Московский экономический журнал 1/2021

image_pdfimage_print

 УДК 334.012.6

УДК 338.24

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10044

Организационно-экономический механизм реализации государственного управления инфраструктурной поддержкой малого предпринимательства

Organizational and economic mechanism of implementation of the state administration of infrastructure support for small businesses

Руденко Людмила Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент, декан факультета экономики и финансов, Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва

Lyudmila Rudenko, candidate of economic sciences, associate professor, Dean of the faculty of economics and finance, Moscow Witte University, Moscow, mila.k07@mail.ru 

Аннотация. Актуальность темы исследования определяется институциональной трансформацией экономики, повторяющимися экономическими кризисами и приоритетами развития экономики России, определенными в национальных проектах. Цель представленной работы заключается в разработке организационно-экономического механизма государственного управления инфраструктурной поддержкой малого предпринимательства.  Методология исследования опирается на теорию экономических механизмов, на функционально-интеграционный, сервис-ориентированный, неоинституциональный подходы, на методы наблюдения и аналогий, анализа и синтеза. Предложенный организационно-экономический механизм может быть полезен органам государственной власти при разработке программ развития инфраструктурной поддержки малого предпринимательства и предпринимательских структур.

Summary. The relevance of the research topic is determined by the institutional transformation of the economy, recurring economic crises and priorities for the development of the Russian economy, defined in national projects. The purpose of the presented work is to develop an organizational and economic mechanism for state management of infrastructure support for small businesses. The research methodology is based on the theory of economic mechanisms, functional integration, service-oriented, neoinstitutional approaches, methods of observation and analogy, analysis and synthesis. The proposed organizational and economic mechanism can be useful for state authorities in developing programs for the development of infrastructure support for small businesses and business structures. 

Ключевые слова: малое предпринимательство, инфраструктура поддержки, государственное управление, организационно-экономический механизм, функционально-интеграционный подход, сервис-ориентированный подход, цифровая платформа, единый центр государственного управления инфраструктурной поддержкой малого предпринимательства.

Keywords: small business, support infrastructure, public administration, organizational and economic mechanism, functional and integration approach, service-oriented approach, digital platform, unified center for public administration of infrastructure support for small business. 

Введение

Повторяющие кризы каждые 3-4 года не позволяют сформировать устойчивый класс малого предпринимательства (далее – МП). В связи с этим не достигаются заданные цели и задачи, обозначенные в Национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальных инициатив». Для того чтобы малый бизнес вносил сколько-нибудь ощутимый вклад в развитие экономики страны, необходимо осуществить поиск новых инструментов и механизмов государственного управления инфраструктурной поддержкой малого предпринимательства, как необходимого условия создавая благоприятного климата развития предпринимательства. Пандемия внесла свои коррективы в программы поддержки малого бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровнях. На основании Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» и Федерального закона от 01.04.2020 № 102 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было разработано ряд мер, среди которых снижение страховых взносов до 15%, приостановка налоговых проверок, изменение сроков подачи налоговой отчетности, отсрочка и рассрочка уплаты налогов, списание задолженности по страховым взносам, предоставление кредитов на развитие по льготным условиям и др. [1].

Необходимо отметить, что ряд мер поддержки предоставляется малому и среднему бизнесу, работающему в определенных отраслях, кроме того, что не все предприятия могут воспользоваться данной поддержкой, часть из них, также не видит смысла в ее получении. Представленные меры поддержки являются временными, что требует от государства разработки новых решений на перспективу. Представленные тезисы обусловили формирование цели данной статьи ­ – разработка организационно-экономического механизма государственного управления инфраструктурной поддержкой малого предпринимательства (далее – ИПМП).

Методология исследования

В рамках представленного исследования предлагается использовать функционально-интеграционный, сервис-ориентированный, неоинституциональный подходы, методы наблюдения и аналогий, анализа и синтеза.

Методология исследования опирается на фундаментальные положения теории экономических механизмов, представленных в трудах Бакуменко О.А. [2], Власовой М.С. [3], Жураковского А.С. [4], Радченко А.В. [5], Шишкина Д.Г. [6].

Результаты исследования

В данном исследовании представлен авторский организационно-экономический механизм государственного управления инфраструктурной поддержкой малого предпринимательства (рисунок). Цель формирования, которого является повышение уровня эффективности государственного управления инфраструктурной поддержкой малого предпринимательства. В создании указанного механизма предлагается опираться на следящие постулаты:

  • формирование объектов инфраструктуры как базы для создания благоприятной среды для развития МП;
  • формирование единого органа государственного управления инфраструктурной поддержкой малого предпринимательства.
  • взаимодействие и кооперация государства, бизнеса и науки, которые являются необходимым процессом в деле создания самостоятельных экономических институтов для развития и поддержки малого бизнеса [3];
  • результатом реализации механизма должны стать не абсолютные показатели такие как рост числа малых предприятий, занятых в малом бизнесе др., а рост относительных показателей: удельный вес вклада МП в ВВП, доля оборота инновационной продукции в общем обороте предприятий, доля занятых и др.;
  • в силу снижения финансирования на поддержку малого бизнеса создание и расширение нефинансовых форм поддержки, таких как закупка для государственных и муниципальных нужд, закупка товаров и услуг государственными корпорациями и государственными компаниями у субъектов малого бизнеса, кластеризация и др.;
  • создание системы непрерывного образования в сфере инфраструктурной поддержки малого предпринимательства, как государственных служащих, так и представителей бизнеса [7]; .

формирование среды для беспрепятственного и быстрого взаимодействия государственных структур, организаций инфраструктурной поддержки и субъектов МП.

Для оценки эффективности организационно-экономического механизма реализации государственного управления предлагается использовать ранее разработанную авторскую методику оценки эффективности государственного ИПМП, основанную на расчете интегрального показателя – индекса государственного управления инфраструктурной поддержкой малого предпринимательства, который в свою очередь рассчитывается по формуле:

где Iимд – индекс масштаба деятельности субъектов малого предпринимательства, включающий пять показателей;

Iимд – индекс эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства, включающий пять показателей;

Iимд – индекс результативности инфраструктурной поддержки субъектов малого предпринимательства, включающий пять показателей.

Представленная модель является модифицированной моделью методики оценки инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства [8].

Организационно-экономический механизм реализации государственного управления инфраструктурной поддержкой малого предпринимательства предполагает создание Единого центра государственного управления ИПМП как нового института в системе государственного управления и создание сети региональных центров управления ИПМП. На сегодня задачи инфраструктурной поддержки МП распылены по отдельным министерствам и федеральным агентствам, которые зачастую преследуют собственные цели. В существующей системе инфраструктурной поддержки значительны трансакционные издержки по выполнению функций государственного управления в этой сфере. Зачастую задерживается реализация проектов в результате длительного их согласования между министерствами. В этой связи предлагается создание не только Единого центра государственного управления ИПМП, но и создание Единой платформы государственного управления ИПМП, представляющей собой техническое решение для эффективного взаимодействия государства, бизнеса, научных учреждений и других заинтересованных сторон.

Единую цифровую платформу государственного управления ИПМП предлагается реализовать как технологию PaaS, основанную на сервис-ориентированном подходе. Данный подход в свою очередь, позволяет не только использовать коллективно, имеющиеся информационные ресурсы, как это реализовано во многих существующих платформах поддержки малого и среднего бизнеса, но использовать совместно оборудование, программные средства, повышать пропускную способность, производительность и масштабируемость событий, унифицировать управление и контроль [9].

Разработка и внедрение Единой цифровой платформы государственного управления инфраструктурной поддержкой малого предпринимательства наиболее актуально в современных условиях пандемии, перехода сотрудников на работу в удаленном доступе. С другой стороны, внедрение подобных технологий требует разработки систем кибербезопасности, кардинальной цифровой трансформации бизнес-процессов на основе применения технологий удаленной работы, обучение персонала новым цифровым технологиям [10, С. 148]. Идея непрерывного образования и формирование цифровых компетенций становится неотъемлемой частью формирования единой цифровой платформы государственного управления инфраструктурной поддержкой малого предпринимательства [11; 12].

Реализация мероприятий по инфраструктурной поддержке МП предлагается осуществлять через инструменты программного проектирования, инвестиционного проектного управления и через заключение соглашений государственно-частного партнерства.

В условиях сокращения бюджетного финансирования проектов по развитию малого бизнеса и его поддержке, предлагается концентрировать усилия на укрупненных интегрированных инструментах организационно-технических, нормативно-правовых, финансово-экономических и информационного консалтинговых, основанных на применение функционально-интеграционного подхода.

Заключение

В результате реализации представленного организационно-экономического механизма удастся решить ряд задача по государственному правлению инфраструктурной поддержкой малого предпринимательства:

  • формирование оптимальной и развитой системы инфраструктурной поддержки малого предпринимательства;
  • координация взаимодействий всех структур поддержки малого предпринимательства на всех уровнях власти;
  • создание единых стандартов и форматов предоставления инфраструктурных услуг;
  • оказание финансовой помощи (субвенции и субсидии; бюджетные кредиты, займы, ссуды; государственные и муниципальные гарантии, компенсация ставок по кредитам, поручительство, льготный лизинг) [4, С. 56; 13];
  • предоставление имущества на льготных условиях, включая льготные тарифы на подключение к энергоресурсам и коммунальным сетям;
  • оказание консалтинговых услуг (юридических, бухгалтерских, налоговых, финансовых);
  • обучение и подбор персонала, в т.ч. осуществление ранней профессиональной ориентации [14, С. 84, С. 104];
  • создание благоприятного правового поля посредством разработки нормативно-правовой базы, в том числе в системе налогообложения;
  • формирование благоприятного отношения общества к предпринимательской деятельности.

Предложенный организационно-экономический механизм может быть полезен органам государственной власти при разработке программ развития инфраструктурной поддержки малого предпринимательства и предпринимательских структур.

Список литературы

  1. Как государство поддерживает малый бизнес // СберБизнес. – 2020. – Режим доступа: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/gosudarstvennaja-podderzhka-malogo-i-srednego-biznesa-v-2020/ (дата обращения: 15.11.2020)
  2. Бакуменко О.А. Организационно-экономический механизм управления межрегиональным взаимодействием субъектов РФ (на примере Северо-Западного федерального округа) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2018. – Т. 11. – № 3. – С. 117–131. – DOI: 10.15838/esc.2018.3.57.8
  3. Власова М.С. Организационно- экономический механизм вовлечения субъектов малого бизнеса в программы развития инновационных экосистем // Петербургский экономический журнал. – 2018. – №3. – С. 53-59.
  4. Жураковский, А.С. Обеспечение согласованности элементов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства : дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / Жураковский Александр Сергеевич. — Тамбов, 2014. — 150 с.
  5. Радченко А.В. Организационно-экономический механизм управления бизнес-процессами на предприятии // // Российское предпринимательство. – 2013. – № 2 (224). – С. 89-93.
  6. Шишкин Д.Г. Сущность организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2009. – № 11 (1). – С. 27-33.
  7. Асалиев, А.М., Зайцева, А.С. Дополнительное образование как основа системы непрерывного образования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2018. – № 5 (74). – С. 19-21.
  8. Руденко, Л.Г., Караулов, В.М. Методика оценки инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в субъектах российской федерации/Л.Г.Руденко, В.М.Караулов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2017. – № 1-1. – С. 231-241.
  9. Herberto, G. Service Oriented Architecture (SOA) [Electronic resource]/G. Herberto. – November 9, 2017. – URL: https://herbertograca.com/2017/ 11/09/service-oriented-architecture-soa/ (date of access: 09.02.2020).
  10. Simchenko N.Al., Tsohla S.Yu. Development of the digital twin technology in the framework of the digital transformations in industry // В сборнике: материалы IV Международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2020. – С. 145-149.
  11. Асалиев А.М. Формирование цифровых компетенций субъектов малого и среднего предпринимательства в современных условиях // В книге: Цифровая экономика: тенденции и перспективы развития. Сборник тезисов докладов национальной научно-практической конференции: в двух томах. – 2020. – С. 208-210.
  12. Rudenko, L.G. Conceptual model of training personnel for small business services in the digital economy [Electronic resource]/L.G. Rudenko, A.A. Larionova, N.A. Zaitseva, O.N. Kostryukova, E.V. Bykasova, R.Z. Garifullina, F.M. Safin // Language Teaching Methods – 2018. – Vol. 8. – № 5. – Р. 238-250. – URL: https://mjltm.org/article-1-78-en.pdf (date of access: 15.02.2019).
  13. Медкова Т.А., Ниязбекова Ш.У. Роль национальных финансово-кредитных систем в условиях неустойчивости экономики и экономических кризисов // В сборнике: Развитие инновационной экономики: достижения и перспективы. материалы VI международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 671-678.
  14. Приоритетные направления развития регионов: инновации и предпринимательство: монография / Под научной редакцией Мироновой Н.Н./ — М.: Издательство «Научный консультант», 2017. – 252 с.