Московский экономический журнал 5/2018

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142

УДК 502.4

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15083

Валентина Михайловна Окмянская, аспирант 1 курса, ассистент кафедры геодезии и кадастровой деятельности, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (г.Тюмень)

Valentina Mikhailovna Okmyanskaya, 1st year postgraduate student, assistant of the department of geodesy and cadastral activity, Tyumen Industrial University (Tyumen)

Ольга Викторовна Богданова, кандидат экономических наук, доцент кафедры геодезии и кадастровой деятельности, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (г. Тюмень)

Olga Viktorovna Bogdanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the department of geodesy and cadastral activity, Tyumen Industrial University (Tyumen)

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

MONITORING LANDS OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES

Аннотация. В статье рассмотрено понятие мониторинга земель особо охраняемых природных территорий, приведена классификация и структура мониторинга, выявлены некоторые проблемы осуществления мониторинга земель особо охраняемых природных территорий в условиях Крайнего Севера.  

Abstract. The article considers the concept of monitoring lands of specially protected natural territories, provides a classification and structure of monitoring, identifies some problems in monitoring the lands of specially protected natural territories in the conditions of the Far North.

Ключевые слова. Особо охраняемые природные территории, мониторинг земель, состав земель особо охраняемых территорий, виды мониторинга, структура мониторинга.  

Keywords. Specially protected natural areas, land monitoring, land composition of specially protected areas, types of monitoring, monitoring structure.

   Одной из особенностей нашей страны является наличие масштабных площадей заповедных природных территорий. В настоящее время актуальным вопросом является необходимость проведения своевременных работ по выявлению изменений состояния земель особо охраняемых природных территорий, а также прогнозирование и оценка негативных последствий, вызванных в том числе антропогенной деятельностью человека.

   В целях своевременного выявления изменений состояния земель, выработки предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, а также обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды, проводится государственный мониторинг земель.

   Объектом государственного мониторинга земель являются все земли Российской Федерации. При этом в пределах административно-территориального деления мониторинг земель содержит подсистемы, соответствующие категориям земель Российской Федерации, среди которых можно выделить мониторинг земель особо охраняемых природных территорий.

   Согласно статье 94 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ состав земель особо охраняемых природных территорий представлен на рисунке 1[1].

Безымянный

   На рисунке 2 приведены виды мониторинга земель [2].

Безымянный

   Также мониторинг земель может классифицироваться по следующим признакам:

1) по территориальному охвату:

— глобальный – слежение за планетарными процессами и явлениями в биосфере с целью оценки и прогноза их изменений;

— национальный – охватывает всю территорию Российской Федерации;

— региональный – охватывает территории, ограниченные физико- географическими, экономическими, административными и   другими границами;

— локальный – ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.

2) на основе характера изменения состояния земель:

— фоновый – предполагает наблюдение за состоянием земель, не подвергающихся воздействию человека. Его проводят в биосферных заповедниках.

— импактный – мониторинг представляет собой наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных факторов.

3) в зависимости от сроков проведения и периодичности проведения:

— базовый – фиксирует состояние объекта наблюдения на момент начала ведения мониторинга земель;

— периодический – проводится через равные или сравнимые промежутки времени;

— оперативный – фиксирует текущее изменение состояния земель под воздействием одномоментных факторов;

— экстренный – фиксирует последствия чрезвычайных ситуаций;

— ретроспективный – обобщает имеющиеся данные.

   Несмотря на разнообразие видов мониторинга, каждый из них решает ряд важнейших задач. Это становится возможным в результате анализа многомерных временных рядов комплексных топографо-геодезических, почвенных, агрохимических, геоботанических, инвентаризационных и других наблюдений, отражающих изменения в состоянии всех составляющих сложного природно-хозяйственного комплекса, сложившегося на особо охраняемых природных территориях [4].

   Однако стоит отметить, что ввиду того, что мониторинг земель представляет собой сложную структуру, при проведении которого необходимо учитывать большое количество различных показателей, а также для осуществления которого следует собрать и проанализировать большой объем данных, проведение его в полном объеме и надлежащего качества на землях особо охраняемых природных территориях не всегда представляется возможным.

   На рисунке 3 представлена структура мониторинга земель особо ценных территорий.

Безымянный

   Представленные на рисунке 3 необходимые сведения для проведения мониторинга земель ООПТ получают различными способами, некоторые из которых представлены на рисунке 4 [2].

Безымянный

   Исходя из проанализированной информации, можно сделать вывод, что мониторинг земель имеет важное значение при осуществлении земельной политики, при принятии управленческих решений в сфере земельных отношений, при разработке мероприятий по улучшению качества окружающей среды, однако возникает вопрос в полном ли объеме проводятся мероприятия, входящие в систему мониторинга земель и насколько актуальны данные, представленные в официальных отчетах о его проведении.

   Особое внимание стоит уделить особенностям проведения мониторинга земель особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Крайнего Севера Тюменской области. Как видно из рисунка 5 на территории ЯНАО земли ООПТ составляют более 8 %, на территории ХМАО – более 5 % [6].

Безымянный

   Несмотря на достаточно высокую концентрацию ООПТ, расположенных на территории севера Тюменской области, в настоящее время не существует разработанной методики, которая бы содержала порядок, особенности, а также методы проведения мониторинга таких земель. В условиях сурового климата, широкого распространения ледников и многолетней мерзлоты,  заболачивания, активного вмешательства человека в природную среду и других особенностей северных широт, восстановление природных комплексов происходит намного медленнее. В связи с тем, что на территориях уникальных экосистем распространены редкие виды растительности, животных и другие виды ценных ресурсов, их сохранение носит особый характер. Земля является пространственным базисом для их размещения, поэтому мониторинг является важнейшим инструментом регулирования ООПТ. Ввиду этого встает необходимость разработки методики, которая содержала бы четкий алгоритм действий при проведении мониторинга ООПТ, закрепляла бы перечень факторов, которые необходимо учитывать при проведении исследования, а также включала бы в себя критерии оценки негативного воздействия.

Литература

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ
  2. Приказ Министерства экономического развития РФ от 26 декабря 2014 г. № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения»
  3. Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 № 477 (ред. от 10.07.2014) «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды»
  4. Гиниятов И.А., Жарников В.Б. О структуре и содержании мониторинга в современный период // Вестник СГГА. – Новосибирск, 2000. –№ 5.
  5. Жарников В. Б. Рациональное использование земель как задача геоинформационного пространственного анализа // Вестник СГГА. – 2013. – Вып. 3 (23). – С. 77–81.
  6. О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2017 г.: Государственный национальный доклад. – М.: Росреестр. – 2018. – 184 с.