http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 10/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 10/2019

УДК 330.34+658

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10036

Развитие
малого и среднего бизнеса в регионах Российской Федерации

The development of small and medium-sized businesses in the regions of
the Russian Federation

Руднева Лариса
Николаевна,
доктор экономических наук, профессор, руководитель
образовательной программы «Экономика и организация производства на предприятиях
нефтегазовой отрасли», Тюменский
индустриальный университет, г. Тюмень,

Руденок Ольга Владимировна, кандидат экономических
наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Rudneva L.N., rudnevaln@tyuiu.ru

Rudenok O.V., rudenook@mail.ru

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы оценки развития малого и среднего бизнеса, как одного из
факторов социально-экономического развития страны.
Представлен методический подход к оценке развития малого и среднего бизнеса.
Определены показатели, позволяющие оценить как уровень, так и экономическую эффективность
развития малого и среднего бизнеса в
количественном и качественном плане. Проведена оценка развития малого и среднего
бизнеса в федеральных округах Российской Федерации за 2011-2016 гг. Дана оценка
соответствия масштабов распространения, уровня развития и экономической эффективности
малого и среднего бизнеса в отдельных федеральных округах Российской Федерации.
Сделаны соответствующие выводы.

Summary: The article deals
with the evaluation of small and medium-sized businesses as one of the factors
of socio-economic development of the country. A methodical approach to the
assessment of small and medium-sized businesses is presented. The indicators
allowing to estimate both level, and economic efficiency of development of
small and medium business in the quantitative and qualitative plan are defined.
The assessment of development of small and medium business in Federal districts
of the Russian Federation for 2011-2016 is carried out. The assessment of
conformity of scales of distribution, level of development and economic
efficiency of small and medium business in separate Federal districts of the
Russian Federation is given. The corresponding
conclusions are drawn.

Ключевые слова: занятые в экономике, инвестиции в
основной капитал, малый и средний бизнес, микробизнес, оборот предприятий,
предпринимательство, регион, сектор малого и среднего бизнеса.

Keywords: employed in the economy, investment,
small and medium-sized businesses, micro-business, enterprise turnover,
entrepreneurship, region, small and medium-sized business sector.

Изучение развития малого и среднего бизнеса является одним из инструментов обеспечения высокого уровня его адаптивности к динамичным условиям развития экономики страны, улучшения социального климата, разрешения проблем политического характера. В последнее время в научной литературе все более активно обсуждаются вопросы развития малого и среднего бизнеса и его влияния на экономическое развитие страны, а поиск наиболее эффективных методических подходов оценки его развития и эффективности деятельности становится приоритетным направлением исследований. Для достижения этих целей предлагается методический подход к оценке развития малого и среднего бизнеса, включающий четыре этапа (рисунок 1).

Изучение
существующих методических подходов к оценке развития малого и среднего бизнеса
позволило выявить, что в зависимости от целей и задач исследования
специалистами используются различные показатели, в совокупности в той или иной
степени отражающие состояние и уровень развития малого и среднего бизнеса. Недостатком
большинства представленных методик является использование для оценки в качестве
критериальных переменных в большей степени количественных показателей,
позволяющих оценить экстенсивность развития малого и среднего бизнеса, т.е. его
развитие за счет увеличения объемов используемых ресурсов. На наш взгляд,
наряду с количественными показателями для оценки развития малого и среднего
бизнеса целесообразно использовать качественные, позволяющие оценить уровень и
динамику его развития за счет повышения эффективности использования имеющихся
ресурсов, т.е. интенсивность развития.

Исходя
из вышеизложенного, предлагается использовать систему показателей,
сгруппированных по направленности оценки в пять блоков, позволяющих оценить
интенсивность и экстенсивность развития малого и среднего бизнеса. Выделены следующие блоки показателей:

блок 1 «Масштабы распространения малого и среднего бизнеса»:
показатели, характеризующие степень распространения
малого и среднего бизнеса в регионе: число субъектов малого
и среднего бизнеса на тысячу человек населения в трудоспособном
возрасте; доля индивидуальных предпринимателей в общей численности занятых в
экономике; доля
субъектов малого и среднего бизнеса в общем числе хозяйствующих субъектов;

блок
2 «Социальная значимости малого и среднего бизнеса»: показатели, характеризующие
уровень занятости и доходов занятых в данном секторе экономики региона: средняя
численность занятых на одном предприятии малого и среднего бизнеса; доля
занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в общей численности занятых в
экономике; средний размер номинальной начисленной заработной платы одного работника
предприятий малого и среднего бизнеса; доля среднемесячной номинальной начисленной
заработной платы работников предприятий малого и среднего бизнеса в среднемесячной
начисленной заработной плате по региону (стране);

блок
3 «Экономическое развитие малого и среднего бизнеса»: показатели, отражающие объемы
производства, экономическую эффективность деятельности субъектов хозяйствования
в данном секторе экономики региона: средний объем оборота в расчете на одно
предприятие малого и среднего бизнеса; оборот предприятий
малого и среднего бизнеса в расчете на душу населения; доля оборота предприятий
малого и среднего бизнеса в общем обороте предприятий; производительность труда
занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса;
соотношение номинальной начисленной заработной платы занятых
в малом и среднем бизнесе и их производительности труда; фондоотдача на
предприятиях малого и среднего бизнеса; рентабельность деятельности;

блок
4 «Инвестиционное развитие малого и среднего бизнеса»: показатели,
характеризующие доступность финансовой среды для малого и среднего
бизнеса региона: доля
инвестиций в основной капитал предприятий малого и среднего
бизнеса в
основном капитале всех хозяйствующих субъектов; средний объем инвестиций в
основной капитал в расчете на одно предприятие малого и среднего бизнеса; отдача инвестиций в
основной капитал;

блок
5 «Бюджетная значимость малого и среднего
бизнеса»: показатели, характеризующие
уровень поддержки малого и среднего бизнеса органами государственной власти: средний объем налоговых поступлений в бюджет в расчете на одно
предприятие малого и среднего бизнеса; доля
налоговых поступлений в бюджет предприятий малого
и среднего бизнеса в общем объеме налоговых поступлений; бюджетная
эффективность малого и среднего бизнеса.

Приведенные показатели позволяют
оценить состояние и развитие малого и среднего бизнеса, но в силу их
разнонаправленности не позволяют сделать однозначный вывод об общем уровне и
эффективности развития малого и среднего бизнеса, что указывает на
необходимость использования обобщающего показателя.

Расчет сводного интегрального индекса развития малого и среднего бизнеса производится по средней геометрической на основании формулы (1):

где Ik1, Ik2, …,
Ikn
рассчитываются как отношение соответствующих показателей состояния и развития
малого и среднего бизнеса в отчетном периоде к показателям предыдущего периода.

Интегральные индексы по блокам показателей оценки состояния малого и среднего бизнеса рассчитываются как среднее геометрическое из индивидуальных индексов по показателям, входящим в тот или иной блок показателей оценки. Так, для блока «Масштабы распространения малого и среднего бизнеса» расчет интегрального индекса масштабов распространения малого и среднего бизнеса будет производится по формуле (2):

где IРМСБ — интегральный
индекс масштабов распространения
МСБ;

iЧ/1000 чел. — индивидуальный
индекс числа субъектов малого и среднего бизнеса на тысячу человек населения в
трудоспособном возрасте;

iЧ/З — индивидуальный
индекс доли индивидуальных предпринимателей в общей численности занятых в
экономике;

iЧ/ХС — индивидуальный
индекс доли субъектов МСБ в общем числе
хозяйствующих субъектов.

Сводный интегральный индекс развития малого и среднего бизнеса, определяемый как среднее геометрическое из вышеуказанных интегральных индексов, рассчитывается по формуле (3):

где IМСБ — сводный
интегральный индекс развития МСБ:

IРМСБ — интегральный
индекс масштабов распространения
МСБ;

IСЗ — интегральный
индекс социальной значимости МСБ;

IЭР — интегральный
индекс экономического развития МСБ;

IИР — интегральный
индекс инвестиционного развития МСБ;

IБЗ — интегральный
индекс бюджетной значимости МСБ.

Расчет сводного интегрального индекса позволяет оценить
уровень развития малого и среднего бизнеса в динамики, т.е. определить
тенденции его развития.

Для оценки эффективности развития малого и среднего
бизнеса автором предлагается использовать традиционный подход, основанный на
соотношении результатов и затрат на их достижение. Экономический результат развития малого и среднего бизнеса
целесообразно выразить через такой показатель как валовая
добавленная стоимость, созданная субъектами малого и среднего бизнеса. В
качестве затрат на достижение результата выступают расходы государственного
бюджета, направленные на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса. В
связи с этим предлагается показатель экономической эффективности развития
малого и среднего бизнеса, отражающий цель его развития — увеличение валовой добавленной стоимости, созданной субъектами малого
и среднего бизнеса.

Заключительным этапом оценки развития малого и среднего
бизнеса является оценка соответствия
уровня развития малого и среднего бизнеса эффективности его развития. Для этих
целей предлагается использовать матрицы сравнения «Соотношение уровня
развития МСБ и масштабов его распространения», «Соотношение экономической эффективности
МСБ и масштабов его распространения», «Соотношение уровня развития и экономической
эффективности МСБ».

Представленный к рассмотрению методический подход
позволяет анализировать информацию об уровне развития малого и среднего бизнеса, эффективности ее развития и соответствии масштабам его распространения,
а также является базой для формирования программ
повышения уровня развития малого и среднего предпринимательства.
Отличительной особенностью данного подхода является то, что его можно применять
для оценки развития малого и среднего бизнеса не только на уровне региона, но
также в разрезе отдельных видов экономической деятельности.

Оценка развития малого
и среднего бизнеса в Российской Федерации проводилась в разрезе федеральных округов в
период с 2011 г. по 2016 г.

Основу сектора малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в 2011 г. по количеству хозяйствующих субъектов составляли индивидуальные предприниматели и микропредприятия — 55,01% и 35,49% всех зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса на конец 2011 г. соответственно (рисунок 2).

За анализируемый период произошло перераспределение субъектов
малого и среднего бизнеса в сторону увеличения доли микропредприятий и снижения
доли индивидуальных предпринимателей. Также сократилась доля малых предприятий из числа юридических лиц. Доля
средних предприятий из числа юридических лиц практически не изменилась и на
конец 2016 г. составила 0,25% от общего количества зарегистрированных субъектов
малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Такие изменения в структуре малого и среднего бизнеса
обусловлены в том числе изменением предельных величин критериев отнесения
хозяйствующих субъектов к малому и среднему бизнесу [3; 4].

По состоянию на конец 2016 г. в Российской
Федерации было зарегистрировано 2783,9 тысяч субъектов МСБ из
числа юридических лиц, что на 763,2 тыс. ед. больше, чем по состоянию на конец
2011 г. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей за 2011-2016
гг. увеличилось на 34,53% и составило 1901,5 ед.  Во всех федеральных округах отмечается рост количества
субъектов МСБ, как в абсолютных значениях, так и в пересчете на 100 тыс.
жителей. Наибольший рост отмечен в Центральном, Южном и Дальневосточном ФО. Наименьший
прирост отмечен в Северо-Кавказском ФО. В структуре зарегистрированных
субъектов малого и среднего бизнеса из числа юридических лиц лидируют Центральный
и Приволжский федеральные округа — на территории данных округов
зарегистрировано более 51% всех субъектов МСБ. По степени концентрации в
расчете на 100 тыс. человек населения в 2016 г. лидируют Северо-Западный,
Центральный и Уральский федеральные округа.

Изучение
динамики числа индивидуальных предпринимателей, являющихся значимой
составляющей малого и среднего бизнеса в РФ, показало, что по состоянию на конец 2016 г. в РФ
было зарегистрировано 2557 тыс. индивидуальных предпринимателей, что
на 3,49% больше уровня 2011 г. Численность индивидуальных предпринимателей
в расчете на 100 тыс. чел. населения за 2011-2016 гг. увеличилась и составила 1743,32
человека на конец 2016 г. В большинстве федеральных округов отмечается рост
числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Наибольший рост
отмечен в Уральском, Дальневосточном и Центральном федеральных округах. В
Северо-Кавказском и Сибирском федеральных округах отмечено сокращение числа индивидуальных
предпринимателей. По степени концентрации индивидуальных
предпринимателей в 2016 г. лидируют Южный и Дальневосточный федеральные округа.

Оценка
состояния и развития малого и среднего бизнеса в федеральных округах Российской
Федерации проводилась по предложенной системе показателей, позволяющих оценить
интенсивность и экстенсивность развития данного сектора экономики страны. Основой для оценки послужили данные Федеральной службы
государственной статистики.

За 2011-2016 гг. наблюдается положительная
динамика большинства показателей, характеризующих развитие малого и среднего
бизнеса в России. Это свидетельствует о стабильном поступательном его развитии
в РФ в данном временном промежутке. В период с 2011 по 2016 гг. наблюдается
увеличение масштабов распространения малого и среднего бизнеса в
Российской Федерации. Число субъектов МСБ на тысячу населения в
трудоспособном возрасте в целом по РФ возросло на 44,23% и составило 33,47
ед./1000 чел., доля
субъектов МСБ
в общем числе хозяйствующих субъектов увеличилась с 41,52%
в 2011 г. до 58,43 % на конец 2016 г.
Наибольший прирост числа субъектов МСБ на тысячу населения в
трудоспособном возрасте отмечается в Центральном и Дальневосточном федеральных
округах — на 79,74 % и
58,51% соответственно. Наибольшее увеличение доли субъектов МСБ
из числа юридических лиц
в общем числе хозяйствующих субъектов отмечается в Центральном и Уральском
округах — на 89,60 % и 55,69% соответственно (рисунок 3). Основными факторами
данных изменений являются превышение темпов роста числа субъектов малого и
среднего бизнеса над темпами роста численности населения в
трудоспособном возрасте и числа предприятий и организаций.

Не смотря на увеличение масштабов распространения малого и среднего бизнеса из числа юридических лиц, в большинстве федеральных округов отмечается сокращение доли индивидуальных предпринимателей в общей численности занятых в экономике вследствие опережения темпов роста численности занятых в экономике над темпами роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

В целом по стране снижение доли индивидуальных
предпринимателей в общей численности занятых в экономике  в 2016 г. относительно уровня 2011 г.
составило 2,85 %. Исключением являются Приволжский, Уральский и
Дальневосточный ФО — в этих регионах наблюдается увеличение  доли индивидуальных предпринимателей в
общей численности занятых в экономике — на 1,50 %, 11,27 % и 10,37%
соответственно — вследствие опережения темпов роста числа
зарегистрированных индивидуальных предпринимателей над темпами роста
численности занятых в экономике.

Прирост среднего оборота предприятий МСБ как в расчете на один субъект МСБ, так и в расчете на душу населения и среднего объема налоговых отчислений в бюджет в расчете на одно предприятие МСБ в 2016 г. относительно уровня 2011 г. является признаком роста доходности хозяйствующих субъектов МСБ в данный период. Наибольший прирост среднего объема оборота в расчете на одно предприятие МСБ  отмечается в Северо-Кавказском и Северо-Западном  ФО — на 53,40 % и 41,24 % соответственно. В Центральном ФО отмечается снижение среднего оборота в расчете на одно предприятие МСБ относительно уровня 2011 г. на 0,95 %. Лидерами по темпам роста оборота предприятий МСБ в расчете на душу населения являются Северо-Западный и Дальневосточный ФО — оборот предприятий МСБ  в расчете на душу населения в данных округах увеличился относительно 2011 г. на 98,03 % и 96,42 % соответственно. Рост показателя бюджетной эффективности МСБ, характеризующего долю налоговых платежей в бюджет субъектов МСБ в сумме государственного финансирования субъектов МСБ, свидетельствует о повышении эффективности использования средств, направленных на поддержку МСБ органами государственной власти во всех федеральных округах (рисунок 4).

Рост доли инвестиций в основной капитал субъектов МСБ в основном капитале всех хозяйствующих субъектов (на 29,64%) и среднего объема инвестиций в основной капитал в расчете на одно предприятие МСБ (на 24,83%) в 2016 г. относительно уровня 2011 г. свидетельствует о повышении доступности финансовой среды для субъектов малого и среднего бизнеса. В 2016 г. отмечается снижение отдачи инвестиций в основной капитал в среднем по России на 2,68%, что свидетельствует о снижении эффективности использования привлекаемых субъектами малого и среднего бизнеса инвестиционных ресурсов. Исключением являются Северо-Западный, Южный, Уральский и Сибирский федеральные округа (рисунок 5).

В
этих субъектах Федерации отмечается снижение доли инвестиций в основной капитал субъектов
МСБ в
основном капитале всех хозяйствующих субъектов  и среднего объема
инвестиций в основной капитал в расчете на одно предприятие при увеличении
отдачи инвестиций в основной капитал. Это свидетельствует о снижении
зависимости субъектов МСБ от инвестиционных средств, в том числе за счет
привлечения собственных финансовых ресурсов, вследствие роста доходности
хозяйствующих субъектов МСБ, и повышении эффективности  использования привлекаемых инвестиционных
ресурсов в данных округах.

В
период 2011-2016 гг. произошло увеличение доли номинальной начисленной
заработной платы работников предприятий МСБ в начисленной заработной плате по
региону в среднем по стране на 0,73% (кроме Северо-Западного ФО) и снижение доли
занятых на предприятиях МСБ в общей численности занятых в экономике (кроме
Дальневосточного ФО, где отмечается рост доли занятых на предприятиях МСБ на
8,7%) в среднем по стране на 11,12%, а также средней
численности занятых на одном предприятии МСБ (в среднем по стране на 31,25%). Это свидетельствует о снижении социальной
значимости малого и среднего бизнеса в России и зависимости роста номинальной начисленной
заработной платы работников предприятий МСБ от численности работников МСБ. Снижение средней
численности занятых на одном предприятии МСБ при значительном увеличении производительности труда
занятых на предприятиях (в среднем по стране на 76,7%) свидетельствует о повышении эффективности
использования персонала на предприятиях МСБ за счет опережения темпов роста
оборота субъектов МСБ над темпами роста численности работников (рисунок 6). Об этом
свидетельствует также показатель соотношения  производительности труда и заработной платы,
темпы роста которого выше темпов роста производительности труда.

Таким образом, за период с 2011 г. по 2016 г. наблюдается: увеличение масштабов распространения малого и среднего бизнеса за счет роста количества субъектов МСБ из числа юридических лиц; повышение уровня экономического и инвестиционного развития, а также бюджетной эффективности субъектов малого и среднего бизнеса; снижение социальной значимости вследствие снижения численности занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Оценка уровня развития малого и среднего бизнеса в
Российской Федерации
позволила выявить, что в анализируемом периоде с 2011 по 2016 гг., не смотря на
общее повышение уровня развития малого и среднего бизнеса Российской
Федерации на
10,3 %, наблюдается
общая тенденция к замедлению темпов роста уровня развития малого и среднего
бизнеса в стране (таблица 1).

По итогам 2016 г. относительно 2015 г. значение сводного интегрального индекса развития малого и среднего бизнеса РФ снизилось на 0,052 д.ед. относительно предыдущего периода и составило 1,113 д.ед. Таким образом, наблюдается замедление темпов развития малого и среднего бизнеса в данном временном периоде. Негативное влияние на значение сводного интегрального индекса развития малого и среднего бизнеса в 2016 г. оказало замедление темпов роста социальной значимости, экономического и инвестиционного развития при ускорении темпов роста масштабов распространения и бюджетной значимости малого и среднего бизнеса.

Изучение динамики интегральных индексов
развития малого и среднего бизнеса в федеральных округах позволило
выявить, что изучаемый период в целом характеризуется положительной тенденцией
уровня развития малого и среднего бизнеса во всех субъектах России (таблица
2). Однако, вследствие ухудшения макроэкономической ситуации в стране в 2014 г.
наблюдается снижение уровня развития малого и среднего бизнеса практически во
всех федеральных округах — исключение составили Южный и Сибирский ФО.

Основным фактором повышения уровня развития малого и среднего бизнеса во всех федеральных округах страны является повышение уровня бюджетной значимости субъектов МСБ. Также среди факторов роста уровня развития малого и среднего бизнеса следует выделить:  увеличение масштабов распространения  малого и среднего бизнеса на территории Центрального и Уральского федеральных округов; повышение уровня экономического развития малого и среднего бизнеса в Северо-Западном, Южном, Северо-Кавказском, Приволжском и Сибирском федеральных округах; повышение уровня инвестиционного развития малого и среднего бизнеса в Дальневосточном ФО.

Негативное влияние на уровень развития малого и
среднего бизнеса оказало снижение социальной значимости МСБ (Центральный и
Северо-Западный ФО), уменьшение масштабов распространения малого и среднего
бизнеса (Северо-Кавказский ФО), снижение уровня инвестиционного развития
(Уральский ФО).

Лидером по уровню развития малого и среднего бизнеса среди федеральных округов является Северо-Западный ФО. На втором месте по уровню развития Дальневосточный ФО. Среди аутсайдеров по уровню развития малого и среднего бизнеса следует выделить Южный и Сибирский федеральные округа со значением сводного интегрального индекса развития МСБ 1,087 и 1,079 д.ед. соответственно. Результаты оценки экономической эффективности малого и среднего бизнеса (таблица 3), свидетельствуют об общем повышение эффективности развития сектора малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

Экономическая эффективность малого
и среднего бизнеса в среднем по России составила от 0,997 руб. валовой добавленной стоимости, созданной субъектами МСБ,
на 1 руб. затрат, вложенных в их развитие, в 2011 г. до  1,037 руб./руб. по итогам 2016 г.

По экономической эффективности малого
и среднего бизнеса в разрезе федеральных округов в 2016 г. лидером по экономической
эффективности малого и среднего бизнеса является Северо-Западный
ФО с уровнем
эффективности 1,085 руб./руб. На втором месте Дальневосточный
ФО с уровнем экономической эффективности малого и среднего бизнеса — 1,048
руб./руб. К числу отстающих субъектов по уровню экономической эффективности малого и среднего бизнеса
следует отнести Северо-Кавказский ФО со значением показателя
экономической эффективности ниже единицы. Основным фактором повышения экономической
эффективности малого и среднего бизнеса в целом по стране является
превышение темпов роста  ВРП, созданного субъектами МСБ, над ростом затрат,
направленных на развитие малого и среднего бизнеса.

Изучение тенденций изменения экономической
эффективности малого и среднего бизнеса за 2011-2016 гг. позволило
выявить, что практически во всех федеральных округах наблюдается рост
показателя экономической эффективности малого
и среднего бизнеса. Исключением является Северо-Кавказский ФО, в котором
отмечается постепенное снижение уровня экономической эффективности малого
и среднего бизнеса в среднем на 0,3 % в год. Среди федеральных округов
следует выделить Северо-Западный и Южный ФО, в которых среднегодовые темпы
прироста экономической эффективности малого и среднего бизнеса выше, чем
в других округах, и составляют 1,66 % и 1,03 % в год соответственно. В
остальных округах среднегодовой темп прироста экономической эффективности
развития малого и среднего бизнеса находится в пределах от 0,6
% до 0,8 % в год.

В заключение исследования для
сопоставления уровня развития и экономической эффективности малого и среднего
бизнеса были построены матрицы сравнения «Соотношение уровня и
эффективности развития малого и среднего бизнеса», «Соотношение уровня
развития и масштабов распространения малого и среднего бизнеса» и «Соотношение
эффективности и масштабов распространения малого и среднего бизнеса» (рисунки 7-9).

По результатам матричного анализа
выявлено, что в 2016 г. к регионам со средними масштабами распространения
малого и среднего бизнеса относятся Северо-Кавказский, Центральный и
Северо-Западный федеральные округа. Остальные федеральные округа относятся
к регионам с крупными масштабами распространения малого и среднего бизнеса.

По соотношению уровня
развития и экономической эффективности малого и среднего бизнеса выявлено,
что:

  • Центральный и Дальневосточный ФО относятся к регионам с относительно высоким уровнем развития и средней экономической эффективностью малого и среднего бизнеса;
  • Северо-Кавказский ФО относится к регионам с высоким уровнем развития и низкой экономической эффективностью субъектов малого и среднего бизнеса;
  • Северо-Западный федеральный округ относится к регионам со средним уровнем развития и высокой экономической эффективностью малого и среднего бизнеса;
  • Приволжский, Уральский, Сибирский и Южный федеральные округа относятся к регионам с относительно низким уровнем развития и средней экономической эффективностью малого и среднего бизнеса.

Таким образом, большая часть
федеральных округов Российской Федерации в 2016 г. характеризуются крупными
масштабами распространения малого и среднего бизнеса с относительно низким
уровнем развития и средней экономической эффективностью малого и среднего
бизнеса. На фоне этого выделяется Северо-Кавказский ФО, являющийся регионом с
относительно высоким уровнем развития и средней экономической эффективностью при
относительно крупных масштабах распространения малого и среднего бизнеса. В
целом малый и средний бизнес в Российской Федерации характеризуется
относительно небольшими масштабами распространения, средним (невысоким) уровнем
развития и средней экономической эффективностью.

Проведенная
в настоящем исследовании оценка уровня и экономической эффективности развития
малого и среднего бизнеса показала низкую устойчивость данного сектора
экономики в период общемировой финансовой нестабильности и не достаточно
высокую результативность существующих программ государственной поддержки, что
отражено общим снижением уровня и эффективности развития субъектов малого и
среднего бизнеса.

Эффективное
государственное регулирование и поддержка субъектов малого и среднего является одним из ключевых
государственных приоритетов на современном этапе развития экономики. Развитие новых механизмов регулирования и поддержи
малого и среднего бизнеса, а также совершенствование существующих, будет
способствовать не только росту числа субъектов малого предпринимательства, но и
увеличению эффективности их функционирования.

Развитие экономики любого государства невозможно без
формирования малого и среднего  бизнеса,
поскольку последнее является базисной основой для подъема и развития экономики
России в целом. Для этого, необходимо создать благоприятные условия, в том
числе оказание поддержки со стороны государства.

Литература

  1. Вершинина А.П. К вопросу об оценке развития малого бизнеса в Алтайском крае // Вестник Алтайской академии экономики и права.  2014. №2(34). С. 35–39.
  2. Владимирова С. В., Лоскутова М. В. Программно-целевой подход к созданию системы государственной поддержки малого предпринимательства в регионе // Социально-экономические явления и процессы. 2016. № 1. С. 15-18.
  3. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Текст]: Федер. закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // КонсультантПлюс. — 2015. 
  4. Постановление Правительства РФ № 702 от 13.07.2016 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
  5. Руденок О.В. Оценка развития малого и среднего бизнеса в федеральных округах Российской Федерации // Современные тренды развития стран и регионов – 2017: материалы международной научно-практической конференции.  Тюмень: ТИУ.  2018.  С. 459-462.
  6. Руденок О.В. Развитие малого и среднего бизнеса Тюменской области / О.В. Руденок, Р.А. Ахнин // Современные тренды российской экономики: вызовы времени – 2017: материалы международной научно-практической конференции. Тюмень: ТИУ. 2017. С.82-85.
  7. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России». 2016. Росстат. —  M., 2016. – 96 с.
  8. Филиппов Д.В. Методика оценки уровня развития предпринимательства в регионе. // Государственное управление. Электронный вестник. № 36. 2013 г. С. 252-262.
  9. Центральная база данных [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cbsd.gks.ru/.