Московский экономический журнал 9/2020

image_pdfimage_print

УДК 338.26

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10650 

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

MODERN VIEWS ON FORESTRY MATERIALS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Кустышева Ирина Николаевна, кандидат технических наук, доцент кафедры геодезии и кадастровой деятельности, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень,

Kustysheva I.N. irina1983kust@gmail.com

Ермакова А.М., кандидат экономических наук, доцент кафедры геодезии и кадастровой деятельности, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень,

Ermakova A.M. ermakovaam@tyuiu.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы приоритетного развития территории регионов за счет создания индустриальных парков. В настоящее время для территории важным фактором ее существования является востребованность, которая складывается из выгодного территориального расположения, наличия качественных ресурсов, инвестиционной и инновационной привлекательности. Проведен анализ конкурентоспособности региона в области развития территории. Разработана и предложена авторская  стратегия развития индустриальных парков на межселенной территории на примере Тюменской области с целью эффективного их функционирования.

Summary. The article discusses the main problems of the state forest inventory and forest management and the prospects for improving the effectiveness of such work. The state of forest inventory materials in the constituent entities of the Russian Federation is determined. The problems of the development of design documentation for forest areas in the face of conflicting information from the Unified State Register of Real Estate and the State Forest Register are considered. Proposals have been developed to bring these registers into line.

Ключевые слова: развитие территории, индустриальный парк, межселенная территория.

Keywords: forest inventory materials, the unified state register of real estate, the state forest register. 

В Российской Федерации существуют  программы, способствующие развитию территории, наиболее успешные из них это:

  • Особые экономические зоны;
  • Зоны территориального развития;
  • Территории опережающего развития.

Существуют  недостатки в механизме реализации программ, сейчас они уходят на второй план, ввиду потери экономической эффективности, поэтому в данный момент акцентируется  внимание на создание индустриальных парках в регионе.

Современные экономические условия устанавливают жесткие требования для регионов в борьбе за инвестиции, которые должны способствовать модернизации и развитию как экономики в целом, так и отдельных ее отраслей. Наиболее эффективным механизмом решения задач является создание в регионе оптимальных условий для развития имеющихся предприятий и привлечения на территорию новых инвесторов. Следует отметить, что в настоящее время растет конкуренция регионов России в деле привлечения крупных инвесторов, что требует принятия опережающих мер в области инвестиционной политики.

На данный момент в качестве одного из центральных механизмов привлечения инвестиций в регион и последующего роста его конкурентоспособности является создание и развитие индустриальных парков [1-3, 5].

Нельзя опровергнуть тот факт, что успешное развитие предприятий, действующих на территории региона, повышает интерес к региону и благоприятные производственные перспективы. Отсюда возникает вопрос о наиболее благополучном расположении производства, где решением на этот вопрос становится создание индустриальных парков. Учитывая их поддержку со стороны федеральных и региональных органов власти, создание таких промышленных площадок – это хорошая возможность для региона повысить свой инвестиционный и промышленный потенциал[4 -7, 11-13].

Ввиду того, что отсутствует единый федеральный закон, который определяет правовой статус   индустриальных парков, порядок их создания и функционирования, существуют и применяются на практике несколько определений такой формы организации инвестиционной инфраструктуры, как индустриальный парк, таблица 1.

Следуя международной классификации, индустриальные парки, в зависимости от вида услуг, предоставляемых резидентам, подразделяются на следующие виды: браунфилд и гринфилд (рисунок 1).

Типовая организационная схема создания индустриального парка, отражающая характерные этапы реализации проекта представлена на рисунке 2.

В настоящее время в Российской Федерации существует государственный стандарт, в котором отражена стратегия создания и управления индустриальными парками. В существующей стратегии,  критерии создания и функционирования индустриальных парков следующие: необходима подготовленная площадка с инженерной и транспортной инфраструктурой, наличие управляющей компании и близкая расположенность к крупным магистральным путям [14].

Стратегия создания индустриальных парков содержит базирующуюся на предварительных маркетинговых исследованиях разработанную линейку сервисных услуг индустриального парка, тарифную политику по базовым услугам (размещение и коммунальные услуги), характеристики резидентов индустриального парка, комплекс мер по привлечению резидентов и продвижению индустриального парка на региональном, национальном и международных рынках.

Схема осуществления проекта содержит стадии осуществления проекта с момента принятия решения об инвестировании до начала функционирования индустриального парка и последующей эксплуатации.

Декларация о намерениях индустриального парка — это описание специализации индустриального парка, а также требования к резидентной политике управляющей компании.

Управляющая компания индустриального парка должна быть российским юридическим лицом, которое зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, или иностранным юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство и поставленным на учет в налоговых органах страны. У нее должно быть право на ведение деятельности по управлению индустриальными парками на основании действующего законодательства. При этом необходимым является право предоставлять в собственность или аренду резидентам и пользователям инфраструктуры индустриального парка земельные участки, здания, строения и сооружения или их части.

Стоит заметить, что  управляющая компания не может осуществлять производственную деятельность на территории индустриального парка, кроме случаев осуществления производственной деятельности для обеспечения потребностей резидентов и пользователей инфраструктуры индустриального парка [9, 10, 15].

Главным звеном, которое создает благоприятные условия для развития парка, является управляющая компания (рисунок 5). Как мы видим, на данный момент, она отвечает только за поддержку функционирования объекта и предоставлению услуг по привлечению резидентов на территорию площадки.

Для оптимизации производственного процесса, необходимо организовать группу разнопрофильных специалистов в различных сферах, по маркетингу, аналитике, прогнозированию и контролю качества  продукции, которые будут сопровождать резидента парка в процессе адаптации предприятия до выхода на рынок с прослеживающейся положительной динамикой развития. Ведь когда производство уже начало работать, резидент сталкивается с рядом вопросов: как ему наладить сбыт, где найти и как максимально выгодно организовать поставки сырья, как выстроить транспортно-логистическую стратегию. Отнюдь не все управляющие компании индустриальных парков выступают в качестве операторов, решающих данные вопросы.  Спрос на данные сервисы очень высок. Это означает, что, с точки зрения производителей, гораздо эффективнее и выгоднее делегировать данные функции профессионалам, которые на этом специализируются, нежели обеспечивать их собственными силами.

Так же, ввиду малой осведомленности местного населения, относительно развивающихся инвестиционных площадках на территории региона, рекомендуется в образовательных структурах освещать данное направление, для дальнейшей кадровой обеспеченности предприятий, чтобы в дальнейшем продолжать быть лидерами отраслей, при этом отличаясь особо ценными кадрами, которые, в свою очередь, будут только приумножать значимость не только на внутреннем рынке, но и на международных аренах [16, 17, 18].

Поэтому в целях оптимизации производственных процессов, мы предлагаем стратегию развития индустриальных парков путем создания «замкнутого цикла», когда на территории расположены независимые резиденты, которые в свою очередь будут соседями-партнерами. Благодаря тесным «соседским» связям возможна оперативная реализация целей с низкой себестоимостью. Резиденты получат  максимальную  выгоду от размещения с соседними резидентами за счет значительного снижения издержек на содержание   собственного отдела в каждом из направлений.

На наш взгляд, интересна предложенная стратегия развития индустриальных парков тем, что когда на территории расположены независимые резиденты, которые в свою очередь будут соседями-партнерами, благодаря тесным «соседским» связям возможна оперативная реализация целей с низкой себестоимостью, например:

  1. «Логистический центр», который будет работать независимо, но при этом будет заниматься транспортировкой или добычей определенного продукта.
  2. «Изготовитель»- это компания, занимающаяся изготовлением продукции из поставленного сырья.
  3. «Компания-реализатор» выполняет реализацию продукции по самым передовым технологиям и маркетинговым инструментам при помощи «логистического центра».
  4. «Администрация парка»- это связующее звено между резидентами, которая в свою очередь, балансирует между интересами отдельно взятого резидента и интересам парка в целом. Расширяет границы развития, контролирует рынок, профессионально сопровождает резидентов в различных сферах [19].

В составе администрации парка планируется задействовать специалистов, которые будут заниматься не только функциональным обслуживанием резидентов парка, но и градостроительной и кадастровой деятельностью, в задачи, которых будет входить территориальное усовершенствование индустриального парка путем поиска новых земельных участков для его развития. 

Литература

  1. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 года № 136-ФЗ / Справочная правовая система «Консультант плюс».
  2. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»/ Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  3. Аверкин, М.Г. Приоритетные направления социального и управленческого развития регионов посредством использования экономического инструментария «Индустриальные парки» [Текст] // Труд и социальные отношения — 2015. — № 6. — С. 143–157.
  4. Астахова, А.А. Парк индустриального периода [Текст] // Прямые инвестиции. — 2012. — №9. — С. 78-81.
  5. Криворотов, В.В. Индустриальные парки как эффективный механизм роста конкурентоспособности региональных производственных комплексов [Текст] // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. – Екатеринбург. – 2014. – №2. – С. 61-74.
  6. Матвеев, Б.М. Индустриальные парки: настоящее и будущее [Текст] // Склад и Техника. — 2007. — № 12. — С. 28-31.
  7. Сахарова, Л.А. Становление индустриальных парков в российской экономике [Текст] // Национальные интересы: приоритеты и безопасность — 2015.- № 39(324).- С. 17–26.
  8. Тиханов, Е.А. Индустриальные парки как эффективный механизм развития приоритетных отраслей в масштабах региона [Текст] // Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков: тезисы докл. Междунар. конференции (Екатеринбург, 17-18 апр. 2015 г.). Екатеринбург, 2015. — С. 1150-1154.
  9. Тиханов, Е.А. Индустриальные парки как эффективный инструмент развития региональной экономики [Текст] // Российские регионы в фокусе перемен: тезисы докл. Междунар. конференции (Екатеринбург, 13-14 нояб. 2015 г.). Екатеринбург, 2015. — С. 251-255.
  10. Tikhanov E. Model of Eco-Industrial Park Development as a Tool for Fostering Energy Efficient Economy / E. Tikhanov, V. Krivorotov, A. Kalina, S. Erypalov // E3S Web of Conferences, 2016.
  11. Григорьев, Ю.И. Улучшение инвестиционного климата в регионе как важный фактор его развития [Текст] // Экономика и менеджмент инновационных технологий — 2015. — № 11 [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru
  12. Егорова, Е.М. Теоретические аспекты исследования инвестиционного климата региона // Электронный научный журнал. — 2017. — №3-2(18). — С.211-213. [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: https://elibrary. ru
  13. Лаврентьев, Д.С. Сравнение взаимосвязанных понятий инвестиционного потенциала, инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности [Текст] //Аспирант. — 2016. — №8(24). — С.101- 103. [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: https://elibrary.ru
  14. Рекомендации Минэкономразвития по созданию индустриальных парков // DEGA MARKET. [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http:// russiaindustrialpark.ru
  15. Система факторов повышения конкурентоспособности предприятий, действующих на территории индустриальных парков / [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru
  16. Стандарт индустриального (промышленного) парка // Материалы ассоциации индустриальных парков. [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://www. indparks.ru
  17. Черных Е.Г., Пелымская О.В., Кряхтунов А.В. Информационное обеспечение градостроительной деятельности : учеб. пособие/Е.Г.ЧерныхО.В. ПелымскаяА.В. Кряхтунов-Тюмень.: ТИУ, 2016. -60 с.  
  18. A. KryakhtunovO. BogdanovaZ. E. Chernykh, System for conservation of specially protected natural areas as sustainable urban development element IOP (2017) DOI: 10.1088/1757-899X/262/1/012188 
  19. Черных Е.Г. Влияние градостроительной документации на оптимизацию кадастровой деятельности специализированных предприятий
    Сулейманова Р.А., Черных Е.Г., Любчик Г.П.
    В сборнике: Нефть и газ Западной Сибири. материалы Международной научно-технической конференции. 2017. С. 252-255.