Московский экономический журнал 8/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 349.41

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_8_482

К ПРОБЛЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ

MAIN DIRECTIONS FOR IMPROVING THE LEGAL REGULATION OF LAND TRANSFER FROM ONE CATEGORY TO ANOTHER

Чупина Ирина Павловна, доктор экономических наук, професор, Уральский государственный аграрный университет,  г. Екатеринбург, irinacupina716@gmail.com

Симачкова Наталья Николаевна, кандидат исторических наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет,  г. Екатеринбург, nikolina73@yandex.ru

Зарубина Елена Васильевна, кандидат философских наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет,  г. Екатеринбург, ethos08@mail.ru

Журавлева Людмила Анатольевна, кандидат философских наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет,  г. Екатеринбург, zhuravleva08@gmail.com

Фатеева Наталья Борисовна, старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет,  г. Екатеринбург, natbor73@mail.ru

Chupina Irina Pavlovna, doctor of Economics, Professor Ural state agrarian University, Yekaterinburg, Russia, irinacupina716@gmail.com

Simachkova Natalia Nikolaevna, candidate of historical Sciences, associate Professor, Ural state agrarian University, Ekaterinburg, Russia, nikolina73@yandex.ru

Zarubina Elena Vasilievna, candidate of philosophy, associate Professor, Ural state agrarian University, Ekaterinburg, Russia, ethos08@mail.ru

Zhuravleva Lyudmila Anatolievna, PhD in Philosophy, Associate Professor, Ural State Agrarian University, Ekaterinburg, zhuravleva08@gmail.com

Fateeva Natalia Borisovna, Senior lecturer, Ural state agrarian University, Ekaterinburg, Russia, natbor73@mail.ru

Аннотация.  В качестве одного из основных принципов земельного законодательства, который отражен в Земельном кодексе РФ, выступает отмеченное в статье 1 положение,   в соответствии с которым выявление правового режима земель осуществляется с учетом принадлежности к определенной категории, разрешенного применения, требований законодательства.

Сегодняшний научный дискурс, в сфере земельного законодательства, обращен на  проблемы осуществления перевода земель из разных категорий, потому как порядок выявления правового режима применения земель в законодательстве очень сложен, и могут реализовать его не все.

В настоящей статье, на основе анализа земельного законодательства, научной литературы и правоприменительной практики проанализировать правовой механизм перевода земель и земельных участков, включенных в состав земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда,  особо охраняемые природные территории в прочие категории.

Abstract. One of the main principles of land legislation, which is reflected in the Land Code of the Russian Federation, is the provision noted in Article 1, according to which the identification of the legal regime of land is carried out taking into account belonging to a certain category, permitted use, and legal requirements.

Today’s scientific discourse in the field of land legislation is focused on the problems of transferring from different categories, because the procedure for identifying the legal regime for the use of land in legislation is very complicated, and not everyone can implement it.

In this article, based on the analysis of land legislation, scientific literature and law enforcement practice, analyze the legal mechanism for transferring lands and land plots included in agricultural land, forest fund, specially protected natural areas to other categories.

Ключевые слова: земельный участок, категория земель, земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда, Земельный кодекс РФ, перевод земель, судебная практика

Key words: land plot, land category, agricultural land, forest land, Land Code of the Russian Federation, land transfer, judicial practice

В настоящее время российским земельным законодательством регулируются основания и порядок перевода земель из одной категории в другую, устанавливаются сроки такого перевода, а так же перечень субъектов, управомоченных его осуществлять[1, 2].

На практике нередки ситуации, когда возникает потребность использовать земельный участок в целях, не соответствующих установленному для него целевому назначению. Иными словами появляется необходимость перевести его в другую категорию. Данным обстоятельством обусловлена необходимость соответствующей правовой процедуры, которая в тоже время бы обеспечивала рациональность и эффективность использования земель. В современном российском законодательстве она получила наименование «процедура перевода земель из одной категории в другую» [3].

В ходе анализа судебной практики было выявлено множество споров.

Общество обратилось в суд с заявлением к кадастровой палате, где указало, что просит признать действия незаконными, отменить решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости, исправить техническую ошибку,  отменить кадастровые паспорта, категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид применения (использования) – для сельскохозяйственного производства, выписанные незаконно, не имея на то согласия заявителя,  обязать палату внести запись, которая была ранее в государственный кадастр  недвижимости категории и вида разрешенного использования земельных участков, которые принадлежат обществу, в категорию земель – земли населенных пунктов, разрешенный вид применения – под жилищное строительство[4].

По данному делу, суд первой инстанции в заявленных требованиях отказал, так как не нашел доказательств, которые говорили бы о том, что истцом нарушены права. Апелляционный суд также  согласился с тем, что отмечал суд первой инстанции.

Оба суда отмечают, что заявитель в орган кадастрового учета представил такие документы: приказ о назначении гендиректора общества, решение районного собрания об утверждении проекта генерального плана сельского поселения по установлению границ населенного пункта, письмо главы администрации, по которым изменялся вид использования земельных участков  на использование «жилищное строительство» и категории земельных участков «земли населенных пунктов».  При изменении в кадастровом учете, орган кадастрового учета сделал техническую ошибку. В результате кадастровая палата приняла решение о том, чтобы исправить данную ошибку, где отмечены верные значения характеристик земельных участков: категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства.

Когда были внесены изменения, доказательств по включению спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения в населенный пункт по согласованию с высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, не предоставили[8].

Таким образом, апелляционный суд посчитал, что по причине отсутствия доказательств незаконного отнесения спорного земельного участка к категории  земель сельскохозяйственного назначения оспариваемые действия по внесению изменений в государственном кадастре недвижимости относительно категории земельных участков по причине исправления допущенной технической ошибки – законные,  не нарушают прав и законных интересов заявителя. Судебные акты суда первой инстанции, суда апелляционной инстанции были оставлены без  изменений Постановлением Арбитражного суда ЦО от 01.10.2019г[7].

Следовательно,  присоединение земельного участка сельскохозяйственного назначения в населенный пункт должно быть согласовано с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Если не будет доказано данного согласования, прочих доказательств незаконного включения участка к категории земель сельскохозяйственного назначения кадастровой палаты относительно включения изменений в государственный кадастр недвижимости по категории земельных участков ввиду исправления технической ошибки, то все считается законным[5,6].

Много споров встречается при переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Так, по одному из таких дел, в Брянский областной суд обратилась гражданка Иванова, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына.

Из обстоятельств дела следует, жилое помещение было выделено Ивановой постановлением главы администрации Брянского района. Право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по Брянской области. К данному дому прилегает также земельный участок – 1404 кв.м, который находится в использовании уже больше 20 лет. Относительно получения документов о том, чтобы получить право собственности на него ответчики, в лице которых выступает: МУ «Нетьинская сельская администрация» Брянского района, администрации Брянского района, Правительство Брянской области, незаконно им отказывают, отмечая, что данный участок является лесным фондом. В соответствии с этим у истцов нет прав на то, чтобы приобрести данный участок в собственность, что нарушает их право на комфортное проживание, на газоснабжение. По причине того, что невозможно провести газ к данному дому, они могут лишь использовать печное отопление[10].

Истцы просили суд, чтобы земельный участок был переведен из лесного фонда  ГКУ БО «Брянское лесничество» в земли населенных пунктов; чтобы данный участок был включен в генеральный план Нетьинского сельского поселения.

Брянский районный суд Брянской области 11.11.2019г. в удовлетворении этого иска отказал. Истцы подали апелляционную жалобу, где просили данное решение отменить, поскольку оно имеет нарушение норм материального и процессуального права[12].

Изучив дело, Суд решил, что в соответствии с законодательством имеется обязательность публичной процедуры перевода земель  лесного фонда в земли населенных пунктов. Также он отметил, что есть такая возможность изменить категорию земель лесного фонда,  имеющих федеральную форму собственности, в результате изменения границ населенных пунктов, согласовывая с собственником – РФ в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

По делу установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйство также согласование не осуществило  из-за недопустимости изменения границ лесопарковых зон, которые ведут к тому, что их площади сокращаются.

По законодательству отмечается административный порядок решения вопроса относительно перевода земель лесного фонда в земли населённых пунктов, и у суда нет оснований, для того, чтобы удовлетворить требования истцов[2].

Жалоба, которую предъявляют истцы, относительно того, что они не могут осуществить право на газификацию дома, не выступает в качестве основания отмены данного решения, поскольку в письме ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» от 11.07. 2014 года № 421 отмечается, что проведение газопровода можно реализовать и не предоставляя лесной участок[12].

Судебная коллегия определила: в удовлетворении требования отказать .

В другом деле, ИП подал заявление в Арбитражный суд Владимирской области о том, чтобы признать недействительным постановление Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области от 17.04.2017 N 7 «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую», об обязании Департамента принять постановление о переводе земельного участка с кадастровым номером 33:07:000317:573, из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, транспорта, энергетики, связи, радиовещания, информатики, обороны, иного специального назначения. Он считает, что отказ в переводе участка нарушает его права.

Следует отметить, что Арбитражный суд Владимирской области данные требования удовлетворил. Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое постановление Департамента не соответствует требованиям существующего законодательства, нарушает права, интересы заявителя в области предпринимательской деятельности.

Не согласившись с решением и постановлением, Департамент обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой[9].

По мнению заявителя, неиспользование спорного земельного участка по его целевому назначению не исключает его из земель сельскохозяйственных угодий, доказательств отнесения данного участка к иным видам земель сельскохозяйственного назначения не представлено. Рассмотрев все материалы дела, суд не смог отыскать основания для того, чтобы отменить принятые судебные акты.

Таким образом, главные проблемы существующего законодательства, которое регулирует порядок перевода земель, земельных участков по категориям, находит разрешение в правоприменительной практике. Однако не находит разрешения в нормативно-правовых актах.

Данная ситуация не является благоприятной, потому как суды берут на себя правотворческую функцию. В результате чего, при использовании нормативно-правовых актов суды  довольно часто занимают совсем противоположные позиции. На данный момент имеется необходимость в том, чтобы провести некоторые изменения в законодательные акты, которые уже имеются и  принять новые.

Для решения проблем правового регулирования перевода земель из одной категории мы видим следующие пути изменения законодательства:

  1. Уменьшить сроки по рассмотрению ходатайства, а именно: для Правительства РФ – сократить до 2 мес., для исполнительных органов государственной власти субъектов РФ – до 1 мес.
  2. Упростить систему при использовании земель сельскохозяйственного назначения или же упростить процесс перевода земель из одной категории в другую, при наличии обстоятельств, вынуждающих гражданина сменить место жительства.

Данные изменения послужат сокращению незаконных действий граждан, приводящих к порче земли; будут способствовать развитию малого и среднего бизнеса, улучшению инфраструктуры вдали от городской черты. Сократится количество сделок по нелегальной прописке граждан, остановится перенасыщение крупных мегаполисов, т.к. для получения прописки достаточно будет иметь жильё за пределами города.

  1. Следует расширить ФЗ «О переводе земельных участков», включив положения относительно перевода некоторых видов земель сельскохозяйственного назначения (земли с лесными насаждениями, земли внутрихозяйственных дорог, земли с коммуникациями и прочее).
  2. Отменить требование относительно экологической экспертизы и планах рекультивации земель для перевода земли из земель запаса[2].
  3. На законодательном уровне закрепить закрытый список оснований для того, чтобы отказать в согласовании заявления о том, чтобы включить земельный участок из земель лесного фонда в населенный пункт[11].
  4. В Законе «О переводе…» учесть возможность восстановления свойств земель особо охраняемых территорий и разрешать их перевод в другую категорию только если такое восстановление невозможно.

Следует отметить, что на данный момент, абсолютно все земельные участки принадлежат к какой-либо категории земель в соответствие с их целевым назначением. Однако, для осуществления некоторых целей образуется необходимость того, чтобы поменять имеющееся целевое назначение  категорий земель, другими словами перевести земли из категории в категорию.

Список источников

  1. Конституция РФ [Электронный ресурс]: «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. Об экологической экспертизе [Текст]: ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. — №48. — Ст. 4556.
  3. Земельный кодекс РФ. [Электронный ресурс] // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — ст. 4147. — Режим доступа: [Консультант плюс].
  4. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ[Текст]: ФЗ от 07.05.2001 N 49-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. — №20. – Ст.1972.
  5. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую [Текст]: ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ – 2004. — №52. — Ст. 5276.
  6. О введении в действие ГрК РФ: ФЗ от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  7. О введении в действие ЛК РФ [Электронный ресурс]: ФЗ от 04.12.2006 № 201-ФЗ // «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  8. Об отмене судебных решений и направлении на новое рассмотрение в суд первой инстанции дела об оспаривании постановления Правительства Белгородской области от 14.12.2004 N 200-пп «Об изменении категории земельных участков в Прохоровском районе»: Определение ВС РФ от 19.09.2007 N 5-В07-51 [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  9. Апелляционное определение Брянского областного суда от 17.02.2015 по делу N 33-306/15. — Режим доступа : http://www.consultant.ru.
  10. О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий: Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 48 [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  11. О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии: Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  12. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.07.2018 № Ф01-2913/2018 по делу N А11-7116/2017 . — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

References

  1. The Constitution of the Russian Federation [Electronic resource]: «Consultant Plus». – Access mode: http://www.consultant.ru.
  2. On environmental expertise [Text]: Federal Law of November 23, 1995 No. 174-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. — 1995. — No. 48. — Art. 4556.
  3. Land Code of the Russian Federation. [Electronic resource] // SZ RF. — 2001. — No. 44. — Art. 4147. — Access mode: [Consultant plus].
  4. On the territories of traditional nature management of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation [Text]: Federal Law of 07.05.2001 N 49-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. — 2001. — No. 20. — St. 1972.
  5. On the transfer of land or land plots from one category to another [Text]: Federal Law of December 21, 2004 N 172-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation — 2004. — No. 52. — Art. 5276.
  6. On the entry into force of the Civil Code of the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2004 No. 191-FZ [Electronic resource] // «Consultant Plus». — Access mode: http://www.consultant.ru.
  7. On the entry into force of the RF LC [Electronic resource]: Federal Law of December 4, 2006 No. 201-FZ // Consultant Plus. — Access mode: http://www.consultant.ru.
  8. On the cancellation of court decisions and the referral for a new trial to the court of first instance of the case on challenging the Decree of the Government of the Belgorod Region dated December 14, 2004 N 200-pp “On changing the category of land plots in the Prokhorovsky District”: Determination of the Supreme Court of the Russian Federation dated September 19, 2007 N 5 -B07-51 [Electronic resource] // Consultant Plus. — Access mode: http://www.consultant.ru.
  9. Appeal ruling of the Bryansk Regional Court dated February 17, 2015 in case No. 33-306/15. — Access mode: http://www.consultant.ru.
  10. On the composition and procedure for preparing documentation on the transfer of forest fund lands to lands of other (other) categories: Decree of the Government of the Russian Federation of January 28, 2006 No. 48 [Electronic resource] // «Consultant Plus». — Access mode: http://www.consultant.ru.
  11. On the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography: Decree of the Government of the Russian Federation of 06/01/2009 No. 457 [Electronic resource] // «Consultant Plus». — Access mode: http://www.consultant.ru.
  12. Decree of the Arbitration Court of the Volga-Vyatka District dated July 30, 2018 No. F01-2913/2018 in case No. A11-7116/2017. — Access mode: http://www.consultant.ru.

Для цитирования: Чупина И.П., Зарубина Е.В., Симачкова Н.Н., Журавлева Л.А. Фатеева Н.Б. К проблеме совершенствования правового регулирования перевода земель из одной категории в другую // Московский экономический журнал. 2022. № 8. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2022-32/

© Чупина И.П., Зарубина Е.В., Симачкова Н.Н., Журавлева Л.А. Фатеева Н.Б., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 8.