http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 9/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 9/2021

Научная статья

Original article

УДК 630.6/332.28

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10547 

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОФОРМЛЕНИЯ ЛЕСНОГО УЧАСТКА В АРЕНДУ

LAND MANAGEMENT DOCUMENTATION AS AN OBLIGATORY ELEMENT OF LEASING A FOREST PLOT

Мезенина Ольга Борисовна, доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой, ФГБОУ ВО Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург

Евтушкова Елена Павловна, кандидат  сельскохозяйственных наук, заведующая кафедрой, ФГБОУ ВО Государственный агарный университет Северного Зауралья, г. Тюмень

Mezenina Olga B., mob.61@mail.ru

Evtushckova Elena P., Elena.evtushckova17@yandex.ru

Аннотация. Данная статья в краткой форме представит механизм проведения землеустроительных работ на землях лесного фонда в целях предоставления лесных участков в аренду. Покажем значимость и место землеустройства при проведении лесоустроительных мероприятий при создании проектной документации лесного участка, представим деление функций органов государственной власти по выделению земельного участка лесного фонда и пример схемы разработки необходимой документации в части создания землеустроительного  дела для лесного участка (используем материалы опыта ХМАО-Югры).

Abstract. This article will briefly present the mechanism of land surveying works on the lands of the forest fund for the purpose of granting forest plots for lease. We will show the significance and place of land management when conducting forest management activities when creating project documentation of a forest plot, present the division of functions of public authorities for the allocation of a land plot of the forest fund and an example of the scheme for the development of necessary documentation in terms of creating a land management case for a forest plot (using the materials of the experience of Khanty-Mansi Autonomous Area — Yugra).

Ключевые слова: землеустроительная документация; лесной участок; аренда под недропользование; проектная документация лесного участка

Key words: land management documentation; forest plot; subsoil use lease; forest plot design documentation 

Землеустроительная документация разрабатывается для дальнейшего оформления проектной документации при предоставлении в аренду лесного участка для любого вида пользования (рис. 1) [1,2].

В нашем исследовании мы рассмотрим только этап формирования землеустроительной документации для лесного участка, где землеустроители готовят пакет документов для обеспечения решения органов государственной власти по выделению земельного участка лесного фонда для целей недропользования в ХМАО-Югре (табл. 1).

При оформлении землеустроительной документации для целей недропользования, происходит взаимодействие со следующими органами власти: Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры; Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Первым этапом установленной законодательством процедуры предоставления земельного участка является проведение работ по его формированию, которое включает в себя подготовку границ земельного участка (пример, рис.2).

Проектная документация лесного участка (далее–ПДЛУ) – это самый первый этап в оформлении лесного участка в пользование. Разработка осуществляется в соответствии со ст. 70.1 Лесным Кодексом Российской Федерации [3], приказом Минприроды Российской Федерации №54 «Об утверждении требований к составу к содержанию проектной документации лесного участка. Порядка её подготовки» [4]. В среднем разработка ПДЛУ занимает 5-10 рабочих дней. Проектная документация лесного участка — это документация о качественных и количественных характеристиках конкретного лесного участка.

После разработки, ПДЛУ утверждается в уполномоченном органе исполнительной власти. Согласно Административному регламенту, срок утверждения ПДЛУ составляет 30 дней со дня поступления заявления на утверждение. На основании этого обращения, в соответствии со статьями 1, 43, 45, 70.1, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 11.2, 11.3, 11.4, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации выдается решение об утверждении ПДЛУ [5]. Утвержденная ПДЛУ и решение об утверждении ПДЛУ является основанием для осуществления государственного кадастрового учета. Межевой план подготавливается кадастровым инженером в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015 г. №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана и требований к его подготовке» [6].

Государственный кадастровый учёт (далее ГКУ) осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственной Российской Федерации на лесной участок. Срок осуществления согласно Федеральному закону от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» 10 рабочих дней. Результатом является выписка из государственного реестра недвижимости [7].

В первую очередь уточняется количество участков согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, данные участка представлены ниже (рисунок 3).

Таким образом, кадастровый учет лесного участка невозможен без утвержденной проектной документации лесного участка. Очень важно разработать ПДЛУ качественно, так как данные с ПДЛУ пойдут в дальнейшем в материалы договора аренды.

Межевой план разрабатывается кадастровым инженером на основании утвержденной проектной документации лесного участка. При подготовке исходной документации и картографического материала, определяется местоположение участка согласно Лесному кодексу Российской Федерации (лесничество, квартал, выдел). Пример картографического материала предоставлен ниже (рисунок 4).

Результатом проведения кадастрового учета является выписка из ЕГРН.

В нашем исследовании на данном этапе представим пример лесного участка в ХМАО-Югре, у которого особенностью, разработанной ПДЛУ, является произрастание на испрашиваемой территории — кедра обыкновенного и лесных культур ели. В связи с невозможностью изменения границ земельного участка (местоположение испрашиваемой части лесного участка запроектировано с учетом рельефа местности, физических и гидрографических особенностях почвенного покрова, проведенных инженерных изысканий, а также испрашиваемый участок технологически привязан к существующей всесезонной автомобильной дороге и другим объектам капитального строительства) Компании «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» придется возместить убытки, принесенных лесному хозяйству путём лесовосстановления утраченных кедровых насаждений и лесных культур ели. Компенсационные мероприятия по лесовосстановлению утраченных кедровых насаждений, будут выполнены в соответствии с №212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» [8]. Также ПДЛУ готовится на основании выписки из государственного лесного реестра (далее ГЛР).

Следующим шагом является получение справки о наличии/отсутствии территорий традиционного природопользования (ТТП) коренных малочисленных народов Севера регионального значения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (предоставляется Депнедра Югры в течении 30 дней со дня поступления заявления). В нашем примере исследования присутствует и этот элемент прохождения процедуры создания землеустроительной документации испрашиваемого лесного участка. А это означает, что согласно закону Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28.12.2006г. №145-оз «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономной округе –Югре», пользователи недр обязаны не только согласовать схему размещения объектов, но и возмещать убытки, причиненные родовым угодьям, на основании заключенного Социально-экономического соглашения с представителями ТТП [9].

Представим произведенный пример расчета выплаты ущерба ТТП при отводе лесного участка с рисунка 5 (табл. 2).

Для сравнения обратимся к законодательству других регионов. Так, Законом Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 года № 227-З №461-III «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера» определено, что промышленное использование земель и природных ресурсов на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов осуществляется на основе договоров, заключенных между предприятиями, организациями и органами местного самоуправления, общинами данных народов (ч. 3 ст. 22). Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 мая 2010 г. № 52-ЗАО «О территориях традиционного природопользования регионального значения в Ямало-Ненецком автономном округе» гарантирует субъектам традиционного природопользования возмещение убытков, причиненных изъятием земельных участков в границах используемых ими территорий традиционного природопользования.

Также необходимо получить заключение от Центра охраны культурного наследия Югры о наличии/отсутствии объектов культурного наследия на территории проектируемого лесного участка на основании Федерального закона от 25.06.2002 г. №3-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Срок получения заключения 25 календарных дней с момента регистрации запроса.

Далее формируется само землеустроительное дело, подается оно в папке с титульным листом, на котором представлена следующая информация: наименование объекта, его местоположение, общая площадь объекта, срок, на который отводится участок, а также наименование компании, для которой предоставляется в аренду участок.

Заявление о предоставлении лесного участка в аренду (без торгов) представляется  в соответствии с приказом Минприроды России N 542 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков» [10]. Обоснование цели, вида и срока использования лесного участка- является приложением к заявлению, также разрабатывается специалистами землеустроителями. По истечении 30 календарных дней, согласно Административному регламенту, выдается решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение о мотивированной отказе.

После получения решения о предоставлении лесного участка в аренду заключается договор аренды, на основании решения о предоставлении в границах земель лесного фонда лесного участка (частей лесного участка) в аренду (без проведения торгов) для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. А далее, разрабатывается и подается на государственную экспертизу проект освоения лесов и проект рекультивации земель. Завершается процесс предоставления в аренду лесного участка-подачей лесной Декларации в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 Лесного кодекса [3].

По собранному аналитическо-практическому материалу разработки документации в части землеустроительного блока при предоставлении лесных участков в пользование для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых можем обозначить некоторые проблемы и сделать предложения.

При формировании землеустроительной документации, на этапе получения сведений об историко-культурном наследии, можно столкнуться с проблемой, обуславливаемой необходимостью проведения экспертизы испрашиваемого лесного участка, вследствие получения заключения о необходимости проведения археологической разведки зоны, перспективной для обнаружения объектов культурного наследия. К перспективным участкам отнесены: гривы высотой более 2-х м от уровня поймы, поросшим высокоствольным лесом и не затопляемым в паводки. Однообразие и бедность биоресурсов, удаленность от водотоков, неудобство размещения поселенческих и других объектов, ежегодное разрушение паводковыми водами, а также невозможность обнаружения каких-либо свидетельств пребывания древнего населения на этих территориях, явились критерием отнесения их к неперспективной зоне.

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

 Если служба государственной охраны объектов культурного наследия выдает заключение, где указано, что требуется проведение экспертизы, то автоматически формирование землеустроительной документации отодвигается на неопределенный срок, а именно до летнего периода, так как археологическая разведка проводится только в этот период. Заключение об отсутствии объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории испрашиваемого лесного участка, является важным документом в землеустроительном деле, без которого положительного решения, на пользования лесным участком, не будет предоставлено. 

Но тем не менее служба государственной охраны объектов культурного наследия может выдать заключение, что не возражает дать рассматриваемый участок в пользование, но перед началом осуществления хозяйственной деятельности на данном участке, заказчик работ обязан обеспечить проведение и финансирование государственной историко-культурной экспертизы испрашиваемого земельного участка путём археологической разведки, в соответствии с требованиями статей 28,30,31,32,36 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В качестве решения данной проблемы можно предложить следующее: проводить нефтяным компаниям комплексное обследование всего лицензионного участка на наличие/отсутствие объектов историко-культурного наследия. При данном обследовании выявляются места наличия объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на которых потребуется проведение экспертизы, такое обследование позволит сократить расходы на финансирование археологической разведки недропользователям. Также это позволит не дожидаться летнего периода для проведения археологических экспертиз и поможет исключить разовые подачи заявлений на определение наличия либо отсутствия объектов историко-культурного наследия для новых испрашиваемых территорий, что в свою очередь сокращает время получения положительного решения лесного участка в пользование.

Также, если полагаться на одно заключение на весь лицензионный участок, при проектировании новых объектов дальнейшее формирование земельного (лесного) участка возможно проводить с учетом отсутствия на нем зон охраны объектов историко-культурного наследия.

Стоит отметить факт регулярных изменений и нововведений в законодательной базе сферы землеустройства, что осложняет быстрое реагирование специалистов на соответствие и качество документации. Поэтому во избежание или снижения риска ошибок в формировании землеустроительной документации, есть смысл работодателям обеспечивать повышение квалификации для специалистов, что в свою очередь позволит не увеличивать срок процедуры из-за доработки или переделывания документации.

Список источников

  1. Административный регламент Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по предоставлению государственной услуги по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (без проведения аукциона), безвозмездное срочное пользование:постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.09.2016 г. №122 // [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — Электрон.дан. – URL: http://www.consultant.ru.
  2. Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков : Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.12.2017 г. №693 // [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации. — Электрон.дан. — М., 2017. — URL: http://pravo.gov.ru.
  3. Лесной кодекс Российской Федерации: федер. закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ: (в ред. от 03.08.2018 г.) // [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон.дан. – М., 2017. – URL: http://pravo.gov.ru.
  4. Об утверждении требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.02.2017 г. №54 // [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой ин-формации. — Электрон.дан. — М., 2017. — URL: http://pravo.gov.ru.
  5. Земельный кодекс Российской Федерации //[Электронный ресурс] :фед. закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ : (в ред. от 25.12.2018 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон.дан. – М., 2018. – URL: http://pravo.gov.ru.
  6. Об утверждении формы и состава сведений межевого плана и требований к его подготовке: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 г. №921 (ред. от 14.12.2018 г.) // [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информа-ции. — Электрон.дан. — М., 2017. — URL: http://pravo.gov.ru.
  7. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru.
  8. Федеральный закон 212-ФЗ «О внесении изменений в лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» // [Электронный ресурс]: https://lexfeed.ru/law/1133062-7
  9. Закон ХМАО — Югры от 28.12.2006 n 145-оз «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»// [Электронный ресурс]: https://upch.admhmao.ru/dokumenty/hmao/365664/
  10. Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 542 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков»// [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370142/

References

  1. Administrativny`j reglament Departamenta nedropol`zovaniya i prirodny`x resursov Xanty`-Mansijskogo avtonomnogo okruga – Yugry` po predostavleniyu gosudarstvennoj uslugi po predostavleniyu v predelax zemel` lesnogo fonda lesny`x uchastkov v postoyannoe (bessrochnoe) pol`zovanie, arendu (bez provedeniya aukciona), bezvozmezdnoe srochnoe pol`zovanie:postanovlenie Gubernatora Xanty`-Mansijskogo avtonomnogo okruga – Yugry` ot 28.09.2016 g. №122 // [E`lektronny`j resurs]: Spravochno-pravovaya sistema «Konsul`tantPlyus». — E`lektron.dan. – URL: http://www.consultant.ru.
  2. Ob utverzhdenii tipovy`x dogovorov arendy` lesny`x uchastkov : Prikaz Ministerstva prirodny`x resursov i e`kologii Rossijskoj Federacii ot 20.12.2017 g. №693 // [E`lektronny`j resurs]: Oficial`ny`j internet-portal pravovoj informacii. — E`lektron.dan. — M., 2017. — URL: http://pravo.gov.ru.
  3. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 04.12.2006 № 201-FZ: (v red. ot 03.08.2018 g.) // [E`lektronny`j resurs]: Oficial`ny`j internet-portal pravovoj informacii. – E`lektron.dan. – M., 2017. – URL: http://pravo.gov.ru.
  4. Ob utverzhdenii trebovanij k sostavu i k soderzhaniyu proektnoj dokumentacii lesnogo uchastka, poryadka ee podgotovki: Prikaz Ministerstva prirodny`x resursov i e`kologii Rossijskoj Federacii ot 03.02.2017 g. №54 // [E`lektronny`j resurs]: Oficial`ny`j internet-portal pravovoj in-formacii. — E`lektron.dan. — M., 2017. — URL: http://pravo.gov.ru.
  5. Zemel`ny`j kodeks Rossijskoj Federacii //[E`lektronny`j resurs] :fed. zakon ot 25.10.2001 № 136-FZ : (v red. ot 25.12.2018 g.) // Oficial`ny`j internet-portal pravovoj informacii. – E`lektron.dan. – M., 2018. – URL: http://pravo.gov.ru.
  6. Ob utverzhdenii formy` i sostava svedenij mezhevogo plana i trebovanij k ego podgotovke: Prikaz Ministerstva e`konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii ot 08.12.2015 g. №921 (red. ot 14.12.2018 g.) // [E`lektronny`j resurs]: Oficial`ny`j internet-portal pravovoj informa-cii. — E`lektron.dan. — M., 2017. — URL: http://pravo.gov.ru.
  7. Federal`ny`j zakon «O gosudarstvennoj registracii nedvizhimosti» ot 13.07.2015 N 218-FZ (poslednyaya redakciya) // [E`lektronny`j resurs]: Spravochno-pravovaya sistema «Konsul`tantPlyus». – URL: http://www.consultant.ru.
  8. Federal`ny`j zakon 212-FZ «O vnesenii izmenenij v lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii v chasti sovershenstvovaniya vosproizvodstva lesov i lesorazvedeniya» // [E`lektronny`j resurs]: https://lexfeed.ru/law/1133062-7
  9. Zakon XMAO — Yugry` ot 28.12.2006 n 145-oz «O territoriyax tradicionnogo prirodopol`zovaniya korenny`x malochislenny`x narodov severa regional`nogo znacheniya v Xanty`-Mansijskom avtonomnom okruge — Yugre»// [E`lektronny`j resurs]: https://upch.admhmao.ru/dokumenty/hmao/365664/
  10. Prikaz Minprirody` Rossii ot 30.07.2020 N 542 «Ob utverzhdenii tipovy`x dogovorov arendy` lesny`x uchastkov»// [E`lektronny`j resurs]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370142/

Для цитирования: Мезенина О.Б., Евтушкова Е.П. Землеустроительная документация как обязательный элемент оформления лесного участка в аренду // Московский экономический журнал. 2021. № 9. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2021-33/

© Мезенина О.Б., Евтушкова Е.П., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 9.