Московский экономический журнал 10/2019

image_pdfimage_print

УДК 332.146.2

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10022

Экономика региона в условиях инновационного обновления: проблемы модернизации менеджмента образования

The region’s economy in terms of innovative updates: modernization problems of the education management

Татьяна Александровна Шабалина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, экономического анализа и менеджмента им. Н.Г. Нечаева, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», город Елец

Наталья Александровна Нехороших, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», город Елец

Tatyana Aleksandrovna Shabalina, candidate of pedagogical sciences, the associate professor of department of economy, the economic analysis and management of N.G. Nechayev, FGBOOU WAUGH «Yelets state university him I.A. Bunina», city of Yelets

Natal,a Aleksandrovna Nekhoroshikh, candidate of pedagogical sciences, the associate professor of department of pedagogy and educational technologies, FGBOOU WAUGH «Yelets state university him I.A. Bunina», city of Yelets

Аннотация: В данной статье рассмотрены некоторые вопросы, отражающие проблемы совершенствования подготовки кадров в условиях инновационного обновления экономики региона. Инновационное обновление экономического развития региона обусловлено происходящими глобальными процессами в мировой экономике, усиливающейся конкуренцией за рынки сбыта. Процессы инновационного обновления экономики невозможны без эффективно организованной и функционирующей системы образования, соответствующей требованиям новых условий. Эта статья обсуждает некоторые из проблем, затрагивающих оптимизацию профессиональной подготовки кадров  с точки зрения экономики региона, ориентированного на  инновационное обновление.

Summary: This article discusses some of the issues, reflecting the improvement in the conditions of training innovation economy of the region. Innovative regional economic development update due to ongoing global processes in the world economy, increasing competition for markets.  Innovation processes of the economy cannot be achieved without effectively organized and functioning of the education system, corresponding to the new conditions. This article discusses some of the problems affecting optimization training from the point of view of the region’s economy, innovation-oriented update.

Ключевые слова: Экономика, регион, инновационное обновление, ускоренное развитие, конкурентоспособность, ресурсы, кадры, стратегия развития, менеджмент образования, профессиональное образование.

Keywords:  Economy, region, innovation update, accelerated development, competitiveness, resources, personnel, development strategy, education management, professional education.

Введение. Происходящие в мировой экономике процессы  глобализации и сложившаяся ситуация в системе международного разделения труда  обусловливают необходимость ускоренного развития в регионах России инновационного промышленного комплекса, который должен стать базой устойчивого и поступательного развития страны, способствовать созданию  конкурентоспособной экономики, обеспечивающей достойное место страны в мировом экономическом сообществе. Эффективное инновационное обновление экономики российских регионов будет достойным ответом на санкции крупных мировых экономик, доказательством того, что Россия способна, опираясь на свой имеющийся научный потенциал, ресурсы, кадры занять лидирующие позиции по многим показателям, характеризующим устойчивость, стабильность и стратегические перспективы развития.

Для обеспечения национальной безопасности страны, сохранения независимости в принятии важнейших вопросов, касающихся стратегии развития, огромное значение имеют увеличение масштабов и ускорение темпов развития в регионах импортозамещающих  производств, которые  могут быть созданы только на базе обновленного индустриального комплекса, современных технологий, отвечающим лучшим мировым образцам. Инновационное обновление экономики регионов невозможно без их инновационного потенциала, который, в свою очередь, обусловливается целым рядом условий и факторов, важнейшими из которых являются перспективность и обоснованность внедряемых бизнес-процессов, созданная научная и материально-техническая база, активность инвесторов, степень развития инфраструктурных отраслей. Особая роль в этом процессе отводится  региональным органам власти, которые должны  грамотно и обоснованно подходить к  вопросам выбора оптимальных форм и методов активизации  инновационных процессов в регионе.

Подобные  масштабные задачи  не могут быть успешно  решены без активного использования  квалификации и потенциала трудовых ресурсов, их знаний, умений, накопленных навыков, способности  быстро и  эффективно адаптироваться к изменяющимся требованиям динамично развивающегося рынка труда. В связи с этим, системе образования региона отводится  важнейшая роль в эффективном управлении механизмом подготовки  кадров, выработке стратегии развития этой сферы, создании условий для эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон. Механизм управления самой системой образования региона должен полностью соответствовать тем масштабным перспективам, которые будут реализовываться в региональном  промышленном комплексе.

Методология проведения исследования. В научной литературе можно встретить разнообразное толкование сущности категории «инновация». В Большом современном толковом словаре русского языка отмечено, что это есть  «вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; привнесение новых идей на уровне рынка или производства». [1]

В Большом бухгалтерском словаре инновация — это вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; это — новая техника, технология, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса. [2]

Диагностике проблем инновационного развития, выработке механизма их решения посвящены труды многих российских ученых. Среди   занимающихся вопросами разработки элементов инновационной политики, в том числе и в регионах,   можно выделить таких авторов, как Р.С. Гринберг, Ю.А. Ковальчук,  И.В. Липсиц, Ю.И. Трещевский  и других. В работах Л.И. Абалкина, А.И.  Анчишкина, С.Ю. Глазьева, А.А. Дынкина, В.Е. Дементьева и многих других основной аспект исследования направлен на проблемы, связанные с созданием благоприятных условий для формирования научно-технического потенциала как условия для инновационного обновления и поступательного экономического развития. Основное  внимание они уделяют обоснованию и выработке теоретических основ и практических механизмов, направленных на эффективное управление инновационным обновлением региона.

Некоторые авторы, например, Мерзлякова Е.А., считают, что использование современных аналитических инструментов для оценки инновационного потенциала региона позволит  эффективно и своевременно учитывать те многочисленные факторы, которые оказывают непосредственное влияние на процесс формирования, совершенствования инновационного обновления региональной экономики. Это позволит учесть многогранные связи, характерные для них, даст возможность разрабатывать обоснованные мероприятия, стимулирующие инновационное обновление экономики региона [3].

Полянский С.Н. утверждает, что в современных условиях инновационное обновление экономики является единственным вариантом, способствующим преодолению кризисных явлений, создающих реальную угрозу устойчивому развитию страны, как в настоящем, так и в будущем. Важно выявить проблемные моменты в системе взаимосвязей элементов инновационного механизма, определить факторы, оказывающие положительное или отрицательное воздействие на скорость и эффективность реализации процесса инновационного обновления хозяйственного комплекса, разработать меры по повышению результативности  инновационных процессов в регионах [4] .

Педагогическая наука также не оставляет без внимания вопросы, связанные с оптимизацией системы образования на региональном уровне под влиянием изменений в сфере промышленного производства и развития экономики в субъектах РФ.

Проблемам модернизации в сфере профессионального образования в регионах нашей страны посвящены работы В. И. Блинова, Е. Ю. Есениной, Л. В. Зинич, П. В. Кириллова, Н. А. Кузнецовой, Л. Н. Куртеевой, А. И. Маркеева, С. А. Осадчевой, И. С. Сергеева, С. А. Филатова, Д. М. Цукерблат и др.

В. И. Блиновым, И. С. Сергеевым, Е. Ю. Есениной, Л. Н. Куртеевой, С. А. Осадчевой в рамках проведенного ими исследования в 2018 году были выявлены основные проблемы управления региональными системами по подготовке кадров в свете модификации векторов экономического развития в нашей стране. Они говорят о возможности решения этих трудностей лишь при комплексном подходе, который заключается в качественных программах по подготовке высококвалифицированных специалистов и современных подходах к организации их обучения [5].

В работе А. И. Маркеева и Д. М. Цукерблат анализируются возможности вузов для реализации практикоориентированных способов развития компетенций у студентов. Они предлагают вовлекать учащихся через бизнес-отношения в профессиональную деятельность уже на этапе обучения в вузе с помощью использования ресурсов потенциальных работодателей. Но данный способ даст эффективные результаты, если в его основе будет лежать анализ современного состояния рынка труда и прогнозирование его развития. В противном случае будущие специалисты с сформированными профессиональными компетенциями после окончания учебного заведения не будут востребованы [6].

Ход исследования. На современном этапе развития «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»  определяет  основные приоритеты в развитии перспективных направлений, ориентирует на инновационную модернизацию  структуры народнохозяйственного комплекса, способной обеспечить достойное место страны в условиях процессов глобализации и сложившегося международного разделения труда.

Разработанная на основе этого документа Стратегия инновационного развития Российской Федерации конкретизирует  меры, направленные на  формирование обновленной структуры экономики России. В частности,  она  предполагает активную поддержку государством деятельности, усиливающей связь достижений науки и реального сектора экономики, разработку дорожных карт инновационного развития  российских регионов, крупных промышленных предприятий, корпораций, укрепление международного статуса России в рейтингах, отражающих возможности и перспективы инновационного развития. 

Липецкая область является одним из российских регионов, активно реализующих инновационные направления развития хозяйственного комплекса. В перспективе инновационные разработки целесообразно осуществлять и внедрять в тех отраслях и сферах деятельности, которые для данного субъекта Федерации в силу сложившихся условий и факторов  обладают конкурентным преимуществом.

 В первую очередь, это — машиностроение, в том числе наукоемкое станкостроение, ориентированное на разработку современных высокотехнологичных производств, выпускающих  продукцию, полностью соответствующую международным стандартам качества. В металлообрабатывающей сфере целесообразно продвигать  проекты, направленные на оптимальное и рентабельное встраивание данной развитой отрасли региона в международные технологические цепи ведущих мировых производителей.

Для области аграрный сектор экономики обладает существенным конкурентным преимуществом и благоприятными перспективами в силу имеющихся благоприятных природных почвенно-климатических условий,  развитой обрабатывающей и транспортной инфраструктур. Здесь будет расширено производство  продукции, отвечающей мировым стандартам, для пищевой и перерабатывающих сфер деятельности, что позволит удовлетворять потребности не только данного  субъекта Федерации.

Большие перспективы на территории данного региона по инновационному обновлению связаны с развитием альтернативной энергетики, логистической инфраструктуры, авиации общего назначения, производством сельскохозяйственной, автомобильной техники и компонентов для них, фармацевтики, биотехнологий. Разрабатываются проекты создания туристских и автотуристских кластеров на территории, расширения масштабов рекреационных зон [7].

Усиление связи науки и перерабатывающего комплекса региона обусловило необходимость  направления более пристального внимания на оптимизацию функционирования системы образования региона.

Липецкая область находится в тренде последних установок правительства и федеральных органов управления, касающихся подготовки высококвалифицированных кадров для развивающейся экономики региона.

В данном субъекте активно осуществляются процессы, способствующие решению поставленной задачи, в соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 гг. и проектом «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» на 2016 — 2021 годы.

В области успешно реализуется региональная программа развития профессионального образования [8], согласующаяся с содержанием и приоритетами, прописанными в этих федеральных документах, с учетом местных особенностей экономики. Она была утверждена еще 29 ноября 2013 года. На данный момент осуществляется второй этап ее реализации, который должен охватывать 2016 — 2020 годы. В перспективе третий завершающий этап, рассчитанный на 2021 — 2025 годы.

Согласно этой программе приоритетными направлениями модернизации системы образования Липецкой области являются:

  • обеспечение доступности дошкольного образования;
  • обновление содержания и повышение качества дошкольного образования;
  • повышение качества результатов образования на разных уровнях (общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное образование);
  • совершенствование системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодежи в образовательном процессе;
  • создание условий и определение механизмов успешной социализации и адаптации детей к современным условиям жизни;
  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, обучающихся и студентов, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни;
  • развитие современных материально-технических, информационных, кадровых ресурсов (в том числе оборудованных кабинетов, электронных и печатных учебных пособий, демонстрационного и лабораторного оборудования, интерактивных и мультимедиа-комплексов), их концентрация в базовых школах;
  • модернизация подготовки и переподготовки педагогических кадров, в том числе организация подготовки по новым профессиям в сфере образования; устранение кадрового дефицита;
  • совершенствование системы оценки качества образования (оценка учебных и личностных достижений обучающихся, аттестация педагогических и руководящих кадров, лицензирование, государственная аккредитация образовательных учреждений).

На их реализацию региональные власти изыскивают значительные средства, и не только финансовые.

Так, 27 июля 2016 года было заключено Соглашение о сотрудничестве между автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» и администрацией Липецкой области [9]. Сотрудничество с данными организациями позволяет более качественно решать вопросы по управлению подготовкой высококвалифицированных специалистов в реализации  «Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста» [10]. Согласно ему модернизация системы профессионального образования в Липецкой области осуществляется с помощью программно-целевого метода и обусловлено приоритетами экономического развития региона и задач его обеспечения кадрами. 10 февраля 2017 года была утверждена «Дорожная карта внедрения «Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста» на территории Липецкой области» [11]. В ней определены конкретные меры и шаги по достижению основных задач модернизации системы образования Липецкой области в новых экономических условиях развития региона. В 2018 году завершилась работа по реализации регионального проекта «Рабочие кадры для передовых технологий». В дальнейшем данное направление модернизации системы образования в области осуществляется в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование».

Предпринятые усилия по развитию Липецкой области как социально и экономически стабильного субъекта РФ, ставящего перед собой высокие планки для роста и достигающего их, уже дают свои результаты. В местных учреждениях профессионального образования уже готовят высококвалифицированных специалистов. Это фиксируется в результатах проведенных конкурсов профессионального мастерства по стандартам «Ворлдскиллс» различного уровня. Самым большим достижением на данный момент является победа липчанина на 45-ом мировом чемпионате по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс», проходившем в России 22-27 августа в городе Казань, в компетенции «Сварочные технологии».

Однако, на наш взгляд, необходимо усилить работу по прогнозированию на перспективу востребованных в будущем необходимых кадров для экономики региона. Все программы профессионального образования рассчитаны не на один год. Поэтому система образования должна заранее, за несколько лет, подготовить профессионала, который требуется здесь и сейчас. Для восполнения данного пробела в несколько лет, требующегося на подготовку кадров для экономики региона, необходимо ставить четкие задачи перед учреждениями профессионального образования о приоритетных направлениях реализации программ подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с запросами и интересами Липецкой области.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы заинтересованными лицами, специализирующимися на проблемах и перспективах инновационного обновления регионального хозяйственного комплекса, в том числе занимающихся вопросами подготовки кадров для данной сферы.

 Выводы. Стратегия инновационного обновления экономики российских регионов  является объективной реальностью, определяющей место и роль страны в мировом экономическом сообществе,  в системе международного разделения труда. Эта стратегия не может быть реализована без эффективно управляемой и успешно функционирующей системы подготовки кадров, направленной на решение задач поступательного развития народнохозяйственного комплекса.

Список использованной литературы

  1. https://slovar.cc/rus/tolk/36450.html
  2. https://gufo.me/dict/accounting/.
  3. https://swsu.ru/structura/aup/upiakvk/oad/programm/Merzlyakova_avtoref.pdf
  4. http://disser.tsutmb.ru/uploaddocuments/dissertacii/polynskii.pdf
  5. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю., Куртеева Л.Н., Осадчева С.А. Управление региональными системами подготовки кадров // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 3. С. 50-76. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-3-50-76
  6. Маркеев А.И., Цукерблат Д.М. Педагогический инструментарий развития компетенций будущего специалиста // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 3. С. 83-92.
  7. https://www.admlip.ru/economy/
  8. Постановление Администрации Липецкой области от 29 ноября 2013 г. № 534 «Об утверждении государственной программы Липецкой области ²Развитие образования Липецкой области²».URL: http://docviewer.yandex.ru/view/389570535/?*=ru
  9. Соглашение о сотрудничестве между автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» и администрацией Липецкой области от 27 июля 2016 года. URL: http://admlip.ru/doc/app/adm/sogl_270716.pdf
  10.  Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста. URL: http://admlip.ru/doc/app/adm/region_standart.pdf
  11.  Дорожная карта внедрения «Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста» на территории Липецкой области от 10.02.2017 г. URL: http://admlip.ru/doc/app/adm/dorozhnaja-karta_prom.pdf