Московский экономический журнал 10/2019
DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10003
Высокотехнологические предприятия как фактор стратегического развития экономики
High-tech enterprises as a strategic factor of economic development.
Эмирбекова А.А., Санкт-Петербургский государственный экономический университет, программа «Корпоративные финансы»
Emirbekova A.A., St. Petersburg state University of Economics
Аннотация: В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с высокотехнологичными предприятиями. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса высокотехнологических предприятий как фактора стратегического развития экономики. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического опыта.
Summary: Increased emphasis is now being placed on the processes associated with high-technology enterprises. Which is why in this article high-tech enterprises are seen as a strategic factor. Methodology of the study – review of the academic literature on the question and the practical experience.
Ключевые слова: высокотехнологичные, предприятия, организация, экономика, стратегия, бизнес, развитие.
Key words: high-tech, enterprises, organization, economy, strategy, business, development.
Вызовы
со стороны экономики и политики последнего времени, важность быстрого
импортозамещения, потребность в разработке инновационных, конкурентоспособных
товаров при значимой ограниченности внешних факторов роста обостряют важность
развития российского высокотехнологичного бизнеса.
Интересно,
что в моменты турбулентности инновационные вложения считаются важным внутренним
резервом роста экономики государства, а высокотехнологичные организации –
локомотивами, которые могут выводить экономическое поприще на траекторию
технологического прорыва.
Определение
«высокотехнологичная компания» в экономике на данный момент:
- Применяется в контексте инновационной
работы субъектов экономики. - Во многих ситуациях отождествляется с определением
хайтек. - Находится в одном ряду с такими терминами,
как прорывные, ключевые, критические, наукоемкие, стратегически важные. - Анализируется в виде формы организованности
предпринимательства по формированию, производству, коммерциализации товаров
более высокого, ориентированного на перспективу уровня. - Считается детерминирующей формой организованности
бизнеса в опережающем стратегическом направлении достижения и удержания позиций
лидера на внутреннем и внешнем рынках.
Исследователи
высокотехнологичных предприятий предполагают также отличать их по числу занятых
сотрудников, обороту организации в финансовом отображении, величине уставного
капитала, цене капитальной собственности. Частым критерием считается число
занятых в фирме сотрудников, что предоставляет способность дифференцировать их
на малые, средние, крупные. Подобный подход меньше всего подвергается
воздействию отраслевых, страновых особых характеристик, различается
стабильностью, прозрачностью, простотой, надежностью.
Феномен
высокотехнологичных организаций связывается с тем, что их работа носит
различную характеристику, при этом любая, кроме отраслевых особенностей, обладает
специфичными чертами, которые придают ей уникальное отображение.
Продукты
могут считаться высокотехнологичными при условии, когда в производстве
принимают участие специалисты высокого образовательного и профессионального
уровня, сами товары или технологии имеют компоненты ноу-хау, значимую роль на
каждом этапе формирования и вывода на рынок, совместно с материальными, играют
нематериальные активы.
Высокая
технологичность, как приносящая доход работа, является процедурой, по итогу
которой достижения из области исследований науки и разработок будут переведены
в область бизнеса, повышая производительность и экономический результат фирм.
Следовательно,
главные характеристики высокотехнологических предприятий являются совокупностью
таких признаков:
- Ориентированность на прогрессивные
достижения науки в главных областях работы компании – разработке, технологиях,
производстве товаров, маркетинге. - Секретность данных, наличие коммерческой
тайны, сложно реализуемых товаров, которые объективно будут ограничивать число
фирм, способных принимать конкурентные преимущества. - Производство и коммерческая направленность
товаров, которые отличаются новизной, ориентацией на перспективу, высокими
свойствами потребления, наукоемкостью. - Экономически целесообразная рентабельность
производственной сферы, которая обусловлена уникальностью товаров, повышенной
производительностью и качеством работы, привлекательностью для инвесторов. - Мгновенный темп перемен, улучшения
товаров, технологий, которые заставляют стимулировать новые исследования и порождать
кумулятивный результат инновационного улучшения. - Повышенная квалификация, мобильность,
уникальность специалистов и работников. - Непрерывная интеграция с институтами
развития образовательной и научной среды. - Потребность в соединении ресурсов с
профильными и отраслевыми субъектами деятельности предпринимателя.
ВТК
является формой организации бизнеса, для соединения ресурсов при разработке,
производстве, коммерциализации многофункциональных товаров, которые отличаются
приемлемым сопоставлением экономических выгод и рисков, формирующих
кумулятивный итог развития сферы инноваций.
Государственными
органами принимаются усилия для изменения экономики на основании
технологических инноваций. В рамках реализации ряда гос. программ и проектов
закладываются основы национальной инновационной системы, предприняты
мероприятия по развитию сектора исследований и разработок, созданию объектов
инновационной инфраструктуры.
Поменявшаяся
геополитическая ситуация, потребность в быстром импортозамещении, поворот в
сторону деиндустриализации экономической сферы обуславливают важность
пересмотра общей стратегии развития высокотехнологичного производства, ревизии
факторов нерезультативности реализации гос. программ и проектов в сфере науки и
инноваций, определения узких мест в работе институтов развития.
Политика
в сфере развития инновационной структуры и высокотехнологичного бизнеса
является набором мер, которые не связаны в единую систему, недостаточно
скоординированных, не задающих ясных для каждого участника рынка векторов
движения, что в общем не производит результата синергии, позволяющей выходить на
прорывной уровень.
На
сегодняшний день российские инновационные контрагенты испытывают значимые
организационные и психологические трудности, которые связаны с самоорганизацией
и кооперацией. Причин тут несколько: недоверие к партнерам, неудовлетворительный
внутренний менеджмент, заниженная конкуренция в большинстве сегментах
внутреннего рыночного поприща, несформированность навыков ведения бизнеса на
основании новых моделей. Значимая доля организаций ориентируются на свои силы
или партнеров в составе групп, к которым они принадлежат при разработке
инновационных продуктов и лишь треть активно работает с иными компаниями.
Импульс
к развитию более динамичной научной и технологической кооперации способен дать
отдельный федеральный проект, который побуждает к формированию в государстве
сети высокотехнологичных научных и производственных альянсов с помощью
механизмов выстраивания, под патронажем государства, контактов между
представителями всех цепочек создания наукоемких товаров, в том числе при
участии государственных ВТК и оборонных предприятий.
В
данной ситуации на первый план выходит кадровая проблема, разрешить которую
способна целевая программа подготовки управленцев для работы в
высокотехнологичном бизнесе.
В
переходный период кадровая проблема способна частично решаться благодаря
привлечению высокотехнологичных компаний и региональных структур к
неиспользованному до данного момента ресурсу.
На
данный момент большинство зарубежных фирм сокращают или реструктурируют бизнес
в РФ, что формирует положительную способность естественным образом
интегрировать высвобождающиеся человеческие ресурсы в российские
высокотехнологичные структуры и предотвращать потенциальную утечку работников
за границу. При целесообразной политике кадров эта группа способно вносить
достойный вклад в развитие российского высокотехнологичного рынка.
Обозначенные
организационные проблемы не считаются исчерпывающими, однако их решение может
сделать быстрее динамику развития высокотехнологичных организаций и совершить
значимый рывок в стратегическом развитии российского экономического пространства.
Список литературы
1. Мельников, О.Н.
Факторы, влияющие на управление формированием нематериальных активов
высокотехнологичных предприятий / О.Н. Мельников, Н.Ю. Куркотова // Российское
предпринимательство. — 2015. — № 10 (58). — С. 65-71.
2. Митина, А.С.
Инструменты финансового менеджмента высокотехнологичной корпорации в кризисной
экономике: дис. … канд. экон. наук / А.С. Митина. — Краснодар, 2014. — 178 с.
3. Годовой отчет открытого
акционерного общества междугородной и международной электрической связи
«Ростелеком»по итогам 2017 года.
4. Официальный сайт ОАО
Ростелеком [Электронный ресурс]. — ЫКЬ: http://www.rostelecom.ru/.