Московский экономический журнал 10/2019

image_pdfimage_print

УДК 911.3:33

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10034

ЗАВИСИМОСТЬ ЭКСПОРТА СИБИРСКИХ РЕГИОНОВ ОТ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

DEPENDENCE OF SIBERIAN REGIONS’ EXPORTS ON THE MARINE COMPLEX

Работа выполнена при поддержке гранта РНФ «Евразийские векторы морехозяйственной активности России: региональные экономические проекции» (проект № 19-18-00005)

И.А. Дец, кандидат географических наук, старший научный сотрудник, Институт географии СО РАН, Иркутск

I.A. Dets, candidate of geographical sciences, senior researcher at the Institute of Geography SB RAS, Irkutsk

Аннотация: В ходе работы рассматриваются материалы по направлению поставок на внешние рынки основных природных ресурсов Сибири: нефти, газа и угля. Определено, что для большей части сибирских регионов поставки в западном направлении имеют важнейшее значение, однако инвестиции в транспортную инфраструктуру могут привести к постепенной переориентации экспорта, к примеру, Кемеровской области на преимущественно восточное направление. Решающее значение для будущего изменение географии сибирских экспортных поставок будут иметь темпы глобального потепления и изменения режима функционирования Северного морского пути, что уже сейчас иллюстрируется успешным опытом реализации проекта «Ямал-СПГ».

Summary: In the course of the work, materials are considered in the direction of deliveries to foreign markets of the main natural resources of Siberia: oil, gas and coal. It is determined that for most of the Siberian regions, deliveries to the west are of the utmost importance, however, investments in transport infrastructure can lead to a gradual reorientation of exports, for example, of the Kemerovo Region to a predominantly eastern direction. The pace of global warming and changes in the mode of operation of the Northern sea route will be crucial for the future change in the geography of Siberian exports, which is already illustrated by the successful experience of the “Yamal LNG” project.

Ключевые слова: газопровод «Сила Сибири», нефтепровод «ВСТО», северный морской путь, экспорт нефтегазовых ресурсов.

Keywods: “Power of Siberia” gas pipeline, ESPO oil pipeline, Northern sea route, export of oil and gas resources.

Введение

Экспорт природных ресурсов остаётся основой российской экономики, фактически определяя роль страны в международном распределении труда. Бо́льшая часть российских природных ресурсов сосредоточена в Сибири, которая вместе с постепенным исчерпанием запасов в Европейской части России стала главной кладовой и источником основной части экспортных поступлений [1]. В первую пятёрку экспортных товаров входят нефть, газ, уголь (вместе формирующие около 2/3 экспортных доходов), металлы и продукция химической промышленности [2]. Нефть и газ из России традиционно поставлялись покупателям в рамках многолетних контрактов преимущественно по трубопроводам, однако в последние годы морской транспорт стал играть заметно бо́льшую роль в поставках нефти и газа. В поставках российской нефти фактором усиления роли морского транспорта стали в том числе ввод в эксплуатацию нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) и Балтийской трубопроводной системы (перенаправившей часть нефтяного экспорта из нефтепровода «Дружба» в порты Ленинградской области). Одновременно увеличение доли продаж сжиженного природного газа (СПГ) в мире потребовало от федерального правительства активного содействия развитию аналогичных технологий в России, что привело к появлению двух дополнительных экспортёров газа (кроме ранее действовавшего монопольно «Газпрома»): «Sakhalin Energy» и «Ямал СПГ». Функционирование данных проектов в настоящее время проходит вполне успешно: за 2018 г. физический экспорт СПГ вырос на 50,4% и достиг 36,7 млрд кубометров (и составил уже 14% от общего экспорта газа, при росте трубопроводных поставок «Газпрома» только на 3,7% до 220,6 млрд кубометров) [3]. Правительство планирует и дальше наращивать транспортировку грузов по Северному морскому пути, для чего в настоящее время ведётся строительство новых атомных ледоколов, а также обсуждается возможность перенаправления экспорта нефти Ванкорского кластера с нефтепровода «ВСТО» на морские поставки, что потребует строительства нефтеналивных терминалов на Таймыре [4]. Глобальное потепление в перспективе может привести и к круглогодичной возможности прохождения маршрута Севморпути без ледокольной поддержки, что может привести к резкому росту прохождения иностранных судов по данному маршруту. Данное обстоятельство потребует от российского правительства дальнейшей концентрации усилий на развитии побережья Арктики [5].

При этом продолжаются и инвестиции в развитие трубопроводной системы: строительство газопровода «Сила Сибири» (сооружение которого обойдётся в сумму не менее ₽1,1 трлн [6]) ещё не окончено, однако правительство продолжает рассматривать возможность прокладки второго газопровода в КНР по западному маршруту, теперь и с транзитом через Монголию [7].

Кроме трубопроводного транспорта инвестиции в развитие получает и железнодорожный: оплачиваемое государством расширение Транссиба и БАМа, ориентированное на усиление их экспортной и транзитной ролей, сопровождается расширением мощностей дальневосточных российских портов.

Такое одновременное движение по развитию транспортной инфраструктуры сразу в нескольких направлениях не позволяет с уверенностью прогнозировать изменение роли видов транспорта для сибирского экспорта или общую смену направления поставок в ближайшие годы, однако некоторые изменения в таком распределении могут быть зафиксированы уже сейчас.

Экспериментальная база

В ходе исследования анализировались данные по экспорту регионов за 2018 г. Российского экспортного центра, обобщающего статистику государственных ведомств [8]. Данные, представляемые государственным институтом поддержки несырьевого экспорта, как и ранее предоставлявшаяся государственная статистика, представляют заявляемую экспортёрами информацию без поправок на место действительного производства товара в России, в результате чего формальным лидером российского экспорта (включая сырьевой) продолжает числиться город Москва. Практически не представляется возможным вычленение реального размера экспорта регионов из представляемых официально данных, однако достаточно близкое к действительному ранжирование остальных регионов-экспортёров позволяет оперировать относительными данными достаточно обоснованно. 

Ход исследования

В рамках исследования первоочередной задачей стало определение приоритетных направлений экспорта для регионов Сибири (включающей в данном случае Тюменскую область, Бурятию, Забайкальский край и Якутию), для чего страны экспорта товаров были распределены на два условных направления: западное и восточное. Для отнесения страны к «западному» направлению экспорта требовалось не более западное положение её территории относительно регионов Сибири (в случае применения данного критерия для половины сибирских регионов такой страной мог бы быть, например, Казахстан), а приоритетность выбора российских морских портов Атлантического или Арктического бассейна при экспорте товаров в данную страну. Таким образом к западному направлению кроме стран Европы были также отнесены Турция, Израиль, ОАЭ, Марокко, Египет, Бразилия и другие страны Америки, а к восточному направлению — страны Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия и страны Океании. Данное распределение может в значительной степени скорректироваться в будущем, в первую очередь, в случае наращивания экспорта через северные порты в условиях улучшения проходимости Северного морского пути, который в настоящее время всё ещё закрыт льдами в своей восточной части бо́льшую часть года.

На восточном направлении главным импортёром российской продукции в настоящее время является Китай, куда поставка товаров из многих сибирских регионов осуществляется преимущественно сухопутным транспортом (при всё возрастающей роли трубопроводного транспорта, о чём говорилось выше). Тем не менее основные центры экономической активности южного Китая импортируют грузы морским транспортом, потенциал использования которого ещё не исчерпан и для экспорта сибирских регионов. Безусловно важнейшую роль морской транспорт имеет для экспорта во все остальные страны Восточной и Юго-Восточной Азии (в отличие от западного направления, где Россия имеет сухопутные границы с целым рядом стран).

Таким образом, распределение регионов по преобладающему направлению экспорта и последующий анализ их основных экспортных товаров позволил выявить возможности и ограничения для внешней торговли сибирских регионов, обусловленные уровнем развития морехозяйственным комплекса и общими характеристиками транспортной системы России.

Результаты и обсуждение

Статистика международной торговли России показывает, что экспортные потоки в целом достаточно сильно сконцентрированы: на 8 стран приходится больше половины стоимости внешнеторговых поставок. На первом месте с показателем 12,46% — КНР, при том, что данные по Тайваню (1%) и Гонконгу (0,22%) учитываются отдельно. Второй страной по стоимости годового экспорта для России являются Нидерланды, куда отправляется 9,66% поставок, а замыкает тройку ФРГ с 7,60%. Ближайший союзник России — Белоруссия — занимает четвёртое место, занимая долю в 4,88% российского экспорта, на пятом месте по рассматриваемому показателю расположилась Турция — 4,74%. Ещё одна из азиатских стран — Республика Корея — с показателем в 3,96% заняла шестое место, а Польша лишь ненамного обошла Италию (3,69% и 3,65% соответственно). Следующие за указанными странами государства играли заметно меньшую роль для российского экспорта и имели показатель в среднем около 1% (37,09% на 36 стран), что означает, что в сумме на 44 страны пришлось 87,85% российского экспорта.

Необходимо отметить, что часть российских внешних поставок в дальнейшем ещё подлежит перераспределению через такие государства, как Нидерланды, имеющие крупнейшие мировые транспортные узлы на своей территории. Не могут оцениваться однозначно и объёмы экспорта в такие страны, как Швейцария, поставки алюминия в которую возросли на $1 млрд за 2018 г. (при одновременном сопоставимом сокращении экспорта этого металла в США) — эксперты, анализирующие «зеркальную» статистику (т.е. статистику стран-импортёров), предполагают, что через формальную продажу металла связанным компаниям в Европе российский алюминиевый монополист «РУСАЛ» обходил американские санкции [9].

Только немногие регионы по официальным данным опережают Москву (имеющую формально 43,85% от всего российского экспорта) на отдельных экспортных направлениях. Из регионов Сибири Якутия значительно превосходит другие по поставкам в Бельгию, Израиль и ОАЭ (экспорт алмазов); Кемеровская область в лидерах по поставкам на Тайвань, в Монголию и Индонезию; Иркутская область — в Швейцарию (вместе с Красноярским краем), Монголию и Индонезию; Ханты-Мансийский автономный округ — на Филиппины. Такой короткий перечень регионов, чей экспорт превышает московский, не должен вводить в заблуждение — как уже упоминалось выше, для большинства компаний, имеющих отвечающие за внешнюю торговлю подразделения в столице, оформление экспорта оказывается целесообразным там же. Тогда как в некоторых случаях экспортёрам по разным причинам выгоднее оформлять внешнеторговые операции в регионах, так, например, компания «Алроса», добывающая алмазы, частично принадлежит Якутии и регистрирует там свою операционную деятельность.

Тем не менее анализ относительных долей стран-импортёров позволяет распределить регионы Сибири по принципу приоритетности для них западного направления в торговле (рисунок 1).

В целом для России доля западного экспорта приближается к 60%, однако для некоторых регионов Сибири данный показатель оказался ещё выше: Якутия (65,52%), Ханты-Мансийский АО (71,81%), Ямало-Ненецкий АО (77,67%) и Тюменская область (88,56%) вошли в группу регионов, для которых данное направление является приоритетным. Для Тюменской области и автономных округов данное положение долгие годы было обусловлено наличием мощной трубопроводной связки Западной Сибири со странами Европы. В настоящее время данное направление получает усиление с развитием экспортных газовых мощностей (вторая очередь «Северного потока» в Германию и «Южный поток» в Турцию), однако одновременно дополняется созданием более «гибкой» инфраструктуры морского экспорта (нефтеналивные терминалы в Балтийском море, установки по сжижению природного газа в Арктическом бассейне). Зависимость Якутии от поставок в рассматриваемом направлении специфична: высокая стоимость экспортируемых алмазов и некоторых других природных ресурсов (как золото) позволяет в большинстве случаев использовать дорогой авиационный транспорт, однако развитие нефте- и газодобычи в последние годы увеличивает абсолютные и стоимостные объёмы поставок в азиатском направлении, что может в перспективе сделать западное направление значительно менее важным для региона.

Только для ещё одного региона Сибири западное направление экспорта превышает половину и составляет 61,27%. Для Красноярского края высокую важность продолжает сохранять экспорт цветных металлов, осуществляемый частично через бассейн Карского моря. Маловероятно, что продукция предприятий южной части региона в ближайшем будущем также будет экспортироваться данным путём, однако вероятное перенаправления нефтяного экспорта Ванкорского и сопутствующих месторождений сможет значительно увеличить ассортимент морского экспорта, представленный пока металлами с норильских предприятий.

Для многих оставшихся регионов экспорт в западном направлении является незначительным и не превышает 15%, что сопровождается и невысокой общей зарегистрированной стоимостью экспорта данных регионов (не превышает $1 млрд). Среди всех регионов данной группы выделяется Томская область, треть валового регионального продукта которой создаётся в нефтегазовой сфере (при сокращающемся уровне добычи в течении ряда лет в регионе в 2018 г. было добыто 9,8 млн т нефти в год), однако официальная статистика формально не фиксирует экспорта нефти и газа из региона.

Три региона из группы, для которой экспорт в западном направлении является значительным (но не превышает 30% от общей стоимости), находятся в ней по разным причинам. Для Новосибирской области и Алтайского края важную роль во внешнеторговых операциях играет среднеазиатское направление, которое во многом уравновешивает экспортные векторы регионов (доля «восточного» направления у них также не превышает половины). У Иркутской области ситуация иная — более 70% экспорта региона отправляется восточным маршрутом (при 58% доле КНР), который с начала экспорта нефти по «ВСТО» приобрёл ещё более важное для региона значение. Ориентация Иркутской области на восточное направление только усилится вместе с началом поставок природного газа в Китай по «Силе Сибири», что может поставить регион в абсолютную экспортную зависимость от одной страны. Некоторое ослабление такой зависимости в перспективе может дать только увеличение экспорта угля — региональная компания «Востсибуголь» является одной из лидирующий в Сибири (добыча в 2018 г. — 15,5 млн т, увеличение на 15%) и осуществляет поставки на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом важную роль для компании играют и поставки через морской порт Находки, откуда уголь отправляется в том числе и к китайским покупателям (при основном пути поставок напрямую по железной дороге).

В последней группе регионов — три субъекта РФ, для которых западное направление является важным, но не превышает половины (при этом превосходя экспорт в восточном направлении). Однако если Омская область с высокой вероятностью продолжит оставаться в таком балансирующем положении (при сильных внешнеторговых связях со странами Средней Азии), то Хакасия и Кемеровская область всё большую часть своего экспорта направляют в восточном направлении. Реконструкция БАМа и Транссиба, во много обоснованная именно необходимостью увеличения их провозной мощности для наращивания угольного экспорта, а также расширение погрузочных мощностей в портах Дальнего Востока позволят снять инфраструктурные ограничения и дополнительно увеличить поставки в страны АТР. Уже в 2018 г. экспорт Кемеровской области составил $1,3 млрд в Японию, $1,9 млрд в Республику Корею и $2,2 млрд на Тайвань при возрастающих поставках в Малайзию, Вьетнам и Индонезию, однако добывающие мощности региона могут обеспечивать и большие поставки.

Выводы

Экспорт регионов Сибири, традиционно представленный природными ресурсами, в последние годы изменяет свою географию. Главным фактором таких изменений пока является трубопроводный транспорт, соединяющий Сибирь и покупателей ресурсов на востоке и на западе. В то же время построенные нефтепроводы были дополнены нефтеналивными терминалами как в Приморском крае, так и в Ленинградской области, что позволило варьировать рынки продаж. В том же направлении поддержки разных направлений экспорта работает и расширение мощностей Транссиба и БАМа, исчерпанная провозная мощность которых пока ограничивает возможность угольного экспорта через порты Тихого океана.

Однако процесс наращивания «экспортной свободы» происходит не повсеместно: газопроводы «Южный поток», «Северный поток-2» и «Сила Сибири», чьё строительство требует значительных финансовых и дипломатических усилий, снова привяжут поставку сибирских ресурсов к конкретным покупателям и транзитным странам. В ситуации активного развития альтернативной энергетики в Европе и Китае, а также сложных политических взаимоотношений с многими странами Европы (что продолжает негативно влиять на строительство и эксплуатацию «Северного потока»), являющихся одними из крупнейших покупателей энергоресурсов из России, инвестиции в масштабные инфраструктурные объекты могут оказаться неоправданными.

В тоже время самые значительные перемены экспортным поставкам Сибири обещает глобальное потепление. Уже сейчас, с реализацией на Ямале первого проекта по морскому экспорту сжиженного природного газа, северный маршрут становится важным звеном российского энергетического экспорта, а с прогнозируемым в среднесрочной перспективе практически свободным использованием Северного морского пути для судоходства, может потребоваться форсированное развитие транспортных путей, связывающих места добычи природных ресурсов и морские порты Арктики.

Литература

1.      Дец И.А. Несырьевая экономика Сибири: отрасли и локализация // Сборник трудов конференции «Современные тенденции пространственного развития и приоритеты общественной географии» Барнаул, 12-19 сентября 2018 г. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2018. С. 154–159.

2.      OEC — Russia (RUS) Exports, Imports, and Trade Partners [Электронный ресурс]. URL: https://oec.world/en/profile/country/rus/ (дата обращения: 16.09.2019).

3.      Нефтегазовый экспорт в 2018 году принес России более $260 млрд [Электронный ресурс] // Национальная Ассоциация нефтегазового сервиса. 2019. URL: https://nangs.org/news/economics/neftegazovyy-eksport-v-2018-godu-prines-rossii-bolee-260-mlrd (дата обращения: 23.08.2019).

4.      Тема недели: СМП загрузят углеводороды | Oilcapital [Электронный ресурс]. URL: https://oilcapital.ru/article/general/09-03-2019/tema-nedeli-smp-zagruzyat-uglevodorody (дата обращения: 16.09.2019).

5.      Навигация по Севморпути станет круглогодичной к 2035 году | Новости | ОТР [Электронный ресурс] // ОТР — Общественное Телевидение России. URL: https://otr-online.ru/news/navigaciya-po-sevmorputi-stanet-kruglogodichnoy-k-2035-godu-126231.html (дата обращения: 16.09.2019).

6.      Стоимость строительства газопровода «Сила Сибири» превысила 1 трлн руб. [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/business/27/04/2018/5ae344799a794785d0b58ea9 (дата обращения: 16.09.2019).

7.      Ведомости. «Газпром» изучит вариант поставки газа в Китай через Монголию [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/09/09/810874-gazprom-postavki-gaza (дата обращения: 16.09.2019).

8.      Экспорт регионов [Электронный ресурс]. URL: https://www.exportcenter.ru/international_markets/regions_export/ (дата обращения: 16.09.2019).

9.      Козловский С. Швейцария стала крупнейшим покупателем алюминия из России. Как так вышло? // BBC News Русская служба. 2019. https://www.bbc.com/russian/news-47061099 (дата обращения: 23.08.2019).