Московский экономический журнал 3/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.36

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_3_138

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА МЕЖЕВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

METHODOLOGY FOR DETERMINING THE AREA OF RESERVATION FOR DEVELOPING THE PROJECT OF LAND SURVEYING OF THE TERRITORY OF THE HIGHWAY

Забавников Александр Сергеевич, ведущий инженер отдела землеустроительных и кадастровых работ, аспирант, ООО «Градземпроект», Государственный университет по землеустройству, ORCHID: http://orcid.org/0000-0002-7902-3461, zabava94@list.ru

Шаповалов Дмитрий Анатольевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики, Государственный университет по землеустройству, ORCHID: http://orcid.org/0000-0001-8268-911X, shapoval_ecology@mail.ru

Zabavnikov Alexander S., Leading Engineer of the Department of Land Management and Cadastral Works, Postgraduate Student, Gradzemproekt, State University of Land Use Planning, ORCHID: http://orcid.org/0000-0002-7902-3461, zabava94@list.ru

Shapovalov Dmitry A., Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department of Informatics, State University for Land Use Planning, ORCHID: http://orcid.org/0000-0001-8268-911X, shapoval_ecology@mail.ru

Аннотация. В статье авторы обращаются к совершенствованию методики резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд в пределах границы зоны планируемого размещения линейного объекта автомобильного транспорта. Авторами выдвинуты предложения по внедрению нового этапа резервирования в целях разработки проекта межевания территории автомобильной дороги в процессе формирования полосы отвода, разработана методика определения территории на основе технических параметров автомобильной дороги и физико-географических характеристиках района работ, подготовлен проект на конкретном примере и проведен анализ эффективности.

Abstract. In the article, the authors turn to improving the methodology for reserving land plots for state or municipal needs within the boundaries of the zone of planned placement of a linear motor transport facility. The authors put forward proposals for the introduction of a new stage of reservation in order to develop a project for surveying the territory of the highway in the process of forming the right of way, developed a methodology for determining the territory based on the technical parameters of the highway and the physical and geographical characteristics of the work area, prepared a project on a specific example and analyzed the effectiveness.

Ключевые слова: резервирование, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд, автомобильная дорога, полоса отвода, продольный профиль, поперечный профиль, ограничения (обременения) прав

Key words: reservation, land reservation for state or municipal needs, highway, right of way, longitudinal profile, transverse profile, restrictions (encumbrances) of rights

Дорожное строительство представляет собой сложный процесс, включающий в себя множество этапов (подготовительные работы, разработка местности, устройство дорожного основания, устройство асфальтобетонного покрытия, облагораживания территории). Важной частью подготовительных работ являются собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы, объекты недвижимости которых подлежат изъятию для размещения линейного объекта.

До принятия решения об изъятии для государственных или муниципальных нужд, земельные участки резервируют в целях защитить участки от передачи другим собственникам или использования земли не по назначению на определённый срок. Резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд представляет собой ограничения (обременения) прав в отношении земельного участка.[1]

В результате разработки проекта межевания территории автомобильной дороги с момента запроса сведений из Единого государственного реестра недвижимости и определения зоны планируемого размещения линейного объекта до момента принятия решения об утверждении документации проходит большой промежуток времени на разработку, согласование, утверждение (не менее 3 месяцев), в результате чего кадастровое деление может изменится что приводит к корректировке и внесению изменений в проект, а также не представляется возможным началу выполнения оценки объектов недвижимости подлежащих изъятию.

В рамках данной работы авторы предлагают, ввести новый этап резервирования для разработки проекта межевания территории, который позволит точно, без дополнительных время затрат подготовить документацию.

Научная новизна настоящего исследования заключается в определении территории резервирования в целях разработки проекта межевания территории автомобильной дороги (далее — Территории) по результатам многофакторного анализа инженерных изысканий при определённых технических параметрах автомобильной дороги.

Подготовительный этап включает сбор технических параметров автомобильной дороги (задание на разработку, предпроектная документация) и физико-географических характеристик района работ (инженерные изыскания).

В составе данной методики определяется последовательность по установлению границ Территории, которые можно разделить на блоки работ с разделением на факторы, влияющие на размещение линейного объекта (Рис. 1).

Блок 1 – Определение осредненной территории отвода земель при оптимальных условиях.

На основе данных инженерно-экологических изысканий о наличии особо ценных сельскохозяйственных угодий и инженерно-геодезических изысканиях о поперечном уклоне границы работ можно воспользоваться Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса» о осредненных нормах отвода земель, необходимых для определения границ полосы отвода автомобильных дорог (табл. 1). Помимо размера ширины проезжей части и откосов, данные нормы обеспечивают боковую видимость придорожной полосы на расстоянии видимости и места возможного попадания на дорогу людей и животных. Согласно этим нормам, можно обратить внимание о предотвращении проблемы выбытия земель сельскохозяйственного назначения из оборота и рационального их использования.

Осредненные нормы отвода земель указаны без учета размеров земельных участков, необходимых для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений, высоты насыпей и (или) глубины выемок, крутизны откосов земляного полотна и требований обеспечения безопасности движения (пример осредненной территории отвода земель при оптимальных условиях представлен на рис. 2).

Границы осредненной территории определяется исходя из всех планируемых осей автомобильной дороги. В последующем данные границы используется как основа и будет изменятся в зависимости от дополнительных факторов, влияющих на расположение полосы отвода.

Блок 2 – Определение территории максимального отклонения высоты насыпей или глубины выемок относительно наибольшего допустимого продольного уклона автомобильной дороги.

Используя инженерно-геодезические изыскания на основе высотных точек, создаётся план рельефа района работ (рис. 3) в целях анализа, которая в свою очередь позволяет создать продольный профиль трассы на основе проектной оси автомобильной дороги.

Согласно продольному профилю видно, что на ПК 26+97 начинается резкий уклон рельефа. На основе СП 34.13330.2021 необходимо определить допустимые параметры продольного профиля автомобильной дороги исходя из планируемой категории. На основе категории автомобильной дороги можно определить расчётную скорость, а уже из расчётной скорости наибольший продольный уклон. Расчётные скорости движения и допустимые параметры продольного профиля автомобильной дороги представлены в табл. 2.

При наличии сведений о наибольшем продольном уклоне проектной автомобильной дороги (P‰), можно определить начало и конец превышающие допустимые параметры продольного уклона высоты насыпей и (или) глубины выемок (рис. 4).

На основе осредненных норм отвода земель (Блок 1) основной оси подготавливаются продольные профили левой (l) и правой стороны (r). Используя наибольший продольный уклон проектной оси основного хода, определяется максимальная высота отклонения относительно рельефа с правой (Omax(r)) и с левой (Omax(l)) стороны (рис. 5). В случае наличия лога в районе, превышающем допустимые параметры продольного уклона высоты насыпей и (или) глубины выемок, применяются максимальные высоты отклонения водоразделов.

Далее необходимо определить расстояние края высоты насыпи и (или) глубины выемок. Наиболее оптимальный поперечный уклон высоты насыпей и (или) глубины выемок – «1:2», данное соотношение позволит заложить территории с запасом.

Подготавливаем поперечный профиль на пикетах максимальных высот отклонения относительно рельефа с правой и с левой стороны на ПК 33+49 и ПК 34+38 (рис. 6).

При наличии точки края выемки (насыпи) на пикетах максимальных высот отклонения относительно рельефа, начала и конца превышающих допустимые параметры продольного уклона высоты насыпей и (или) глубины выемок (Далее – Точек) можно определить дуговой сегмент описанной окружности треугольника Точек (рис. 7).

Определение территории максимального отклонения высоты насыпей и (или) глубины выемок относительно наибольшего допустимого продольного уклона автомобильной дороги не производится применительно к участкам автомобильных дорог в горной местности.

Блок 3 – Определение территории мостового сооружения через водотоки

Используя данные инженерно-гидрометеорологических, инженерно-экологических и инженерно-геодезических изысканий проводится анализ природно-климатических характеристик, а в частности наличие и расположение водотоков в районе работ, береговую линию, уровень меженных вод, уровень высоких вод и расчётный судоходный уровень (при наличии внутренних судоходных путей).

Основой для принятия высоты моста служит наличие внутренних судоходных путей и его расчётный судоходный уровень или уровень высоких вод с обеспеченностью максимального уровня воды 1 % (далее – Уровень HP1%).

На продольном профиле оси трассы автомобильной дороги устанавливается Уровень (HP1%) и в местах пересечения с рельефом определяется точки зоны затопления водного объекта. Посредством сведений расположения береговой линии и превышением Уровня HP1% над уровнем меженных вод (Hмеж) можно определить расстояние, при соотношении 1:2 принятый в Блоке 2 как наиболее оптимальный поперечного уклона высоты насыпей и (или) глубины выемок, которое в свою очередь является подходом на необходимую высоту к границам береговой линии от точки зоны затопления водного объекта. Пример продольного профиля точек подхода на необходимую высоту к границам береговой линии представлен на рис. 8

На мостовых переходах при необходимости регулирования направления водного потока и предотвращения подмывов (размывов), необходимо предусматривать струенаправляющие и берегоукрепительные сооружения.

Струенаправляющие дамбы следует предусматривать при пойменном расходе воды не менее 15 % расчетного расхода или при средних расчетных скоростях течения воды под мостом до размыва более 1 м/с, а также при соответствующих ситуационных особенностях перехода (прижимных течениях, перекрытиях проток и т. п.). Границы берегоукреплений определяются на дальнейших стадиях проектирования и в случае необходимости определения Территории предусматривается дополнительная территория при согласовании с заказчиком.

Блок 4 – Определение территории расположения путепровода

Используя сведения инженерно-геодезических изысканий, проводится анализ пересечений и необходимости пропуска одной транспортной магистрали над другой в разных уровнях.

Определение территории зависит от ширины полосы отвода автомобильной или железной дорогой под планируемым путепроводом (L) и расстояние от поверхности проезда (железнодорожными путями) до верхней линии очертания габарита (H). Если путепровод проходит под существующим объектом, ширина полосы отвода определяется на основе его расположения на продольном профиле оси трассы планируемой автомобильной дороги.

Габарит по высоте на проезжей части мостов и путепроводов на автомобильных дорогах (расстояние от поверхности проезда до верхней линии очертания габарита) должен быть не менее:

  • на автомобильных дорогах I-III категорий — 5,0 м.,
  • на автомобильных дорогах IV – V категорий –4,5 м.

Путепроводы, пропускающие автомобильное движение над железнодорожными путями, имеют высоту, определяемую габаритом приближения строений для железнодорожного подвижного состава (6— 8 м).

На продольном профиле оси трассы автомобильной дороги определяются точки подходов на определенную высоту путепровода и на основе допустимых параметров продольного профиля автомобильной дороги (таб. 2) определяется пересечение рельефа с наибольшим допустимым продольным уклоном (P‰).

Посредством полученных сведений высоты путепровода и ширину полосы отвода, можно определить высоты точек подходов к путепроводу (HTн и HТк) от которых зависит расстояние поперечного уклона высоты насыпей и (или) глубины выемок. Пример продольного профиля трассы представлен на рис. 9

В случае если путепровод проходит под проектной дорогой, ширина полосы отвода определяется на основе осредненных норм отвода земель согласно (таблице 1) и в габарит по высоте закладывается высота планируемой дорожной одежды.

Блок 5 – Определение территории водопропускных труб автомобильной дороги

Важной частью территории, которая выходят за границы планируемых откосов являются входные, выходные оголовки водопропускных труб и их укрепления.

На основе данных инженерно-геодезических изысканий, проектной оси автомобильной дороги и учтенные сведения ранее подготовленного блока 2, данные о начале и конце превышающие допустимые параметры продольного уклона высоты насыпей и (или) глубины выемок, подготавливается продольный профиль для определения наличия лога между водоразделами в районе работ в целях определения расположения водопропускных труб. Пример определения расположения лога представлен на продольном профиле рис. 10

Согласно продольному профилю видно, что на ПК 9+16 и ПК 26+97 проходят логи и в целях пропуска водного потока необходимо заложить дополнительный отвод территории для водопропускных труб.

Проведя анализ типовых строительных конструкций, изделий и узлов Серии 3.501.3-187.10, территория для дополнительных карманов под входные, выходные оголовки водопропускных труб и их укрепления, необходимо брать расстояние с запасом 30 м по стороне трассы на 15 м от трассы автомобильной дороги.

Блок 6 – Определение территории безопасности дорожного движения

В местах пересечения или примыкания в одном уровне должно быть видно водителю приближающегося к пересечению автомобиля с расстояния, позволяющего обеспечить безопасное торможение и остановку перед пересечением или примыканием.

Расстояние видимости препятствия на покрытии проезжей части на всем протяжении дороги должно быть не менее остановочного пути при торможении автомобиля [5]. Наименьшие расстояния видимости следует принимать согласно СП 34.13330.2021 по табл. 3 исходя из категории автомобильной дороги.

Вышеперечисленные блоки работ позволят определить границы территории разработки проекта межевания территории и установить ограничения на земельные участки с правообладателями и находящиеся в неразграниченной государственной собственности заблаговременно в целях исключения изменения кадастрового деления.

С учетом вышеизложенного на материалах автомобильной дороги федерального значения был выполнен проект (рис. 11) определения Территории с применением всех вышеперечисленных блоков работ.

В рамках оценки эффективность внедрения предложенной методики проведен сравнительный анализ границ Территории объекта с границей территории резервирования в целях изъятия для государственных или муниципальных нужд реализованного объекта (табл. 4).

По результатам авторского анализа было определено, что неучтенная площадь составляет 20965 кв.м. из которых 278 кв.м. территория неразграниченной государственной собственности и относительно территории зарезервированной в целях изъятия для государственных или муниципальных нужд по отношению к разработанной методики Территории неучтенная площадь составляет всего 4 % незарезервированной территории при этом зарезервирован 1 лишний участок.

Преимущество данной методики состоит ещё в том, что её можно применить при нивелировании бюджета и обосновать инвестиции планируемого объекта для последующего изъятия, оценки объектов недвижимости, выполнения земельно-кадастровых работ, разработки документации по планировке территории.

В результате проведенного исследования были выдвинуты предложения о формировании нового объекта в системе связанных с размещением линейного объекта транспортной инфраструктуры, предложена методика определения границ Территории в зависимости от факторов, оказывающих влияние на размещение объекта, основанная на минимальном количестве исходной информации и простоте выполнения.

Список источников

  1. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 06.02.2023) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru.
  2. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru.
  3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru.
  4. Российская Федерация. Законы. Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 (ред. от 01.08.2022) «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд»// КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru.
  5. СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги: введен в действие Приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр: дата введения 2021-08-10 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru
  6. Антропов, Д.В., Варламов, А.А., Комаров, С.И. Теория и методы зонирования территорий для целей управления земельными ресурсами: монография / Д.В. Антропов, А.А. Варламов, С.И. Комаров. – М.: РАДУГА, 2019. – 228 с.
  7. Антропов Д.В. Перспективы развития института зонирования территорий //Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.-2021.-№5(196).-С.24-28
  8. Шаповалов Д.А., Антропов Д.В., Забавников А.С. Формирование территорий ограниченного права пользования от полосы отвода автомобильной дороги // Московский экономический журнал. 2022. № 2. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2022-16/
  9. Гончарова, А.В., Гальченко, С.А., Антропов, Д.В. Правовое регулирование формирования землепользования линейных объектов // Московский экономический журнал. 2020. № 6. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2020-17/
  10. Komarov, S.I., Antropov, D.V., Varlamov, A.A., Galchenko, S.A., Zhdanova, R.V. Zoning as a tool of land management // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 350(1),012051 https://iopscience.iop.org/issue/1755-1315/350/1

References

  1. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Zemelnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 № 136-FZ (red. ot 06.02.2023) // KonsultantPlyus. URL: http://www.consultant.ru.
  2. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Gradostroitelnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 № 190-FZ (red. ot 29.12.2022) // KonsultantPlyus. URL: http://www.consultant.ru.
  3. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Federalnyj zakon ot 08.11.2007 № 257-FZ (red. ot 14.07.2022) «Ob avtomobilnykh dorogakh i o dorozhnoj deyatelnosti v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdelnye zakonodatelnye akty Rossijskoj Federacii»// KonsultantPlyus. URL: http://www.consultant.ru.
  4. Rossiiskaya Federaciya. Zakoni. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 22.07.2008 N 561: red. ot 01.08.2022, «O nekotorih voprosah_ svyazannih s rezervirovaniem zemel dlya gosudarstvennih ili municipalnih nujd»// KonsultantPlyus. URL:http://www.consultant.ru.
  5. SP 34.13330.2021. Svod pravil. Avtomobilnie dorogi: vveden v deistvie Prikazom Minstroya Rossii ot 09.02.2021 N 53/pr: data vvedeniya 2021_08_10 // KonsultantPlyus. URL: http://www.consultant.ru
  6. Antropov, D.V., Varlamov, A.A., Komarov, S.I. Teoriya i metody zonirovaniya territorij dlya celej upravleniya zemelnymi resursami : monografiya / D.V. Antropov, A.A. Varlamov, S.I. Komarov. – M.: RADUGA, 2019. – 228 s.
  7. Antropov D.V. Perspektivy razvitiya instituta zonirovaniya territorij //Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel.-2021.-№5(196).-S.24-28
  8. Shapovalov D.A., Antropov D.V., Zabavnikov A.S. Formation of the limited right of use from the right of way of highways // Moscow Economic Journal. 2022. No. 2. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2022-16/
  9. Goncharova, A.V., Galchenko, S.A., Antropov, D.V. Pravovoe regulirovanie formirovaniya zemlepolzovaniya linejnykh ob»ektov // Moskovskij ehkonomicheskij zhurnal. — 2020. — № 6. — URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2020-17/
  10. Komarov, S.I., Antropov, D.V., Varlamov, A.A., Galchenko, S.A., Zhdanova, R.V. Zoning as a tool of land management // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 350(1),012051 https://iopscience.iop.org/issue/1755-1315/350/1

Для цитирования: Забавников А.С., Шаповалов Д.А. Методика определения территории резервирования в целях разработки проекта межевания территории автомобильной дороги // Московский экономический журнал. 2023. № 3. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2023-44/

© Забавников А.С., Шаповалов Д.А., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 3.