http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2022 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2022

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.33

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_4_216

РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОПТИМИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ НА ТЕРРИТОРИИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

DEVELOPMENT OF PROPOSALS FOR THE OPTIMIZATION OF INTEGRATED CADASTRAL WORKS ON THE TERRITORY OF THE KURGAN REGION

Зотова Наталия Александровна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры кадастра недвижимости и геодезии ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ 450001 г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34

Zotova N.A., zotova-na85@mail.ru

Лукманова Альфия Данисовна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры землеустройства ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ 450001 г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34

Lukmanova A.D., lyk_alfiya@mail.ru

Шафеева Элина Ильгизовна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры кадастра недвижимости и геодезии ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ 450001 г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34

Shafeeva E. I., shafeeva20081@rambler.ru

Аннотация. Отсутствие в настоящее время четких подходов к выполнению ККР, методики их выполнения определяет актуальность темы исследования. Следовательно, разработка предложений по выполнению ККР приобретает важное экономическое значение. Ее реализация позволит обеспечить внесение в ЕГРН актуальной и достоверной информацией, что в последующем позволит создать более качественную единую систему регистрации прав и кадастрового учета, в рамках реализуемой в настоящее время Федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2020 гг.)».

В статье представлена разработка предложений по выполнению ККР, необходимой для повышения эффективности их проведения на территории Курганской области, посредством оптимизации порядка выполнения работ и координации процедур уточнения и упорядочения местоположения границ земельных участков, объектов капитального строительства и элементов градостроительного регулирования. Сделаны выводы по полученным результатам.

Abstract. The current lack of clear approaches to the implementation of QKR, the methodology for their implementation determines the relevance of the research topic. Consequently, the development of proposals for the implementation of the CRC is of great economic importance. Its implementation will ensure that up-to-date and reliable information is entered into the USRN, which in the future will allow creating a better unified system of registration of rights and cadastral registration, within the framework of the currently implemented Federal Target Program «Development of a unified state system of registration of rights and cadastral registration of real estate (2014– 2020)».

The article presents the development of proposals for the implementation of the KKR, necessary to improve the efficiency of their implementation on the territory of the Kurgan region, by optimizing the procedure for performing work and coordinating the procedures for clarifying and streamlining the location of the boundaries of land plots, capital construction projects and elements of urban planning regulation. Conclusions are drawn based on the results obtained.

Ключевые слова: комплексные кадастровые работы, кадастровый квартал, оптимизация, Росреестр

Keywords: complex cadastral works, cadastral quarter, optimization, Rosreestr 

Введение

Курганская область вошла в число регионов, где в 2019 году начато проведение комплексных кадастровых работ (сокращенно ККР). Массовое уточнение границ земельных участков проходит на территории г. Кургана и Варгашинского района и затронуло 35 кадастровых кварталов. Предполагалось, что завершение ККР на территории Курганской области завершатся к концу декабря 2019 года. Однако, область столкнулась с проблемами проведения ККР, сроки были сдвинуты и по настоящее время работы по ККР продолжаются.

Комплексные кадастровые работы (далее — ККР) впервые стали проводиться в России с 2015 года и сразу завоевали популярность как один из самых удобных и эффективных инструментов для уточнения границ земельных участков и исправления кадастровых ошибок.

Курганская область граничит со Свердловской, Челябинской, Тюменской областями и Казахстаном. Субъект входит в состав Уральского федерального округа. Административный центр – г. Курган.

Курганская область находится в уязвимом положении, с серьезным риском дальнейшей деградации экономики, имеющейся инфраструктуры и возрастания оттока населения. Федеральные целевые программы и государственные программы сегодня являются ключевым инструментом бюджетного и стратегического планирования для Курганской области.

Основной целью ККР является повышение инвестиционной привлекательности и эффективности налогообложения на региональном уровне. Не смотря на то, что такой вид кадастровых работ очень привлекателен и удобен для граждан, при реализации ее на практике у исполнителей ККР возникает множество вопросов. Встала необходимость по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Законодателем вносились поправки в законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости», которые упрощали проведение комплексных кадастровых работ [1,2,3].

Основными поправками в проведении ККР стали законы, приведенные на рисунке 1.  

На основании п. 5 Статьи 42.1. Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О кадастровой деятельности»  Комплексные кадастровые работы не выполняются в отношении земельных участков, расположенных в границах территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее комплексном развитии [4,5,6].

С целью обеспечения качественного изменения уровня развития экономики, повышения инвестиционной привлекательности и создания комфортной среды для жителей области всеми муниципальными образованиями  совместно с органами исполнительной власти Курганской области разработаны Планы комплексного развития территорий, которые включают проекты в сферах социального, культурного, транспортного, коммунального, инженерного развития городских округов и муниципальных районов Курганской области, предполагающие поэтапное благоустройство и появление значимых инфраструктурных объектов. На рисунке 2 представлена карта выполнения проекта по комплексному развитию территории Курганской области [7,8,9].

На сегодняшний день актуальной остается проблема разночтения законодательных актов кадастровыми инженерами и органа регистрации прав, что влечет за собой решения о приостановлении учетно-регистрационных действий по внесению в ЕГРН сведений, полученных в результате выполнения ККР [10,11,12].

В Курганской области на территории г.Кургана и Варгашинского района с 2019 года исполнителями ККР являются две кадастровые организации. Учитывая сжатые сроки и отсутствие практики выполнения ККР на территории Курганской области у данных исполнителей работ, возникала необходимость разъяснений для своевременной и правильной подготовки отчетной документации по результатам ККР.

Органом регистрации прав ведется статистика по подаче документов заказчиками ККР на проверку.

  • за 2019 год было подано 30 пакетов документов, по всем 30 был отказ.
  • за 2020 год было подано 54 пакетов документов, из них: по 27 пакетам был отказ во внесении, по 27 пакетам вынесено положительное решение;
  • за 2021 год было подано 13 пакетов документов, из них: по 6 пакетам был отказ во внесении, по 7 пакетам вынесено положительное решение.

При проведении анализа статистики по выполнению ККР я выявила, что решения о приостановлении в основном содержат следующие причины:

  • ККР не выполняются в отношении всех объектов, расположенных на территории кадастрового квартала;
  • сведения о местоположении зданий, содержащихся в сведениях ЕГРН не соответствуют информации, указанной в хml-схеме карты-плана территории;
  • карты планы территорий не содержат сведений о наименовании и реквизитах документов, из которых взята информация о местоположении границ уточняемых земельных участков.

В Управлении Росреестра по Курганской области функциями по осуществлению кадастрового учета объектов недвижимости на территории Курганской области наделен структурный отдел государственной регистрации недвижимости и кадастрового учета. Отдел осуществляет в полном объеме государственный кадастровый учет, а также кадастровый учет и государственную регистрацию прав всех объектов недвижимости на территории Курганской области [13,14].

Поскольку отдел специализируется на осуществлении кадастрового учета, руководством было решено отдать функции по внесению сведений в ЕГРН в результате проведения ККР государственным регистраторам данного отдела. Штатная численность отдела составляет 15 человек. Из них осуществляют функции по государственной регистрации и кадастрового учета – 10 человек. За день регистратор должен принять решение в среднем по 20 пакетам документам. В связи с тем, что Росреестр сокращает средние сроки осуществления государственной регистрации и кадастрового учета за счет цифровизации административных процедур, такая нагрузка является большой. Соответственно, еще больше нагрузка на регистраторов увеличивается на период рассмотрения пакетов документов по ККР.

Исходя из рассмотренных выше проблем, которые возникают у кадастровых инженеров и большой нагрузки на государственных регистраторов в период проверки пакетов документов ККР, можно сделать вывод, что рационально будет создать отдельную рабочую группу государственных регистраторов, которые будут осуществлять рассмотрение пакетов документов по результатам ККР, взаимодействовать с кадастровыми инженерами по вопросам ККР. Нами было проведено анкетирование у регистраторов.

Исходя из представленных ответов, был сделан вывод, что у регистраторов при проверке ККР возникают следующие сложности:

  • большой объем объектов недвижимости в кадастровом квартале, что снижает скорость при просмотре заявки, возникают зависания программы ФГИС ЕГРН;
  • нестабильная работа ФГИС ЕГРН;
  • нехватка рабочего времени для проверки.

Все эти технические сложности затягивают процесс рассмотрения заявки пакета документа ККР, что отнимает время от проверки других заявок, на которых специализируются данные регистраторы.

Исходя из этого, предлагается создать рабочую группу по реализации мероприятий проведения ККР в Управлении Росреестра по Курганской области. Данная рабочая группа будет функционировать только на время проведения ККР на территории Курганской области. В нее будут входить государственные регистраторы из отдела государственной регистрации недвижимости и кадастрового учета.

Целью создания рабочей группы по реализации мероприятий проведения ККР будут являться:

  • повышение эффективности проверки пакетов документов;
  • организация по проведению совместных семинаров-совещаний;
  • ускорение процесса проведения комплексных кадастровых работ.

В функции рабочей группы по реализации мероприятий проведения ККР будут входить:

  • проведение рабочих встреч с исполнителями и заказчиками ККР, для обсуждения проблемных вопросов еще до сдачи пакетов документов для  внесения сведений в ЕГРН;
  • работа по приведению в соответствие сведений ЕГРН по идентификации объектов, устранению наличие дублирующих объектов.
  • принятие решения учетно-регистрационных действий по внесению в ЕГРН сведений, полученных в результате выполнения ККР;

Выводы

Таким образом, можно сформулировать основные предложения по основным причинам приостановления пакетов документов по ККР:

  1. При отсутствии сведении о местоположении границ земельных участков кадастровый инженер должен использовать такие документы как:
  • сведения из утвержденного проекта межевания территории; -документы, подтверждающие существование границ на местности пятнадцать и более лет;
  • решение суда.
  1. В отношении земельных участков, на которых ОКСы выходят за пределы участка, проводить перераспределение данных земельных участков, до сдачи документов в орган регистрации прав
  2. В случае, если в результате выполнения ККР в отношении объектов, у которых имеющиеся документы не позволяют провести уточнение местоположения границ в соответствии с действующим законодательством, такое уточнение следует проводить через судебный порядок [15,16].

Исходя из рассмотренных мною проблем по проведению ККР на территории Курганской области, наиболее рациональным будет создание рабочей группы по реализации мероприятий проведения ККР при Управлении Росреестра по Курганской области. Данная рабочая группа будет оказывать методическую помощь исполнителям в проведении ККР, организовывать совместные семинары-совещания.

Это повысит эффективность выполнения ККР исполнителями, упростит процедуру предварительной проверки пакетов документов по ККР, а также снимет нагрузку с отдела государственной регистрации недвижимости и кадастрового учета.

Предложения по оптимизации ККР на территории Курганской области смогут оказать плодотворное влияние на профессиональную деятельность их участников и являются одним из способов взаимодействия с целью достижения единой цели – оказание качественных услуг в сфере оборота недвижимого имущества.

Список источников

  1. Распоряжение Правительства Курганской области от 15 июня 2021 года № 109-р «О внесении изменения в распоряжение Правительства Курганской области от 6 ноября 2020 года № 216-р».
  2. Постановление Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года № 658 «Об утверждении схемы территориального планирования Курганской области».
  3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» – Текст: электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система: [сайт]: – URL: http://www.consultant.ru.
  4. Геопортал Тюменской области. – Текст: электронный //: [сайт]. – URL: https://gis.72to.ru (дата обращения: 20.02.2022).
  5. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – Росреестр. Публичная кадастровая карта: [сайт]. – URL: https://pkk.rosreestr.ru/#/layers/60.93406581311254,76.60898347063298/12/@bs 8etwzlx. (дата обращения: 20.02.2022). – Изображение (картографическое; неподвижное; двухмерное): электронное.
  6. Amy Richter, Kelvin Tsun Wai Ng, Nima Karimi. A data driven technique applying GIS, and remote sensing to rank locations for waste disposal site expansion. – Resources, Conservation and Recycling, Volume 149, 2019, Pages 352-362, ISSN 0921-3449.
  7. Chernykh, E. Federal and regional budget expenditures on environmental adaptation (using the example of Tyumen region, Russia) / E. Chernykh, A. Sizov // E3S Web of Conferences : 2018 International Science Conference on Business Technologies for Sustainable Urban Development, SPbWOSCE 2018, St. Petersburg, 10–12 декабря 2018 года. – St. Petersburg: EDP Sciences, 2019. – P. 02109. – DOI 10.1051/e3sconf/201911002109. – EDN XEYWGI.
  8. Formation of a sustainable system is the basis of rational land use managements / T. V. Simakova, A. V. Simakov, E. S. Starovoitova [et al.] // Espacios. – 2019. – Vol. 40. – No 20. – P. 19. – EDN HXZMGG.
  9. Кряхтунов, А. В. Стратегия развития рынка земель сельскохозяйственного назначения на примере Ишимского муниципального района Тюменской области / А. В. Кряхтунов, Е. Г. Кравченко, О. В. Пелымская // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 307..
  10. Кряхтунов, А. В. Структурно-логическая модель формирования стратегии развития малоэтажного жилищного строительства (на примере Тюменской области) / А. В. Кряхтунов, Е. Г. Кравченко, О. В. Пелымская // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2013. – № 2(50). – С. 34.
  11. Черных, Е. Г. Предпосылки и сравнительный анализ изменения средоформирующего потенциала территории Тюменской области в результате проведения земельной реформы / Е. Г. Черных, А. П. Сизов // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2019. – № 3(159). – С. 31-34.
  12. Кравченко, Е. Г. Проблемы развития малоэтажного жилищного строительства (на примере Тюменской области) / Е. Г. Кравченко, А. В. Воронин // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 3(39). – С. 253-256.
  13. Kryakhtunov, A. System for Conservation of Specially Protected Natural Areas as Sustainable Urban Development Element / A. Kryakhtunov, O. Pelymskaya, E. Chernykh // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Chelyabinsk, 21–22 сентября 2017 года. – Chelyabinsk: Institute of Physics Publishing, 2017. – P. 012188. – DOI 10.1088/1757-899X/262/1/012188
  14. Черных, Е. Г. Информационное обеспечение градостроительной деятельности : Учебное пособие по направлению подготовки 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» профили «Кадастр недвижимости», «Городской кадастр» / Е. Г. Черных, О. В. Пелымская, А. В. Кряхтунов. – Тюмень : Тюменский индустриальный университет, 2016. – 60 с. – ISBN 9785996113927.
  15. Chernyh, E. G. Problems and prospects of determining the cadastral value in the Russian Federation / E. G. Chernyh, N. A. Zotova, O. V. Bogdanova // Espacios. – 2019. – Vol. 40. – No 22. – P. 3. – EDN TFPUDU.
  16. Черных, Е. Г. Система комплекса показателей пространственного развития территории (по каждому составному субъекту Тюменской области) / Е. Г. Черных, А. П. Сизов // International Agricultural Journal. – 2020. – Т. 63. – № 2. – С. 23. – DOI 10.24411/2588-0209-2020-10166.

References

  1. Rasporyazhenie Pravitel`stva Kurganskoj oblasti ot 15 iyunya 2021 goda № 109-r «O vnesenii izmeneniya v rasporyazhenie Pravitel`stva Kurganskoj oblasti ot 6 noyabrya 2020 goda № 216-r».
  2. Postanovlenie Pravitel`stva Kurganskoj oblasti ot 24 dekabrya 2012 goda № 658 «Ob utverzhdenii sxemy` territorial`nogo planirovaniya Kurganskoj oblasti».
  3. Rasporyazhenie Pravitel`stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r «O Koncepcii dolgosrochnogo social`no-e`konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» – Tekst: e`lektronny`j // Konsul`tantPlyus: spravochno-pravovaya sistema: [sajt]: – URL: http://www.consultant.ru.
  4. Geoportal Tyumenskoj oblasti. – Tekst: e`lektronny`j //: [sajt]. – URL: https://gis.72to.ru (data obrashheniya: 20.02.2022).
  5. Federal`naya sluzhba gosudarstvennoj registracii, kadastra i kartografii – Rosreestr. Publichnaya kadastrovaya karta: [sajt]. – URL: https://pkk.rosreestr.ru/#/layers/60.93406581311254,76.60898347063298/12/@bs 8etwzlx. (data obrashheniya: 20.02.2022). – Izobrazhenie (kartograficheskoe; nepodvizhnoe; dvuxmernoe): e`lektronnoe.
  6. Amy Richter, Kelvin Tsun Wai Ng, Nima Karimi. A data driven technique applying GIS, and remote sensing to rank locations for waste disposal site expansion. – Resources, Conservation and Recycling, Volume 149, 2019, Pages 352-362, ISSN 0921-3449.
  7. Chernykh, E. Federal and regional budget expenditures on environmental adaptation (using the example of Tyumen region, Russia) / E. Chernykh, A. Sizov // E3S Web of Conferences : 2018 International Science Conference on Business Technologies for Sustainable Urban Development, SPbWOSCE 2018, St. Petersburg, 10–12 dekabrya 2018 goda. – St. Petersburg: EDP Sciences, 2019. – P. 02109. – DOI 10.1051/e3sconf/201911002109. – EDN XEYWGI.
  8. Formation of a sustainable system is the basis of rational land use managements / T. V. Simakova, A. V. Simakov, E. S. Starovoitova [et al.] // Espacios. – 2019. – Vol. 40. – No 20. – P. 19. – EDN HXZMGG.
  9. Kryaxtunov, A. V. Strategiya razvitiya ry`nka zemel` sel`skoxozyajstvennogo naznacheniya na primere Ishimskogo municipal`nogo rajona Tyumenskoj oblasti / A. V. Kryaxtunov, E. G. Kravchenko, O. V. Pely`mskaya // Sovremenny`e problemy` nauki i obrazovaniya. – 2014. – № 5. – S. 307..
  10. Kryaxtunov, A. V. Strukturno-logicheskaya model` formirovaniya strategii razvitiya maloe`tazhnogo zhilishhnogo stroitel`stva (na primere Tyumenskoj oblasti) / A. V. Kryaxtunov, E. G. Kravchenko, O. V. Pely`mskaya // Upravlenie e`konomicheskimi sistemami: e`lektronny`j nauchny`j zhurnal. – 2013. – № 2(50). – S. 34.
  11. Cherny`x, E. G. Predposy`lki i sravnitel`ny`j analiz izmeneniya sredoformiruyushhego potenciala territorii Tyumenskoj oblasti v rezul`tate provedeniya zemel`noj reformy` / E. G. Cherny`x, A. P. Sizov // Ispol`zovanie i oxrana prirodny`x resursov v Rossii. – 2019. – № 3(159). – S. 31-34.
  12. Kravchenko, E. G. Problemy` razvitiya maloe`tazhnogo zhilishhnogo stroitel`stva (na primere Tyumenskoj oblasti) / E. G. Kravchenko, A. V. Voronin // Problemy` sovremennoj e`konomiki. – 2011. – № 3(39). – S. 253-256.
  13. Kryakhtunov, A. System for Conservation of Specially Protected Natural Areas as Sustainable Urban Development Element / A. Kryakhtunov, O. Pelymskaya, E. Chernykh // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Chelyabinsk, 21–22 sentyabrya 2017 goda. – Chelyabinsk: Institute of Physics Publishing, 2017. – P. 012188. – DOI 10.1088/1757-899X/262/1/012188
  14. Cherny`x, E. G. Informacionnoe obespechenie gradostroitel`noj deyatel`nosti : Uchebnoe posobie po napravleniyu podgotovki 21.03.02 «Zemleustrojstvo i kadastry`» profili «Kadastr nedvizhimosti», «Gorodskoj kadastr» / E. G. Cherny`x, O. V. Pely`mskaya, A. V. Kryaxtunov. – Tyumen` : Tyumenskij industrial`ny`j universitet, 2016. – 60 s. – ISBN 9785996113927.
  15. Chernyh, E. G. Problems and prospects of determining the cadastral value in the Russian Federation / E. G. Chernyh, N. A. Zotova, O. V. Bogdanova // Espacios. – 2019. – Vol. 40. – No 22. – P. 3. – EDN TFPUDU.
  16. Cherny`x, E. G. Sistema kompleksa pokazatelej prostranstvennogo razvitiya territorii (po kazhdomu sostavnomu sub«ektu Tyumenskoj oblasti) / E. G. Cherny`x, A. P. Sizov // International Agricultural Journal. – 2020. – T. 63. – № 2. – S. 23. – DOI 10.24411/2588-0209-2020-10166.

Для цитирования: Зотова Н.А., Лукманова А.Д., Шафеева Э.И. Разработка предложений по проведению оптимизации комплексных кадастровых работ на территории Курганской области // Московский экономический журнал. 2022. № 4. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2022-18/

© Зотова Н.А., Лукманова А.Д., Шафеева Э.И., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 4.