Московский экономический журнал 4/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 630

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_4_204  

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ РЕЕСТР КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЯМИ ЛЕСНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

THE STATE FOREST REGISTER AS AN INFORMATION BASE IN THE SYSTEM OF SUSTAINABLE LAND MANAGEMENT OF THE FOREST FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION

Бородина Ольга Борисовна, к.э.н., доцент, доцент кафедры землепользования и кадастров ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, E-mail: olga2700@mail.ru

Чуксин Илья Витальевич, ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, E-mail: chuksin-99@mail.ru

Фомина Анастасия Владимировна, аспирант кафедры городского кадастра, ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, E-mail: fominaav2021@gmail.com

Желонкина Елена Эдуардовна, к.г.н., доцент, доцент кафедры земледелия и растениеводства ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, E-mail: pecypc-86@mail.ru

Borodina Olga Borisovna, Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Land Use and Cadastre State University for Land Management, E-mail: olga2700@mail.ru

Chuksin Ilya Vitalievich, State University of Land Management, E-mail: chuksin-99@mail.ru

Fomina Anastasia Vladimirovna, Postgraduate Student, Department of City Cadastre, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education State University for Land Management, E-mail: fominaav2021@gmail.com

Zhelonkina Elena Eduardovna, Candidate of Geographical Sciences, Associate

Professor, Associate Professor of the Department of Agriculture and Crop

Production, State University of Land Management, Moscow, Russia 

Аннотация. Для обеспечения сбалансированного эффективного многоцелевого использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства органы управления лесами всех уровней должны располагать полной и достоверной информацией о количественных и качественных характеристиках лесных ресурсов. Авторы говорят о несостоятельности автоматизированной информационной системы «Государственный лесной реестр» и дублировании сведений государственного лесного реестра (ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), что порождает ряд ошибок на фоне неактуальных задвоенных данных о лесном фонде страны. Авторы предлагают пути решения данной проблемы и разрабатывают концептуальную модель информационных потоков государственного лесного реестра с применением новейшей разрабатываемой системы ФГИС ЛК.

Abstract. in order to ensure a balanced efficient multi-purpose use of forests, their protection, protection and reproduction, forest management bodies at all levels must have complete and reliable information on the quantitative and qualitative characteristics of forest resources. The authors talk about the failure of the automated information system «State Forest Register» and the duplication of information from the State Forest Register (SLR) and the Unified State Real Estate Register (EGRN), which gives rise to a number of errors against the background of outdated duplicated data on the country’s forest fund. The authors propose ways to solve this problem and develop a conceptual model of the information flows of the state forest registry using the latest developed system of FSIS LK.

Ключевые слова: информационная база, государственный лесной реестр, устойчивое лесоуправление, лесоустройство, лесное хозяйство, информационная система, хозяйствующие субъекты, информационные потоки, лесной комплекс

Key words: information base, state forest registry, sustainable forest management, forest management, forestry, information system, business entities, information flows, forest complex

Необходимость информационного обеспечения лесного комплекса обусловливается огромным ресурсным потенциалом лесов России, которые выполняют важные экологические и социально-экономические функции и имеют не только общегосударственное, но и мировое значение. Согласно сведениям о наличии и распределении земель, представленным по состоянию на 01 января 2021 год, общая площадь земель лесного фонда насчитывает 11,28 млн. кв. км, что составляет 65,8% от общей площади земель Российской Федерации [6].

Для обеспечения сбалансированного эффективного многоцелевого использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства органы управления лесами всех уровней должны располагать полной и достоверной информацией о количественных и качественных характеристиках лесных ресурсов. В связи с этим, необходимо иметь постоянно обновляемые сведения о количественном и качественном состоянии земель лесного фонда, прогнозировать на их основе динамику, уметь обосновать тот или иной вариант развития землепользования и лесопользования. Без эффективно функционирующей системы государственного лесного реестра невозможно проводить осмысленную государственную земельную и информационную политику, что, в свою очередь, значительно сдерживает реализацию экономического потенциала лесных земельных ресурсов и лесопромышленного комплекса страны. В настоящее время главным источником сведений о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках является государственный лесной реестр (далее – ГЛР).

В соответствие со статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ (далее – ЛК РФ) государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. Под документированной информацией в данной статье №200-ФЗ понимается зафиксированная на материальном носителе информация, документирование которой осуществлено в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Ведение государственного лесного реестра осуществляется по формам, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.07.2020 № 491 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра» [2].

В настоящее время государственный лесной реестр является основной информационной системой о лесах и динамических процессах в лесных экосистемах, данные которой применяются для обеспечения устойчивого управления лесным фондом. Информация ГЛР используется в разных сферах деятельности, отображенных на рисунке 1.

Однако, в настоящее время, состав и структура сведений государственного лесного реестра не позволяет в полном объеме осуществлять стоящие перед экономикой страны задачи. При его ведение возникает ряд проблем (рисунок 2).

Для эффективного функционирования как отдельно взятого лесничества, так и лесной отрасли в целом органами государственной власти в области лесных отношений активно ведутся работы по автоматизации подготовки и обработки документов ГЛР, совершенствованию процедуры сбора, хранения и передачи сведений о землях лесного фонда, лесных ресурсах, состоянии лесов и динамике лесного фонд [5, 16]. В связи с этим государственный лесной реестр постепенно преобразуется в информационный ресурс, позволяющий осуществлять решение определенной части задач устойчивого управления лесным фондом.

В 2013 году на территории Российской Федерации была введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система «Государственный лесной реестр» (далее — АИС ГЛР). Впервые в стране появилась единая база первичных документов о состоянии лесного хозяйства, что помогло повысить качество собираемой информации и оперативность ее поступления из региональных органов в центральный управленческий аппарат Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) и обеспечить принятие обоснованных решений в сфере управления лесными фондами.

Однако, 22 января 2019 года Счетная палата Российской Федерации подвела итоги контрольных мероприятий по оценке эффективности управления лесными отношениями, на основании которых был сделан вывод о том, что автоматизированная информационная система «Государственный лесной реестр» фактически не используется как единый программный продукт. В этой связи регионы в процессе составления лесных планов используют неактуальные данные о лесном фонде. Отсюда проистекают риски, что они неэффективно тратят предоставляемые им субвенции. Единой системы учета лесного фонда, где была бы представлена достоверная информация о его количестве, качестве и стоимости, в России нет.

Еще одной проблемой в вопросе актуализации информационной базы ГЛР выступает разобщенность сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) и ГЛР. В Едином государственном реестре недвижимости также в недостаточной степени отражаются данные о лесных участках. В результате возникает опасность отчуждения земель лесного фонда в земли иных категорий. В ЕГРН и ГЛР содержатся неодинаковые сведения о площади лесов России — разница составляет почти 300 млн гектаров. Это несовпадение вызвано в том числе тем, что в реестре недвижимости не указаны границы не всех лесничеств.

11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Основная цель принятия закона сводится к защите прав добросовестных владельцев земельных участков и устранению взаимоисключающего характера сведений ГЛР и ЕГРН путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР и защите прав граждан и организаций на земельные участки.

Исходя из данных, представленных по состоянию на 01 января 2021 года, на государственный кадастровый учёт поставлены 670903 земельных участка в границах земель лесного фонда общей площадью 14,16 млн. кв. км, в том числе 184060 земельных участков общей площадью 10,02 млн. кв. км, местоположение границ которых не установлено. В отношении 434048 земельных участков лесного фонда осуществлена государственная регистрация вещных прав [8, 17].

Сопоставив значение фактической площади земель лесного фонда – 11,26 млн. кв. км со значением площади земель лесного фонда, в отношении которой осуществлён государственный кадастровый учёт – 14,16 млн. кв. км, отмечаем наличие значительного объёма сведений, нуждающихся в верификации и уточнении [7,9].

При этом, по состоянию на начало 2021 года, по лесной амнистии согласно ст. 60.2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» №218-ФЗ от 13 июля 2015 года (далее – Федеральный закон №218) исключены сведения о 43064 лесных участках, а также исправлены реестровые ошибки в части площади и границ в отношении 5474 лесных участков, что повлекло за собой уменьшение общей площади лесных участков на 158 млн. га, однако даже по завершении мероприятий, направленных на исправление таких ошибок, учтённая площадь лесного фонда превышает её фактические значения.

В рамках IV этапа государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» до 2026 года требуется установить границы всех земель лесного фонда Российской Федерации. Такая задача была поставлена перед лесничествами. Согласно сведениям, представленным в открытом источнике Федерального агентства лесного хозяйства на территории Российской Федерации сформировано 1461 лесничество.

В соответствии с показателями эффективности государственной программы «Развитие лесного хозяйства» в 2019 году на 38,3% от площади земель лесного фонда установлены границы лесничеств. Одновременно с этим в Едином государственном реестре недвижимости информация о местоположении границ лесничеств содержится в отношении лишь 18,9 % земель такой категории.

Реализация положений указа Президента Российской Федерации, а также государственной программы «Развитие лесного хозяйства» в рамках полномочий, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1223 от 07 октября 2021 года, осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства России.

Специфика внесения сведений о местоположении границ лесничеств заключается в необходимости одновременного соответствия земельному, лесному и градостроительному законодательству, а также Федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости», сопряжённому с использованием материалов государственного лесного реестра, а также территориального планирования, государственного фонда пространственных данных, данных дистанционного зондирования.

Основанием для внесения сведений о местоположении границ лесничеств в Единый государственный реестр недвижимости является Приказ об установлении границ лесничеств. В соответствии с реестром Приказов об установлении границ лесничеств Федерального агентства лесного хозяйства, по состоянию на январь 2022 года, в установленном порядке утверждены границы 239 лесничеств, что составляет лишь 16,6% от общего числа лесничеств, а также устанавливаются границы на территории 351 лесничества, что составляет 24 % от числа лесничеств.

Одной из наиболее значительных проблем установления границ лесничеств, а также лесных участков в их составе, является приоритет сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями Государственного лесного реестра, обозначенный в Федеральном законе №280-ФЗ. Таким образом, «лесная амнистия» угрожает утратой земель, находящихся в федеральной собственности, в части, касающейся земель лесного фонда.

Ранее научное сообщество говорило о вероятном необоснованном увеличение площади земель лесного фонда, отражённой в Едином государственном реестре недвижимости, что соответствует действительности и обусловлено ошибками, допущенными при объединении сведений Единого государственного реестра прав и Государственного кадастра недвижимости. Однако, впоследствии наличие таких ошибок оказало обратный эффект, фактически земли лесного фонда потеряли в площади.

Таким образом, существующее состояние информационно-аналитических ресурсов лесного комплекса регионального и федерального уровней, по данным Рослесхоза, не позволяет в полной мере обеспечить государственные органы, в нашем случае Росреестр, актуальной информацией о лесной отрасли. В результате сложилась ситуация, при которой осуществляющие государственные функции в сфере лесного хозяйства и смежных отраслях федеральные органы исполнительной власти не обладают оперативной отраслевой информацией, которая им необходима [14].

Решением задачи служит передача полномочий лесоустройства с регионального на федеральный уровень Рослесинфоргу, что, в частности, установлено Федеральным законом от 02.07.2021 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №304) [1]. Кроме этого, в соответствие с Федеральным законом №304, органы местного самоуправления начали осуществлять полномочия в сфере лесоустройства, а именно принимать решения о создании, об упразднении лесничеств, расположенных на землях городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений. Это позволит закрепить функцию лесоустройства как информационной основы лесного планирования, государственной инвентаризации лесов, ведения государственного лесного реестра «на местах». В связи с чем муниципальная лесоустроительная документация будет служить первичным источником сведений о лесах, их количественных и качественных характеристиках, интегрируемых далее в региональные и федеральные информационные ресурсы в сфере лесного хозяйства и смежных отраслях [4,10,11].

В феврале 2022 года Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз), подведомственная структура Министерства природных ресурсов и экологии, объявило конкурс на создание первой очереди государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК).

В рамках проекта создания ФГИС ЛК будут автоматизированы процессы внесения сведений в государственный лесной реестр и предоставления сведений из ГЛР. Должно быть предусмотрено бесшовное включение унаследованных систем, в частности, ЛесЕГАИС, в состав ФГИС ЛК. Кроме того, новое решение должно стать главным инструментом выработки и реализации эффективной госполитики в сфере лесного хозяйства и смежных отраслях, позволяющего формировать сведения о состоянии и перспективах развития лесного комплекса страны.

В лесном ведомстве прогнозируют, что благодаря внедрению новой системы ФГИС ЛК будет обеспечено на постоянной основе целостное представление о состоянии лесов и лесной отрасли, что во многом будет способствовать повышению оперативности и обоснованности стратегического планирования, а также эффективному развитию экономики Российской Федерации в отношении лесного комплекса [3,12].

На рисунке 3 отображена концептуальная модель информационных потоков государственного лесного реестра с применением ФГИС ЛК, которая, по мнению автора, должна повысить прозрачность и упорядочить рынок лесных ресурсов, обеспечив обмен своевременной и полной информацией между государственными органами и хозяйствующими субъектами о составе и границах земель лесного фонда, о лесничествах, защитных лесах, лесных дорогах, картах, а также проектах освоения лесов, сделках с древесиной [13, 15].

Сегодня автоматизированная информационная система «Государственный лесной реестр» фактически не используется как единый программный продукт, в следствие чего обновления баз данных лесного реестра не осуществляется в реальном времени. ФГИС ЛК как усовершенствованный информационный ресурс будущего позволит объединит в себе более 130 млн записей из существующих реестров, ведомственных баз данных и «бумажных» документов, кроме этого, отобразить всю последовательность действий, совершаемых в отношении каждого участка леса. Авторы надеются, что государственный лесной реестр с внедрением ФГИС ЛК «заработает» как новейших информационный ресурс, который позволит обновить и усовершенствовать структуру информационных потоков ГЛР, предложенную авторами. 

Список источников

  1. Федеральный закон от 02.07.2021 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.03.2022).
  2. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.07.2020 № 491 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра»/ [Электронный ресурс]. Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.03.2022).
  3. Антропов, Д. В. Комплексные кадастровые работы в контексте кластерной политики в Российской Федерации / Д. В. Антропов, А. В. Фомина // Актуальные проблемы землеустройства и кадастров на современном этапе: VII Международная научно-практическая конференция. Сборник статей, Пенза, 06 марта 2020 года. – Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2020. – С. 9-13.
  4. Антропов, Д. В. Территориальные кластеры как элемент устойчивого развития Российской Федерации / Д. В. Антропов, А. В. Фомина // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании: материалы X Международной научно-практической конференции, посвященной 113-летию РЭУ им. Г. В. Плеханова, Москва, 08–12 апреля 2020 года / Под редакцией В. И. Ресина. – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2020. – С. 145-151.
  5. Бородина, О. Б. Актуальные вопросы совершенствования системы землеустройства / О. Б. Бородина, И. В. Чуксин // Московский экономический журнал. – 2020. – № 2. – С. 12. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10109.
  6. Гвоздева, О. В. Мониторинг земельных ресурсов / О. В. Гвоздева, И. В. Чуксин, Е. Ю. Колбнева // Актуальные проблемы землеустройства, кадастра и природообустройства : Материалы III международной научно-практической конференции факультета землеустройства и кадастров ВГАУ, Воронеж, 30 апреля 2021 года. – Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2021. – С. 192-200.
  7. Гвоздева, О. В. Актуальная специфика проблем и особенности законодательных аспектов в сфере использования и правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения / О. В. Гвоздева, М. А. Смирнова, И. В. Чуксин // Московский экономический журнал. – 2020. – № 1. – С. 5. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10026.
  8. Гвоздева, О. В. К вопросу о рациональном использовании земель лесного фонда / О. В. Гвоздева, И. В. Чуксин // Актуальные проблемы землеустройства, кадастра и природообустройства: Материалы III международной научно-практической конференции факультета землеустройства и кадастров ВГАУ, Воронеж, 30 апреля 2021 года. – Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2021. – С. 362-369.
  9. Необходимость внедрения цифровых технологий в лесное хозяйство России как главного механизма устойчивого лесоуправления / С. А. Гальченко, О. Б. Бородина, А. А. Рассказова, И. В. Чуксин // Московский экономический журнал. – 2021. – № 2. – DOI 10.24411/2413-046X-2021-10095.
  10. Основные аспекты и проблематика процесса цифровизации сельского хозяйства как метода управления важнейшей отраслью страны / С. А. Гальченко, О. В. Гвоздева, М. А. Смирнова, И. В. Чуксин // Московский экономический журнал. – 2021. – № 1. – С. 25. – DOI 10.24411/2413-046X-2021-10032.
  11. Развитие концепции повышения качества системы государственного управления федеральным имуществом на базе цифровой трансформации отраслей экономики / О. В. Гвоздева, М. А. Смирнова, И. В. Чуксин, Е. С. Середина // Московский экономический журнал. – 2020. – № 8. – С. 23. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10598.
  12. Сбалансированное развитие управленческого сектора государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров / О. В. Гвоздева, М. А. Смирнова, И. В. Чуксин, М. В. Шакирова // Московский экономический журнал. – 2020. – № 12. – С. 48. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10836.
  13. Фомина, А. В. Создание туристско-рекреационных кластеров в Ивановской области / А. В. Фомина, Е. В. Тесова // Актуальные проблемы землеустройства на современном этапе: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 28 февраля 2019 года. – Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2019. – С. 215-219.
  14. Фомина, А. В. Кластерная политика как инструмент развития туристско-рекреационных кластеров / А. В. Фомина // Управление земельно-имущественными отношениями : материалы XV международной научно-практической конференции, Пенза, 18 декабря 2019 года. – Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2019. – С. 229-234.
  15. Фомина, А. В. Учет влияния кадастровых и землеустроительных работ на показатели комплексной оценки туристскорекреационного потенциала земельно-имущественного комплекса (на примере туристско-рекреационного кластера «Плес») / А. В. Фомина, Д. В. Антропов // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2022. – № 3. – С. 214-221. – DOI 10.33920/sel-04-2203-07.
  16. Цыпкин, Ю. А. К вопросу о необходимости повсеместной разработки стратегии пространственного развития муниципальных образований Российской Федерации / Ю. А. Цыпкин, А. В. Фомина, И. В. Чуксин // Московский экономический журнал. – 2021. – № 12. – DOI 10.24412/2413-046X-2021-10718.
  17. Цыпкин, Ю. А. Совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения управления земельным фондом при геостратегическом развитии Арктического региона / Ю. А. Цыпкин, А. В. Фомина // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2022. – № 2. – С. 92-96. – DOI 10.33920/sel-04-2202-02.

References

  1. Federal`ny`j zakon ot 02.07.2021 № 304-FZ «O vnesenii izmenenij v Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii i stat`i 14 i 16 Federal`nogo zakona «Ob obshhix principax organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» / [E`lektronny`j resurs]. Dostup iz sprav. — pravovoj sistemy` «Konsul`tant Plyus» (data obrashheniya: 26.03.2022).
  2. Prikaz Ministerstva prirodny`x resursov i e`kologii Rossijskoj Federacii ot 27.07.2020 № 491 «Ob utverzhdenii Poryadka vedeniya gosudarstvennogo lesnogo reestra»/ [E`lektronny`j resurs]. Dostup iz sprav. — pravovoj sistemy` «Konsul`tant Plyus» (data obrashheniya: 26.03.2022).
  3. Antropov, D. V. Kompleksny`e kadastrovy`e raboty` v kontekste klasternoj politiki v Rossijskoj Federacii / D. V. Antropov, A. V. Fomina // Aktual`ny`e problemy` zemleustrojstva i kadastrov na sovremennom e`tape: VII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Sbornik statej, Penza, 06 marta 2020 goda. – Penza: Penzenskij gosudarstvenny`j universitet arxitektury` i stroitel`stva, 2020. – S. 9-13.
  4. Antropov, D. V. Territorial`ny`e klastery` kak e`lement ustojchivogo razvitiya Rossijskoj Federacii / D. V. Antropov, A. V. Fomina // Sovremenny`e problemy` upravleniya proektami v investicionno-stroitel`noj sfere i prirodopol`zovanii: materialy` X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashhennoj 113-letiyu RE`U im. G. V. Plexanova, Moskva, 08–12 aprelya 2020 goda / Pod redakciej V. I. Resina. – Moskva: Rossijskij e`konomicheskij universitet imeni G.V. Plexanova, 2020. – S. 145-151.
  5. Borodina, O. B. Aktual`ny`e voprosy` sovershenstvovaniya sistemy` zemleustrojstva / O. B. Borodina, I. V. Chuksin // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. – 2020. – № 2. – S. 12. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10109.
  6. Gvozdeva, O. V. Monitoring zemel`ny`x resursov / O. V. Gvozdeva, I. V. Chuksin, E. Yu. Kolbneva // Aktual`ny`e problemy` zemleustrojstva, kadastra i prirodoobustrojstva : Materialy` III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii fakul`teta zemleustrojstva i kadastrov VGAU, Voronezh, 30 aprelya 2021 goda. – Voronezh: Voronezhskij gosudarstvenny`j agrarny`j universitet im. Imperatora Petra I, 2021. – S. 192-200.
  7. Gvozdeva, O. V. Aktual`naya specifika problem i osobennosti zakonodatel`ny`x aspektov v sfere ispol`zovaniya i pravovoj oxrany` zemel` sel`skoxozyajstvennogo naznacheniya / O. V. Gvozdeva, M. A. Smirnova, I. V. Chuksin // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. – 2020. – № 1. – S. 5. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10026.
  8. Gvozdeva, O. V. K voprosu o racional`nom ispol`zovanii zemel` lesnogo fonda / O. V. Gvozdeva, I. V. Chuksin // Aktual`ny`e problemy` zemleustrojstva, kadastra i prirodoobustrojstva: Materialy` III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii fakul`teta zemleustrojstva i kadastrov VGAU, Voronezh, 30 aprelya 2021 goda. – Voronezh: Voronezhskij gosudarstvenny`j agrarny`j universitet im. Imperatora Petra I, 2021. – S. 362-369.
  9. Neobxodimost` vnedreniya cifrovy`x texnologij v lesnoe xozyajstvo Rossii kak glavnogo mexanizma ustojchivogo lesoupravleniya / S. A. Gal`chenko, O. B. Borodina, A. A. Rasskazova, I. V. Chuksin // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. – 2021. – № 2. – DOI 10.24411/2413-046X-2021-10095.
  10. Osnovny`e aspekty` i problematika processa cifrovizacii sel`skogo xozyajstva kak metoda upravleniya vazhnejshej otrasl`yu strany` / S. A. Gal`chenko, O. V. Gvozdeva, M. A. Smirnova, I. V. Chuksin // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. – 2021. – № 1. – S. 25. – DOI 10.24411/2413-046X-2021-10032.
  11. Razvitie koncepcii povy`sheniya kachestva sistemy` gosudarstvennogo upravleniya federal`ny`m imushhestvom na baze cifrovoj transformacii otraslej e`konomiki / O. V. Gvozdeva, M. A. Smirnova, I. V. Chuksin, E. S. Seredina // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. – 2020. – № 8. – S. 23. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10598.
  12. Sbalansirovannoe razvitie upravlencheskogo sektora gosudarstvenny`x i municipal`ny`x uslug na baze mnogofunkcional`ny`x centrov / O. V. Gvozdeva, M. A. Smirnova, I. V. Chuksin, M. V. Shakirova // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. – 2020. – № 12. – S. 48. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10836.
  13. Fomina, A. V. Sozdanie turistsko-rekreacionny`x klasterov v Ivanovskoj oblasti / A. V. Fomina, E. V. Tesova // Aktual`ny`e problemy` zemleustrojstva na sovremennom e`tape: Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Penza, 28 fevralya 2019 goda. – Penza: Penzenskij gosudarstvenny`j universitet arxitektury` i stroitel`stva, 2019. – S. 215-219.
  14. Fomina, A. V. Klasternaya politika kak instrument razvitiya turistsko-rekreacionny`x klasterov / A. V. Fomina // Upravlenie zemel`no-imushhestvenny`mi otnosheniyami : materialy` XV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Penza, 18 dekabrya 2019 goda. – Penza: Penzenskij gosudarstvenny`j universitet arxitektury` i stroitel`stva, 2019. – S. 229-234.
  15. Fomina, A. V. Uchet vliyaniya kadastrovy`x i zemleustroitel`ny`x rabot na pokazateli kompleksnoj ocenki turistskorekreacionnogo potenciala zemel`no-imushhestvennogo kompleksa (na primere turistsko-rekreacionnogo klastera «Ples») / A. V. Fomina, D. V. Antropov // Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel`. – 2022. – № 3. – S. 214-221. – DOI 10.33920/sel-04-2203-07.
  16. Cypkin, Yu. A. K voprosu o neobxodimosti povsemestnoj razrabotki strategii prostranstvennogo razvitiya municipal`ny`x obrazovanij Rossijskoj Federacii / Yu. A. Cypkin, A. V. Fomina, I. V. Chuksin // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. – 2021. – № 12. – DOI 10.24412/2413-046X-2021-10718.
  17. Cypkin, Yu. A. Sovershenstvovanie sistemy` informacionno-analiticheskogo obespecheniya upravleniya zemel`ny`m fondom pri geostrategicheskom razvitii Arkticheskogo regiona / Yu. A. Cypkin, A. V. Fomina // Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel`. – 2022. – № 2. – S. 92-96. – DOI 10.33920/sel-04-2202-02. 

Для цитирования: Бородина О.Б., Чуксин И.В., Фомина А.В., Желонкина Е.Э. Государственный лесной реестр как информационная база в системе устойчивого управления землями лесного фонда Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2022. № 4. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2022-6/

© Бородина О.Б., Чуксин И.В., Фомина А.В., Желонкина Е.Э. 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 4.