Московский экономический журнал 4/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 000.00.0

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_4_238

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ И ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ABOUT ECONOMIC KNOWLEDGE AND PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF DIGITAL LAND MANAGEMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Писецкая Ольга Николаевна, декан землеустроительного факультета УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», E-mail: piseckaja@tut.by

Папаскири Тимур Валикович, врио ректора ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», E-mail: t_papaskiri@mail.ru

Pisetskaia Olga Nikolaevna

Papaskiri Timur Valikovich

Аннотация. В статье приведены направления развития информационно-коммуникационных технологий. Показана необходимость широкого применения информационных ресурсов и систем в управлении земельными ресурсами. Приведена классификация информационных ресурсов и систем, применяемых в Республике Беларусь. Предложена обобщенная схема информатизации землеустройства.

Abstract. The article presents the directions of development of information and communication technologies. The necessity of wide application of information resources and systems in land management is shown. The classification of information resources and systems used in the Republic of Belarus is given. A generalized scheme of informatization of land management is proposed.

Ключевые слова: государственные информационные ресурсы, земли сельскохозяйственного назначения, экономическая эффективность землеустройства, цифровое землеустройство

Keywords: state information resources, agricultural land, economic efficiency of land management, digital land management

Экономика Республики Беларусь активно развивается и интегрируется в мировое хозяйство, наращивая объемы экспорта и расширяя географию стран-партнеров. Об уровне бизнес-привлекательности и конкурентоспособности национальной экономики свидетельствует рост позиций в международных экономических рейтингах. Об эффективности использования страной знаний в целях своего развития свидетельствует показатель индекса экономики знаний.

В настоящее время, одним из приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности являются цифровые информационно-коммуникационные и междисциплинарные технологии, а также, основанные на них производства, в том числе:

  • развитие информационного общества, электронного государства и цифровой экономики;
  • информационно-управляющие системы;
  • технологии умного города;
  • технологии больших данных;
  • аэрокосмические и геоинформационные технологии и др. [1]

Но при этом существуют риски и возможные угрозы, одной из которых является риск технологического отставания при новой волне инноваций в зарубежных странах.

Несмотря на масштабное внедрение информационных технологий во многие сферы деятельности, одновременно сохраняют свою актуальность такие экологические проблемы, как деградация земель и химическое загрязнение почвы (эрозионно-опасные земли составляют порядка 19 % территории страны), загрязнение значительной территории страны радионуклидами (по состоянию на 1 января 2016 года 13,4 % общей территории страны загрязнено цезием-137).

В сельском хозяйстве так же активно используются инновационные технологии. Основу сельскохозяйственного производства составляют крупные агропромышленные холдинги с сырьевыми зонами самообеспечения, специализирующиеся на глубокой переработке сельхозпродукции, кооперирующие с крупными торговыми сетями и создающие собственные логистические и сбытовые сети, в том числе за рубежом.

Сельскохозяйственное производство приобретает зональную (территориальную) специализацию. Его интенсивность увязана с сохранением плодородия почвы и снижением негативного влияния на экосистему.

На большей части сельхозугодий сохраняется государственная собственность на землю. Однако в отдельных районах Беларуси часть территории сельхозугодий передана в частную собственность. Здесь восстановлена хуторская система расселения. Успешно функционируют фермерские хозяйства, активно развиваются новые направления животноводства.

Все большее распространение получает органическое земледелие, производство пищевых продуктов с учетом экологической составляющей. Беларусь целенаправленно реализует концепцию создания цифровой экономики, активно внедряются передовые информационные телекоммуникационные технологии, создаются «умные города» и сети.

Стратегической целью развития сельского хозяйства Беларуси на период до 2030 года является формирование конкурентоспособного на мировом рынке и экологически безопасного производства сельскохозяйственных продуктов, необходимых для поддержания достигнутого уровня продовольственной безопасности, обеспечения полноценного питания и здорового образа жизни населения при сохранении плодородия почв.

В качестве некоторых главных критериев развития сельского хозяйства должны стать:

  • техническая и технологическая модернизация традиционных направлений сельскохозяйственного производства и постепенный переход на технологии с минимальным воздействием на окружающую среду;
  • рост доли органических земель в общей площади сельскохозяйственных земель до 3-4 %  к 2030 году;
  • углубление региональной специализации в выращивании сельскохозяйственных культур и производстве животноводческой продукции;
  • сохранение и улучшение природного потенциала сельского хозяйства, комплексное землеустройство, рациональное использование почвенных ресурсов, снижение удельного веса деградированных земель, а также увеличение площади рекультивированных земель;

Не менее важная задача – создание кормовой базы, включая обеспечение животноводства растительным кормовым белком на основе научно обоснованных изменений структуры пахотных и луговых земель, расширения выращивания бобовых трав и зернобобовых культур.

Широкое применение должны получить геоинформационные системы и технологии, обеспечивающие на уровне хозяйств информационную поддержку принятия решений, планирование и мониторинг агротехнических операций, прогнозирование урожайности культур и эффективности использования сельскохозяйственной техники. Стратегическая цель в использования и охраны природного потенциала состоит в достижении эффекта декаплинга, заключающегося в использовании меньшего количества природных ресурсов на единицу экономического результата.

В республике Беларусь на ближайшую перспективу акцент государственной политики будет сделан на формирование эффективной системы управления, развитие рыночных отношений в области природопользования, внедрение экологически безопасных инновационных технологий добычи и переработки, оптимизацию платежей за добычу (изъятие) природных ресурсов с учетом их экономической оценки.

При этом, решение ряда задач предусмотрено посредством информатизации, как отдельных процессов, так и поставленных задач в целом с целью устойчивого использования земельных ресурсов Республики Беларусь.

По результатам анализа приоритетных направлений развития Республики Беларусь, поставленных задач в сфере развития отраслей народного хозяйства, следует отметить, что достаточно быстрыми темпами идет внедрение информационных систем во все сферы жизнедеятельности.

Следовательно, необходимо обратить внимание на основные понятия в информационных системах и возможностях их внедрения в процесс землеустройства для решения задач по устойчивому использованию земельных ресурсов, а именно использование таких понятий, как «информация» и формы ее представления, «информационные технологии» и их основные виды.

Состав и структура государственных информационных ресурсов Республики Беларусь определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2009 № 673 «О составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов» [2].

Настоящим Постановлением определяется состав государственных информационных ресурсов, порядок их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов субъектами информационных отношений, направленные на обеспечение информационной совместимости государственных информационных ресурсов и применение унифицированных способов доступа пользователей к информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах.

Грамотное использование информационных ресурсов (ИР) позволяет значительно сократить потребление иных видов ресурсов, обеспечивая рентабельность бизнес-процессов.

Процесс создания и использования ИР осуществляется с помощью компьютерной техники.

ИР создаются в процессе функционирования автоматизированных ИС во всех сферах жизнедеятельности государства: органов власти и управления; органов местного самоуправления; юридических и физических лиц.

Создание системы управления ИР – важное стратегическое решение, требующее от руководства субъекта хозяйствования учета многих технических, экономических, организационных и социально-психологических особенностей ее развития.

Схематично классификацию информационных ресурсов и систем, используемых в Республике Беларусь в сфере информационно-коммуникационных технологий можно представить следующим образом (Рис.1).

Таким образом, обобщив приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности Республики Беларусь на перспективу, виды информационных технологий и ресурсов, состав и их структуру в Республике Беларусь, следует отметить, что информатизация общества позволит качественно, оперативно и в полном объеме аккумулировать всестороннюю информацию различных отраслей народного хозяйства, осуществлять процедуры обмена, накопления, хранения и передачи данных с целью оперативного решения задач, в том числе для устойчивого развития использования земельных ресурсов.

Это определяет задачу по широкому использованию в землеустроительной отрасли существующих в республике Беларусь информационных ресурсов и разработке нового информационного ресурса, который позволит на экономически выгодной основе осуществлять решение комплекса задач в сфере землеустройства в соответствии с его определением и содержанием.

Рассмотрев с экономической точки зрения «землеустройство», следует отметить, что – это составная часть экономической системы общества, которая представляет собой сложный, многогранный процесс, зависящий от характера производственных отношений, форм собственности на землю и другие средства производства. Из этого общего положения вытекают следующие выводы:

  • экономическая эффективность землеустройства должна оцениваться исходя из системы экономических взаимосвязей и соответственно требует системы оценочных показателей;
  • необходимо учитывать, с одной стороны, коллективные и личные интересы землепользователей и землевладельцев, с другой — общественные интересы, что требует использования как хозрасчетного (коммерческого), так и народнохозяйственного (бюджетного) подхода при определении экономической эффективности;
  • поскольку земля является элементом окружающей природной среды (биосферы), следует принимать во внимание условия воспроизводства плодородия почв и экологические характеристики территории;
  • при расчете показателей эффективности важно вычленить эффект собственно землеустройства, сопоставив его с соответствующими затратами, обеспечив качественную однородность и количественную сравнимость показателей по горизонтали и вертикали (по различным хозяйствам, по составным частям и элементам проекта и т. д.);
  • поскольку, проекты землеустройства связаны с осуществляемыми на их основе проектами улучшения использования земли, водохозяйственного, производственного и дорожного строительства и т. п., нужен учет эффективности мероприятий, которые осуществляются в период до полного освоения проекта, затрат на формирование (пополнение) основных и оборотных средств, сопряженных расходов, связанных с компенсацией потерь и охраной окружающей среды;
  • разрыв во времени между осуществлением капитальных вложений и получением эффекта от них предполагает соизмерение платежей и поступлений, не совпадающих во времени [3].

Несмотря на сохранившиеся принципы реализации постсоветского землеустройства в Республике Беларусь, вявлены ряд недостатков.

Как отмечено в материалах статьи [4], отсутствие надлежащей организации и государственного финансирования землеустройства привело к: различным земельным спорам и неразрешенным судебным делам в сфере использования и гражданского оборота земель, что не позволяет иметь цивилизованный рынок и обеспечить гарантии прав земельной собственности со стороны государства; уменьшению налогооблагаемой базы и невозможности постановки большого числа земельных участков на кадастровый учет вследствие уклонения ряда землепользователей от указанных работ, неточного определения площадей и границ земельных участков; самовольному захвату и незаконному предоставлению и изъятию земель; существенному занижению платежей за используемые земельные участки и выкупных цен на земельные участки, находящиеся в государственной собственности; появлению недопустимых недостатков землепользования (парцелляризации земель, дальноземелья), что наносит существенный ущерб всей экономике страны и очень скоро потребует проведения комплекса землеустроительных работ, что связано с колоссальными экономическими затратами; невозможности надлежащего формирования земельных участков при разграничении государственной собственности на землю в целях регистрации прав собственности на земельные участки.

Из-за отсутствия требуемого землеустроительного обеспечения в настоящее время на землях сельскохозяйственного назначения не везде проведена инвентаризация. В границах территорий сельскохозяйственных предприятий не осуществлено разграничение земель, используемых сельскохозяйственными организациями и гражданами на различном праве. В связи с этим данные участки не поставлены на кадастровый учет и не зарегистрированы, земельные участки фонда перераспределения не выделены на местности, не закончены землеустроительные работы по передаче земельных участков в собственность или пользование (аренду) сельскохозяйственным организациям или гражданам. Известно, что за последние 20 лет необходимые землеустроительные работы по изучению состояния земель были сильно сокращены. В стране усилились процессы деградации земель. Так, водная эрозия и дефляция почв имеет место почти на 30% площади сельскохозяйственных земель, переувлажненные и заболоченные земли занимают свыше 10% площади сельскохозяйственных земель. Нерациональное хозяйственное использование мелиорируемых торфяно-болотных земель в южной зоне страны привело к их деградации, возникновению и развитию процессов ветровой эрозии. В сельскохозяйственном производстве не используются значительные площади пахотных и естественных луговых земель, продолжается их зарастание кустарником и мелколесьем, ухудшается состояние мелиорированных и естественных луговых земель. Большие территории захламляются отходами производства и потребления, загрязняются нефтепродуктами, имеет место радиоактивное, химическое и биологическое загрязнение территории и др., что ведет к ухудшению экологической ситуации в стране. В этих условиях государство несет потери из-за снижения общей суммы бюджетных поступлений от регистрации сделок с земельными участками, от реализации земельных участков на торгах, от уменьшения государственной пошлины, взимаемой за юридически значимые действия по сделкам с землей, и др. Отложенный экономический ущерб и упущенную экономическую выгоду из-за отсутствия землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения государство несет из-за сокращения сельскохозяйственного производства и инфраструктуры, установления организационно-территориальных и земельно-правовых барьеров, препятствующих нормальной инвестиционной политике, ипотеке и гражданскому обороту земель сельскохозяйственного назначения. По данным Госкомимущества, уже сейчас по названным выше причинам государственный бюджет Республики Беларусь недополучает около 50% суммы земельных платежей, примерно 30% земельных участков предоставлены и изъяты с нарушением законодательства по использованию и охране земель и требований землеустройства. Около 20 тыс. земельных участков общей площадью свыше 6 тыс. га в настоящее время не используются и требуют перерегистрации или изъятия. Трудно предположить, что работы по изучению состояния земель и предотвращению их деградации будут осуществлены за счет средств только самих землепользователей. Они имеют территориальный, межхозяйственный характер, должны осуществляться на основе комплексных проектов землеустройства, включающих сложные инженерные расчеты, проводимые специалистами, а также должны организовываться и финансироваться государством на республиканском и региональном уровнях и органами местной власти [4].

В заключении следует отметить, что развитие информационного общества предполагает решение сложных задач комплексного землеустройства для эффективного управления земельными ресурсами в стране.

На рисунке 2 представлена обобщенная схема информатизации землеустройства.

Основным элементом, формирующим процесс цифровизации землеустройства на схеме, представленной выше, является «Автоматизированное формирование проектной и отчетной документации».

По состоянию на третий квартал 2021 года в каталоге информационных ресурсов Республики Беларусь нет отдельного зарегистрированного информационного ресурса, который позволит посредством имеющихся государственных информационных ресурсов осуществлять решение задач комплексного землеустройства, что определяет направление дальнейших исследований и разработок в области цифровизации землеустройства.

Список источников

  1. О приоритетных направлениях научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2021–2025 годы [электронный ресурс]: Информационное обеспечение научно-технической деятельности в НАН Беларуси – URL: http://asio.basnet.by/index.php. – Дата обращения: 04.09.2021.
  2. О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» [электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 26.05.2009, № 673// Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – URL: postanovlenie-sovmina-rb-ot-26.05.09-no673_o-nekotorykh-merakh-po-realizacii-zakona-ob-informacii-informatizacii-i-zaschite-informacii.pdf (beltim.by) .  – Дата обращения: 08.09.2021.
  3. Волков, С.Н. Землеустройство. Экономика землеустройства. Т. 5: учебник / С. Н. Волков. – М.: Колос, 2001. — 455 с.
  4. Землеустройство как важнейший элемент механизма государственного регулирования земельных отношений / Т. Запрудская, С. Комлева, В. Гердий // Аграрная экономика. –2016. – №2. – С.36 – 41

References

  1. O prioritetny`x napravleniyax nauchnoj, nauchno-texnicheskoj i innovacionnoj deyatel`nosti na 2021–2025 gody` [e`lektronny`j resurs]: Informacionnoe obespechenie nauchno-texnicheskoj deyatel`nosti v NAN Belarusi. — URL: http://asio.basnet.by/index.php. – Data obrashheniya: 04.09.2021
  2. O nekotory`x merax po realizacii Zakona Respubliki Belarus` «Ob informacii, informatizacii i zashhite informacii» [e`lektronny`j resurs]: Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus`, 26.05.2009, № 673// Nacional`ny`j centr pravovoj informacii Respubliki Belarus`. – URL: postanovlenie-sovmina-rb-ot-26.05.09-no673_o-nekotorykh-merakh-po-realizacii-zakona-ob-informacii-informatizacii-i-zaschite-informacii.pdf (beltim.by). – Data obrashheniya: 08.09.2021.
  3. Volkov, S.N. Zemleustrojstvo. E`konomika zemleustrojstva. T. 5: uchebnik / S. N. Volkov. – M.: Kolos, 2001. — 455 p.
  4. Zemleustrojstvo kak vazhnejshij e`lement mexanizma gosudarstvennogo regulirovaniya zemel`ny`x otnoshenij / T. Zaprudskaya, S. Komleva, V. Gerdij // Agrarnaya e`konomika. – 2016. – №2. – P.36 – 41.

Для цитирования: Писецкая О.Н., Папаскири Т.В. Об экономическом значении и приоритетных направлениях развития цифрового землеустройства в Республике Беларусь // Московский экономический журнал. 2022. № 4. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2022-40/

© Писецкая О.Н., Папаскири Т.В., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 4.