Московский экономический журнал 4/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10237

КОМПЛЕКС ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ И КАДАСТРОВЫХ РАБОТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПОД ПОЛИГОН ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ В Г. ТАРКО-САЛЕ

COMPLEX OF LAND MANAGEMENT AND CADASTRAL WORKS IN THE FORMATION OF A LAND PLOT FOR SOLID MUNICIPAL WASTE IN TARKO-SALE

Запевалов Владимир Николаевич, старший преподаватель, Тюменский индустриальный университет, Российская Федерация, г. Тюмень

Zapevalov Vladimir Nikolaevich, senior teacher, Tyumen state University industrial University, Tyumen, Russian Federation

Аннотация. В настоящее время в Российской Федерации остро стоит проблема утилизации твердых коммунальных отходов. Одним из основных способов их утилизации является складирование, для которого необходимы специализированные объекты.

Ежегодно вблизи городов и других населённых пунктов образуется огромное количество твердых коммунальных отходов (ТКО), которые часто размещаются на территориях, не предназначенных для этих целей, что провоцирует развитие разрушительных процессов территории, загрязнение воздушного бассейна, наземных и подземных вод. Эта проблема актуальна практически для всех населённых пунктов Российской Федерации, в том числе и для северных территорий. До сих пор в России остается неразвитой система переработки отходов, в основном они подлежат захоронению на полигонах.

Целью статьи является поиск решений для формирования и оформления прав на полигон твердых коммунальных отходов (ТКО) на непредусмотренной для этих целей территории. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие, виды и назначение объектов размещения отходов; исследовать методику формирования земельных участков под объекты утилизации на застроенной территории; рассмотреть комплекс землеустроительных и кадастровых работ при формировании земельного участка под полигон ТКО в г. Тарко-Сале.

Summary. Currently, the problem of solid municipal waste disposal is acute in the Russian Federation. One of the main ways to dispose of them is warehousing, which requires specialized facilities.

Every year, a huge amount of solid municipal waste (MSW) is generated near cities and other localities, which are often located on territories that are not intended for this purpose, which causes the development of destructive processes in the territory, pollution of the air basin, ground and underground water. This problem is relevant for almost all localities in the Russian Federation, including the Northern territories. To this day, Russia still has an undeveloped system of waste processing, mostly they are subject to landfill.

The purpose of the article is to find solutions for the formation and registration of rights to a landfill of solid municipal waste (MSW) on the territory not considered for this purpose. To achieve this goal, it is necessary to solve the following tasks: to reveal the concept, types and purpose of waste disposal facilities; to study the method of forming land plots for recycling facilities on a built-up territory; to view the complex of land management and cadastral works when forming a land plot for a landfill in Tarko-Sale.

Ключевые слова:кадастровые работы, землеустройство, полигон ТКО, земли лесного фонда, перевод земель.

Key words: cadastral works, land management, landfill of wastes, the lands of the forest Fund, the transfer of land.

1. ВВЕДЕНИЕ

Государство начало принимать меры по формированию систем полигона для твердых коммунальных отходов, но, на данный момент имеется множество нерешенных вопросов в плане учета образования отходов и контроля за их размещением. Остается открытая проблема несанкционированных свалок и не обустроенности полигонов. Без отслеживания потоков отходов также нельзя организовать эффективную схему их переработки и повторного использования [1].

Учитывая, что отходы оказывают существенное влияние на важнейшие показатели качества окружающей среды, оздоровление экологической обстановки и создание комфортных условий для жизни людей, невозможно без создания и функционирования соответствующих информационных ресурсов.

Выбор участка для размещения полигона ТКО на застроенной территории является одним из важнейших вопросов планирования, по причине его огромного влияния на экономику и состояние окружающей среды региона.

Проблема все возрастающего объема отходов на территории планеты становится все более актуальной. Она связана с проблемой перенаселения и напрямую с глобальными экологическими проблемами планеты. В настоящий момент их разрешение возможно только с помощью улучшения техники и технологии складирования и захоронения коммунальных отходов, а также проектирования соответствующих мероприятий по рекультивации земель.

При выборе участка для полигона ТКО должно быть учтено множество факторов, с целью снижения отрицательного воздействия на окружающую среду, а также создания благоприятных условий для населения. Также при проектировании и дальнейшей рекультивации таких полигонов важно соблюдать правила, нормы и требования, предусмотренные законодательными и нормативно-методическими материалами в области охраны окружающей природной среды (Рис. 1).

Выбор участка для размещения полигона ТКО необходимо производить в соответствии с имеющимися материалами по состоянию выбранной территории, а также должен обеспечивать реализацию прав и интересов вовлеченных сторон.

Планирование и проектирование полигона ТКО включает: выбор способа обработки и удаления отходов, размещение твердых отходов и хвостовых остатков отходов, транспортировку отходов до места переработки и захоронения, выбор транспортных маршрутов.

Выбор участка размещения полигона ТКО осуществляется в соответствии со следующими критериями:

  • расстояние от жилых районов и от главных дорог;
  • инвестиционные затраты;
  • объем твердых отходов;
  • наличие участка на склоне (рельеф местности).

Процесс размещения самого полигона – это трудоемкий и многогранный процесс, который требует оценки различных критериев и обязательного учета экологических, экономических и социальных факторов [3].

В настоящее время возникают сложности в подборе подходящего земельного участка для расположения полигона ТКО.

Существует пять основных этапов формирования земельного участка под полигон ТКО:

1. Определение вариантов приемлемых участков площадки и проведение при необходимости дополнительных уточняющих полевых исследований;

2. Проведение оценки геологических и гидрологических изысканий для рассматриваемых вариантов территории;

3. Установление размера земельного участка для размещения полигона, создание проектной документации;

4. Проведение полевых работ, определение необходимого размера санитарно-защитной зоны от границ ТКО;

5. Оформление документации (постановка земельного участка на кадастровый учет).

При проектировании планировки самого полигона ТКО в его состав включаются следующиеэлементы: подъездная дорога, участок складирования ТКО, административно–хозяйственная зона.

Установление санитарно-защитной зоны при проектировании участка полигона ТКО является неотъемлемым мероприятием, поскольку санитарно-защитная зона обеспечивает достаточное расстояние от объектов, являющихся источниками загрязнения до объектов жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками.

В целях сокращения негативного влияния на экологию среды на полигонах ТКО проектируются специальные защитные устройства, которые являются преградами от распространения и стока загрязняющих веществ. Именно это и отличает обычные свалки от специализированных и благоустроенных полигонов ТКО.

Для предотвращения воздействия опасных веществ при эксплуатации будущего объекта, проектирование полигонов ТКО включает следующие мероприятия:

  • разработка гидроизоляционной системы для загрязненного массива (это необходимо для предотвращения прямого контакта между свалочной массой и осадками);
  • проработка и составление плана поверхности зоны полигона с учетом местоположения уклонов для обеспечения отвода поверхностных стоков;
  • создание вентиляционной системы для полигона;
  • разработка систем управления и контроля фильтрата;
  • составление плана по озеленению.

При проектировании, планировке и благоустройстве полигона ТКО учитываются принципы природопользования, обеспечивающие сохранение благоприятных условий окружающей среды, а также жизнедеятельности человека. Особенно важен учет требований безопасности относительно водных объектов [4].

2. КОМПЛЕКС РАБОТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПОД ПОЛИГОН ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ

Объект исследования — полигон ТБО расположен на земельном участке, право на который не оформлено. Необходимо выполнить комплекс кадастровых и землеустроительных работ по оформлению прав на земельный (лесной) участок, расположенный под объектом недвижимости [5].

Необходимо выполнить работы по оформлению прав на земельный (лесной) участок, для этого был проведен комплекс кадастровых работ.

Первый этап достаточно простой, но важный, заказчик, в лице МУП «ДСУ» написал заявление, на основании чего был составлен договор на кадастровые работы.

Вторым этапом проводились полевые работы, что является важным элементом кадастровых работ.

Следующим этапом была разработка схемы расположения земельного участка и межевой план. Межевой план содержит текстовую и графическую части.

В результате проведения кадастровых работ был собран необходимый пакет документов для того, чтобы заказчик написал заявление по вопросу оформления прав на земельный (лесной) участок [6].

При подаче заявления  МУП «ДСУ» по оформлению земельного (лесного) участка, был получен отказ от Таркосалинского Лесхоза — филиал окружного автономного учреждения «Леса Ямала» на основании того, что при наложении испрашиваемого участка, находящегося на землях лесного фонда земельный участок попадает в категории: защитных лесов находящихся вдоль автомобильных и железных дорог, защитных лесов и зеленых зон и поселений, а так же в ОЗУ (особо охраняемые участки) придорожные полосы лесов.

Чтобы оформить земельный участок лесного фонда, используемый в настоящее время под полигон твердых коммунальных отходов в г. Тарко-Сале, необходимо найти пути решения нарушений, из-за которых был получен отказ в оформлении прав на земельный (лесной) участок:

  • земельный участок под полигон попадает в категории защитных лесов зеленых зон и поселений, а также в особо защитные участки придорожных полос лесов;
  • часть территории земель лесного фонда, на котором расположен земельный участок под полигон твердых коммунальных отходов, находится на заболоченной территории.

Для того чтобы устранить данные нарушения, необходимо провести ряд кадастровых и землеустроительных мероприятий. В статье предлагается три варианта решения данной проблемы [2].

В первом варианте выходом из сложившейся ситуации может являться обращение в Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа с ходатайством о переводе земель лесного фонда в земли промышленности.

Второй вариант предполагает собой обращение вДепартамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округас заявлением о выборе лесного участка под существующий полигон твердых бытовых отходов. Получить отказ и оспорить его в суде. При этом велика вероятность получить встречный иск от ответчика (Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа) и принуждение к освобождению земельного участка.

И третий вариант, предлагаемый, как выход из сложившейся ситуации предполагает возможность включения данного участка в границы населенного пункта с последующим использованием земельного участка для цели, близкой к необходимой.

3. ВЫВОДЫ

Наиболее оптимальным и самым быстро реализуемым является третье предложение. Обосновывается это тем, что временной промежуток является самым коротким из всех рассматриваемых вариантов, и для того, чтобы изменить границы населенного пункта г. Тарко-Сале имеется вся нужная картографическая основа. Также орган местного самоуправления заинтересован во включении земельного участка в границы населенного пункта, что значительно будет ускорять процесс. После поступления заявления орган местного самоуправления уже в течение пяти дней подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта, либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Рисунок 1. Эксплуатация и рекультивация полигона ТКО

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Багдасаров, Р.С., Нечистяк, Т.А. Проблемы и реальность управления московскими ТБО / Р.С. Багдасаров – Текст: непосредственный // Чистый город. — 2002. — N 2(18). — С.2-3.

2. Волков, С.Н. Теоретические основы землеустройства. Том 1.: учебник для высших учебных заведений / С.Н. Волков.  – М.: Колос, 2001. – 496 с.

3. Волков, С.Н. Землеустройство. Землеустроительное проектирование. Межхозяйственное (территориальное) землеустройство / С.Н. Волков. – М.: Колос, 2002.- Т.3. — 384 с.

4. Гергель, И.В. Практический опыт организации строительства объектов санитарной очистки Москвы / И.В. Гергель – Текст: непосредственный // Чистый город. — 2010. — N 2(50). — С.13-14.

5. Луканин, А.В. Утилизация твердых бытовых отходов городского хозяйства / А.В. Луканин – Текст: непосредственный // Экол. вестн. России. — 2011. — N 10. — С.18-25.

6. Лапочкин, Б.К. К вопросу оценки экологической опасности городских свалок бытовых отходов / Б.К. Лапочкин  – Текст: непосредственный // Экология пром. пр-ва. — 2002. — Вып.1. — С.15-17.