Московский экономический журнал 3/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 338.2

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_3_175 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА О ЗЕМЛЕ И НЕДВИЖИМОСТИ 

ACTUAL QUESTIONS OF IMPROVEMENT SYSTEM CONSTRUCTION UNIFIED INFORMATION RESOURCE ABOUT LAND AND REAL ESTATE

Данная работа подготовлена при информационной поддержке Компании «КонсультантПлюс»

Бородина Ольга Борисовна, доцент, к.э.н., ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», 105064, Москва, ул. Казакова, 15

Borodina Olga Borisovna, Associate Professor, candidate of economic sciences, Federal State Budgetary Educational Higher Education «State University of Land Use Planning», 105064, Moscow, Kazakov st.15, olga2700@mail.ru

Синица Юлия Станиславовна, доцент, к.э.н., ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»,105064, Москва, ул. Казакова, 15

Sinitsa Yulia Stanislavovna, Associate Professor, candidate of economic sciences, Federal State Budgetary Educational Higher Education «State University of Land Use Planning», 105064, Moscow, Kazakov st.15, sinitsay@mail.ru 

Аннотация. Авторы анализируют тенденции изменения государственной политики в области управления функционированием федеральной государственной информационной системы единого государственного реестра недвижимости. Рассматриваются содержание и роль создаваемого в настоящее время нового участника данного процесса, публично-правовой компании «Роскадастр». Авторы сопоставляют опыт функционирования действующих в стране публично-правовых компаний различного профиля, действующих в настоящее время в Российской Федерации. Авторы разделяют точку зрения о необходимости активного участия государства в создании информационного ресурса об основных активах путем создания публичных юридических лиц как хозяйствующих субъектов с особым правовым статусом. Авторы приходят к выводу, что преобразование всей системы организации формирования и ведения Единого информационного ресурса о земле и недвижимости является крайне необходимым действием со стороны государства. В статье одобряются многие предлагаемые преобразования. Подчеркиваются положительные действия по конкретизации некоторых, положений, что, безусловно, позволит в дальнейшем применять нормы в более прикладном характере.

Abstract. The authors analyze the trends of changes in state policy in the field of management of the functioning of the federal state information system of the unified state register of real estate. The content and role of a new participant in this process, the public law company «Roskadastr», which is currently being created, are considered. The authors compare the experience of functioning of public law companies of various profiles operating in the country, currently operating in the Russian Federation. The authors share the point of view of the need for the active participation of the state in the creation of an information resource about the main assets by creating public legal entities as economic entities with a special legal status. The authors come to the conclusion that the transformation of the entire system of organizing the formation and maintenance of a Single information resource about land and property is an extremely necessary action on the part of the state. The article approves many of the proposed transformations. Positive actions are emphasized to concretize some provisions, which, of course, will make it possible to apply the norms in a more applied nature in the future.

Ключевые слова: публично-правовая компания, Роскадастр, Единый информационный ресурс о земле и недвижимости, государственное участие, хозяйствующий субъект, цифровая экономика

Keywods: public law company, Roskadastr, Unified information resource about land and real estate, state participation, business entity, digital economy

С июля 2016 года в российской системе управления возникла такая новая конструкция, как публично-правовые компании. Их организационно-правовая форма определена как некоммерческое унитарное юридическое лицо. В качестве основания для ее создания установлены такие нормативные правовые акты, как указ Президента Российской Федерации или федеральный закон. Основная задача создания публично-правовой компании заключается в осуществлении деятельности в интересах государства и общества, направленной на реализацию масштабных инфраструктурных проектов.

Функции и полномочия публично-правового характера, возлагающиеся на такие юридические лица, виды деятельности, которые они обязаны и вправе осуществлять, устанавливаются нормативным правовым актом, на основании которого создается каждая конкретная такая организация и закрепляются в ее уставе.

Однако, публично-правовая компания может создаваться не только путем ее учреждения, но и в порядке реорганизации государственной корпорации, государственной компании, акционерного общества, единственным участником которого является Российская Федерация [1]. В последующем список юридических лиц, которые могут быть преобразованы в публично-правовую компанию дополнился еще рядом организаций [2].

Публично-правовая компания, так же, как и государственная корпорация и государственная компания, являясь некоммерческим юридическим лицом, создается для удовлетворения общественных потребностей, решения актуальных государственных задач, создания и предоставления общественных благ.

В отличии от государственной корпорации, которая создается для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных действий, от государственной компании, которая оказывает населению и бизнесу государственные услуги, публично-правовая компания объединяет все эти функции и в качестве дополнительных наделяется полномочиями по управлению государственным имуществом, предоставлением государственных услуг, а так же осуществляет контрольные функции.

Публично-правовая компания выступает собственником имущества, которое ей в качестве имущественного взноса предоставляет Российская Федерация, а также имущества, созданного или приобретенного в результате своей деятельности. Следовательно, такое имущество является средством обеспечения выполнения обязательств компании.

Органами управления публично-правовой компании выступают наблюдательный совет, генеральный директор, так же правление компании [1].

В Российской Федерации созданы и функционируют такие публично-правовые компании, как Фонд защиты граждан – участников долевого строительства [2], Российский экологический оператор [3], Военно-строительная компания [4], Единый заказчик в сфере строительства [5], Единый регулятор азартных игр [6].

Наиболее публичной и известной населению России является Фонд защиты граждан – участников долевого строительства. Компания была создана самой первой в такой организационно-правовой форме путем преобразования некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства», функционирующей как фонд, учредителем которого выступала Российская Федерация.

В рамках деятельности Правительства РФ по повышению эффективности использования земли, в том числе за счет сбора данных о доступных к застройке участков, формированию комплексного подхода к вопросам территориального планирования и пространственного развития, ускорения и оптимизации государственных услуг в сфере регистрации прав на земельные участки и иную недвижимость, создания единой цифровой платформы о земле и недвижимости создается шестая публично-правовая компания «Роскадастр». 17 декабря 2021 года был принят Федеральный закон «О публично-правовой компании «Роскадастр» [7].

Согласно пояснительной записке к проекту закона «О публично-правовой компании «Роскадастр» [8] предусматривается на базе ФГБУ ФКП «Росреестра», ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД», АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и АО «Роскртография» путем реорганизации и консолидации их функций [9].

Перед Правительством РФ стоит задача формирования организации полного цикла выполнения всего комплекса геодезических, картографических работ, наполнению Фонда пространственных данных необходимыми сведениями, формирования Единой картографической основы, предназначенных для как государственного управления  земельно-имущественным комплексом в целом, так и для оказания государственных услуг Росреестром.

В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» создается Федеральная государственная информационная система Единый информационный ресурс о земле и недвижимости. Образование публично-правовой компании «Роскадастр» направлено на разработку, внедрение и сопровождение этой информационной системы [10].

По вопросам развития пространственных данных, недвижимости и земельных отношений отсутствует единый цифровой сервис, информация о земле, природных ресурсах, лесных, водных и иных объектах разрознена. В 2021 году проводился эксперимент по созданию такого ресурса в четырех пилотных регионах.

Заслуживает одобрения такая инициатива, как предоставление публично-правовой компании «Роскадастр» управленческих и контрольных функций. В классической системе государственного управления контрольно-надзорные функции всегда принадлежат государству. Передача некоторых контрольных функций самостоятельному хозяйствующему субъекту свидетельствует о решимости государства сформировать самостоятельного правового субъекта в данной сфере, выступающего в интересах государства. При этом полное участие государства в функционировании, финансовом обеспечении, управлении публично-правовой компанией со стороны Российской Федерации обеспечивает контроль за самой компанией.

Государство, регулируя все внутренние и внешние экономические отношения и действуя в хозяйственной сфере в качестве активного участника, ставит перед собой цель получения прибыли. Однако результаты хозяйственной деятельности государства направляются прежде всего на удовлетворение социальных потребностей общества, обеспечения комфортного экономического пространства для бизнеса. Вмешательство государства в эффективное функционирование экономики неизбежно в любом государстве. В связи с этим государство на протяжении всего своего существования ищет различные формы участия в социально-экономических процессах [11]. Государству приходится в зависимости от ситуации в тех или иных экономических, социальных, хозяйственных и иных сферах, где функционирование бизнеса не является рентабельным или имеют явно выраженный рисковый характер на определенный момент времени, принять на себя некоторые функции регулятора для недопущения стагнации в тех или иных сферах общества.

Современная деятельность Росреестра все больше направлена на обеспечения создания инновационной экономики в России. Ранее стаявшие задачи обеспечения фискальных интересов государства и обеспечения гарантий прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество на сегодняшний день достигнуты [12]. В отношении них проводятся стандартные действия по автоматизации самого процесса наполнения реестра недвижимости необходимыми сведениями и совершенствования механизма признания и гарантированности прав на имущество.

В настоящее время перед государством стоит масштабная задача создания современной экономической среды с наличием условий для здоровой конкуренции между всеми участниками, включая частный бизнес и государство, преодоление монополизации, обеспечение функционирования рыночных саморегуляторов, поддержка и развитие не интересных в силу различных причин частному бизнесу видов производств [13, 14]. Все это делает государство в современной реальности и на длительную перспективу участником социально-экономической жизни общества с постепенным снижением такого участия в отдельных сферах. Однако, многие специалисты указывают на острую необходимость и вполне естественное участие государства в отдельных сферах общественных интересов вне зависимости от политической, экономической и иных условий [15, 16].

Задачи, стоящие перед Росреестром, касаются таких областей общественной деятельности, которые трудно регулируются рынком, имеют больше затратный чем прибыльный характер, в связи с чем именно государство своим участием должно обеспечить выполнение этих задач.

Принятая на реализацию экономическая политика государства, ориентированная на инновацию и модернизацию всех сфер общества, которая возможна сейчас только при активном участии государства путем создания публичных юридических лиц как хозяйствующих субъектов с особым правовым статусом.

Следует согласиться с Ливановой Е.Ю. и Хазан М.Ю, что «….появление в России системных субъектов, не являющихся государственными структурами, но участвующих в реализации государственных функций, обусловлено объективными социально-экономическими потребностями страны на современном этапе» [16].

Консолидация некоторых, но направленных на достижения конкретной, достаточно масштабной задачи создания условия для реализации современной экономической политики в руках одного субъекта хозяйственной деятельности с делегированием ему отдельных публичных полномочий свидетельствует о том, что государство старается определить в каких сферах оно является эффективным управленцем, а какие функции можно передать иным регуляторам [17].

Список источников

  1. О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ: [принят Гос. Думой 22 июня 2016 г.: по состоянию на 30.12.2021] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2016 (дата обращения 29.02.2022)
  2. О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ: [принят Гос. Думой 21 июля 2017 г.: по состоянию на 01.03.2022] [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.pravo.gov.ru, 30.07.2017 (дата обращения 05.03.2022)
  3. О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор: указ Президента РФ от 14.01.2019 N 8 [по состоянию на 10.02.2022] [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.pravo.gov.ru, 14.01.2019 (дата обращения 06.03.2022)
  4. О создании публично-правовой компании «Военно-строительная компания: указ Президента РФ от 18.10.2019 N 8 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.pravo.gov.ru, 18.10.2019 (дата обращения 06.03.2022)
  5. О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 22.12.2020 N 435-ФЗ: [принят Гос. Думой 15 декабря 2020г.] [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.pravo.gov.ru, 22.12.2020 (дата обращения 05.03.2022)
  6. О публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2020 N 493-ФЗ: [принят Гос. Думой 23 декабря 2020 г.: по состоянию на 02.07.2021] [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2020 (дата обращения 29.02.2022)
  7. О публично-правовой компании «Роскадастр: федер. закон от 30.12.2021 N 448-ФЗ: [принят Гос. Думой 17 декабря 2021 г.] [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2021 (дата обращения 05.03.2022)
  8. Паспорт проекта Федерального закона N 20316-8 «О публично-правовой компании «Роскадастр» [внесен Правительством РФ] [подписан Президентом РФ] [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http:// www.consultant.ru, 29.02.2022 (дата обращения 29.02.2022)
  9. Проект Постановления Правительства РФ «О публично-правовой компании «Роскадастр» (по состоянию на 01.03.2022) [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.regulation.gov.ru, по состоянию на 01.03.2022 (дата обращения 05.03.2022)
  10. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7] [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.regulation.gov.ru, по состоянию на 09.07.2019 (дата обращения 05.03.2022)
  11. Раевская, О. Б. Экономическая эффективность государственного кадастра недвижимости в системе государственного управления земельными ресурсами субъекта Российской Федерации (на примере Тверской области) : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Раевская Ольга Борисовна. – Москва, 2010. – 215 с.
  12. Раевская, О. Б. Формирование и ведение государственного кадастра недвижимости как информационного ресурса государственного управления земельным фондом / О. Б. Раевская // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2010. – № 2(62). – С. 20-28.
  13. Рассказова, А. А. Применение программно-целевого метода при планировании использования земельных ресурсов и объектов недвижимости / А. А. Рассказова, Ю. С. Синица // Московский экономический журнал. – 2019. – № 5. – С. 37. – DOI 10.24411/2413-046X-2019-15027.
  14. Организационно-экономический механизм формирования земельно-имущественных платежей : направление подготовки: 21.04.02 «Землеустройство и кадастры», профиль подготовки: «Государственная кадастровая оценка» / Р. В. Жданова, О. Б. Бородина, Ю. С. Синица, А. А. Рассказова. – Москва : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет по землеустройству, 2021. – 158 с.
  15. Рыбаков В.А., Тархов В.А. Собственность и право собственности. Уфа, 2001. — С. 83
  16. Ливанова Е.Ю., Хазан М.Ю. Публично-правовые компании как инструмент инновационного развития национальной экономики и усиления конкурентных позиций в мировом хозяйстве // Теория и практика общественного развития. – 2014. — № 11. – С.122-126
  17. Организационно-экономический механизм формирования земельно-имущественных платежей : направление подготовки: 21.04.02 «Землеустройство и кадастры», профиль подготовки: «Государственная кадастровая оценка» / Р. В. Жданова, О. Б. Бородина, Ю. С. Синица, А. А. Рассказова. – Москва : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет по землеустройству, 2021. – 158 с.

References

  1. O publichno-pravovy`x kompaniyax v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 03.07.2016 N 236-FZ: [prinyat Gos. Dumoj 22 iyunya 2016 g.: po sostoyaniyu na 30.12.2021] [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim dostu-pa: http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2016 (data obrashheniya 29.02.2022)
  2. O publichno-pravovoj kompanii «Fond razvitiya territorij» i o vnesenii izmenenij v otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 29.07.2017 N 218-FZ: [prinyat Gos. Dumoj 21 iyulya 2017 g.: po sostoyaniyu na 01.03.2022] [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim do-stupa: http://www.pravo.gov.ru, 30.07.2017 (data obrashheniya 05.03.2022)
  3. O sozdanii publichno-pravovoj kompanii po formirovaniyu kompleksnoj sistemy` obrashheniya s tverdy`mi kommunal`ny`mi otxodami «Rossijskij e`kologicheskij operator: ukaz Prezidenta RF ot 14.01.2019 N 8 [po sosto-yaniyu na 10.02.2022] [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim dostu-pa: http://www.pravo.gov.ru, 14.01.2019 (data obrashheniya 06.03.2022)
  4. O sozdanii publichno-pravovoj kompanii «Voenno-stroitel`naya kompa-niya: ukaz Prezidenta RF ot 18.10.2019 N 8 [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru, 18.10.2019 (data obrashheniya 06.03.2022)
  5. O publichno-pravovoj kompanii «Ediny`j zakazchik v sfere stroitel`stva» i o vnesenii izmenenij v otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 22.12.2020 N 435-FZ: [prinyat Gos. Dumoj 15 dekabrya 2020g.] [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim dostu-pa: http://www.pravo.gov.ru, 22.12.2020 (data obrashheniya 05.03.2022)
  6. O publichno-pravovoj kompanii «Ediny`j regulyator azartny`x igr» i o vnesenii izmenenij v otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Fe-deracii: feder. zakon ot 30.12.2020 N 493-FZ: [prinyat Gos. Dumoj 23 de-kabrya 2020 g.: po sostoyaniyu na 02.07.2021] [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2020 (data obrashheniya 29.02.2022)
  7. O publichno-pravovoj kompanii «Roskadastr: feder. zakon ot 30.12.2021 N 448-FZ: [prinyat Gos. Dumoj 17 dekabrya 2021 g.] [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2021 (data obrashheniya 05.03.2022)
  8. Pasport proekta Federal`nogo zakona N 20316-8 «O publichno-pravovoj kompanii «Roskadastr» [vnesen Pravitel`stvom RF] [podpisan Preziden-tom RF] [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim dostupa: http:// www.consultant.ru, 29.02.2022 (data obrashheniya 29.02.2022)
  9. Proekt Postanovleniya Pravitel`stva RF «O publichno-pravovoj kompa-nii «Roskadastr» (po sostoyaniyu na 01.03.2022) [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.regulation.gov.ru, po sostoyaniyu na 01.03.2022 (data obrashheniya 05.03.2022)
  10. Pasport nacional`nogo proekta «Nacional`naya programma «Cifrovaya e`konomika Rossijskoj Federacii» [utv. prezidiumom Soveta pri Prezi-dente RF po strategicheskomu razvitiyu i nacional`ny`m proektam, proto-kol ot 04.06.2019 N 7] [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim dostu-pa: http://www.regulation.gov.ru, po sostoyaniyu na 09.07.2019 (data obrashhe-niya 05.03.2022)
  11. Raevskaya, O. B. E`konomicheskaya e`ffektivnost` gosudarstvennogo kadastra nedvizhimosti v sisteme gosudarstvennogo upravleniya zemel`ny`mi re-sursami sub«ekta Rossijskoj Federacii (na primere Tverskoj oblasti) : special`nost` 08.00.05 «E`konomika i upravlenie narodny`m xozyajstvom (po otraslyam i sferam deyatel`nosti, v t.ch.: e`konomika, organizaciya i upravlenie predpriyatiyami, otraslyami, kompleksami; upravlenie innova-ciyami; regional`naya e`konomika; logistika; e`konomika truda; e`konomika narodonaseleniya i demografiya; e`konomika prirodopol`zovaniya; e`kono-mika predprinimatel`stva; marketing; menedzhment; cenoobrazovanie; e`konomicheskaya bezopasnost`; standartizaciya i upravlenie kachestvom produkcii; zemleustrojstvo; rekreaciya i turizm)» : dissertaciya na sois-kanie uchenoj stepeni kandidata e`konomicheskix nauk / Raevskaya Ol`ga Bo-risovna. – Moskva, 2010. – 215 s.
  12. Raevskaya, O. B. Formirovanie i vedenie gosudarstvennogo kadastra ne-dvizhimosti kak informacionnogo resursa gosudarstvennogo upravleniya zemel`ny`m fondom / O. B. Raevskaya // Zemleustrojstvo, kadastr i monito-ring zemel`. – 2010. – № 2(62). – S. 20-28.
  13. Rasskazova, A. A. Primenenie programmno-celevogo metoda pri planiro-vanii ispol`zovaniya zemel`ny`x resursov i ob«ektov nedvizhimosti / A. A. Rasskazova, Yu. S. Sinicza // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. – 2019. – № 5. – S. 37. – DOI 10.24411/2413-046X-2019-15027.
  14. Organizacionno-e`konomicheskij mexanizm formirovaniya zemel`no-imushhestvenny`x platezhej : napravlenie podgotovki: 21.04.02 «Zemle-ustrojstvo i kadastry`», profil` podgotovki: «Gosudarstvennaya kadast-rovaya ocenka» / R. V. Zhdanova, O. B. Borodina, Yu. S. Sinicza, A. A. Ras-skazova. – Moskva : Federal`noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazova-tel`noe uchrezhdenie vy`sshego professional`nogo obrazovaniya Gosudar-stvenny`j universitet po zemleustrojstvu, 2021. – 158 s.
  15. Ry`bakov V.A., Tarxov V.A. Sobstvennost` i pravo sobstvennosti. Ufa, 2001. — S. 83
  16. Livanova E.Yu., Xazan M.Yu. Publichno-pravovy`e kompanii kak instrument innovacionnogo razvitiya nacional`noj e`konomiki i usileniya kon-kurentny`x pozicij v mirovom xozyajstve // Teoriya i praktika obshhestven-nogo razvitiya. – 2014. — № 11. – S.122-126
  17. Organizacionno-e`konomicheskij mexanizm formirovaniya zemel`no-imushhestvenny`x platezhej : napravlenie podgotovki: 21.04.02 «Zemle-ustrojstvo i kadastry`», profil` podgotovki: «Gosudarstvennaya kadast-rovaya ocenka» / R. V. Zhdanova, O. B. Borodina, Yu. S. Sinicza, A. A. Ras-skazova. – Moskva : Federal`noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazova-tel`noe uchrezhdenie vy`sshego professional`nogo obrazovaniya Gosudar-stvenny`j universitet po zemleustrojstvu, 2021. – 158 s.

Для цитирования: Бородина О.Б., Синица Ю.С. Актуальные вопросы совершенствования системы создания единого информационного ресурса о земле и недвижимости  // Московский экономический журнал. 2022. № 3. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2022-43/

© Бородина О.Б., Синица Ю.С., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 3.