Московский экономический журнал 1/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 330

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_1_4

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  АГРАРНОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE AGRICULTURAL SECTOR UNDER SANCTIONS RESTRICTIONS

Шейхова Марина Сергеевна, к. э. н, доцент кафедры экономики и товароведения, ФГБОУ ВО Донской государственный аграрный университет, E-mail: marina_sheykhova@ mail.ru

Сафонова Светлана Геннадиевна, к. э. н, доцент кафедры экономики и товароведения, ФГБОУ ВО Донской государственный аграрный университет, E-mail: Svet_lana2808@mail.ru

Sheikhova Marina Sergeevna, Candidate of  Economics, Associate Professor of the Departments of Economics and Commodity Science, FSBEI HE Don State Agrarian University, E-mail: marina_sheykhova@ mail.ru

Safonova Svetlana Gennadievna, Candidate of  Economics, Associate Professor of the Departments of Economics and Commodity Science, FSBEI HE Don State Agrarian University, E-mail: Svet_lana2808@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены особенности функционирования малого бизнеса в сфере АПК на современном этапе развития экономики. Представлены перспективы развития малого предпринимательства в сельской местности в условиях санкционных ограничений. Исследованы основные показатели функционирования малого и среднего предпринимательства в аграрной сфере. Отмечены важные аспекты нормативно-правового регулирования деятельности малого и среднего бизнеса. Обоснована необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Представлены направления и меры государственной поддержки российского агропромышленного комплекса в условиях санкционного развития.

Abstract. The article discusses the features of the functioning of small business in the field of agriculture at the present stage of economic development. The prospects for the development of small business in rural areas under the conditions of sanctions restrictions are presented. The main indicators of the functioning of small and medium-sized enterprises in the agricultural sector are investigated. Important aspects of the regulatory and legal regulation of small and medium-sized businesses are noted. The necessity of state support of agricultural production is substantiated. The directions and measures of state support of the Russian agro-industrial complex in the conditions of sanctions development are presented.

Ключевые слова: малые и средние предприятия, сельскохозяйственное производство, агропромышленный комплекс, государственная поддержка, санкционные ограничения, предпринимательство

Keywords: small and medium-sized enterprises, agricultural production, agro-industrial complex, state support, sanctions restrictions, entrepreneurship

Агропромышленный комплекс является  одним из важнейших секторов российской экономики, так как обеспечение продовольственной и экономической безопасности является особенно актуальным на современном этапе развития в условиях санкционных ограничений.

Продовольственная безопасность состоит в выполнении задачи социально-экономического характера, сосредоточенной на обеспечение и гарантирование доступности для всего населения продуктов питания в необходимом объеме и качестве.

Производство основных продуктов питания в России локализовано на 80% и она входит в число крупнейших поставщиков сельскохозяйственной продукции на мировой рынок. Однако в условиях взаимного санкционного давления ближайшее будущее для производителей аграрной продукции представляется  достаточно сложным. [ 8]

Нынешний 2022 г. для сельскохозяйственных производителей был весьма неоднозначным.

С одной стороны, можно говорить о рекордных урожаях зерновых и масляничных культур.

По данным Минсельхоза РФ на 14.12.2022 г. было произведено 159 млн. т зерна и зернобобовых культур, в т. ч.: 105,3 млн. т пшеницы, 24,5 млн. т ячменя, 11,3 млн. т. кукурузы. [7]

С другой стороны, наблюдается неблагоприятная конъюнктура, а именно: низкие цены при существенно возросших затратах на производство сельскохозяйственной продукции.

В этой связи можно говорить о снижении рентабельности производства  в аграрной сфере. Кроме того, стала очевидной высокая зависимость АПК от импортных техники, запчастей, семян.

Еще одним вызовом для отрасли стали экспортные ограничения  — как из – за внутреннего регулирования рынка, так и вследствие санкционных ограничений. Весь этот комплекс проблем будет оказывать большое влияние на функционирование аграрного сектора.

В данных условиях участники рынка ожидают сохранения действующих механизмов государственного регулирования в виде квот и пошлин. Ожидается дальнейший рост издержек производства в производстве растениеводческой продукции, прежде всего, за счет повышения затрат на удобрения и запчасти.

Важную роль в производстве сельскохозяйственной продукции играют малые и средние предприятия. Малый и средний бизнес является одним из основных элементов рыночного хозяй­ства. Количество занятых в сфере малого и среднего бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых составляет примерно 38,6% от всех занятых на российском рынке труда.

МСП — это малые и средние предприятия, которые не превышают определённых показателей. При несоблюдение данных критериев их относят к крупным предприятиям.

Рассмотрим основные показатели состояния малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства:

  1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства. Сравнительные показатели 2013, 2021 и 2022 года:

Согласно данным, представленным Росстатом и ФНС России по состоянию на 1 января 2013 года, в Российской Федерации осуществляют деятельность 6,037 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 409 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляют деятельность в сфере сельского хозяйства (6,8%).

Федеральная налоговая служба опубликовала данные Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно которым количество МСП по состоянию на 10 января 2022 года выросло на 3,2% (182 142), составив 5 866 703 [1].

Ведущим предприятием, по которому выделают самый большой рост на 2022 год является ИП. Увеличение произошло на 7,2% (239 998) по сравнению с 2021 годом. Насчитано 3 552 645 индивидуальных предпринимателей против прошлогодних 3 312 646.

Также отмечают рост микропредприятий — на 3,3%( 186 036) и средних предприятий — на 1,7 % (или на 292). По состоянию на 10 января 2022 года их число составило 5 636 297 и 17 978.

Однако на фоне роста МСП фиксируется и отрицательная динамика. Количество малых предприятий на начало 2022 года составляло 212 429, это на 4 186 меньше по сравнению с 2021 годом и на 30 640 меньше по сравнению с 2013 годом. Разница колоссальная, прослеживается резкий упад малых предприятий в Российской Федерации.

В таблице 1 показано количество малых и средних предпринимательств за 2013, 2021 и 2022 год.

2. Занятость в сфере малого и среднего предпринимательства.

По состоянию на 1 января 2013 года заняты 17,654 млн. человек в сфере малого и среднего предпринимательства, по итогам 2021 года в секторе малого и среднего бизнеса достиг 25,5 млн. человек. Такой роста произошел из-за повышения числа индивидуальных предпринимателей (3,45 млн), работников у юридических лиц и ИП (18,3 млн), а также самозанятых (3,6 млн).

В 2022 году тенденция роста числа занятых в МСП только растет. Уже более 26 млн. человек находится в секторе малого и среднего бизнеса.

Далее рассмотрим нормативно-правовое регулирование в МСП.

В настоящее время правонарушения в развитие малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве регулируются такими основными законодательными актами как:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг.

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении гос. контроля;

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры [2].

Данные нормативные акты периодически обновляются и усовершенствуются с учетом практики деятельности субъектов МСП, это делается для того, чтобы снизить административные барьеры и упростить процедуры.

Так известно, что Минсельхоз России вместе с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и фермерскими сообществами прорабатывают предложения по изменению в нормативно-правовом акте в части развития фермерского сектора некоторые пункты, а именно:

  • установление ограничения субсидиарной ответственности фермерского хозяйств, при исключение личного имущества;
  • гарантия в том, что фермерскому хозяйству разрешат без образования юр. лица самостоятельно выбрать место регистрации: как по месту регистрации главы крестьянского хозяйства, так и по месту осуществления вида деятельности фермы;
  • распространение на ферме без образования юр. лица норм части 2 ст.6 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ » О бухгалтерском учете»

Уже разработан проект Минсельхозом РФ » О внесении изменений в Федеральный закон » О племенном животноводстве», который утверждает возможность осуществления деятельности в области племенного животноводства фермерским хозяйствам, которые осуществляют свою деятельность без образования юр. лица.

Говоря о финансово-кредитных мерах поддержки малого бизнеса в период 2013-2022 года была утверждена программа «Поддержка малых форм хозяйствования» постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года №717. Главная цель данной программы — это поддержание и развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности, а также улучшение качества жизни сельской местности.

Для реализации вышеперечисленных целей предусматривается решение таких задач как:

  • повысить эффективность использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
  • создание определенных условий для повышения количества субъектов малых форм бизнеса в сельском хозяйстве;
  • увеличение уровня прибыли сельского населения.

На осуществление данного проекта из федерального бюджета планируется выделить 81,3 млрд руб.  Проблема у многих компаний возникли с конца февраля 2022 года, нарушились цепочки поставок, резко упало число клиентов и, следовательно, выручка тоже, усложнились схемы оплаты. Разберемся, какие же меры поддержки бизнеса предлагает государство в новых условиях [4].

Малые и средние предприятия сельского хозяйства, которые пострадали из-за санкций, могут рассчитывать на такие варианты поддержки как:

1) Изменение графика платежей по кредитам (это могут быть как кредитные каникулы, так и реструктуризация)

2) Поручительства по кредитам;

3) Льготный факторинг и лизинг;

4) Кредиты по льготным ставкам;

5) Ограничение комиссий за прием платежей и компенсация части расходов;

6) Мораторий на банкротство;

7) Гранты на реализацию и развитие бизнеса [5].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

  • кредитные каникулы для сельхозпроизводителей. Для этой категории ещё в 2017 году была запущена специальная кредитная программа по ставке до 5%. Сейчас заёмщики получили полугодовую отсрочку по платежам, сроки договоров которых истекают в 2022 году.

Основание: постановление Правительства от 03.03 2022 № 280

  • отсрочка по уплате утилизационного сбора для отечественных автопроизводителей. Платежи за I–III кварталы 2022 года перенесены на декабрь.
    Основание: постановление Правительства от 4 марта 2022 года № 287
  • для поставщиков и производителей медицинских изделий установлена упрощённая процедура закупок.

Основание: постановление Правительства от 6 марта 2022 года № 297

  • организациям и индивидуальным предпринимателям, получившим государственные субсидии на развитие промышленных проектов, на 12 месяцев отложили исполнение обязательств. Это означает, что если получатель субсидии ещё не добился заявленных результатов, его нельзя штрафовать или требовать вернуть деньги.

Основание: постановление Правительства от 06.03.2022 № 297.

На сельской территории функционируют все формы сельскохозяйственных и потребительских кооперативов, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Рассмотрим, что включает в себя современная сельскохозяйственная кооперация:

  1. Специализированные ассоциации сельскохозяйственных кооперативов
  2. Все виды кооперативов с первого и последующих уровней
  3. Саморегулируемые организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.
  4. Ревизионные союзы сельских кооперативов, в которые должны входить все сельскохозяйственные кооперативы [6].

Можно сделать вывод  о том, что кооперация является одной из основных частей экономической системы, она обслуживает определенные слои населения, у которых есть потребность выхода на рынок, но которым не под силу это сделать без взаимодействия с другими носителями таких же потребностей.

Государство активно поддерживает сельхозпроизводителей, предлагая различные варианты поддержки, на которую могут рассчитывать сельскохозяйственные производители. Главная цель – обеспечить финансовую стабильность АПК и увеличить количество аграриев.

В 2023 году на реализацию госпрограмм, реализуемых Минсельхозом России, планируется направить 445, 8 млрд. руб. Об этом сообщила заместитель Министра сельского хозяйства Е. Фастова на ежегодной конференции для руководителей компаний АПК и смежных отраслей «Агротренды России 2022 – 2023». В частности, она отметила, что бюджет госпрограмм по комплексному развитию сельских территорий и эффективному вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначению и развитию мелиорации увеличен. На первую планируется направить 59,9 млрд. руб. (+7,4 млрд. руб.), а на вторую – 38,4 млрд. руб. (+13, 2 млрд. руб.) [7]

В рамках поддержки Госпрограммы АПК немного сокращены размеры льготного кредитования экспортно ориентированных предприятий, субсидии производителям зерновых культур и предприятиям хлебопекарной промышленности. Однако финансирование этих мер поддержки при необходимости будет увеличено.

От общего объема средств, предусмотренных Госпрограммой АПК на 2023 г., 173, 4 млрд. руб. будет направлено на стимулирование инвестиционной деятельности; 83, 4 млрд. руб.  – на развитие и техническую модернизацию АПК; 41, 4 млрд. руб.  – на поддержку экспорта. На субсидии производителям зерновых культур предусмотрено 10 млрд. руб. Кроме того, возрастут объемы поддержки таких направлений, как: виноградарство и виноделие, закладка многолетних насаждений, племенное животноводство, мясное скотоводство, сельский туризм. [7]

Животноводы с 1 января 2023 года могут получить новый вид поддержки – субсидии для возмещения части затрат на выращивание крупного рогатого скота и последующее производство продукции. Постановление об этом подписал председатель Правительства РФ М. Мишустин. На эту меру в 2023 г. предусмотрено 600 млн. рублей.

Кроме того, с 1 января 2023 г. для двух категорий аграриев, которые получают гранты от государства на развитие производства, смягчаются условия предоставления подобной поддержки. Речь идёт о фермерских хозяйствах, занимающихся развитием семейных ферм, а также о сельскохозяйственных кооперативах, использующих грантовое финансирование на укрепление материально-технической базы. [7]

До сих пор по условиям предоставления поддержки они должны были брать одного работника на каждые 3 млн. руб. полученного гранта. Теперь же одного работника на каждые 10 млн.  руб. Максимально возможные суммы грантов при этом остаются прежними: до 30 млн. рублей для фермерских хозяйств и до 70 млн. руб. – для сельскохозяйственных кооперативов. Для владельцев семейных ферм новым распоряжением  также предусмотрена возможность с 1 января 2023 года направлять часть средств на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности [7].

Замминистра Е. Фастова также сообщила о ряде нововведений. Так, поддержка производства и реализации молока будет осуществляться исключительно  в рамках стимулирующей субсидии, при этом ее совокупный объем в 2023 г. увеличен более чем на 2,7 млрд. руб.

С 2023 г. поддержка овощеводства вынесена из всех текущих субсидий в отдельный федеральный проект с объемом финансирования 5 млрд. руб. [7]

Кроме того, в компенсирующей субсидии упрощен расчет лимитов на страхование. Правила предоставления субсидий на компенсацию части прямых понесенных затрат дополнены двумя направлениями – объекты по производству кормов для аквакультуры, а также приобретение и ввод в промышленную эксплуатацию маркировочного оборудования для внедрения обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции. Финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства России в 2023 году может составить 337,354 млрд. руб., что на 32,6176 млрд. руб. больше, чем было предусмотрено утвержденными ранее параметрами бюджета. [7]

Так, финансирование федерального проекта «Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса» в 2023 году может быть увеличено по сравнению с ранее установленными параметрами на 5,0087 млрд. руб. (до 81,9 млрд. руб.). Бюджетные ассигнования на проект «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» планируется увеличить в 2024 г. на 47,263 млрд. руб. (до 165 млрд. руб.) [7]

Эксперты РАНХиГС полагают, что для дальнейшего развития отечественного АПК необходимо как можно скорее наладить внутреннее производство в смежных отраслях экономики с сельскохозяйственным производством, таких как промышленное станкостроение для пищевой промышленности, где доля импортных станков составляет более 50 %; легкая промышленность, где доля импорта от 70 до 90 %; машиностроение для пищевой промышленности с долей импорта 60-80 %, и, естественно, сельскохозяйственное машиностроение.

Отметим, что наиболее затратная статья бюджетных расходов на АПК  — это стимулирование инвестиционной деятельности. На нее уже предусмотрено в 2023 г. 173 млрд. руб. Речь идет, в частности, о льготном кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей ( 90, 5 млрд. руб. в 2021 г.)

Таким образом, наблюдается увеличение финансирования агропромышленного комплекса в рамках государственной поддержки.  Это дает возможность модернизировать производство аграрного сектора, увеличивать объемы выпуска продукции, повышать ее качество и обеспечивать ее сохранность. А в глобальном аспекте  – способствует обеспечению  продовольственной безопасности страны и импортозамещению.

Следует отметить, расходы на государственную поддержку АПК являются фактически защищенной статьей бюджета на протяжении последних лет. Кроме того, объемы финансовой поддержки данной сферы существенно выросли. Например, в 2018 г. они составляли 240 млрд. руб., в 2020 г. – 300 млрд. руб.  Такой рост финансирования обоснован выделением отдельных направлений в самостоятельные программы (например, развитие сельских территорий)  и введением экспортных пошлин, которые затем возвращаются в аграрный сектор в виде субсидий.

В современных условиях увеличение финансирования обусловлено с текущими проблемами АПК, такими как: обострившаяся вследствие санкционных ограничений зависимость от импорта, ухудшение логистики.

Список источников

  1. Бунчиков, О.Н. Эффективность инвестиционной поддержки аграрного предпринимательства в Ростовской области / О.Н. Бунчиков, С.Г. Сафонова, Шейхова М.С., Бородина О.Б. // Московский экономический журнал. 2019. № 11. С. 28.
  2. Кудашов, В. Н. Выявление основных проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства / В. Н. Кудашов // Наука, образование и инновации : сборник статей международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 15 октября 2016 года. – Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. – P. 226-228.
  3. Куликов, К. В. Малый и средний агробизнес. Значение и основные проблемы / К. В. Куликов, М. С. Шейхова // Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народно-хозяйственных комплексов : Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 19–20 мая 2022 года / Под научной редакцией Ф.Е. Удалова, В.В. Бондаренко. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – С. 153-156.
  4. Сафонова, С.Г. Развитие агробизнеса Ростовской области в условиях новых возможностей и ограничений / С. Г. Сафонова, М.С. Шейхова // Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 91.
  5. Шейхова, М. С. Состояние отечественного малого и среднего бизнеса в условиях пандемии и глобального кризиса / М. С. Шейхова, И. А. Жукова, В. А. Дергачева // Заметки ученого. – 2022. – № 1-1. – С. 362-365.
  6. Холодова, М.А. Об обновленных формах государственной поддержки сельского хозяйства региона / М.А. Холодова, С.Г. Сафонова, М.С. Шейхова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 11 (109). С. 42-50.
  7. Шейхова, М.С. Продовольственная безопасность России: угрозы и возможности в условиях постпандемической реальности / М. С. Шейхова, С. Г. Сафонова, Н. М. Кувичкин // Московский экономический журнал. 2020. № 10. С. 26.
  8. Kholodova M.A., Safonova S.G., Sheykhova M.S. Key development strategies for small regional agribusinesses Lecture Notes in Networks and Systems. 2021. Т. 206. С. 41-48.

References

  1. Bunchikov, O.N. Effektivnost’ investicionnoj podderzhki agrarnogo predprinimatel’stva v Rostovskoj oblasti / O.N. Bunchikov, S.G. Safonova, SHejhova M.S., Borodina O.B. // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2019. № 11. S. 28.
  2. Kudashov, V. N. Vyyavlenie osnovnyh problem, sderzhivayushchih razvitie malogo i srednego predprinimatel’stva / V. N. Kudashov // Nauka, obrazovanie i innovacii : sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ekaterinburg, 15 oktyabrya 2016 goda. – Ekaterinburg: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost’yu «Aeterna», 2016. – P. 226-228.
  3. Kulikov, K. V. Malyj i srednij agrobiznes. Znachenie i osnovnye problemy / K. V. Kulikov, M. S. SHejhova // Povyshenie upravlencheskogo, ekonomicheskogo, social’nogo i innovacionno-tekhnicheskogo potenciala predpriyatij, otraslej i narodno-hozyajstvennyh kompleksov : Sbornik statej XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Penza, 19–20 maya 2022 goda / Pod nauchnoj redakciej F.E. Udalova, V.V. Bondarenko. – Penza: Penzenskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2022. – S. 153-156.
  4. Safonova, S.G. Razvitie agrobiznesa Rostovskoj oblasti v usloviyah novyh vozmozhnostej i ogranichenij / S. G. Safonova, M.S. SHejhova // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2019. № 12. S. 91.
  5. SHejhova, M. S. Sostoyanie otechestvennogo malogo i srednego biznesa v usloviyah pandemii i global’nogo krizisa / M. S. SHejhova, I. A. ZHukova, V. A. Dergacheva // Zametki uchenogo. – 2022. – № 1-1. – S. 362-365.
  6. Holodova, M.A. Ob obnovlennyh formah gosudarstvennoj podderzhki sel’skogo hozyajstva regiona / M.A. Holodova, S.G. Safonova, M.S. SHejhova // Regional’nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2019. № 11 (109). S. 42-50.
  7. SHejhova, M.S. Prodovol’stvennaya bezopasnost’ Rossii: ugrozy i vozmozhnosti v usloviyah postpandemicheskoj real’nosti / M. S. SHejhova, S. G. Safonova, N. M. Kuvichkin // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2020. № 10. S. 26.
  8. Kholodova M.A., Safonova S.G., Sheykhova M.S. Key development strategies for small regional agribusinesses Lecture Notes in Networks and Systems. 2021. T. 206. S. 41-48.

Для цитирования: Шейхова М.С., Сафонова С.Г. Тенденции развития малого предпринимательства  аграрного сектора в условиях санкционных ограничений // Московский экономический журнал. 2023. № 1. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2023-4

© Шейхова М.С., Сафонова С.Г., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 1.