесс принятия стратегических решений. Установлены принципы отбора. При принятии стратегического решения рекомендуется учитывать маркетинговые, производственные, финансовые, внешние и внутренние факторы. Целесообразность стратегического решения необходимо обосновать по таким критериям оценки, как чистая дисконтированная стоимость, индекс рентабельности инвестиций, внутренняя и учетная нормы прибыли инвестиции, срок окупаемости инвестиций и др.
Summary: In order to substantiate the criteria for justifying strategic decisions on investment projects in the regions and municipalities, the process of strategic decision-making has been studied. Principles of selection are established. When making a strategic decision, it is recommended to take into account marketing, production, financial, external and internal factors, commercial and budgetary efficiency of investment activities, insurance conditions and guarantees against non-commercial risks. The feasibility of a strategic decision should be justified by such evaluation criteria as net discounted value, return on investment index, internal and accounting rates of return on investment, payback period, etc.
Ключевые слова: стратегическое решение, инвестиционный проект, регион, муниципальное образование, финансы, критерий, оценка, принцип.
Keywords: strategic decision, investment project, region, municipality, Finance, criterion, evaluation, principle.
Введение. В предшествующие годы были приняты национальные и государственные
программы, призванные содействовать экономическому развитию. Премьер-министр РФ
Д.А. Медведев [1], отметил, что 12 национальных проектов
и комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
являются ключевыми инструментами работы. Для их реализации в каждом субъекте созданы
региональные проекты и проектные офисы, которые необходимы для детализации
федеральных проектов (из которых состоят национальные проекты). Объём
получаемой поддержки зависит от региональной детализации проектов. К содействующим экономическому
развитию регионов и муниципальных образований, доходные части бюджетов которых
остаются недостаточными для экономического роста, относятся также инвестиционные проекты
регионального значения, которые стимулируют их
социально-экономическое развитие. Однако в национальных и
государственных программах критерии отбора стратегических инвестиционных
проектов описаны лишь в общем виде. Нечеткие критерии отбора оставляю поле для
волюнтаризма и коррупции.
Цель статьи – формулирование
критериев для обоснования стратегических
решений по инвестиционным проектам в регионах и муниципальных
образованиях.
Методология проведения
исследования. Рассматривая возможности применения методологического аппарата,
обратили внимание на результаты исследований отечественных ученых в областях:
инвестиционный и финансовый менеджмент, стратегическое управление инновациями.
Принято к сведению результаты научных изысканий О.А. Аничкина, И.А. Бланк, Л.П.
Гончаренко, А.В. Пилюгина Р.А. Фатхутдинова, В.Ф. Бирмана, В.Курочкина[3, с. 3–22] и других авторов.
Экспериментальная база и
ход исследования. Из анализа состояния вопроса получили
следующее. Доходы бюджетов имеют рост за счет, прежде всего, увеличения
поступлений с увеличения фонда оплаты труда (отчисления во внебюджетные фонды и
налог на доходы физических лиц). Для поступления дополнительных бюджетных
средств необходимо создавать рабочие места и увеличивать число работающих [4,
с. 116], причем использовать не
копирование механизмов и
инструментария реализации
инвестиционного потенциала,
использование своих разработок,
основанных на местных тенденциях и конкурентных преимуществах [4, 144].
Как известно, вывод на региональный рынок нового товара, работы или услуги,
предусмотренных инвестиционным проектом – это достаточно рискованное
мероприятие, так как по статистике инновации достигают успехов, по анкетированию 700 фирм Англии, в 65% случаев, то есть 45 % «потерпели
фиаско».
Для того, чтобы уменьшить риск от реализации инновации
или инвестиционного проекта
предприниматели используют различные проверки, единичные проекты, пилотные
внедрения, апробации и производственные проверки, опытное внедрение и т.д. Это сильно увеличивает продолжительность
реализации проекта. По этой причине инновационный процесс не просто
производственная структура, но иерархическое организационное мероприятие,
имеющее различные стадии принятия стратегических управленческих решений [5, с.
20].
Применяемая система разработки и реализации,
многоступенчатая организация уменьшаю
вероятность отрицательного эффекта, но
позитивную отдачу стратегических решений
по инвестиционным проектам проектов можно обеспечить и другим путем. Можно
привлечь в организацию внедрения проекта заинтересованных работников: работников
данной смежной областей,
потребителей результатов проектов (товаров, работ или услуг); менеджеров
и маркетологов, практиков, знающих экономику региона на практике и имеющих опыт
оценки стратегических проектов; людей, обладающих опытом в области
формирования инвестиционной стратегии экономического развития региона.
Результаты и обсуждение. В общем случае вначале необходимо оценить товар, работу или услугу,
которую предполагается производить в соответствии со стратегическим
инвестиционным проектом. Товар (услуга, работа) должна быть оценена
по критериям «фильтрации». Данные критерии можно сгруппировать на общие, маркетинговые, производственные,
финансовые факторы, внешние экономические критерии.
К общим критериям относятся:
прогнозируемый финансовый результат, конкурентные преимущества, емкость рынка и предполагаемых к выпуску товаров и др.
Влияние на имеющийся объем рынка, синхронизация
возможностей коммерческой организации с требованиями рынка, привлекательность
для субъектов потребительских рынков, жизненный цикл и др. относятся к маркетинговым
критериям. Хозяйственные ресурсы и горизонт до начала внедрения, технология,
инженерная подготовка производства, наличие ресурсов для организации
производственного процесса есть критерии,
обусловленные производственным процессом.
Противоречие в том, что
большая часть критериев, важных для муниципальных руководителей, не относится к
инновационной деятельности: значимыми
являются критерии, связанные с целями муниципального образования, его миссией и
стратегией, такие как: совместимость проекта с текущей стратегией и долгосрочными планами; допустимость изменений
в стратегии с учетом потенциала проекта, согласованность проекта с
представлениями о регионе или муниципальном образовании, соответствие проекта отношению регионального руководства к риску, к нововведениям, к местным
требованиям и особенностям [6, c.
113–114].
«Внешние экономические критерии: возможные
вредные воздействия продуктов и технологии, влияние общественного мнения,
текущее и перспективное законодательство, воздействие на уровень занятости» —
отмечал проф. Г.Я. Гольдштейн [6, c. 115].
К основным ошибкам можно отнести следующие. Планирование «от
достигнутого», т. е. путь наименьших трудозатрат. Проектант в этом случае в
качестве базы использует динамику
долгосрочные развития . Предполагается, что цены на ресурсы сохранятся
в прежних значениях. Современные методики оценки предполагают учет инфляции и
сохранение финансовой устойчивости. Некорректным является
клонирование зарубежных механизмов и
инструментария реализации, игнорирование местного опыта, региональных тенденций и конкурентных
преимуществ.
Третья ошибка – игнорирование проверенных временем оценок реальных
инвестиций методами финансового менеджмента [7, с. 240–249;8, с. 208–236] и
экономического анализа [9, c. 12–125; 10, с. 5–12].
Из теории известно, что инвестиционный проект по сути – это совокупность инвестиций и генерируемых ими доходов, что можно представить в виде следующей модели
где
ICj– инвестиции в j- м году, j= 1, 2, …, m;
CFk,– приток (отток) денежных средств в k — м году, k = 1, 2, …n;
N–продолжительность проекта или горизонт
планирования;
R–ставка дисконтирования или внутренняя доходность проекта ( в зависимости от вида решаемых финансовых задач)[7, с. 224].
В
случае, когда имеет место приток денежных средств, говорят о наличии
возвратного потока в виде множества CFk, данный факт имеет место при реализации проекта, то есть после его
запуска в эксплуатацию после освоения инвестиций.
Интересно
отметить, что профессор В.В. Ковалев считал, что элементы возвратного потока представляют собой
текущие денежные поступления, уменьшенные на величину текущих денежных оттоков,
связанных с проектом, поэтому в литературе по инвестиционному анализу
поток {ICj}. Они обычно называются потоком чистых денежных поступлений.
Целесообразность
положительного стратегического решения инвестиционно-финансового характера обосновывают по математическим критериям
оценки: чистая дисконтированная и чистая
термальная стоимости, индекс рентабельности инвестиций, внутренняя и учетная
нормы прибыли инвестиции, срок окупаемости инвестиций, методика расчета
приведена в различных источниках, включая данную отсылку на литературу [10].
Реализация проекта должна обеспечить финансовую устойчивость структуры, её
реализующей, так как инвестиции оказывают значимое влияние на финансовые
показатели. Финансовая устойчивость коммерческой организации рассчитывают в
соответствии с действующими методическими положениями ФСФО и Порядком,
утвержденными Постановлением Правительства [2].
По поводу расчета коэффициентов ликвидности есть
следующее мнение у практиков корпорации Союз-Регион. Они считают, что расчетные
значения коэффициентов ликвидности и
долговой нагрузки скорее нужны для прохождения кредитного комитета в банке,
поскольку возможность проектного финансирования во многом зависит от качества
проекта и его ликвидности. Для самой муниципального образования гораздо важнее
контролировать то, насколько выручка от текущей деятельности покрывает процентные
платежи по кредитам, то есть реальную, а не бухгалтерскую ликвидность.
Область применения результатов, выводы. При принятии стратегического решения по инвестиционным
проектам нужно учесть принципы:
- при принятии стратегических решений по инвестиционным проектам;
- критериев при принятии стратегических решений, что означает индивидуальный подход и учет особенностей каждого проекта;
- обеспечение инвестиционного проекта местным тенденциям и конкурентным преимуществам;
- согласованности проектов важнейшим .
При принятии стратегического решения по инвестиционным
проектам учитывать общие, маркетинговые, производственные,
финансовые, внешние и внутренние факторы, и эффективность мероприятий.
Целесообразность
положительного стратегического решения инвестиционно-финансового характера необходимо обосновать по таким критериям оценки, как чистая дисконтированная и чистая термальная стоимости, индекс
рентабельности инвестиций, внутренняя и учетная нормы прибыли инвестиции, срок
окупаемости инвестиций.
Литература
- Протокол заседания Президиума Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам, 24 декабря 2018 г. https://www.dovermment/orders/selection - Постановление Правительства РФ от 22.11.1997
N 1470 (ред. от 03.09.1998) «Об утверждении Порядка предоставления
государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития
Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных
проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных
ресурсов Бюджета развития РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17537/ - Курочкин В.Н. Инвестиционный потенциал
развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации /
Владимир Н. Курочкин.– автореф. дисс. на
соиск. уч. степени к.э.н. – Ростов-на-Дону: РГУ, 2008. – 25 с. - Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: монография. –
Ростов-на-Дону: ЗАО «Ростиздат», 2009 г.
– 175 с. - Управление разработкой и реализацией нового продукта / В.Н.
Курочкин. – Зерноград: Азово-Черноморский инженерный институт Донского ГАУ,
2019. – 132 с. - Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР /Г.Я.
Гольдштейн. – Таганрог: Таганрогский государственный радиотехнический
университет, 2000. – 244 с. - Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента / В.В. Ковалев. –
М.: Проспект, 2010. – 480 с. – с. 224. - Курочкин В.Н. Финансовый менеджмент в отрасли
образования / В.Н. Курочкин. – М.–Берлин, 2015. – 473 с. - Курочкин В.Н. Экономический анализ
хозяйственной деятельности /В.Н. Курочкин. –Ростов-на-Дону: Ростиздат,
2014. – 170 с. - Курочкин В.Н. Анализ
эффективности инженерныхпроектов: учебное пособие / В.Н. Курочкин. –Зерноград,
ФГОУ ВПО АЧГАА, 2009 г. – 89 с.