Московский экономический журнал 3/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10164

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗОН С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ 

STATE INFORMATION SYSTEM FOR SUPPORTING URBAN CONSTRUCTION AND REGULATION OF ZONES WITH SPECIAL CONDITIONS OF USE OF THE TERRITORY

Айнуллина Карина Наилевна, аспирант кафедры геодезии и кадастровой деятельности, Института сервиса и отраслевого управления Тюменского индустриального университета (ТИУ), 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38

Ainullina K.N., ajnullinakn@tyuiu.ru

Кряхтунов Александр Викторович, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры геодезии и кадастровой деятельности Института сервиса и отраслевого управления Тюменского индустриального университета (ТИУ), 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38

Kryahtunov A.V., krjahtunovav@tyuiu.ru

Аннотация. В статье рассматривается государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности в качестве инструмента при принятии управленческих решений, в том числе в части регулирования зон с особыми условиями использования территории.

Summary. The article examines the state information system for ensuring urban planning activities as a tool for making managerial decisions, including in terms of regulating zones with special conditions for the use of the territory.

Ключевые слова: зоны с особыми условиями использования территорий, государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности.

Keys words: the zones with special conditions for the use of territories, the layers in the state information system for supporting urban activities.

В двадцать первом веке сложно представить любые виды человеческой деятельности без автоматизированных систем. Автоматизация касается и градостроительной деятельности, начиная с создания графической составляющей генеральных планов, правил землепользования и застройки, проектов планировки и межевания территорий и заканчивая созданием целостной системы по обеспечению сведений о развитии территории – государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности (далее по тексту ГИСОГД).

Законодательно ГИСОГД регламентируется Градостроительный кодексом Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также другими законными актами на уровнях субъекта Российской Федерации и местного самоуправления. С 1 декабря 2022 года вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 г. №1558 «О государственной информационной системе обеспечении градостроительной деятельности Российской Федерации» взамен Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 г. №363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».

Градостроительный кодекс Российской Федерации раскрывает термин   ГИСОГД следующим образом: «Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности — создаваемые и эксплуатируемые информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения» [1]. Исходя из определения основная цель, которую преследует введение ГИСОГД является формирование единого информационного пространства, содержащего сведения о территории и принятии управленческих решений, а также совершенствование и повышение оперативности межведомственного взаимодействия, а к основным задачам ведения ГИСОГД можно отнести:

  • формирование банка данных о современном состоянии, использовании и условиях использования территории для эффективного принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам планирования и развития территорий, инвестиционной деятельности;
  • мониторинг реализации градостроительных решений с целью согласованности и преемственности  градостроительной документации на всех уровнях, что позволит совершенствовать подготовку;
  • обеспечение информацией о современном состоянии территории, её планируемых изменениях и разрешенном использовании всех участников градостроительной деятельности [3];
  • устранение административных барьеров за счет внедрения  систем управления процессами и электронных административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг.

ГИСОГД, согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации включает в себя разделы, представленные на рисунке 1.

Исходя из разделов ГИСОГД становится очевидным, что данная информационная система включает в себя большой объем данных и этот перечень разделов является открытым. Пространственной основой для ГИСОГД служит цифровые планово-картографические ортофотопланы, цифровые дежурные планы, адресные карты и планы. Кроме графической части градостроительной документации ГИСОГД содержит и текстовую часть, которая представляет собой законодательные акты, пояснительные записки и другие материалы.

На законодательном уровне определены сведения, документы, материалы, содержащихся в ГИСОГД, доступ к которым осуществляется на официальных сайтах бесплатно:

  • все виды градостроительной документации и нормативы градостроительного проектирования, правила благоустройства;
  • сведения о выданных разрешениях на строительство, реконструкцию и ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, разрешениях на условно разрешенный вид использования, разрешениях на отклонения от предельных параметров строительства объекта капитального строительства, о соглашении об установлении сервитута, о решении об установлении публичного сервитута;
  • сведения о создании искусственных земельных участков на территориях муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации;
  • сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий и об их характеристиках, в том числе об ограничениях использования земельных участков в границах таких зон;
  • положения об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения на территории субъекта Российской Федерации;
  • лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях лесного фонда.

Формат доступа к данной информации должен обеспечивать просмотр векторных моделей (карт) в информационно-коммуникационной сети «Интернет», просмотр характеристик выбранных пользователем объектов, включая информацию о местоположении, в том числе представленную с использованием координат, а также сохранение у пользователя просматриваемой информации в формате pdf.

Особое внимание следует обратить к сведениям о границах зон с особыми условиями использования территории. Данные зоны имеют ряд специфических особенностей. Во-первых, порядок их установления зависит от отраслей, исходя из того вокруг какого объекта устанавливается зона, например, отрасль электроэнергетики, промышленности, транспортная и другие. В зависимости от зоны устанавливается также различный размер зоны с особыми условиями использования территории, поэтому масштаб может не позволят их отобразить на картографическом материале градостроительной документации.

Отметить, что градостроительная и иные виды деятельности в зонах с особыми условиями использования территорий осуществляются с учетом с учетом:

  • запрещений и ограничений, установленных действующим законодательством;
  • требований градостроительных регламентов правил землепользования и застройки муниципальных образований, содержащих указание на виды деятельности, осуществление которых не запрещено или не ограничено применительно к конкретных зонам с особыми условиями использования территорий;
  • историко-культурных, этнических, социальных, природно-климатических, экономических и иных региональных и местных традиций, условий и приоритетов развития территорий в границах зон с особыми условиями использования территорий.

Внесение сведений о границах зон с особыми условиями использования территории в единый государственный реестр недвижимости осуществляется в общем случае в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы).

В состав единого государственного реестра недвижимости входит самостоятельный реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территории и прочих зон, так или иначе обременяющих земельные участки.

На основании внесенных в реестр границ сведений о зоне с особыми условиями использования территорий, определяются земельные участки, ограничения, в использовании которых установлены требованиями нормативно-правовых документов (статья 56 Земельного кодекса РФ). Зона с особыми условиями использования территорий считается установленной с момента внесения сведений о ее границах в Единый государственный реестр недвижимости.

Земельные участки, частично или полностью расположенные в границах зон с особыми условиями использования территории, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, но в их границах вводится особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления таких зон [2].

В Единый государственный реестр недвижимости вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий:

  • индивидуальные обозначения таких зон (вид, тип, номер, индекс);
  • описание местоположения границ таких зон;
  • наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон;
  • реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений;
  • реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;
  • содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон;
  • реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны [3,4,5].

На примере единого государственного реестра недвижимости предполагается вести информацию о границах зон с особыми условиями использования территории в ГИСОГД [6, 7, 8, 9].

Литература

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ (с изм. и доп. от 10.01.2021 г.) – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.04.2021 г.). – Текст электронный.
  2. Ермакова А.М. Влияние ценообразующих факторов на стоимость земли в городе Екатеринбурге / Московский экономический журнал. 2019. № 10. С. 50.
  3. Ермакова А.М. Зубарева Ю.В. Основные направления развития содействия занятости населения в Тюменской области / Аграрный вестник Урала. 2013. № 8 (114). С. 70-71.
  4. Авилова Т.В., Широкова А.А., Кустышева И.Н. Особенности оформления автомобильных дорог в муниципальную собственность на основании генерального плана на примере города Тюмени//Московский экономический журнал. 2019. 
  5. Дубровский А. В., Кустышева И. Н. Методическое и технологическое обеспечение рационального землепользования при добыче углеводородов с учетом региональных особенностей Крайнего Севера // Вестник СГУГиТ. — 2016. — Вып. 3 (35). — С. 128-138.
  6. Воронин, А.В., Кравченко, Е.Г. Алгоритм разработки стратегии развития малоэтажного жилищного строительства (на примере Тюменской области). Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 3 (39). С. 9.
  7. Кравченко, Е. Г. Проблемы паковочных мест в жилых микрорайонах города Тюмени [Текст] / Е. Г. Кравченко, О. В. Пелымская // Актуальные проблемы строительства, экологии и энергосбережения в условиях Западной Сибири: сборник материалов международной научно-практической конференции. — Тюмень, 2014. — С. 147-151
  8. Simakova T.V., Simakov A.V., Skipin L.N., Chernykh E.G., Starovoitova E.S. Formation of a sustainable system is the basis of rational land use management / Espacios. 2019. Т. 40. № 20. С. 20.
  9. Кравченко Е. Г., Воронин А. В. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. — 2011. — N 3 (39). — Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3739