Московский экономический журнал 1/2020

image_pdfimage_print

УДК 338.001.36

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10003

Направления и инструменты государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае

Directions and instruments of state regulation of small and medium-sized enterprises in the Krasnodar Territory

Скоморощенко Анна Александровна, к.э.н., доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, Экономический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»

Снимщикова Ирина Викторовна, д.э.н., профессор кафедры институциональной экономики и инвестиционного менеджмента, Экономический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»

Skomoroshchenko Аnna Alexandrovna, Cand. Econ. Sci., associate professor of economic and foreign economic activity, Faculty of Economics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin»

Snimshchikova Irina Viktorovna, D.Phil. in Economics, Professor Department of Institutional Economics and Investment Management, Faculty of Economics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin»

Аннотация. Оценка развития предпринимательства показала, что отмечается сокращение численности малых и средних предприятий, снижается число действующих крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей ведущих бизнес в Краснодарском крае. Определены приоритетные направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса и показаны ее целевые ориентиры. Выявлены факторы сдерживающие развитие предпринимательства. В рамках реализации регионального проекта «Популяризация предпринимательства» разработана программа образовательного проекта «Старт в бизнес», направленная на популяризацию предпринимательства среди школьников и молодежи, а также повышение занятости в малом и среднем бизнесе.

Summary. Evaluation of entrepreneurship development showed that there is a decrease in the number of small and medium enterprises, a decrease in the number of existing peasant (farmer) households and individual entrepreneurs doing business in the Krasnodar Territory. Priority areas of state support for the development of small and medium-sized businesses are identified and its targets are shown. The factors restraining the development of entrepreneurship are identified. As part of the implementation of the regional project «Promotion of Entrepreneurship», a program of the educational project «Start in Business» was developed, aimed at promoting entrepreneurship among schoolchildren and young people, as well as increasing employment in small and medium-sized businesses.

Ключевые слова: направления, инструменты, государственное регулирование, малое предпринимательство, среднее предпринимательство, развитие.

Keywords: directions, tools, government regulation, small business, medium business, development.

Предпринимательство в развитии региона играет ведущую роль, так как обеспечивает занятость, формирует уровень жизни населения, участвует в обеспечении поступления налоговых платежей в рамках формирования доходной части бюджетов различных уровней. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в регионе должно быть направлено его на поддержку посредством регулирования бизнес-процесса в экономике путем создания благоприятной среды. В российских регионах вопросы развития малого и среднего бизнеса постоянно возникают и актуализируются. Это находит отражение в региональных программах направленных на стимулирование развития предпринимательства.

Краснодарский край является одной из наиболее благоприятных экономических платформ для развития предпринимательства. Здесь сосредоточено большое количество малых  и средних  предприятий. Рост предпринимательской активности показывает, что бизнес-климат в регионе комфортный, компании успешны, они готовы развиваться, а власть, в свою очередь, готова оказать им в этом поддержку. Администрация Краснодарского края ведет работу по активизации предпринимательской деятельности. Центральную роль в этом занимает популяризация образа бизнесмена. Субъекты малого и среднего бизнеса играют ключевую роль в формировании бизнес-среды Краснодарского края.

Объектом исследования является малый и средний бизнес Краснодарского края.

Предмет исследования – деятельность, направленная на регулирование развития малого и среднего бизнеса государственными органными власти.

Целью исследования является изучение направлений и инструментов государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае. В соответствии с поставленной целью в статье определен ряд задач, которые заключаются в оценке деятельности субъектов малого и среднего бизнеса и разработке рекомендаций по эффективному применению инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности. 

В процессе разработки направлений и инструментов государственного регулирования деятельности малого и среднего бизнеса использовались аналитический, сравнительный, статистический, логический, графический методы исследования.

Малое, среднее или крупное предпринимательство, имеет свои особенности, чем и отличаются друг от друга по объемам дохода, количеству работников, долей участия третьих лиц в уставном капитале. Малое и среднее предпринимательство является составной частью региональной экономики, которая выполняет определенную роль в ее развитии, обеспечивая экономических рост территории и определенный уровень занятости населения, участвуя в формировании средств бюджета [1]. Основные экономические показатели, отражающие развитие среднего предпринимательства Краснодарского края представлены в таблице 1 [2].

В 2018 г. отмечается снижение численности средних предприятий по сравнению с 2014 г. с 470 единиц до 416 единиц. Это вызвано кризисом в экономике 2014 г., связанным с санкционными ограничениями во внешнеэкономической деятельности. Выживаемость предприятий среднего бизнеса показала, что их численность динамично сокращается в связи с процедурами банкротства. Следовательно, в 2018 г. отмечается самая низкая численность занятых в среднем бизнесе – 52,5 тыс. человек.

Среднемесячная заработная плата работников занятых в организациях, относящихся к субъектам среднего предпринимательства постоянно растет. Ее значение в 2014 г. составляет 25,2 тыс. руб., а в 2018 г. 30,1 тыс. руб., прирост составил 19,4%. Оборот средних предприятий в 2018 г. составил 248,5 млрд руб. Самое низкое значение данного показателя отмечается в 2014 г. – 204,8 млрд руб.  

Оценка развития малого бизнеса показана в таблице 2. Количество малых предприятий в Краснодарском крае за пять лет увеличилось на 26% и в  2018 г. составило 79164 единиц. Самое большое их число, включая микро- предприятия отмечалось в 2016 г.

Активная государственная политика поддержки субъектов малого бизнеса привела к росту числа малых предприятий и работников, занятых в малом бизнесе. В 2018 г. зафиксирована самая большая численность занятых, которая составила 354,7 тыс. человек [2]. Наибольшая численность внешних совместителей, привлеченная в малый бизнес, была отмечена в 2017 г. – 25,8 тыс. человек, а работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера в 2014 г. – 12,9 тыс. человек. Оценка структуры занятых показала, что в малом бизнесе трудоустроено в 7 раз больше работников, чем на средних предприятиях. Но, среднемесячная начисленная заработная плата работников гораздо ниже, чем у занятых на предприятиях среднего бизнеса и составляет в отчетном году – 23,2 тыс. руб., что  более чем на 10 тыс. руб. ниже среднекраевого значения. Самая высокая сумма дохода была получена в 2017 г. и составила 1790,4 млрд руб. Оборот малых предприятий  значительно превышает оборот предприятий среднего бизнеса [2]. Оценивая инвестиционную активность субъектов малого и  среднего бизнеса, следует сказать, что отмечается динамичный рост инвестиционных вложений в основной капитал предприятиями, относящимися к среднему бизнесу (рисунок 1). 

За пять лет сумма инвестиций выросла на 7,4%., но тем не менее, малый бизнес привлекает гораздо больше инвестиций в основной капитал, чем субъекты среднего бизнеса.

Кроме малых и средних предприятий предпринимательскую деятельность ведут крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. За пять лет численность крестьянских (фермерских) хозяйств стремительно сокращается. В 2014 г.  работало 819 хозяйств, а в 2018 г. их число составило 394 единицы. Но при этом отмечается рост посевных площадей на 142 тыс. га за пять лет [2]. Часть крестьянских (фермерских) хозяйств не выдерживая конкуренции – банкротятся, а наиболее экономически устойчивые хозяйства расширяют масштабы бизнеса. Объемы произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами сельскохозяйственной продукции и продовольствия постоянно увеличивается и в отчетном году составляет 72361 млн руб., что на 28264 млн руб. превышает показатель базисного года.

Оценивая показатели численности фактически действующих индивидуальных предпринимателей, отмечается снижение на 11 тыс. предпринимателей в 2018 г. по сравнению с 2014 г. Положительным моментом в их деятельности является рост выручки на 68,3% или 267,4 млрд руб. [2].

Рассматривая результат деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае, следует отметить, что самая высокая совокупная  выручка была получена малыми предприятиями, а самая низкая крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. 

Формирование и функционирование системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае происходит в процессе решения определенных задач, которые ставят перед собой государственные органы власти [3]. Следует выделить функции государственных органов власти, которые осуществляются в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства:

  • государство выступает в качестве властной структуры, которая формирует специальные условия функционирования субъектов малого и среднего бизнеса в рыночной среде и разрабатывает нормативно-правовые акты;
  • государство владеет имуществом и распоряжается им. По мере необходимости предоставляет его субъектам малого и среднего бизнеса во временное использование;
  • государство занимается экономическим регулированием и стимулированием рыночных процессов.

В нормативно-правовых документах Краснодарского края государственная поддержка малого и среднего предпринимательства ведется по следующим направлениям:

  • обеспечение институциональных основ для ведения бизнеса;
  • осуществление управленческой научно-методической поддержки;
  • доступность правового обеспечения и защиты малого и среднего бизнеса, которая отражена в законодательствах о ведении бизнеса и содержится в Налоговом кодексе, антимонопольном законодательстве, в нормативно-правовых актах о статусе и льготах для микро- и малых предприятий;
  • выполнение условий финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • реализация налоговой политики;
  • контроль соблюдения антимонопольного законодательства.

Объемы бюджетного финансирования на поддержку малого и среднего бизнеса Краснодарского края показаны в таблице 3.

В рамках реализации подпрограммы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014−2018 годы» было запланировано и исполнено финансирование из средств федерального, регионального и муниципального бюджетов [3]. Выделенные бюджетные средства освоены полностью. Но отмечается не выполнение целевых индикаторов (мероприятий) подпрограммы.

Субъекты малого и среднего бизнеса могут оформить льготные займы в краевом фонде микрофинансирования, а также поручительства для получения более крупных кредитов в коммерческих банках, воспользоваться консультационными услугами по различным вопросам или получить рабочее место на бесплатной основе.

Для реализации целей Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» разработаны пять региональных проектов. В числе значимых мер поддержки – упрощение доступа малого бизнеса к льготному финансированию и увеличение объема льготной финансовой поддержки. В 2019 году краевой фонд микрофинансирования планирует предоставить более миллиарда льготных микрозаймов, объем действующих поручительств должен составить порядка 1,2 миллиарда рублей, а сумма кредитов, обеспеченных поручительствами – 2,2 миллиарда [3]. Региональные программы Краснодарского края предусматривают реализацию пяти проектов: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», «Популяризация предпринимательства». Региональные проекты реализуются в 2019-2024 гг. и имеет четко поставленные цели. Реализация мероприятий перечисленных региональных проектов будет способствовать дальнейшей положительной динамике развития малого и среднего бизнеса в крае. В Краснодарском крае активно развивается школа молодого предпринимателя. В этом году планируется обучить основам ведения бизнеса не менее 10 тысяч человек. Ключевыми параметрами программы государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса должны быть следующие направления [4]:

1) законодательная и нормативно-правовая поддержка развития малого и среднего предпринимательства;

2) развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию инновационного потенциала в предпринимательской среде и вовлечение субъектов малого бизнеса в инновационный процесс;

3) разработка системы финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства на начальном этапе развития бизнеса;

4) обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к использованию прогрессивных финансовых и бизнес-технологий;

5) обеспечение использования в бизнес-процессах современных информационных и образовательных технологий;

6) разработка мер поддержки малого и среднего предпринимательства в отраслях специализации (отрасль сельского хозяйства, отрасль туристских услуг);

7) разработка системы социальной защиты и охраны труда в сфере малого и среднего предпринимательства;

8) помощь во взаимодействии отечественного и зарубежного бизнеса;

10) функционирование в бизнес-среде системы информационной коммуникации.

В рамках создания эффективной системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации предполагается обеспечить привлечение в этот бизнес новых субъектов хозяйствования [5].

Администрация Краснодарского края прикладывает большие усилия по увеличению числа предпринимателей. Создаются новые формы поддержки, сотрудничества, внедряются налоговые льготы и т.д. Центральную роль в этом занимает популяризации образа бизнесмена как отдельное направление по развитию предпринимательства [6].

Цель государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на современном этапе развития бизнес-среды в Краснодарском крае заключается в решении ряда задач, стоящих перед государственными органами власти, среди которых выделяются приоритетные:

  • обеспечение роста бизнеса в рамах регионального проекта  «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»;
  • проведение мер по оптимизации налоговой нагрузки, снижению административного давления на малое и среднее предпринимательство, обеспечение защиты прав собственности и легализация бизнеса;
  • обеспечение развития здоровой конкуренции на потребительском рынке для субъектов малого и среднего бизнеса;
  • содействие в развитии эффективных форм взаимодействия субъектов малого, среднего бизнеса и государственных органов власти на условиях государственно-частного партнерства;
  • развитие различны форм финансовой поддержки в сфере малого и среднего бизнеса: микрозаймы, авансирование сделок, бизнеса, финансовые поручительства;
  • адаптация системы высшего образования и обучения основам бизнеса к потребности предпринимательской среды;
  • выполнение мониторинга с целью информационного контроля развития малого и среднего предпринимательства;
  • обеспечение эффективной системы коммуникаций в бизнес-среде;
  • стимулирование вовлеченности незанятого и неформально занятого населения в малый бизнес;
  • развитие системы государственно-частного партнерства в ведущих отраслях экономики: сельском хозяйстве, туристской отрасли;
  • обеспечение роста бизнеса индивидуальных предпринимателей с целью становления юридических лиц (создание организаций);
  • стимулирование роста занятости в сфере малого и среднего бизнеса;
  • обеспечение мер по противодействию коррупции в бизнес-среде.

Таким образом, выявлены факторы, в процессе анализа бизнесструктур, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае:

  • отсутствие налоговых каникул, для начинающих предпринимателей начиная с 2018 г.;
  • слабо развитые механизмы финансово-кредитной страховой поддержки малого и среднего предпринимательства с целью снижения рисков ведения бизнеса;
  • отсутствие системы кредитной потребительской кооперации с целью самофинансирования предпринимательской деятельности;
  • ограничение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к производственным мощностям реструктуризируемых организаций;
  • отсутствие защищенности и безопасности ведения малого и среднего предпринимательства;
  • административные барьеры в развитии малого и среднего бизнеса.

Развитие малого и среднего бизнеса определило проблемы организационно-финансового характера:

  • недостаток оборотных средств для наращивания объемов бизнеса;
  • низкая ликвидность активов предприятий ограничивает возможность их кредитования;
  • рост цен на энергоносители и сырье;
  • высокая стоимость аренды на коммерческую недвижимость;
  • усиление конкуренции со стороны крупного бизнеса.

В рамках регионального проекта «Популяризация предпринимательства» и дополнительного программного обеспечения функционирования молодежного предпринимательства предлагается обеспечить обучение молодежи основам организации и ведения  предпринимательской деятельности, способствовать созданию условий для повышения профессионализма уровня и знаний.

Для эффективного функционирования бизнеса следует сформировать конкурентную среду, как платформу для развития молодежного предпринимательства. В целях обеспечения координационного процесса в предпринимательской деятельности среди молодежи, а так же защиты их имущественных интересов обосновывается необходимость разработки и реализации обучающей программы «Старт в бизнес» (таблица 4).

Программа должна быть доступна для целевой аудитории от 14 до 30 лет на территории всех муниципальных образований Краснодарского края в рамках реализации регионального проекта «Популяризация предпринимательства». Образовательный проект «Старт в бизнес», обеспечит решение некоторых организационно-экономических проблем, сдерживающих популяризацию малого бизнеса в Краснодарском крае. В таблице 4 представлен бюджет данного образовательного проекта сроком на пять лет реализации национального проекта с 2020 по 2024 гг. составит 20,9 млн руб., а количество обученной молодежи – 56 тыс. человек. 

Таким образом, несмотря на то, что Краснодарский край является регионом с благоприятной предпринимательской средой, число субъектов малого и среднего бизнеса снижается. Отмечается сокращение числа занятых в данных видах бизнеса. Имеются проблемы с кредитной доступностью в силу низкой ликвидности и финансовой устойчивости субъектов малого и среднего бизнеса. В результате реализации образовательной программы «Старт в бизнес» конечные результаты  будут выражаться в поэтапном изменении некоторых индикаторов: уровня жизни населения; качества бизнес-среды; увеличении доли в валовом региональном продукте Краснодарского края субъектов малого и среднего предпринимательства; росте налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края обеспечиваемых субъектами малого бизнеса; росте бюджетного эффекта; увеличении размера заработной платы, занятых в малом  и среднем бизнесе, будет составлять не ниже, чем  средний размер заработной платы в Краснодарском крае.

Список литературы

  1.  Белкина Е.Н. Разработка модели предпринимательского дохода субъектов аграрного бизнеса / Е.Н. Белкина, А.А. Скоморощенко // Вестник Университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2009. – №20. – С. 158-161.
  2.  Малое и среднее предпринимательство Краснодарского края: Статистический сборник. – Краснодар: Краснодарстат, 2018. – 145 с.
  3.  Официальный сайт малого и среднего предпринимательства Краснодарского края // Режим доступа: http://www.mbkuban.ru/news/2708/.
  4.  Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Краснодарском крае. Кучеренко В. В., Скоморощенко А. А. В сборнике: Проблемы и перспективы развития экономических систем в исследованиях студентов и молодых ученых. Материалы международной научно-практической конференции, пос. Персиановский, — 2013. — С. 63-67.
  5.  Точки роста региональной экономики: инструменты и методы: монография / А.Т. Айдинова, Э.В. Эрдниева, С.В. Немысов, Н.А. Биктубаева, Д.Б. Энердженова и др. – Ставрополь: Издательскоинформационный центр «Фабула». 2017. – 164 с.
  6.  Толмачев А.В. Повышение роли регионального малого хозяйствования АПК в импортозамещении / А.В. Толмачев, Е.В. Гришин, Г.О. Искандарян // Прикладные научные исследования: Экономика и инновационные технологии управления: монография. – М., 2017. – С. 179-201.