Московский экономический журнал 5/2021

image_pdfimage_print

УДК 332.3 

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10269

ВЛИЯНИЕ ОШИБОК В СВЕДЕНИЯХ ЕГРН НА УТОЧНЕНИЕ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 

INFLUENCE OF ERRORS IN THE EGRN DATA ON THE CLARIFICATION OF THE BOUNDARIES OF LAND PLOTS OF HIGHWAYS

Рулева Наталья Петровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры землепользования и кадастров ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064, Россия, г. Москва, ул. Казакова, 15), na.ruleva@mail.ru

Natalia Petrovna Ruleva, candidate of economic sciences Senior Lecturer of the department of land use and cadastres, Federal State Budgetary Education Institution of Higher Education «State University of Land Use Planning» (105064, Moscow, st. Kazakowa, 15), na.ruleva@mail.ru

Гвоздева Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры землепользования и кадастров ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064, Россия, г. Москва, ул. Казакова, 15), gvozdeva_ov@bk.ru

Gvozdeva Olga Vladimirovna, candidate of economic sciences, Senior Lecturer of the department of land use and cadastres, Federal State Budgetary Education Institution of Higher Education «State University of Land Use Planning» (105064, Moscow, st. Kazakowa, 15), gvozdeva_ov@bk.ru

Емельянова Екатерина Михайловна, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», (105064, Россия, г. Москва, ул. Казакова, 15), kateme1996@gmail.com

Emelyanova Ekaterina Mikhailovna, Federal State Budgetary Education Institution of Higher Education «State University of Land Use Planning» (105064, Moscow, st. Kazakowa, 15), kateme1996@gmail.com

Емельянова Анна Михайловна, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», (105064, Россия, г. Москва, ул. Казакова, 15), aneca95@mail.ru

Emelyanova Anna Mikhailovna, Federal State Budgetary Education Institution of Higher Education «State University of Land Use Planning» (105064, Moscow, st. Kazakowa, 15), aneca95@mail.ru 

Аннотация. В данной статье проведен анализ ошибок в сведениях единого государственного реестра, влияющих на формирование земельных участков автомобильной дороги общего пользования, выявлены причины их возникновения и разработаны предложения по их недопущению в будущем. Авторы приходят к выводу о необходимости регулирования нормативно-правового обеспечения процедуры постановки земельных участков под автодорогами на государственный кадастровый учет, в связи с тем, что на сегодняшний день нормативно-правовая база не позволяет в полной мере решать возникающие вопросы, связанные с постановкой на кадастровый учет земельных участков под автомобильными дорогами. 

Summary. This article analyzes the errors in the data of the unified state register that affect the formation of land plots of public roads, identifies the causes of their occurrence and develops proposals for their prevention in the future. The authors come to the conclusion that it is necessary to regulate the regulatory support of the procedure for placing land plots under roads on the state cadastral register, due to the fact that today the regulatory framework does not allow to fully solve the emerging issues related to the cadastral registration of land plots under roads. 

Ключевые слова: кадастровые работы, линейный объект, земельный участок, автомобильная дорога, государственный кадастровый учет, реестровая ошибка, единый государственный реестр недвижимости.

Keywords: cadastral works, linear object, land plot, automobile road, state cadastral registration, registry error, unified state register of real estate.

Современное состояние государственных сведений об объектах недвижимости, включая их описание, в том числе картографическую и геодезическую привязки, требует от собственников объектов недвижимости самостоятельно решать задачи с получением и внесением в государственный фонд данных таких сведений, а лиц, уполномоченных на создание описания сведений, нести пожизненную ответственность за их соответствие в рамках действующего законодательства, то есть на момент создания и внесения сведений.

Рассматриваемые в настоящей статье проблемы, встречающиеся при оформлении границ земель, занятых автомобильными дорогами, в рамках современного законодательства требуют тщательного исследования.

Очевидно, что у собственника объекта недвижимости, при наличии документа, подтверждающего внесение сведений в единый государственный реестр (далее – ЕГРН) и регистрацию прав, должна быть полная уверенность о защищенности тех сведений и характеристик, которые внесены в ЕГРН. В действительности при работе с таким объектом выясняется, что уверенность эта напрасна и собственник встречается с проблемами, требующими с его стороны немалых усилий для доказательств, подтверждающих отдельные, внесенные ранее характеристики о таком объекте.

Например, ГОКУ «Новгородавтодор» имеет документы, подтверждающие существование автомобильной дороги «Савино-Селищи», расположенной на территории Новгородского и Чудовского муниципальных районов Новгородской области, то есть на основании «выписки об объектах из реестра имущества Новгородской области» имеются сведения о правовой характеристике, принадлежащего ему объекта и характеристике о протяженности объекта (46194 м), а сведения о земельном участке, на котором располагается такая автомобильная дорога, отсутствуют, так как это не один земельный участок, а сведения о каждом из участков могут быть неполными или иметь реестровые ошибки.

Земельные участки, в границах которых располагается данная автомобильная дорога, требует более тщательного исследования с точки зрения урегулирования земельно-имущественных отношений правообладателя такого объекта.

Проблема большого количества земельных участков, в границах которых располагается автомобильная дорога, зависит от различных причин и обстоятельств, например, землеотвод под строительство автомобильной дороги, если такое строительство осуществлено в 1941 — 1945 годах, можно сказать в прошлом веке, не соответствовало современным требованиям земельного законодательства. Существование автомобильной дороги, ее реконструкция и другие производственные задачи должны быть современными, значит, собственник автомобильной дороги должен проводить процедуру уточнения границ земельных участков в соответствии с современными требованиями, встречая ряд проблем.

Для проведения таких работ применяется основной показатель, определяющий границу уточняемых земельных участков, это полоса отвода автомобильной дороги, которая фактически определяет границы земельных участков, которые используются (предназначены) для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного транспорта [2].

Особые требования к образованию земельных участков заключаются, прежде всего, в том, что образуемые земельные участки не должны пересекать границы муниципальных образований и границы населенных пунктов, это создают проблему, вызывающую формирование большого количества земельных участков, так как автомобильная дорога межмуниципального назначения проходит по нескольким населенным пунктам, обеспечивающая транспортным соединением муниципальные образования.

Совокупность большого количества земельных участков и составляют цельный объект – полоса отвода автомобильной дороги.

Другая причина, влияющая на факт формирования большого количества земельных участков, это установленные категории земель, которые к моменту уточнения границ земельных участков под автомобильной дорогой закреплены за конкретными территориями.

Получаемые из ЕГРН сведения подтверждают наличие в кадастре сведений о границах населенных пунктов, границах муниципальных образований, границах кадастровых кварталов, границах учтенных земельных участков, границах учтенных объектов капитального строительства, которые обязательно используются при формировании земельных участков, с учетом требований к ширине полосы отвода конкретной автомобильной дороги.

Граница полосы отвода исследуемой автомобильной дороги установлена в соответствии с техническим паспортом, автодорога относится к IV технической категории автомобильных дорог. Согласно нормативным требованиям к формированию границ полосы отвода для данной автодороги полоса отвода устанавливается шириной 24 м. При формировании границ полосы отвода учитываются границы смежных земельных участков.
В результате ширина полосы отводы автодороги фактически составляет меньше установленной.

В ходе практического исследования было выявлено, что в границы рассматриваемой полосы отвода автомобильной дороги попадает 26 земельных участков, отведенных под сельскохозяйственную деятельность, для ведения личного подсобного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства, для ведения дачного хозяйства, для эксплуатации и обслуживания зернохранилища, под подстанцию, под строительство водоема для разведения рыбы и др.

Данные пересечения нарушают имущественные права и интересы собственника автомобильной дороги, а также не отвечают нормативным требованиям к формированию границ полосы отвода согласно Постановлению Правительства РФ от 02.09.2009 г. № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса» [4].

Приведенная на рисунке 1, информация о земельных участках, позволяет сделать вывод, что требуются дополнительные работы, связанные с исправлением реестровых ошибок, так как вид разрешенного использования исходных земельных участков не предусматривает размещение полосы отвода автомобильной дороги.

В ходе выполнения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков и внесению изменений в ЕГРН о земельных участках под автомобильной дорогой были выявлены пересечения с земельными участками, переданными в общую долевую собственность граждан, из которых был осуществлен выдел земельного участка с границами, исключающий выявленное пересечение. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, должен сохраняться в измененных границах (измененный земельный участок), но данные сведения не были внесены в ЕГРН в отношении земельного участка (рисунок 2) [7].

Кроме того, в ходе кадастровых работ выявлены пересечения с землями лесного фонда, лесничествами, границы которых не соответствуют фактическому прохождению автомобильной дороги, так как пересекают конструктивные элементы автомобильной дороги. В таких случаях можно воспользоваться законом о «лесной амнистии», направленный на устранение противоречий между государственным лесным реестром и ЕГРН. При образовании земельного участка только при условии, если на земельном участке расположен объект недвижимости, права на который возникли
до 01.01.2016 г. и зарегистрированы в ЕГРН.

Согласно статье 25 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 08.11.2007 г. в полосе отвода автомобильной дороги вводятся следующие ограничения: запрещается размещение строений, сооружений, зданий и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, распашка земельных участков, покос травы, выпас животных
и другая деятельность, которая предусмотрена видом разрешенного использования земельных участков, упомянутых выше [3].

Зачастую выявленные реестровые ошибки были допущены при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков лицом, выполнявшим кадастровые работы — были неверно определены его координаты (рисунок 3).

Выявляемые ошибки в сведениях ЕГРН осложняют и увеличивают сроки проведения кадастровых работ. При обнаружении ошибки в описании границ смежного земельного участка, собственнику, как правило, приходится решать земельный спор в судебном порядке, так как внесение сведений в ЕГРН, согласно действующему законодательству, осуществляется только на основании заявления собственника объекта кадастрового учета, которые не стремятся исправлять выявленные ошибки [1]. Все это приводит не только к временным, но и финансовым затратам.

Правообладатель смежного земельного участка должен быть заинтересован в своевременном исправлении ошибки, содержащейся в ЕГРН, которая в свою очередь в будущем повлияет на возможность и сроки проведения сделок с недвижимостью. Например, если ошибка будет обнаружена в момент проведения сделки купли-продажи недвижимости, то могут значительно затянуться сроки заключения сделки или же вовсе не состояться из-за невозможности регистрации перехода прав собственности [6].

Во избежание повторных ошибок в сведениях ЕГРН необходимо включить в договор подряда на выполнение кадастровых работ дополнительный вид работ – вынос в натуру границ, который позволяет определить и закрепить на местности поворотные точки границ смежного земельного участка по координатам, внесенным в ЕГРН.  Другими словами, вынос в натуру части границы смежного земельного участка – это проверка внесенных координат границ земельного участка (по отношению к границе уточняемого земельного участка автомобильной дороги).

Несмотря на то, что существует множество рекомендаций, писем
и разъяснений Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, которые касаются вопроса кадастрового учета земельных участков под линейными объектами, они не позволяют в полной мере решать вопросы, связанные с автомобильными дорогами.

В связи с тем, что проблемы постановки земельных участков под автодорогами на государственный кадастровый учет не рассматриваются должным образом, необходимо регулирование нормативно-правового обеспечения данной процедуры, что в свою очередь позволит улучшить и облегчить процесс кадастрового учета [8].

Фактически в отношении автомобильных дорог необходимо проводить комплекс кадастровых работ в отношении всех расположенных земельных участков и сооружений автомобильной дороги за счет средств финансирования правообладателя такого объекта. Аналог такого объема работ предлагается законодателем, это могут быть комплексные кадастровые работы, но особенность должна быть в том, что комплексные кадастровые работы должны быть проведены в границах полосы отвода автомобильных дорог [5].

Сбор и анализ данных в ходе выполнения данных работ позволит выявить и устранить реестровые ошибки в сведениях ЕГРН. С помощью вышеуказанных работ будут уточнены местоположения границ земельных участков и объектов недвижимости, исправлены реестровые ошибки в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости. Хотелось бы отметить, что принятие нормативного акта, регулирующего комплексные кадастровые работы в отношении автомобильных дорог, позволит разрешить множество вопросов и проблем, накопившихся за последние годы. 

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/
  2. Федеральный закон «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 № 221-ФЗ – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_70088/
  3. Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72386/
  4. Постановление Правительства РФ от 02.09.2009 № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса» – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91367/
  5. Жданова Р., Смирнова М., Рассказова А., Рулева Н. Роль комплексных кадастровых работ в экономическом развитии субъекта Российской Федерации // Московский экономический журнал. – 2020. № 6. С. 57-63.
  6. Кузичева Л.И., Артемьев А.А., Лепехин И.А. Основные проблемы оформления правоустанавливающих документов на земельные участки при формировании линейных объектов // Сборник «Строительство и землеустройство: проблемы и перспективы развития», Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2020. С. 66-72.
  7. Рулева Н.П., Емельянова Е.М., Емельянова А.М. Государственный кадастровый учет земельных участков под существующими автомобильными дорогами // Материалы LXIV научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых учёных и специалистов «Научные исследования и разработки молодых учёных для развития АПК». – 2021.
  8. Гвоздева О.В., Емельянова А.М., Емельянова Е.М. Проблемы государственной регистрации прав на линейные объекты // Материалы LXIV научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых учёных и специалистов «Научные исследования и разработки молодых учёных для развития АПК». – 2021.