УДК 336.7
DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10005
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЕКТАМ: ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ
STRATEGIC INVESTMENT DECISIONS PROJECTS: EVALUATION PRINCIPLES AND CRITERIA
Курочкин Валентин Николаевич, с.н.с, доктор технических наук, профессор кафедры экономики и управления, Азово-Черноморский инженерный институт-филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», 347740, ул. имени Ленина, д. 35 А. Зерноград, Ростовская область. Valentin952@mail.ru
Valentin N. Kuroschkin, Doctor of Technical Sciences, Azov-Black Sea engineering institute-branch of Don State agricultural university, Zernograd, Rostovregion, Russia
Аннотация: С целью обоснования критериев для обоснования стратегических решений по инвестиционным проектам в регионах и муниципальных образованиях исследован процесс принятия стратегических решений. Установлены принципы отбора. При принятии стратегического решения рекомендуется учитывать маркетинговые, производственные, финансовые, внешние и внутренние факторы. Целесообразность стратегического решения необходимо обосновать по таким критериям оценки, как чистая дисконтированная стоимость, индекс рентабельности инвестиций, внутренняя и учетная нормы прибыли инвестиции, срок окупаемости инвестиций и др.
Summary: In order to substantiate the criteria for justifying strategic decisions on investment projects in the regions and municipalities, the process of strategic decision-making has been studied. Principles of selection are established. When making a strategic decision, it is recommended to take into account marketing, production, financial, external and internal factors, commercial and budgetary efficiency of investment activities, insurance conditions and guarantees against non-commercial risks. The feasibility of a strategic decision should be justified by such evaluation criteria as net discounted value, return on investment index, internal and accounting rates of return on investment, payback period, etc.
Ключевые слова: стратегическое решение, инвестиционный проект, регион, муниципальное образование, финансы, критерий, оценка, принцип.
Keywords: strategic decision, investment project, region, municipality, Finance, criterion, evaluation, principle.
Введение. В предшествующие годы были приняты национальные и государственные программы, призванные содействовать экономическому развитию. Премьер-министр РФ Д.А. Медведев [1], отметил, что 12 национальных проектов и комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры являются ключевыми инструментами работы. Для их реализации в каждом субъекте созданы региональные проекты и проектные офисы, которые необходимы для детализации федеральных проектов (из которых состоят национальные проекты). Объём получаемой поддержки зависит от региональной детализации проектов. К содействующим экономическому развитию регионов и муниципальных образований, доходные части бюджетов которых остаются недостаточными для экономического роста, относятся также инвестиционные проекты регионального значения, которые стимулируют их социально-экономическое развитие. Однако в национальных и государственных программах критерии отбора стратегических инвестиционных проектов описаны лишь в общем виде. Нечеткие критерии отбора оставляю поле для волюнтаризма и коррупции.
Цель статьи – формулирование критериев для обоснования стратегических решений по инвестиционным проектам в регионах и муниципальных образованиях.
Методология проведения исследования. Рассматривая возможности применения методологического аппарата, обратили внимание на результаты исследований отечественных ученых в областях: инвестиционный и финансовый менеджмент, стратегическое управление инновациями. Принято к сведению результаты научных изысканий О.А. Аничкина, И.А. Бланк, Л.П. Гончаренко, А.В. Пилюгина Р.А. Фатхутдинова, В.Ф. Бирмана, В.Курочкина[3, с. 3–22] и других авторов.
Экспериментальная база и ход исследования. Из анализа состояния вопроса получили следующее. Доходы бюджетов имеют рост за счет, прежде всего, увеличения поступлений с увеличения фонда оплаты труда (отчисления во внебюджетные фонды и налог на доходы физических лиц). Для поступления дополнительных бюджетных средств необходимо создавать рабочие места и увеличивать число работающих [4, с. 116], причем использовать не копирование механизмов и инструментария реализации инвестиционного потенциала, использование своих разработок, основанных на местных тенденциях и конкурентных преимуществах [4, 144].
Как известно, вывод на региональный рынок нового товара, работы или услуги, предусмотренных инвестиционным проектом – это достаточно рискованное мероприятие, так как по статистике инновации достигают успехов, по анкетированию 700 фирм Англии, в 65% случаев, то есть 45 % «потерпели фиаско».
Для того, чтобы уменьшить риск от реализации инновации или инвестиционного проекта предприниматели используют различные проверки, единичные проекты, пилотные внедрения, апробации и производственные проверки, опытное внедрение и т.д. Это сильно увеличивает продолжительность реализации проекта. По этой причине инновационный процесс не просто производственная структура, но иерархическое организационное мероприятие, имеющее различные стадии принятия стратегических управленческих решений [5, с. 20].
Применяемая система разработки и реализации, многоступенчатая организация уменьшаю вероятность отрицательного эффекта, но позитивную отдачу стратегических решений по инвестиционным проектам проектов можно обеспечить и другим путем. Можно привлечь в организацию внедрения проекта заинтересованных работников: работников данной смежной областей, потребителей результатов проектов (товаров, работ или услуг); менеджеров и маркетологов, практиков, знающих экономику региона на практике и имеющих опыт оценки стратегических проектов; людей, обладающих опытом в области формирования инвестиционной стратегии экономического развития региона.
Результаты и обсуждение. В общем случае вначале необходимо оценить товар, работу или услугу, которую предполагается производить в соответствии со стратегическим инвестиционным проектом. Товар (услуга, работа) должна быть оценена по критериям «фильтрации». Данные критерии можно сгруппировать на общие, маркетинговые, производственные, финансовые факторы, внешние экономические критерии.
К общим критериям относятся: прогнозируемый финансовый результат, конкурентные преимущества, емкость рынка и предполагаемых к выпуску товаров и др.
Влияние на имеющийся объем рынка, синхронизация возможностей коммерческой организации с требованиями рынка, привлекательность для субъектов потребительских рынков, жизненный цикл и др. относятся к маркетинговым критериям. Хозяйственные ресурсы и горизонт до начала внедрения, технология, инженерная подготовка производства, наличие ресурсов для организации производственного процесса есть критерии, обусловленные производственным процессом.
Противоречие в том, что большая часть критериев, важных для муниципальных руководителей, не относится к инновационной деятельности: значимыми являются критерии, связанные с целями муниципального образования, его миссией и стратегией, такие как: совместимость проекта с текущей стратегией и долгосрочными планами; допустимость изменений в стратегии с учетом потенциала проекта, согласованность проекта с представлениями о регионе или муниципальном образовании, соответствие проекта отношению регионального руководства к риску, к нововведениям, к местным требованиям и особенностям [6, c. 113–114].
«Внешние экономические критерии: возможные вредные воздействия продуктов и технологии, влияние общественного мнения, текущее и перспективное законодательство, воздействие на уровень занятости» — отмечал проф. Г.Я. Гольдштейн [6, c. 115].
К основным ошибкам можно отнести следующие. Планирование «от достигнутого», т. е. путь наименьших трудозатрат. Проектант в этом случае в качестве базы использует динамику долгосрочные развития . Предполагается, что цены на ресурсы сохранятся в прежних значениях. Современные методики оценки предполагают учет инфляции и сохранение финансовой устойчивости. Некорректным является клонирование зарубежных механизмов и инструментария реализации, игнорирование местного опыта, региональных тенденций и конкурентных преимуществ.
Третья ошибка – игнорирование проверенных временем оценок реальных инвестиций методами финансового менеджмента [7, с. 240–249;8, с. 208–236] и экономического анализа [9, c. 12–125; 10, с. 5–12].
Из теории известно, что инвестиционный проект по сути – это совокупность инвестиций и генерируемых ими доходов, что можно представить в виде следующей модели
где ICj– инвестиции в j- м году, j= 1, 2, …, m;
CFk,– приток (отток) денежных средств в k — м году, k = 1, 2, …n;
N–продолжительность проекта или горизонт планирования;
R–ставка дисконтирования или внутренняя доходность проекта ( в зависимости от вида решаемых финансовых задач)[7, с. 224].
В случае, когда имеет место приток денежных средств, говорят о наличии возвратного потока в виде множества CFk, данный факт имеет место при реализации проекта, то есть после его запуска в эксплуатацию после освоения инвестиций.
Интересно отметить, что профессор В.В. Ковалев считал, что элементы возвратного потока представляют собой текущие денежные поступления, уменьшенные на величину текущих денежных оттоков, связанных с проектом, поэтому в литературе по инвестиционному анализу поток {ICj}. Они обычно называются потоком чистых денежных поступлений.
Целесообразность положительного стратегического решения инвестиционно-финансового характера обосновывают по математическим критериям оценки: чистая дисконтированная и чистая термальная стоимости, индекс рентабельности инвестиций, внутренняя и учетная нормы прибыли инвестиции, срок окупаемости инвестиций, методика расчета приведена в различных источниках, включая данную отсылку на литературу [10]. Реализация проекта должна обеспечить финансовую устойчивость структуры, её реализующей, так как инвестиции оказывают значимое влияние на финансовые показатели. Финансовая устойчивость коммерческой организации рассчитывают в соответствии с действующими методическими положениями ФСФО и Порядком, утвержденными Постановлением Правительства [2].
По поводу расчета коэффициентов ликвидности есть следующее мнение у практиков корпорации Союз-Регион. Они считают, что расчетные значения коэффициентов ликвидности и долговой нагрузки скорее нужны для прохождения кредитного комитета в банке, поскольку возможность проектного финансирования во многом зависит от качества проекта и его ликвидности. Для самой муниципального образования гораздо важнее контролировать то, насколько выручка от текущей деятельности покрывает процентные платежи по кредитам, то есть реальную, а не бухгалтерскую ликвидность.
Область применения результатов, выводы. При принятии стратегического решения по инвестиционным проектам нужно учесть принципы:
- при принятии стратегических решений по инвестиционным проектам;
- критериев при принятии стратегических решений, что означает индивидуальный подход и учет особенностей каждого проекта;
- обеспечение инвестиционного проекта местным тенденциям и конкурентным преимуществам;
- согласованности проектов важнейшим .
При принятии стратегического решения по инвестиционным проектам учитывать общие, маркетинговые, производственные, финансовые, внешние и внутренние факторы, и эффективность мероприятий.
Целесообразность положительного стратегического решения инвестиционно-финансового характера необходимо обосновать по таким критериям оценки, как чистая дисконтированная и чистая термальная стоимости, индекс рентабельности инвестиций, внутренняя и учетная нормы прибыли инвестиции, срок окупаемости инвестиций.
Литература
- Протокол заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, 24 декабря 2018 г. https://www.dovermment/orders/selection
- Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1470 (ред. от 03.09.1998) «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17537/
- Курочкин В.Н. Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации / Владимир Н. Курочкин.– автореф. дисс. на соиск. уч. степени к.э.н. – Ростов-на-Дону: РГУ, 2008. – 25 с.
- Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: монография. – Ростов-на-Дону: ЗАО «Ростиздат», 2009 г. – 175 с.
- Управление разработкой и реализацией нового продукта / В.Н. Курочкин. – Зерноград: Азово-Черноморский инженерный институт Донского ГАУ, 2019. – 132 с.
- Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР /Г.Я. Гольдштейн. – Таганрог: Таганрогский государственный радиотехнический университет, 2000. – 244 с.
- Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента / В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2010. – 480 с. – с. 224.
- Курочкин В.Н. Финансовый менеджмент в отрасли образования / В.Н. Курочкин. – М.–Берлин, 2015. – 473 с.
- Курочкин В.Н. Экономический анализ хозяйственной деятельности /В.Н. Курочкин. –Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2014. – 170 с.
- Курочкин В.Н. Анализ эффективности инженерныхпроектов: учебное пособие / В.Н. Курочкин. –Зерноград, ФГОУ ВПО АЧГАА, 2009 г. – 89 с.