Московский экономический журнал 1/2019

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142-2

УДК 336.717.061

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11022

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF CREDITING OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA BASED ON INTERNATIONAL EXPERIENCE

Передера Жанна Сергеевна, магистрантка 1 курса, кафедра «Финансы и кредит», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет»,  г. Владивосток

Гриценко Тарас Степанович, магистрант 2 курса, кафедра экономики предприятия, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет»,  г. Владивосток

Правиков Олег Владимирович, кандидат экономических наук, доцент департамента экономических дисциплин ШЭМ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток

Peredera Zhanna Sergeevna, master student, the Department of Finance and Credit, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

Gritsenko Taras Stepanovich, master student, the Department of Economics Enterprise, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

Pravikov Oleg Vladimirovich, candidate of Economic Sciences, Associate Professor the Department of Economic disciplines School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

Аннотация: Являясь индикатором развития национальной экономики, субъекты малого и среднего бизнеса не имеют обширных возможностей по привлечению достаточного финансирования, которое является основой функционирования любого сектора экономики, что обуславливает необходимость формирования эффективной системы кредитования. В работе проанализирована возможность внедрения в российскую финансовую систему новых инструментов кредитования, в том числе с помощью трансплантации зарубежного опыта. Выделены основные направления модернизации кредитной системы России: развитие государственных программ по стимулированию кредитных и микрофинансовых организаций, комбинирование субсидирования и льготного кредитования, совершенствование реестров движимого имущества и нематериальных активов и внедрение краудфандинговых платформ.

Summary: Being an indicator of the development of the national economy, small and medium-sized businesses do not have extensive opportunities to attract sufficient funding, which is the basis of the functioning of any sector of the economy, which necessitates the formation of an effective credit system. The paper analyzes the possibility of introducing new lending instruments into the Russian financial system, including through the transplantation of foreign experience. The main directions of modernization of the credit system of Russia are highlighted: development of government programs to stimulate credit and microfinance organizations, a combination of subsidies and concessional lending, improvement of registers of movable property and intangible assets and the introduction of crowdfunding platforms.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего бизнеса, льготное кредитование, краудфандинг, прямое инвестирование, зарубежный опыт.

Keywords: small and medium businesses, concessional lending, crowdfunding, direct investment, foreign experience.

Согласно международному рейтингу Всемирного Банка и Международной финансовой корпорации «Doing Business», оценивающему легкость введения малого и среднего бизнеса по 11 показателям, по состоянию на июнь 2017 года Российская Федерация находится на 35 месте [1]. Одним из показателей, входящих в оценку, является показатель «получение кредита», по которому Россия находится на 29 месте. Такой результат ранжирования свидетельствует о несовершенстве существующей системы кредитования и требует обращение к зарубежному опыту.

Одним из лидеров по развитию и кредитованию малого и среднего бизнеса являются Соединенные Штаты Америки (далее США). В США оказание государственной финансовой поддержки осуществляется через федеральное агентство «Small Business Administration» (далее SBA), созданное в 1953 году [2]. SBA осуществляет финансовую поддержку с помощью ряда государственных программ, основополагающими из которых являются программа «7а» и программа «504».

В рамках программы «7а» субъекты малого и среднего бизнеса могут получить гарантии на предоставление кредита в банке. При этом, гарантия, в зависимости от цели и суммы займа, предоставляет на 50-85% кредита от 150 тысяч до 5 миллионов долларов США, соответственно. Процентная ставка по таким кредитам не должна превышать 2,75%, а сроки варьируются в зависимости от цели займа денежных средств: на оборотный капитал – до 10 лет, на основной капитал – до 25 лет.

В рамках программы «504» субъекты малого и среднего бизнеса могут получить долгосрочный кредит с фиксированной процентной ставкой с целью расширения и модернизации своего предприятия, а также на приобретение основных средств. Такое кредитование предполагает получение гарантии при максимальной сумме займа 1 миллион долларов США.

Кроме этого, SBA разработало программу микрокредитования малого и среднего бизнеса. В рамках этой программы субъекты малого и среднего бизнеса могут получить краткосрочный заем в 50 тысяч долларов США, а банки, участвующие в этой программе, могут участвовать в льготном рефинансировании таких кредитов. Также Президент США подписал закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства», который предполагает увеличение финансирования банков для активизации процесса кредитования бизнеса и снижение процентных ставок по кредитам для данного сегмента [3].

В случае стихийных бедствий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций в США действует государственная программа по реализации финансовой помощи пострадавшим предприятиям [3]. Согласно данной программе, субъектам малого и среднего бизнеса выдается заем для восстановления своей деятельности даже в случае, если бизнес не застрахован (максимальная сумма займа – 200 тысяч долларов). Так, SBA выплатила около 500 миллионов долларов США предприятиям, пострадавшим в результате террористический действий 11 сентября 2001 года [2].

Развитие банковского кредитования малого и среднего бизнеса в США сопровождено высокими требованиями к финансовому положению заемщика и предоставляемому обеспечению, что значительно затрудняет привлечение кредитных ресурсов на момент открытия бизнеса. В связи с этим, широко применяется технология альтернативная банкам – краудфандинг.

Краудфандинг – это способ привлечения денежных средств на проекты от большого количества людей с помощью специального онлайн-сервиса (краудфандинговая платформа) [4]. В зависимости от целей проекта и условий привлечения кредитных ресурсов краудфандинг подразделяется на несколько видов (Рисунок 1).

Безымянный

Впервые в мире данная технология появилась в 2003 году в США и была представлена двумя видами: нефинансовый и благотворительный краудфандинг. Однако, уже в 2005 году появились «коммерческие» вариации, позволяющие привлечь денежные средства для реализации проектов на определенных условиях. Широкое применение данная технология получила с 2008 года в период Мирового кризиса, когда резко снизилось доверие к банкам, а потребность в кредитных ресурсах продолжала оставаться неизменной.

5 апреля 2012 г. президент США Барак Обама утвердил закон о регулировании краудфандинга «The Jumpstart Our Business Startups», вступивший в силу 1 января 2013 г. [6]. Согласно закону, упрощалась процедура привлечения кредитных ресурсов с помощью краудфандинговой платформы: разрешено участвовать неаккредитованным инвесторам. До принятия закона, разрешено было участие только аккредитованным инвесторам – физические лица или компании, которые в течение двух лет имеют годовой доход не менее 200 тысяч долларов США или владеют активами в размере 1 миллиона долларов США, без учета стоимости недвижимого имущества, что значительно усложняло привлечение денежных средств с помощью краудфандинга [3]. Связано это было с высокими рисками, сопровождающими финансирование проектов.

Поэтому, чтобы упростить процедуру и нивелировать риски, принятым законом фиксируется максимальная сумма привлечения денежных средств проектами (один проект может привлечь до 1 миллиона долларов США при максимально возможном количестве инвесторов – 2 тысячи человек) и максимальная сумма для неаккредитованных инвесторов (10 тысяч долларов США). Проект, привлекающий заемные средства, предоставляет бизнес-план и отчетность своей компании (при наличии), которые подлежат экспертной оценке.

В 2017 году краудфандинг остается одним из самых развитых инструментов кредитования проектов. Так, объем привлеченных денежных средств с помощью краудфандинговых платформ на 01.01.2018 г. составил 45,6 миллиардов долларов США, а ежегодный прирост с 2005 года в среднем составляет 22%.

Помимо краудфандинговых платформ в США параллельно развивалось p2b-кредитование (или платформа прямого инвестирования). Р2b-кредитование – это онлайн-сервис, позволяющий малому и среднему бизнесу за короткий срок привлечь заемные денежные средства, самостоятельно выбирая условия кредитования. Решение о выдаче такого кредита принимают инвесторы при формировании полной заявленной суммы займа [7]. В США p2b-кредитование получило более широкое распространение в результате сниженной рискованности вложения денежных средств в сравнении с краудфандингом. Так, малый и средний бизнес, выступая в качестве заемщика, должен предоставить отчетность о финансовом состоянии своего предприятия, и по результатам скорринговой оценки данному заемщику присваивается соответствующий рейтинг.

Такая альтернативная технология позволила бы исключить банки, выступающих в роли посредника между заемщиком и кредитором. Поэтому, некоторые банки США интегрировали с уже существующими платформами прямого инвестирования. Одним из успешных примеров такой интеграции является стратегическое сотрудничество крупнейшей платформы «OnDeck» с финансовым холдингом «JP Morgan» для осуществления программы кредитования малого и среднего бизнеса [8].

P2b-кредитование в США занимает лидирующие позиции в мире. Так, платформа прямого инвестирования «Lending Club» по итогам 2017 года выдала кредитов на сумму более 9 миллиардов долларов США. Кредиты малому и среднему бизнесу, выданные с помощью платформ, предоставляются на суммы 100-200 тысяч долларов США в среднем.

Другой страной, так же находящейся в лидерах по развитию и кредитованию малого и среднего бизнеса, является Великобритания. В Великобритании разработано ряд государственных программ, которые входят в систему оказания финансовой поддержки и кредитования малого и среднего бизнеса. Основополагающей государственной программой, введенной в 1981 году, является программа предоставления гарантий и поручительств субъектам малого и среднего бизнеса. Согласно данной программе, для поддержки платежеспособных предприятий, предоставляется гарантия, обеспеченная правительством на 70-80% [9]. Для покрытия таких гарантий в случае дефолта субъектов малого и среднего бизнеса ежегодно в бюджете выделяется 50 миллионов фунтов стерлингов. Стоит отметить, что данный инструмент эффективен в Великобритании: ежегодный объем финансирования, привлеченный при помощи гарантий и поручительств, составляет более 6 миллиардов фунтов стерлингов.

Кроме этого, в Великобритании реализуется программа льготного кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, согласно которой кредиты предоставляются по более низким процентным ставкам в результате привлечения банками по сниженной стоимости кредитных ресурсов у Банка Англий. В рамках этой же программы по кредитам, привлеченным для открытия бизнеса, ежемесячные платежи по погашению задолженности начинаются спустя 2-3 года с момента заключения договора [10].

Помимо участия в государственных программах по кредитованию малого и среднего бизнеса, каждый банк разрабатывает свою программу предоставления кредитов данному сегменту. Так, Barklays Bank в зависимости от целей займа и финансового положения заемщика разработал следующие условия:

  • сумма кредита 5-100 тысяч фунтов стерлингов сроком на 5 лет под 15-17% годовых (примечательно, что проценты взимаются с годового оборота фирмы);
  • сумма кредита 100-500 тысяч фунтов стерлингов сроком до 20 лет под процентную ставку, соответствующей ставке Банка Англии [10].

Такие кредиты выдаются, как правило, на расширение и модернизацию существующего бизнеса и характеризуются большими суммами и долгосрочностью займа. Однако, стоит отметить, что рассмотрение заявок на кредиты в банках продолжает оставаться длительным процессом. Поэтому, малый и средний бизнес все чаще привлекает заемные денежные средства с помощью краудфандинговых платформ и платформ прямого инвестирования.

Данные технологии получили широкое применение в Великобритании, и, в связи с необходимостью законодательного регулирования, «Financial Conduct Authority» разработало и утвердило в 2014 году «Свод правил краудфандинга». Согласно данному своду, краудфандинговые платформы не подлежат обязательному лицензированию, однако, обязаны предоставлять отчет о своей деятельности. Кроме того, нелицензированные платформы имеют ряд ограничений (общий объем выданных кредитов с помощью платформы не должен превышать 1 миллиона долларов США за год, а количество инвесторов – 1500). Такое регулирование имеет положительные результаты: в 2015 году с помощью краудфандинга малый и средний бизнес смог привлечь 4,4 миллиарда долларов США, темп роста объема выданных средств через благотворительный краудфандинг составил 507%, а через краудинвестинг – 295% [5].

Платформы прямого инвестирования также стремительно развиваются в Великобритании. Наиболее крупными представителями p2b-кредитования являются платформы «Funding Circle» и «Assetz Capital», через которые с момента функционирования (с 2006 года) было выдано 3680 и 466 миллионов долларов США, соответственно [11]. Банки Великобритании со своей стороны активно взаимодействуют с платформами прямого инвестирования и краудфандинговыми платформами, заключая разные формы сотрудничества.

Еще одной страной Европы, применяющей различные инструменты кредитования малого и среднего бизнеса, является Германия. В Германии очень развита государственная финансовая поддержка. Примечательно, что основное направление такой поддержки связано как с субсидированием и бюджетированием субъектов малого и среднего бизнеса, так и с поддержанием самостоятельности данного сегмента в привлечении заемных средств путем обеспечения доступа к таким ресурсам. Основным государственным органом, обеспечивающим реализацию программ финансовой поддержке малого и среднего бизнеса, является «Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий» или DG VIII [12]. В качестве специализированного института выступает банк «Kreditanstalt fuer Wiederaufbau» (далее KfW). Государственные программы разработаны таким образом, что на всех стадиях своего развития малый и средний бизнес может получить финансовую поддержку, причем допускается комбинирование различных источников и мер поддержки [13].

Основным инструментом системы кредитования малого и среднего бизнеса в Германии является льготное кредитование, осуществляемое по разработанным банком KfW единым правилам, согласно которым не выделяются предпочтительные сферы деятельности заемщика. Субъекты малого и среднего бизнеса в рамках данной программы кредитуются по более низким процентным ставкам в сравнении с рыночными и на более длительный период, как правило, более 10 лет.

Примечательно, что в первые 3 года предприятие освобождается от всех выплат по кредиту, на 4-й год устанавливается ставка равная 2%, на 5-й год – 3%, на 6-ой-10-ый годы – 5% [14]. Далее размер процентной ставки устанавливает банк, предоставивший кредит. Помимо этого, заемщик может погасить кредит в любой момент без моратория.

В рамках другой государственной программы субъектам малого и среднего бизнеса предоставляется долевое финансирование инвестиционного проекта [15]. Так, согласно данной программе, часть проекта финансируется за счет средств KfW (до 50%). Остальная часть проекта финансируется за счет собственных или заемных средств. Причем в этом случае малому и среднему бизнесу также разрешается участвовать в программе льготного финансирования.

Для начинающих предпринимателей в Германии разработана отдельная программа: 40% инвестирует государство, остальная часть – льготный кредит в банке. При этом первые 2 года беспроцентные, затем устанавливается фиксируемая процентная ставка равная 5% [16]. Такой кредит выдается на сумму не более 1 миллиона евро со сроком кредитования до 20 лет (первые 10 лет освобождаются от выплат).

Также в Германии существуют специализированные банки, предоставляющие гарантии и поручительства на 80% кредита, предоставляемого кредитными организациями, сумма которого не превышает 1,5 миллиона евро. Стоит отметить, что основным инструментом в системе кредитования малого и среднего бизнеса в Германии является банковский кредит, однако, при разносторонней государственной поддержке доступность такого кредита значительно возрастает.

Страны Азиатского Тихоокеанского Региона (далее АТР) также применяют разнообразные инструменты кредитования малого и среднего бизнеса. В Японии кредитование характеризуется высокими требованиями к финансовому положению заемщика и обеспечению, а процесс выдачи кредитов субъектам малого и среднего бизнеса осуществляется через систему гарантий и страхования деятельности предприятий. Так, специализированные организации предоставляют гарантии на коммерческих условиях – 1% от суммы кредита, а также формируют страховой фонд за счет членских взносов, страхующий 80% суммы гарантии [17]. Согласно такому страхованию, в случае неплатежеспособности заемщика, организация покрывает часть долга.

Стоит отметить, что кредитованием малого и среднего бизнеса в Японии занимаются специализированные на этом направлении банки:

  • местные банки, расположенные в главных городах префектур;
  • ассоциации кредитных организаций;
  • кредитные кооперативы [17].

Также в Японии разработаны государственные программы, стимулирующие кредитные организации к выдаче кредитов малому и среднему бизнесу. На оказание финансовой поддержки из бюджета страны выделяется ежегодно почти 200 миллиардов иен, основными направлениями которой являются предоставление льготных кредитов предприятиям, осуществляющим деятельность в особо рискованных и приоритетных отраслях, и предоставление микрозаймов малому бизнесу. Льготное кредитование предоставляется на расширение основного и оборотного капиталов. Помимо этого, льготные кредиты могут предоставляться на разработку технологии, новых видов продукции, а также новых видов производства и техники. Осуществлением льготного кредитования малого и среднего бизнеса занимается «Государственная корпорация по финансированию предпринимательства», а предоставлением микрозаймов малому бизнесу – «Народная корпорация по финансированию предпринимательства». Микрозаймы предоставляются с удлиненным сроком погашения и без предоставления залога, в основном, на открытие бизнеса. Стоит отметить, что развитие микрокредитования в Японии в первую очередь связано с финансовой поддержкой малого и среднего бизнеса, а не с кредитованием физических лиц. Доля микрозаймов, выданных субъектам малого и среднего бизнеса, составляет 75-85%, а доля микрозаймов физическим лицам – 15-25%, соответственно.

В Японии также развивается краудфандинг и p2b-кредитование. Несмотря на то, что темпы развития этих платформ в Японии отстают от мировых показателей, объем выданных кредитов с помощью данных технологий ежегодно увеличивается. Кроме того, деятельность краудфандинговых платформ и платформ прямого инвестирования регулируется на законодательном уровне.

Другой страной АТР, предоставляющей различные инструменты кредитования малому и среднему бизнесу, является Китай. Основным государственным инструментов в системе кредитования, как и в других странах, в Китае является предоставление гарантий и поручительств субъектам малого и среднего бизнеса для получения кредита в банке. Такие гарантии обеспечивают 80% суммы займа. Помимо гарантийного обеспечения в Китае развито льготное кредитование, особенно, на этапе открытия бизнеса: предоставляется беспроцентный заем в размере 30-50 тысяч юаней сроком на 3 года, без залога. При этом возврат кредита начинается с седьмого месяца после заключения договора. В случае, если заемщик в течение 2-3 месяцев не предоставляет выплаты по кредиту, кредитная организация проводит надлежащую проверку, цель которой является содействие в стабилизации финансового положения предприятия. Такая система мониторинга Китая позволяет сократить долю невозвратов по кредитам до 4% [6].

Другим инструментом кредитования малого и среднего бизнеса является использование потенциала движимого и нематериального имущества в качестве обеспечения. С целью увеличения объемов выдачи кредитов субъектам малого и среднего бизнеса, а также обеспечения доступа к кредитным ресурсам в 2005 году в Китае реформировали механизм залога некоторых видов имущества. Согласно данной реформе, в качестве залога разрешалось использовать движимое имущество и нематериальные активы, например, дебиторскую задолженность. Для функционирования такого вида обеспечения в Китае модернизировали институт права собственности, распространяя его и на нематериальное имущество, и создали реестр для его учета. Также был создан реестр залога движимого имущества, что позволило банкам увеличить объем кредитования малого и среднего бизнеса. Так, в Китае в 2008-2017 гг. банки предоставили кредитов субъектам малого и среднего бизнеса на общую сумму более 3,5 миллиардов долларов США. Такой же опыт по внедрению общенационального реестра движимого и нематериального имущества был реализован в Мексике.

В Китае свое развитие получили и такие альтернативные инструменты кредитования, как краудфандинг и p2b-кредитование. Развитие данных технологий сопровождалось появлением большого количества платформ, а отсутствие законодательного регулирования их деятельности привело к большим потерям инвесторов в результате функционирования мошеннических сервисов. Так, население Китая при появлении нового инструмента кредитования и размещения денежных средств стали активно использовать данные платформы. В результате учащения случаев мошенничества государству пришлось незамедлительно ввести ограничения деятельности краудфандинга и p2b-кредитования, что повлекло за собой резкое сокращение количества платформ. Согласно законодательству Китая, нелицензированным платформам запрещено p2b-кредитование и ведение краудфандинговой деятельности. Платформы, которые прошли лицензирование, имеют право на ведение деятельности только при соблюдении ряда правил: предоставление полной отчетности о своей деятельности (количество выданных кредитов, привлеченных денежных средств, инвесторов и заемщиков и другое), ограничение в количестве инвесторов и объеме привлекаемых денежных средств. Помимо этого, в качестве инвесторов могут выступать только квалифицированные инвестора.

Таким образом, анализируя зарубежный опыт кредитования малого и среднего бизнеса, можно сделать вывод о том, что за рубежом применяется большее разнообразие инструментов в системе кредитования в сравнении с Россией (Таблица 1).

Безымянный

Сравнительный анализ инструментария системы кредитования малого и среднего бизнеса зарубежных стран и России позволяет сделать вывод о том, что в Российской Федерации разработано недостаточное количество государственных программ по стимулированию кредитных организаций к выдаче кредитов данному сегменту, а также ограничено участие в этих программах: льготное кредитование – только приоритетные отрасли и 47 уполномоченных банков; субсидирование кредитных организаций – 15 уполномоченных банков. Зарубежные страны, в свою очередь, применяют пул государственных программ, что позволяет обеспечить доступ малому и среднему бизнесу к кредитным ресурсам. Помимо этого, широко применяется практика комбинированного инструмента, например, субсидирование совместно с льготным кредитованием малого и среднего бизнеса на момент открытия.

Стоит отметить, что возможность предоставления в качестве залога движимого имущества и нематериальных активов, находящихся в общенациональном реестре, имеет положительные результаты за рубежом, однако, в России такая практика не распространена.

 Также в зарубежных странах происходит активная интеграция банков и платформ прямого инвестирования, а вследствие отсутствия законодательного регулирования краудфандинга и p2b-кредитования, данные альтернативные инструменты привлечения заемных денежных средств в России практически не применяются.

Высокая экономическая значимость развития субъектов малого и среднего бизнеса и необходимость решения проблем, связанных с кредитованием данного сегмента, подтверждают необходимость модернизации существующей системы кредитования России, а именно, внедрение новых инструментов кредитования. Так, адаптация зарубежного опыта в российской практике позволит нарастить объемы кредитования малого и среднего бизнеса, что будет способствовать его развитию, а также отдаче в реальный сектор «обратного импульса».

В связи с этим, можно выделить основные направления модернизации системы кредитования малого и среднего бизнеса в России:

  • расширение государственных программ по стимулированию кредитных и микрофинансовых организаций в части кредитования малого и среднего бизнеса;
  • комбинирование субсидирования и льготного кредитования сегмента;
  • развитие реестров движимого имущества и нематериальных активов для возможности использования их в качестве залога;
  • внедрение краудфандинговых платформ и платформ прямого инвестирования.

В случае неизменности системы кредитования и без учета влияния внешних факторов, объем выдачи кредитов малому и среднему бизнесу может варьироваться в пределах следующих доверительных интервалах (Рисунок 2).

Безымянный

Согласно трендовому прогнозированию, объем выдачи кредитов малому и среднему бизнесу в будущих периодах (с III квартала 2018 года по IV квартал 2019 года) имеет нисходящую тенденцию в сравнении с периодом с 2017 года по 2018 год. Это, прежде всего, свидетельствует о целесообразности поиска новых инструментов кредитования путем обращения к зарубежному опыту. Однако, стоит отметить, что полное заимствование существующих за рубежом принципов формирования системы кредитования не принесет положительного эффекта. Необходимо учитывать ограничивающие факторы, а также применимость тех или иных инструментов в России, опираясь на страновые различия.

Система кредитования малого и среднего бизнеса в России находится на пути модернизации, поэтому внедрение новых инструментов кредитования позволит увеличить доступность кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего бизнеса и увеличить объем выдачи кредитов, что благотворно отразится на их развитии.

Список использованных источников

  1. Doing business [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://russian.doingbusiness.org.
  2. Desyllas, P The state of the credit system for small and medium-sized businesses in the United States: development vectors / P. Dessyllas // Journal of Innovation Economics and Management. – 2015. Vol. 25, № 2. – P. 26-34.
  3. Заболоцкая, В. В. Сравнительный анализ мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса / В. В. Заболоцкая, Н. А. Хут // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 10. – С. 46–49.
  4. Панова, Е. А. Краудфандинг как альтернативный инструмент финансирования малого и среднего бизнеса / Е. А. Панова // Финансы и кредит. – 2018. – № 1. – С. 238–250.
  5. Data Analytics for finance in the digital age [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://www.altfidata.com.
  6. Miozzo, M. Crediting small and medium businesses in China / M. Miozzo // Journal of Business Research. – 2016. – Vol. 13, № 17. – P. 52–67.
  7. Передера, Ж. С. Банки и платформы прямого инвестирования: конкуренция или взаимодействие / Ж. С. Передера, Т. С. Гриценко // Материалы международной научно-практической конференции молодых учёных. – Владивосток. Дальневост. федерал. ун-т, 2017. – С. 376–382.
  8. Передера, Ж. С. Взаимодействие банков и платформ прямого инвестирования – новая модель сервисного обслуживания / Ж. С. Передера, Т. С. Гриценко // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. ­– Владивосток. Дальневост. федерал. ун-т, 2017. С. 54–59.
  9. Schubert, T. The state of lending to small and medium-sized businesses in the UK: organization and tools / T. Schubert // Economics of Innovation. – 2013. – Vol. 32, № 7. – P. 127-142.
  10. Бисултанова, А. А. Система кредитования предприятий малого и среднего бизнеса: зарубежный и российский опыт / А. А. Бисултанова // Вестник науки и образования. – 2015. – № 8. – С. 67–69.
  11. Global Entrepreneurship Monitor [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://gemconsortium.org.
  12. Smallbone, D. Entrepreneurship in emerging market economies: Contemporary issues and perspectives / D. Smallbone, F. Welter, J. Ateljevic // International Small Business Journal. – 2014. – Vol. 32, № 2. – P. 113–116.
  13. Welter, F. Institutional Perspectives on Entrepreneurial Behavior in Challenging Environments / F. Welter, D. Smallbone // Journal of Small Business Management. – 2014. – Vol. 49, № 1. – P. 107–125.
  14. Буров, П. Д. Особенности имплементации зарубежного опыта в системе кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в РФ / У. И. Буров, Н. И. Морозко // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 10. – С. 1188–1191.
  15. Дресвякин, П. В. Перспективы применения зарубежного опыта кредитования малого и среднего бизнеса / П. В. Дресвякин // Евразийский Научный Журнал. – 2016. – № 5. – С. 3–6.
  16. Mason, C. Creating good public policy to support high-growth firms / C. Mason, R. Brown // Small Business Economics. – 2013. – Vol. 40, № 2. – P. 211–225.
  17. Виленский, А. В. Оптимизация финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в пространственной экономике Японии / А. В. Виленский, О. В. Лылова, А. Б. Можаев // Экономический журнал. – 2015. – № 3. – С. 37–42.