http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 2/2016 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 2/2016

Безымянный 12

Якомаскин А.Ф.,

дипломник Государственного университета по землеустройству.

Исследование активных форм обучения в условиях современной концепции подготовки персонала.

 An examination of active forms of studying against the backdrop of the modern staff training concept.

Аннотация 

С каждым годом подготовка новых специалистов требует всё больше навыков и умений, владение которыми может обеспечить успешную работу в известной компании. Именно поэтому у крупных игроков рынка возникает необходимость в «переучивании» новых кадров на фоне всё усложняющейся конъюнктуры современного рынка. Однако, компании не всегда добиваются в этом большого успеха из-за использования устаревших методов обучения и неэффективных способов передачи необходимого опыта. 

Игровые, активные и интерактивные формы подготовки пришли к нам из области социально-психологического обучения, основы которого заложила Анна Фрейд. Сегодня эти принципы, предложенные для развития креативности в детях, применяются исключительно корпоративными тренерами в обучении топ-менеджеров передовых компаний. Тем не менее, многие работники отделов HR, специализирующиеся на повышении квалификации, до сих пор не знают, о чём идёт речь, когда говорят об «активных формах» обучения. 

Изучение данной области и характеристика её базовых элементов являются крайне важными для понимания новых подходов к вопросам квалификации и опыта современных специалистов

Abstract

Every year new employees training demands more and more skills and abilities useful for successful work in a known company. That is exactly why market majors need to retrain new staff, given the environment of the modern market becomes more complex. However, the companies cannot always succeed in doing it, because they use obsolete studying methods and inefficient ways of necessary experience transfer.

Active and interactive, game forms of training came from the social-psychological learning based by Anna Freud. Nowadays these principles, offered to develop the creativity in children, are used by corporate coaches in training of leading companies top managers. Nevertheless, many HR departments specialized on retraining still don’t know anything about «active forms of studying».

Examination of this field and description of its structural elements are crucial for understanding of new approaches to a problem concerning qualification and experience of today’s employees.

Ключевые слова : обучение персонала, активный подход, интерактивный подход, игровые формы обучения

Key words : stuff training, active approach, interactive approach, game forms of studying

Главная проблема, которая сегодня стоит перед исследователями в этой области, заключается в способности обучаемого персонала воспринимать информацию. Дело в том, что в современном процессе обучения происходит несоответствие передаваемых и принимаемых данных. Причина этому в том, что каждый из нас по-разному воспринимает приходящую информацию. Активная форма взаимодействия построена на той реакции, которую получает преподаватель от студентов в процессе обучения. Это позволяет ему точно судить о степени восприятия передаваемых знаний. Пассивная же форма обучения подразумевает лишь передачу информации, исключая обратную связь. Отсутствие возможности узнать о реакции на полученные знания при пассивной форме обучения и снижает её эффективность.

Активные формы подготовки в обучении использовались реже. Это было обусловлено большей сложностью организации учебного процесса. Изначально, в практике подготовки персонала отдавалось предпочтение пассивным методам. Под ними подразумевалась односторонняя передача от специалиста к студенту определённого набора знаний. Студент в такой модели выступал в роли пассивного слушателя. Активная форма стала включать в себя методы создания обратной связи с обучаемым персоналом в процесс обсуждения.
1. Активная форма обучения.

Рис.1.Активная форма подготовки.

Одним из видов активной формы обучения является интерактивная модель обучения. При её использовании взаимодействие происходит не только между студентами и преподавателем, но и среди студентов непосредственно. Такой подход позволяет укрепить личные связи участников процесса обучения, проявить свою индивидуальность и улучшить коммуникативные навыки.
2. Интегрирая форма обучения                                       Рис.2 Интерактивная форма подготовки.

Этот современный подход постоянно эволюционирует, приобретая всё новые и новые формы выражения. Наиболее популярными на сегодня являются следующие:

  • групповая дискуссия;
  • кооперативные методы обучения;
  •  кейс-метод;
  •  социально-психологический тренинг.

 Однако, как бы не был широк спектр применения активных моделей обучения, в основе большинства из них лежит игровая форма выражения. Из-за подмены понятий сегодня с «игровыми формами» нередко ассоциируют отсутствие смысловой нагрузки и наличие лишь развлекательной составляющей. Тем не менее, концепция любой «игры» заключается в себе элементы, использования которых сегодня не хватает процессу передачи знаний. В числе данных элементов находятся:

  • Регламент. Отсутствие чётких правил проведения процесса обучения порождает непонимание в отношениях между преподавателем и студентами.Из-за привычки соблюдения строгого формальных отношений проявляется замкнутость, которая препятствует использованию творческих способностей и раскрытию потенциала.
  • Игровые роли и личная ответственность. Выделение определённых ролей и наделение участников соответствующими обязанностями и полномочиями рождает ответственность будущих работников по отношению к выполняемым задачам. В свою очередь, личная ответственность порождает коллективную, которая улучшает общую работу группы.
  • Конкуренция. Наличие победителей и проигравших даёт возможность стимулировать самых пассивных участников процесса обучения. Награды, в любом выражении, являются желанным поощрением игроков.
  • Моделирование ситуаций. Главным недостатком пассивной модели является полное отсутствие внедрения реального опыта. Моделирование ситуации, или использование реально существующей (как в кейс-методе), позволяет игроку ощутить на себе всю полноту ответственности за принимаемые решения.

На основе этих ключевых элементов строится большинство современных методов активной и интерактивной формы обучения. В качестве примера я предлагаю исследование методологии проведения игровой ситуации «Спасение», практический опыт проведения которой позволяет мне делать объективные выводы.

Анализ будет построен на сопоставлении ключевых элементов активной и интерактивной формы обучения с концепцией проведения игры. Наглядная демонстрация взаимодействия вышеперечисленных пунктов в рамках конкретной модели позволит оценить все преимущества активного подхода.

В основе выбранной игры лежит практическое обоснование важности логических рассуждений при принятии коллективных решений. Она помогает отработке механизмов группового обсуждения и проявлению индивидуальных возможностей к убеждению и аргументации.

Обоснованием любой игровой модели должны быть определённые теоретически положения, которые формируют ценность её использования. В случае со «Спасением» основная идея строиться на практике рациональной и логической обоснованности принимаемых решений. Степень контроля над последствиями принятого решения определяются продуманностью его выработки. Таким образом, чем более рационально и логически продуман каждый этап принимаемого решения, тем более контролируемы становится его последствия.

Теоретической основной для данной игры служат правила принятия рационального решения:

  1. Решение должно быть точным. При обсуждении и передаче выработанного результата каждый должен иметь однозначное представление о предмете обсуждения.
  2. В ходе рассуждения должны быть сформированы две полярные стороны вопроса. Понимание крайних стороны вопроса позволяют сформировать максимально обоснованное решение.
  3. Решение должно быть обоснованным. Правильно лишь то решение, что имеет под собой достаточное основание для согласия.

Наличие теоретической основы даёт возможность для наглядного представления абсолютно любых научных положений в игровой форме. Далее идёт описание методического положения проведения игры и регламент её проведения. Таким образом, распределяются роли и ответственность будущих игроков в принимаемых решениях.

Методические указания по проведению игры включают в себя перечень её этапов и решение спорных ситуаций. Стоит отметить, что каждое последующее моделирование игровой ситуации является уникальным и позволяет вносить новые корректировки в зависимости от условий.

Создание комфортной среды перед началом работы является главным условием, настраивающим игроков на обратную связь. Это происходит по средствам комфортабельного расположения участников, проведению ряда небольших мыслительных упражнений или других способов. После создания необходимых условий задаются первоначальные параметры упражнения.

В начале игры «Спасение» моделируется ситуация, в которой в будущем произошёл смертельный катаклизм, который в ближайшее время доберётся до собравшихся. Однако, есть путь к спасению – бункер, который рассчитан ровно на половину присутствующих студентов. Далее все получают карточки, на которых указана профессия и характеристика. Последующий сценарий игры проходит в следующем порядке:

1-й этап игры 10-15 мин. Знакомство с исходными данными.

На данном этапе модератор рассказывает о важности практической направленности обучения. Особое внимание уделяется вопросу рационального анализа принятия важных решений и несения за них ответственности. Модератор обращает внимание на ключевые вопросы, которые должны быть затронуты в ходе поиска решения проблемы:

  • Центральной темой игры является обдуманность выбора и многовариантность подходов к обсуждению.
  • Важна не столько конечная цель, сколько сам процесс обсуждение и грамотность выстраиваемых аргументов.

2-й этап игры 40-50 мин. Обсуждение каждой профессии и защита аргументов.

Происходит знакомство группы с профессиями друг друга. Все, поочерёдно называют свою профессию для ознакомления всей группы. После этого каждый игрок должен представить аргументы в пользу того, что его профессия будет актуальна и необходима в будущем. Так же стоит напомнить всем о том, что многие профессии имеют схожий набор практических навыков и наличие их обеих может быть лишним. Модератору необходимо дополнять и развивать ответ студента или же, если это необходимо, приводить контраргументы, чтобы развить дискуссию.

3-й этап игры 10-15мин. Заключительного голосование и подведение итогов.

После выступления всех игроков модератор объявляет время голосования. Каждый игрок может голосовать неограниченное количество раз за всех, кроме себя самого.
В течении голосования модератор переносит результаты на доску для всеобщего обсуждения. После окончания голосования и определения группы «выживших» необходимо подвести итоговое заключение.

Безымянный

Рисунок 3. Подробная карта-схема порядка проведения игры «Спасение»

В ходе проведения любой игры важно отмечать её полную вариативность в зависимости от специфики групп или организаций. В данном случае, концепция игры «Спасение» демонстрирует разницу между «правильностью» и рациональностью принимаемых решений. Коллективное обсуждение позволяет максимально рационально отобрать группу «выживших», но в каждой отдельно взятой ситуации она может меняться. Подобное положение наглядно демонстрирует, что активная форма обучения подразумевает постоянный прогресс в вопросах своего применения. Каждое последующее использование вносит определённые коррективы и позволяет создавать адаптивные вариации игры.

Результатом анализа данной игры можно считать представление основных теоретических аспектов активной формы обучения на практике. Рассмотрим их более подробно:

  • Регламент создаёт порядок выступления и правила проведения дискуссии. Однако он не ограничивает внутренние условия игры. Это позволяет участникам выходить за пределы установленных рамок и самим продумывать новые условия.
  • Игровые роли в данном случае помогают активизировать творчески процесс в направлении конкретной области, которая определяется профессией. Подобная конкретность даёт возможность формулировать конкретные ответы, не уходящие в пустые размышления.
  • Соревновательность между игроками добавляется положением выживший-победитель. Такой подход позволяет каждому игроку искать максимальное количество аргументов для того, чтобы остаться «в живых».
  • Вместе с этим, смоделированная ситуация оказывает психологическое воздействие, которое так же поддерживает модератор игры. Это достигается путём напоминания о том, каждый профессионал, неспособный отстоять своё право на оказание пользы обществу, оказывается ему не нужен.

Большинство игровых ситуаций обладают уникальными параметрами, которые варьируются в зависимости от конкретной ситуации. Это позволяет подстраивать условия под нужды процесса обучения, особенности групп и условий проведения тренингов. Каждая игра, не смотря на специфичность подготовки, обладает преимуществами, которые изначально заложены в активной форме обучения персонала. К ним относятся:

  • Вовлеченность всех участников процесса обучения.
  • Раскрытие индивидуальности каждого участника игрового процесса
  • Проявление социально-психологических качеств
  • Приобретение участниками способностей к групповой работе
  • Устранение «психологических блоков» общения и коммуникации, препятствующих процессу обучения.
  •  Использование навыков творческого подхода к выработке решений и обучение методам его использования.

Применение вышеизложенных пунктов в рамках конкретных учебных и тренировочных программ способно значительно повысить их эффективность как в вопросе восприятия материала со стороны того, кто получает информацию, так и упрощение процесса её передачи.

Главным элементом активной формы подготовки персонала остаётся модератор. Он берёт на себя обязанность по созданию удобной социально-психологической атмосферы для работы в группе, контролю за соблюдением регламента проведения и вовлечения всех участников в процесс обучения. Способность создания рабочей среды, при условии взаимодействия всех членов группы, является обязательным требованием к модератору учебного процесса.

Всё больше и больше теоретических положений сегодня стараются представить в активной игровой форме. Это касается вопросов мотивации, классификаций власти, организационных структур и т.д. Это обусловлено простой передачи и усвоения знаний студентами, а также вариативностью использования материала. Таким образом, сегодня особенно актуальным становится вопрос активного вовлечения персонала в процессе обучения. Внутригрупповая интеграция позволяет всем участникам раскрыть свой потенциал, проявить индивидуальность и получить необходимые, теоретические знания в доступной форме.

Список используемой литературы.

  1. Фомин, А.А.,Якомаскин, А.Ф Сборник деловых игр по дисциплине «Теория менеджмента» [Текст] / А.А Фомин, А.Ф.Якомаскин. // Фонд СЗОСРР. – Москва, 2015. – С. 28-29
  2. Фомин, А.А., Метод бизнес-кейсов при изучении дисциплины «Стратегический менеджмент» [Текст] / А.А Фомин // Фонд СЗОСРР. – Москва, 2015.