Московский экономический журнал 1/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10056

ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

EURASIAN ECONOMIC INTEGRATION: INSTITUTIONAL ASPECTS

Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема №1.13.20Ф «Концептуальные основы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях цифровизации: контуры пространственных преобразований»)

The article was prepared within the framework of the State Task of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (topic No. 1.13.20F «Conceptual Foundations for Ensuring Economic Security of the Russian Federation in Conditions of Digitalization: Contours of Spatial Transformations»)

Солодухина Ольга Ивановна, канд. экон. наук, доцент кафедры таможенного дела и мировой экономики, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», 305040, РФ, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94, e-mail: kuznecova_olja@mail.ru

Solodukhina Olga Ivanovna, edging. экон. Sciences, Associate Professor, Department of Customs and World Economy, FSBOU VO «Southwestern State University», 305040, RF, Kursk region, Kursk, st. 50 years of October, d. 94, e-mail: kuznecova_olja@mail.ru 

Аннотация. Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС, Союз), в который входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия, с момента своего официального создания в 2015 году способствует регионализму Евразии с основной целью создания единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В данном исследовании, понятие «институты» трактуется как упорядоченная система организаций и учреждений, регулирующих социально-экономические, политические и общественные отношения в целях обеспечения эффективности достижения целей создания Евразийского экономического союза. Целью исследования является исследование институциональных основ создания и  функционирования Евразийского экономического союза. Применительно к теме исследования результативно применен комплекс таких методов, как системный анализ, сравнительный анализ, институциональный подход. В статье рассмотрены основные этапы евразийской экономической интеграции, проведен анализ институциональных аспектов функционирования ЕАЭС, базовые институты Союза сгруппированы и представлены в виде институциональной матрицы. Основная задача развития институциональных основ Европейского Союза — гармонизация законодательства государств-членов, которое регулирует сферу осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенное и техническое регулирование, функционирование рынков товаров и услуг.

Summary. The Eurasian Economic Union (hereinafter — the EAEU, the Union), which includes Armenia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan and Russia, since its official creation in 2015 has contributed to the regionalism of Eurasia with the main goal of creating a single market for goods, services, capital and labor. In this study, the concept of «institutions» is interpreted as an orderly system of organizations and institutions regulating socio-economic, political and social relations in order to ensure the effectiveness of the achievement of the goals of the Eurasian Economic Union. The purpose of the study is to study the institutional foundations of the creation and functioning of the Eurasian Economic Union. A set of methods, such as systematic analysis, comparative analysis and institutional approach, have been applied effectively to the topic of research. The article considered the main stages of Eurasian economic integration, analyzed the institutional aspects of the functioning of the EAEU, the basic institutions of the Union are grouped and presented in the form of an institutional matrix. The main task of developing the institutional framework of the European Union is to harmonize the legislation of member States, which regulates the field of foreign economic activity, customs and technical regulation, and the functioning of markets for goods and services.

Ключевые слова: экономическое сотрудничество, СССР, интеграция, ЕАЭС, институты.

Key words: economic cooperation, USSR, integration, EAEU, institutions.

Введение

Экономическое сотрудничество между государствами может принимать различные формы. К более свободным вариантам относятся соглашения о торговле и сотрудничестве, которые охватывают отдельные экономические секторы, или преференциальные соглашения, в которых государства предоставляют друг другу (в одностороннем или взаимном порядке) тарифные уступки. Однако эти соглашения ограничены по объему и не преследуют никаких дальнейших интеграционных намерений.

Экономическая интеграция основана на более глубоких взаимозависимых и взаимодополняемых связях национальных экономик. Выделяют несколько видов интеграционных объединений:

  • зона свободной торговли: либерализация внешнеэкономической деятельности ограничивается грузоперевозками и включает отмену тарифных и нетарифных торговых барьеров;
  • таможенный союз: отменяются не только тарифные ограничения между участвующими странами, но и устанавливаются общие тарифы для третьих стран;
  • общий рынок: ликвидируются таможенные барьеры и другие препятствия для перемещения товаров и производственных факторов (труд и капитал);
  • экономический союз: гармонизация экономической политики стран-участниц, обеспечение основы для расширения валютного союза;
  • политический союз: государства-члены передают суверенные права совместным наднациональным институтам.

В результате длительных интеграционных процессов на постсоветском пространстве, создан Евразийский экономический союз, который представляет собой политический и экономический проект расширения сотрудничества и долгосрочной интеграции государств, — это торговое соглашение с 5 государствами-членами, которые, в основном, расположены в Центральной Азии и Восточной Европе.

Все государства-члены ЕАЭС вместе занимают территорию в 20,26 миллиона км², численность населения Союза составляет около 181,77 миллиона человек — это 13,5 % жилой площади мира и 2,4 % населения Земли. При годовой производительности 1 966,75 миллиарда долларов США страны-участницы ЕАЭС составляют около 2 % мировой экономики.

Договор о Евразийском экономическом союзе [1], заложил основы формирования и функционирования общих институтов Союза в целях обеспечения достижения целей создания интеграционного объединения.

Цель исследования состоит в анализе институциональных основ современного этапа евразийской экономической интеграции.

Материалы и методы

Обоснованность полученных результатов исследования подтверждается применением комплекса таких методов, как системный анализ, сравнительный анализ, институциональный подход, а также использованием в качестве теоретической и методической основы исследования фундаментальных исследований и прикладных работ ведущих ученых в области интернационализации и глобализации экономики и международной экономической интеграции.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием для анализа официальных данных Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Евразийской экономической комиссии, Высшего Евразийского экономического совета и других органов управления ЕАЭС, анализом нормативных и законодательных документов ЕАЭС и Российской Федерации в области международного сотрудничества.

Литературный обзор

Вопросы становления и развития евразийской экономической интеграции рассмотрены в трудах Е.Ю. Винокурова, А.М. Либмана, К.Г. Шерьядзанова, О.Т. Богомолова, Р.И. Хасбулатова и др. Однако, анализ литературных

Проведенный анализ отечественных и зарубежных работ показал, что интерес к исследованию евразийских интеграционных процессов значителен. Несмотря на довольно высокую проработанность проблем, которые поднимаются исследователями, остаются вопросы, связанные с исследованием институциональной среды и структуры Евразийского экономического союза, хотя это имеет ключевое значение для перспектив развития ЕАЭС.

Результаты исследования и их обсуждение

После распада СССР в 1991 году на постсоветском пространстве возник ряд организаций и соглашений. В этом контексте следует упомянуть, например, Содружество Независимых Государств (далее — СНГ), Организацию Договора о коллективной безопасности (далее — ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и т.д.

СНГ в январе 1993 года приняло закон, в статье 19 которого излагались направления будущего сотрудничества стран-участниц содружества, включая «создание общего экономического пространства на основе рыночно-экономических отношений и свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы». После принятия закона СНГ перешло к согласованию мер экономической интеграции. В сентябре 1993 года главы девяти государств-участников СНГ подписали в Москве соглашение о создании экономического союза. Договор предусматривал поэтапный процесс интеграции, который должен обеспечить переход от ассоциации свободной торговли к таможенному союзу, а затем через общий рынок со свободным потоком товаров, услуг, рабочей силы и капитала в валютный союз. В апреле 1994 г. подписано соглашение о создании зоны свободной торговли СНГ, однако, оно не было ратифицировано Россией.

В марте 1994 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, во время своего первого государственного визита в Россию, высказался за экономическую интеграцию бывших советских республик.

Подписание Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в г. Минск 6 января 1995 г. заложило начала развития евразийской экономической интеграции.

20 января 1995 года, в целях продолжения реализации Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года, подписано соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерации, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.

29 марта 1996 года, 26 февраля 1999 года, 25 января 2006 года к Соглашениям о Таможенном союзе присоединились Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан.

В целях оптимизации процессов евразийской экономической интеграции 16 августа 2006 г. решением глав государств ЕврАзЭС было предусмотрено формирование Таможенного союза, а затем и Единого экономического пространства,  на базе трех стран — России, Беларусии и Казахстана — с последующим присоединением других государств-членов Евразийского экономического сообщества.

Условно, процессы формирования единой Таможенной территории Таможенного союза можно разделить на три этапа, приведенных на рисунке 1.

В 2010 году состоялось подписание договора стран-участниц Евразийского экономического сообщества о создании Таможенного союза в составе Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Следующим шагом к углублению экономической интеграции и сотрудничества является создание единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России, которое функционирует с 01.01.2012 с вступлением в силу 17 межправительственных соглашений.

В мае 2014 года в Астане был подписан учредительный договор Евразийского экономического союза между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Республикой Беларусь. Со 2 января 2015 года Республика Армения присоединилась к ЕАЭС, а 12 августа 2015 года — Киргизская Республика.

Евразийский экономический союз представляет собой самостоятельный субъект в соответствии с международным правом, а также таможенный союз в значении правил ВТО (статья XXIV ГАТТ). Ядром ЕАЭС является торговая интеграция, основанная на трех принципах: отмена внутренних тарифов и торговых границ, гармонизация тарифов по отношению к третьим странам и передача полномочий в области торговой политики Евразийской экономической комиссии.

Эффективность достижения целей и задач функционирования любого интеграционного объединения, в том числе Евразийского экономического союза, определяется сформировавшимися в обществе институциональными структурами. Развитие системы институтов определяет необходимость обеспечения согласованности деятельности всех государств-членов ЕАЭС с целями создания и функционирования интеграционного объединения. Обеспечение эффективного взаимодействия государств-членов Союза является важнейшим условием рационального использования имеющегося ресурсного потенциала.

В контексте исследования евразийской экономической интеграции, под институтами  понимается упорядоченная система организаций и учреждений, регулирующих социально-экономические, политические и общественные отношения в целях обеспечения эффективности достижения целей создания Евразийского экономического союза.

Иерархическая система, включающая высшие органы управления Евразийского экономического союза (Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия, Суд Евразийского экономического союза), органы власти и управления государств-членов ЕАЭС, составляет институциональную структуру Союза.

Институциональная среда [3] Евразийского экономического союза должна соответствовать следующим критериям: быть демократичной, направленной на достижение желаемых результатов; обладать достаточной силой воздействия; стимулировать прогрессивное развитие [4, с. 149].

Совокупность базовых институтов ЕАЭС можно представить в виде институциональной матрицы, под которой понимают исходную модель базовых общественных институтов, сложившуюся еще на заре возникновения первых государств – устойчивых человеческих сообществах, способных воспроизводить свою историю, все последующие институциональные структуры воспроизводят и развивают, обогащают эту первичную модель, сущность которой, тем не менее, сохраняется [2, с. 79]  (рисунок 2).

Каждый институт выполняет свою роль в процессе евразийской экономической интеграции, которая состоит в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия между органами управления ЕАЭС, государствами-членами Союза, также их предприятиями и организациями.

Органы управления ЕАЭС формируют правовую среду институтов, которая может рассматриваться как совокупность правовых норм, регулирующих вопросы реализации задач формирования и функционирования Союза.  Постоянно совершенствуется правовая база ЕАЭС, так 1 января 2018 года вступил в силу таможенный кодекс Союза. Кодекс предусматривает значительное расширение цифровых технологий в таможенном управлении и призван стимулировать внешнеэкономическую деятельность предпринимательства. Совершенствованию экономического климата и обеспечению свободного передвижения рабочей силы способствует подписание соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся в государствах-членах ЕАЭС в 2020 году. 

Экономические институты ЕАЭС составляют основу функционирования экономики государств-членов и Союза в целом, в целях удовлетворения политических, морально-нравственных и экономических потребностей населения. Для обеспечения эффективности функционирования экономических институтов формируются основные элементы правового порядка, такие как – кредитно-денежное законодательство, эффективное государственное управление, законодательство, регламентирующее правила взаимной торговли и др. [4, с. 149].

Функционирование Евразийского экономического союза обеспечивается непрерывным взаимодействием политических и экономических институтов, направленным на скоординированную реализацию мероприятий и программ развития евразийской интеграции.

Все субъекты ЕАЭС заинтересованы в общем институциональном порядке и поэтому, институциональные изменения тесно связаны с механизмами формирования и развития Союза [4, с. 150].

Заключение

Таким образом, ЕАЭС представляет собой организацию функциональной интеграции, имеющую целью решение экономических проблем.

Проблемы функционирования институтов Евразийского экономического союза обусловлены, в первую очередь,  неравномерностью социально-экономического развития и неравнозначностью ресурсных потенциалов государств-членов.

Важнейшей задачей развития институциональных основ ЕАЭС является гармонизация законодательства государств-членов, регулирующего сферы осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенного и технического регулирования, функционирования общих рынков товаров и т.д.

Формирование эффективной институциональной среды Евразийского экономического союза возможно посредством гармонизации законодательства и стандартов в экономической, политической и социальных сферах, использование механизмов, основанных на рыночных отношениях и добросовестной конкуренции.

Список литературы

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]. – URL: http: // www. consultant.ru.
  2. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Введение в X-Y-теорию. – СПб., 2014. – 468 с.
  3. Маркс К., Энгельс Э. Сочинения. – 2-е изд. – М: Политиздат, 1962. – Т. 25. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.informaxinc.ru/lib/marx/25-1.html
  4. Солодухина О.И. Институциональные основы формирования общего электроэнергетического рынка евразийского экономического союза / О.И. Солодухина // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 2 (часть 1) – С. 146-151