Московский экономический журнал 6/2021

image_pdfimage_print

УДК 332.13+338.22

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10321 

АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОСПАРИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ 

ANALYSIS OF THE REGULATION OF LEGAL RELATIONS IN THE FIELD OF CHALLENGING THE RESULTS OF DETERMINING CADASTRAL VALUE

Варламов Анатолий Александрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры землепользования и кадастров, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1464-9877, kaf@zemcad.ru

Гальченко Светлана Альбертовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой землепользования и кадастров ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1464-9877

Токарев Александр Александрович,  ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3949-192X

Ганичева Анастасия Олеговна, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4132-1639 

Varlamov A.A., kaf@zemcad.ru

Galchenko S.A., s_galch@mail.ru

Tokarev A.A., aleksandr_tokarev_1997@mail.ru

Ganicheva A.O., aganicheva@outlook.com

Аннотация. В статье рассматривается механизм правового регулирования порядка оспаривания сведений, полученных в результате проведения государственной кадастровой оценки в судах. Внимание к данной теме вызвано изучением и обобщением статистических данный о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости. Обеспечение единообразного понимания правореализационных процессов всеми субъектами правоотношений является ключом к стабилизации общественной жизни. Неустойчивость в содержании нормативных правовых актов, наоборот, приводит к появлению дублирующих, конкурирующих между собой норм, что не способствует ориентации субъектов в правовом пространстве. На основании анализа в рамках научно-исследовательской работы выдвинется ряд предложению по совершенствованию государственной кадастровой оценки.

Summary. The article discusses the mechanism of legal regulation of the procedure for challenging information obtained as a result of the state cadastral assessment in the courts. Attention to this topic is caused by the study and synthesis of disputes about the results of determining the cadastral value. Ensuring a uniform understanding of legal implementation processes by all subjects of legal relations is the key to the stabilization of public life. Instability in the content of normative legal acts, on the contrary, leads to the appearance of duplicate, competing norms, which doesn’t contribute to the orientation of subject in the legal space. Based on the analysis, a number of proposals for improving the state cadastral assessment will be put forward as part of the research work.

Ключевые слова: кадастровая стоимость, правовая стабильность, государственная кадастровая оценка, административное судопроизводство, недвижимое имущество.

Keywords: cadastral value, legal stability, state cadastral valuation, administrative proceedings, real estate.

Нормативные правовые акты выступают важнейшим регулятором социальной жизни, ориентиром, отражающим соответствующие законотворческие решения. Поэтому, правовое регулирование должно служить созданию стабильной правовой среды.

Однако постоянное увеличение числа нормативно-правовых актов не свидетельствует об отсутствии пробелов и противоречий в праве.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) [1].

До 2017 года к отношениям, возникающим в сфере проведения государственной кадастровой оценки, применялись положения главы III.1, Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) [2], впервые законодательно закрепленные с принятием Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) [3].

За это время содержание некоторых правовых конструкций преобразовывалось неоднократно: в первоначальные редакции статей вносились изменения, вносились изменения в ранее измененные правовые нормы, структурные единицы нормативных правовых актов дополнялись, излагались в новой редакции и признавались утратившими силу.

Причиной бесконечных проблем современного законодательства является его неизбежное отставание от динамично развивающихся общественных отношений. В месте с тем, очевидно, упорядочивание правоприменения требует определенности правового статуса субъектов и устойчивости в содержании правовых норм.

С 1 января 2017 года до 1 января 2020 года устанавливался трехлетний переходный период, в течение которого в субъектах Российской Федерации осуществлялся переход к проведению государственной кадастровой оценки по новым правилам.

Президентом Российской Федерации 31 июля 2020 года был подписан проект федерального закона № 814739-7, на основе которого был принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство в области определения кадастровой стоимости внесены очередные изменения [4].

К правоотношениям, связанным с определением кадастровой стоимости, аналогичным образом устанавливается особый порядок применения правовых норм указанного федерального закона. В частности, переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Кроме того, это лишь некоторая часть внесенных поправок, значительная доля которых существенно отразится на процессе реализации права. Вполне возможно, что в первоначально принятой редакции, федеральный закон не был проработан в достаточной степени и, что законодатель регулирует общественные отношения путем проб и ошибок.

Порядок оспаривания результатов государственной кадастровой оценки, по общему правилу, до 2023 года, регламентирован ст. 22, Федерального закона № 237-ФЗ и ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ. Сведения, полученные в результате проведения государственной кадастровой оценки, могут быть оспорены в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия) или в суде.

Реформирование системы налогообложения объектов недвижимости на основе применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы повлекло за собой массовые обращения физических и юридических лиц, заинтересованных в пересмотре результатов государственной кадастровой оценки. Сопутствующая тому актуализация принципов проведения государственной кадастровой оценки не стала причиной качественных изменений, поэтому, количество соответствующих требований сохраняется на стабильно высоком уровне.

В настоящее время, общественные отношения, возникающие в связи с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости, регулируются как Федеральный закон № 237-ФЗ, так и Федеральный закон № 135-ФЗ, в части результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой было начато до 1 января 2017. В зависимости от того, какой документ действовал при проведении государственной кадастровой оценки, различаются условия и особенности обращения в комиссию или суд на основании установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.

Разный подход к регулированию сходных правоотношений, как и избыточное правовое регулирование, само по себе, не способствует установлению правовой определенности и может привести только к появлению разногласий и противоречий между нормативными правовыми актами.

Ключевую роль в процессе толкования и применения судами норм права, регулирующих процесс оспаривания, играют разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. Против возникновения ситуаций, в которых дела, при аналогичных обстоятельствах, разрешаются по-разному, ВС РФ издает акты, обобщающие массивы судебных решений, определяющие особенностей правоприменения, которые отсутствуют в законодательстве.

В частности, разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», которые, однако, были даны до вступления в силу Федерального закона № 237-ФЗ и могут быть актуальны только в части, не противоречащей действующему законодательству[5].

Работа по изучению и обобщению судебной практики призвана обеспечить единство между всеми судами РФ по вопросам применения законодательства.

В основном, судебная практика по данной категории дел давно сложилась. Однако изменения в законодательстве, вероятно, послужат источником изменений и в правоприменении. О том, как именно предстоит применять те, либо иные правовые нормы, пока можно только догадываться.

Под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости Верховным судом РФ признается обращение в комиссию или суд с требованием, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии, результатом удовлетворения которого может являться изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Процедура осуществления судопроизводства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости устанавливается в соответствии с гл. 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (далее – КАС РФ). С учетом этих особенностей, по правилам гл. 22 КАС РФ рассматриваются административные исковые заявления об оспаривании решений и об оспаривании действий (бездействия) комиссии [6].

Сравнительно недавно дела данной категории рассматривались в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (Далее – ГПК РФ) [7]. Но в связи с введением в действие КАС РФ, Федеральным законом от 08.03.2015 № 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», п. 8 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ, устанавливающий подсудность дел об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки, был признан утратившим силу.

Между тем, до 22 июля 2014 года, результаты определения кадастровой стоимости могли быть оспорены в арбитражном суде, Федеральным законом от 04.06.2014 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами» рассмотрение соответствующих споров исключено из компетенции арбитражных судов и отнесено к ведению судов общей юрисдикции [8].

С 01.01.2023, в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН, начинают применяются положения статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ. С этого времени на территории РФ перестает осуществляться:

  • рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ;
  • Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных после завершения переходного периода, в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ.

Решение об установлении, по заявлению заинтересованных лиц, кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, будет приниматься соответствующим бюджетным учреждением. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости [9].

С момента начала применения ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ начнется новый этап правового регулирования отношений в области установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.

В результате прошлых изменений процесс реализации права для субъектов правоприменения только усложнялся. Являются ли оправданными эти?

Внесенные в законодательство в области государственной кадастровой оценки изменения, часть которых уже вступила в силу, коснутся:

  • порядка предъявления требования об установлении рыночной стоимости;
  • правил применение сведений о кадастровой стоимости;
  • периодичности проведения государственной кадастровой оценки:
  • других особенностей.

Очевидно, что, в процессе законотворчества, законодатель в принципе не способен предсказать бесконечное множество жизненных обстоятельств [10]. Но можно ли считать, учитывая совсем недолгое действие правовых положений, допустимым, такое количество изменений?

 Поэтому органам нормативно-правового регулирования следует, в целях более детального урегулирования общественных отношений: не вносить поправки в уже действующее законодательство, регламентирующее порядок оспаривания кадастровой стоимости, а урегулировать положения, касающиеся:

  • механизма проведения мероприятий по государственной кадастровой оценке;
  • применения и совершенствования разработанных методических рекомендаций;
  • организационной составляющей и повышения квалификации сотрудников государственных бюджетных учреждений, определяющих кадастровую стоимость.

Рассмотрение проблемных вопросов должно проводиться на основе системного анализа и обобщения практики правоприменения, а также взаимодействия исполнительных, правотворческих и судебных органов.   Изменения в законодательстве, подкрепленные экспертными оценками, надлежит осуществлять в соответствии с направлением и содержанием правовой политики в Российской Федерации.

Литература

  1. Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» [федер. закон принят Гос. Думой 22 июня 2016 г. № 237-ФЗ: по состоянию на 28.05.2021 г.] / [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
  2. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [федер. закон принят Гос. Думой 16 июля 1998 г. № 135-ФЗ: по состоянию на 28.05.2021 г.] / [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [федер. закон принят Гос. Думой 09 июля 2010 г. № 167-ФЗ: по состоянию на 28.05.2021 г.] / [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
  4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [федер. закон принят Гос. Думой 21 июля 2020 г. № 269-ФЗ: по состоянию на 28.05.2021 г.] / [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
  5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» [постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28: по состоянию на 28.05.2021 г.] / [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  6. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой 20 февраля 2015 г. по состоянию на 02.06.2021 г.] / [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
  7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой 23 октября 2002 г. по состоянию на 02.06.2021 г.] / [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
  8. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами» [федер. закон принят Гос. Думой 23 мая 2014 г. № 143-ФЗ: по состоянию на 28.05.2021 г.] / [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
  9. Гальченко, С.А., Ганичева А.О., Гвоздева О.В., Токарев А.А. Анализ статистической годовой отчетности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и перспективы создания института статистических исследований на базе Государственного университета по землеустройству / С.А. Гальченко, А.О. Ганичева, О.В. Гвоздева, А.А. Токарев // Московский экономический журнал – М. «Электронная наука», 2020 – №10 – С.85-95.
  10. Гвоздева О.В., Ващенко Е.П. Кадастровая оценка объектов жилой недвижимости как базы налогообложения в Московской области / О.В. Гвоздева, Е.П. Ващенко // статья в сборнике трудов конференции – М. ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» — С. 95-99.