Московский экономический журнал 3/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10157

Особенности устойчивого развития территорий в Республике Колумбия

Features of sustainable development of territories in the Republic of Colombia 

Попова Елена Сергеевна, к.ю.н., доцент кафедры гражданского права, гражданского и арбитражного процесс юридического факультета ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»

 Ананичева Екатерина Павловна, к.э.н., доцент кафедры землеустройства ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»

Popova E.S., elena0311@mail.ru

Ananicheva E.P., tep_07@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности устойчивого развития территорий в Республике Колумбия на основе нормативно-правовых актов, учитывая региональные    и местные особенности  территорий, использование земельных ресурсов.  Политика устойчивого развития осуществляется в виде  сохранения политического аспекта взаимоотношений между государством и обществом. Устойчивое управления земельными ресурсами осуществляется в виде создании, выполнения обязанностей и прав и эффективного участия институтов, организаций, сообществ и социальных движений для принятия решений по управлению землей.

Summary. The article considers the features of sustainable development of territories in the Republic of Columbia on the basis of normative legal acts, taking into account the regional and local characteristics of territories, the use of land resources. The policy of sustainable development is implemented in the form of preserving the political aspect of the relationship between the state and society. Sustainable land management takes the form of the creation, implementation of responsibilities and rights, and effective participation of institutions, organizations, communities and social movements to make decisions on land management.

Ключевые слова: устойчивое развитие территории, деградация почв, эрозионные процессы, нормативно-правое регулирование использования земельных ресурсов, планирование и прогнозирование рационального использования земель, охрана земельных ресурсов.

Keywords:  sustainable development of the territory, soil degradation, erosion processes, legal regulation of land use, planning and forecasting of rational use of land, protection of land resources. 

Земля и земельные ресурсы представляют собой сложные и динамические системы, составляющие фундаментальный компонент окружающей среды, который выполняет множество важных функций для выживания человечества и обеспечения продовольственной безопасности.

Земельные ресурсы выполняют множество функций: природные ресурсы, главное средство производства сельскохозяйственной продукции, пространственный базис для размещения производства, фильтрация и газообмен, очистка от загрязнений, климатическое и водное регулирование, рециркуляция питательных веществ, регуляция температурных и водных почвенных условий, и др.[1]

Несмотря на всю важность земельных ресурсов нерациональное использование приводит к  деградации  и  вызывает особую тревогу из-за негативного воздействия на экосистемы, живые организмы и в целом на человека.

Понимая всю важность вопросов сохранения окружающей природной среды в Политической Конституции Колумбии 1991 года установлены общие положения по сохранению, использованию и доступу к компонентам окружающей среды, включая земельные ресурсы. Неслучайно Политическую Конституцию 1991 года называют «зеленой конституцией». Придавая фундаментальное значение экологической проблеме, в Конституции Колумбии в качестве одной из основных обязанностей установлена обязанность государства и народа защищать культурное и природное богатство нации, определяя при этом, что колумбийское государство должно защищать как разнообразие, так и целостность окружающей среды. Статья 79 Конституции 1991 года устанавливает: «Каждый имеет право на здоровую окружающую среду. Закон гарантирует участие сообщества в решениях, которые могут на него повлиять. Государство обязано защищать разнообразие и целостность окружающей среды, сохранять районы, имеющие особое экологическое значение, и способствовать развитию образования для достижения этих целей». А в статье 80 Конституции установлено: «Государство будет планировать управление и использование природных ресурсов, чтобы гарантировать их устойчивое развитие, их сохранение, восстановление или замену»[2].

Законом № 99 в 1993 году в Колумбии было создано Министерство окружающей среды[3], сегодня именуемое как Министерство окружающей среды и устойчивого развития, среди функций которого в ст. 5 Закона № 99, в частности, названы функции по определению национальной политики в отношении окружающей среды и возобновляемых природных ресурсов, по установлению правил и критериев экологического управления территориями для обеспечения устойчивого использования возобновляемых природных ресурсов и окружающей среды и др. 

При этом следует отметить, что несмотря на то, что Министерство определяет свою политику в рамках Конституции, в Постановлении Конституционного Суда № C-519/94 указано следующее: «Экономический рост и развитие, очевидно, связаны с изменениями в физических экосистемах. Не каждую экосистему можно везде сохранить нетронутой. Лес может истощаться в одной части склона и процветать в другой части, что не вызывает возражений, если эксплуатация была запланирована и ее влияние на скорость эрозии почвы, водный режим и потери были приняты во внимание…»[4].

Кроме того, Колумбия участвует в международных конвенциях и договорах по охране окружающей среды, среди которых можно выделить:

  • Декларацию Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 год);
  • Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года);
  • Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Принята 9 мая 1992 года);
  • Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа — 4 сентября 2002 года) и др.

Также следует упомянуть, что еще в 1974 году Декретом-Законом № 2811 в Колумбии был принят Национальный кодекс возобновляемых природных ресурсов и защиты окружающей среды, которым было установлено, что землепользование и использование других элементов окружающей среды должно осуществляться  эффективно.  Классификация земель происходит в соответствии с физическими, экологическими и социально-экономическими факторами каждого региона страны. Согласно ст. 326 указанного Кодекса, владельцы земель, расположенных на территориях почвозащитного района, обязаны использовать меры, а также выполнять работы, предусмотренные планами восстановления и управления территорией. Также Кодексом установлено, что использование земель должно осуществляться с сохранением ее физической ценности и продуктивности, что обязывает всех граждан-землевладельцев сотрудничать с властями в целях ее сохранения и надлежащего управления.

Аналогичным образом в ст. 2.2.1.1.18.6. Декрета № 1076  от 26 мая 2015 (редакция от 02 декабря 2020 года) в целях защиты и сохранения земель установлены, в частности, такие обязанности землевладельцев:

  1. Использовать земли в соответствии с их целевым назначением и определяющими факторами таким образом, чтобы сохранить их физическую целостность и продуктивность в соответствии с агроэкологической классификацией[5], установленной IGAC (Географический институт Агустина Кодасси) и рекомендациями IСA (Колумбийский сельскохозяйственный институт), IGAC и Министерства окружающей среды и устойчивого развития.
  2. Защищать почвенный покров с помощью методов культивирования и управления, предотвращая  засоление, уплотнение, эрозию, загрязнение, деградацию почв.
  3. Поддерживать растительный покров на землях, предназначенных для животноводства, с целью недопущения их вытаптывания и дальнейшей эрозии или деградации почв.
  4. Не выполнять строительных и иных работ, не связанных с сельскохозяйственным производством, на землях, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и др.

В  таблице 1 приводятся основные законодательные акты, относящиеся к устойчивому управлению территориями и  земельными ресурсами.

Помимо вышеприведенных актов для достижения целей устойчивого развития в Колумбии были разработаны и приняты:

  • Национальная политика комплексного управления биоразнообразием и предоставления экосистемных услуг;
  • Национальный план развития лесов;
  • Национальный план действий по борьба с опустыниванием и засухой в Колумбии;
  • Национальный план адаптации к изменению климата;
  • Национальный план политики устойчивого производства и потребления;
  • Национальный план политики предотвращения и контроля над загрязнением воздуха;
  • Национальный план политики в отношении водных ресурсов, управления окружающей средой в городах и др.[6]

Институциональная структура и структура заинтересованных сторон Политики устойчивого управления земельными ресурсами представляет собой рабочий инструмент, позволяющий создавать пространство для постоянного диалога и разработки скоординированных и коллективных действий, направленных на устойчивое и ответственное управление землей. Эта институциональная структура и ее участники являются частью признания принципа участия и демократии, который определяет социальное правовое государство в Политической конституции 1991 года, и последующих нормативных актах, которые устанавливают конкретные механизмы участия граждан в различных сферах государственной политики[7].

В основу политики устойчивого управления земельными ресурсами положен территориальный подход и принцип территориальной целостности.

В общих положениях политики устойчивого развития признается необходимость сохранения политического аспекта взаимоотношений между государством и обществом в целом. В этом смысле управление в Политике устойчивого управления земельными ресурсами определяется в создании региональных и местных пространств для выражения интересов, выполнения обязанностей и прав и эффективного участия институтов, организаций, сообществ и социальных движений для принятия решений по управлению землей.

К субъектам политики устойчивого развития территорий в Колумбии относятся:

  1. Группа политических субъектов и субъекты нормотворчества. Данная группа состоит из субъектов, которые выполняют функцию органов, создающих правовые нормы: Конгресс Республики и Национальное правительство, Администрация Президента, министерства, административные департаменты, природоохранные органы, территориальные образования и другие. В эту группу также входят государственные организации и учреждения, отвечающие за выработку экологической и отраслевой политики в отношении земельных ресурсов. Также в эту группу входят следующие министерства: Министерство окружающей среды и устойчивого развития Министерство сельского хозяйства и развития села, Министерство внутренних дел, Министерство культуры, Министерство национального образования, Министерство горнорудной промышленности и энергетики, Министерство жилищного строительства, города и края, Министерство транспорта, Министерство здравоохранения и социальной защиты, Министерство торговли, промышленности и туризма, Министерство информационных технологий и связи. Помимо указанных политических учреждений к данной группе относятся региональные и городские природоохранные органы, национальные природные парки Колумбии, Группа планирования сельского хозяйства (UPRA), Колумбийский институт сельского хозяйства (ICA), Колумбийский институт развития сельских районов (INCODER), Группа планирования горнодобывающей промышленности и энергетики (UPME), Геологическая служба Колумбии, Институт планирования и продвижения энергетических решений для несвязанных зон (IPSE), Национальное агентство по лицензированию окружающей среды (ANLA), Национальное агентство по углеводородам (ANH), Национальное агентство горной промышленности (ANM) и Национальное агентство инфраструктуры (ANI), децентрализованные институты национального порядка, общественные силы и департаменты, муниципалитеты и районы.
  2. Группа субъектов управления. В данную группу входят управления различных уровней, выполняющие контрольные функции. В частности, контрольные управления при Генеральной Прокуратуре, региональных прокуратурах, управления омбудсмена, управления финансового контроля.
  3. Группа субъектов гражданского общества, влияющих на землепользование и управление земельными ресурсами. К названной группе относятся субъекты национального, регионального и местного уровня, имеющие непосредственное отношение к устойчивому управлению землей и представляющие гражданское общество. В состав данной группы входят:
  • этнические группы (коренные жители, афроколумбийцы, креолы, райсалес[8]);
  • крестьянские общины, мелкие, средние и крупные производители;
  • население в целом.

Указанные группы находятся в тесном взаимодействии с государством по вопросам выработки государственной политики по устойчивому развитию, разработки территориального планирования, выработки экологических программ, процедур получения экологических разрешений и лицензий и пр. Следует отметить, что данная группа субъектов устойчивого развития земельными ресурсами идентифицирована как группа с особыми интересами.

  1. Группа научных учреждений. К данной группе относятся научно-исследовательские учреждения, исследования которых самым непосредственным образом влияют на принятие решений по вопросам устойчивого развития земельными ресурсами. Среди таких субъектов необходимо назвать: Географический институт Агустина Кодасси (IGAC), Национальный Университет Колумбии и другие высшие учебные заведения, институты и исследовательские группы, Колумбийская корпорация сельскохозяйственных исследований, Корпорации по устойчивому развитию и др.
  2. Группа национальных и международных организаций. В состав названной группы входят Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), ЕС, Министерство США, Межамериканский институт сотрудничества и сельского хозяйства (IICA) и др.
  3. Группа субъектов частного сектора. Данная группа представлена различными компаниями (национальными и мультинациональными) и профсоюзами в горнодобывающей, энергетической, углеводородной, сельскохозяйственной, агропромышленной, лесной и инфраструктурной отраслях.

Таким образом, в Колумбии отсутствует единый орган, ответственный за реализацию политики  в области устойчивого развития территорий, вместо этого, создано огромное количество органов и организаций, которые  интегрированы в систему устойчивого развития земель с распределением ролей по координации и осуществлению.

Значительная часть текущих аграрных проблем Колумбии связана с нерациональным, чрезмерным использованием земель и проблемами землевладения,  расширение животноводческой деятельности на почвах сельскохозяйственного назначения[9]  и значительное структурное неравенство  собственности в сельской местности[10]. Эта ситуация, помимо негативных последствий для социальных и производственных аспектов, ведет к деградации земель, выделяя земли с хорошими физическими, химическими и биологическими свойствами, включая особенности рельефа местности. Посредством сохранения и управления окружающей средой земель в Колумбии стремятся поддерживать сельскохозяйственное производство в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе и, таким образом, гарантировать продовольственную безопасность сельских и городских общин в стране. Кроме того, планирование землепользования призвано обеспечить реальную основу для сельскохозяйственной политики, чтобы избежать чрезмерного и недостаточного использования экосистем и защитить экологическую структуру и региональное и местное экологическое наследие.

Приводимые Географическим институтом Агустина Кодасси исследования позволяют определить, что земли Колумбии имеют в основном лесохозяйственное назначение и составляют 56,23% территории. На втором месте земли сельскохозяйственного назначения они занимают  19,34%,  на третьем месте — земли, предназначенные для животноводства, занимающие 13,31% территории страны. Земли, предназначенные для сохранения и восстановления, имеют площадь, эквивалентную 5,52% территории страны, и соответствуют в основном сохранению водных и гидробиологических ресурсов и их восстановлению. Земли, предназначенные для агролесоводства, составляют 3,55% от их общенационального количества, независимо от использования лесопастбищных угодий и агролесоводства[11].

Также по данным  института землепользование в Колумбии составляет 68%. Проблемы недоиспользования территории страны возникают на землях где спрос меньше, чем продуктивная способность земли  и по оценке специалистов составляет 13% земель. Проблемам чрезмерного использования земельных и почвенных ресурсов соответствует 16% территории страны и включает земли, на которых агроэкосистемы интенсивно используются, превышая их продуктивность. Недостаточное использование земель особенно очевидно в сельском хозяйстве, поскольку площадь сельскохозяйственных земель  составляет 22 миллиона гектаров, а используется всего 5 миллионов гектаров. Имеются данные о чрезмерном использовании животноводства, так как предназначение соответствует только 15 миллионам гектаров, а использование животноводческих территорий соответствует 34 миллионам гектаров. Что касается лесопользования, то оно аналогично, назначение — 64 миллиона гектаров, а использование — 65 миллионов гектаров.

Серьезные проблемы в использовании земель в Колумбии связаны с их деградацией, которая вызвана естественными или антропогенными процессами, которые в критических случаях могут вызвать утрату или полное разрушение почвенного слоя земли. Так, согласно базовому исследованию, проведенному Институтом экологических исследований и Министерством окружающей среды Колумбии 40% континентальной поверхности страны демонстрируют различную степень эрозии почв. В таблице 2 проанализированы уровни эрозии почв, которые наблюдаются в Колумбии[12].

По данным Министерства окружающей среды Колумбии, территории, наиболее подверженными процессам  эрозионной опасности, то есть сумма областей легкой, средней, серьезной и очень серьезной эрозии по отношению к площади региона, являются Сезар, Калдас, Кордова, Кундинамарка, Сантандер, Ла Гуахира, Атлантико, Магдалена, Сукре, Толима, Киндио, Уила и Бояка. К регионам, наиболее затронутым процессами эрозии, то есть суммой областей с серьезной и очень сильной эрозией по отношению к площади региона, относятся: Ла Гуахира, Магдалена, Сезар, Уила, Сукре, Сантандер, Толима, Бояка, Атлантико. , Норте-де-Сантандер и Валье-дель-Каука[13].

В этом смысле и как указано в Политике устойчивого управления почвами, необходимо срочно принимать меры по охране почв, понимаемой как поддержание ее многочисленных функций посредством действий по накоплению знаний, сохранению, восстановлению, управлению и устойчивому использованию почвы.

В феврале 2018 года Институтом гидрологии, метеорологии и экологических исследований (Ideam) представлена первая национальная карта деградированных территорий страны в результате засоления. Деградация земли составила 12% континентальной и островной территории Колумбии за счет накопления солей и минералов на поверхности[14].

Одной из задач политики устойчивого управления территориями Колумбии является деятельность, направленная на их рациональное использование и охрану посредством ее сохранения, восстановления, управления и устойчивого использования.

В рамках политики устойчивого управления земельными ресурсами во Всемирный день Земли (05 декабря 2019) в Колумбии была подписана Декларация о создании Национального земельного альянса[15], цель которой заключается в объединении различных природоохранных органов и исследовательские организаций в области охраны земель и их устойчивого управления.

В указанной Декларации названы следующие основные стратегические направления по сохранению земельных ресурсов:

  • Создание, управление и продвижение разработок и исследований в области охраны земельных ресурсов. 
  • Содействие устойчивому управлению земельными ресурсами и улучшение управления для их защиты и устойчивой продуктивности. 
  • Поддержка управления инвестиционной деятельностью, технического сотрудничества, разработки планов, программ и проектов, связанных с земельными ресурсами. 
  • Продвижение программ по просвещению, повышению осведомленности, общественной информации и распространению знаний о земельных ресурсах. 
  • Улучшение информации о почвах, сбора данных, анализа, проверки, отчетности, мониторинга данных и обеспечение доступа к ним.
  • Создание гармонизированных добровольных руководств по методам, измерениям и индикаторам управления и защиты почвенных ресурсов. 
  • Включение вопросов сохранения земельных ресурсов в национальные, региональные и местные планы, программы и проекты и др. 

По мнению директора Департамента лесов, биоразнообразия и экосистемных услуг Министерства окружающей среды Колумбии Эмилио Родригеса[16], созданный Национальный земельный альянс будет способствовать реализации целей, поставленных в Политике устойчивого управления земельными ресурсами и в Национальном плане действий по борьбе с опустыниванием и засухой, включенных в Национальный план развития  «Пакт для Колумбии, Пакт о справедливости»[17].

Данная инициатива направлена ​​на устойчивое управление земельными ресурсами в Колумбии, а также на реабилитацию и восстановление тех, которые имеют определенную степень деградации. Кроме того, объединение институциональной воли позволит реализовать цели, поставленные в Политике устойчивого управления земельными ресурсами и в Национальном плане действий по борьбе с опустыниванием и засухой.

По данным Министерства окружающей среды, основная цель национального правительства состоит в том, чтобы к 2030 году нейтрализовать или уменьшить деградацию земель.

На основе экологических, социальных, политических, экономических и конфликтных критериев регионы Карибского бассейна и Анд Колумбии были выбраны в качестве приоритетных территорий, поскольку они являются территориями с наибольшей деградацией земель.

В этом смысле в рамках целей, предложенных в рамках Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием и засухой, в Колумбии были осуществлены следующие действия:

  • Около 3 000 гектаров были восстановлены на охраняемых территориях департамента Атлантико, а в муниципалитетах Усиакури, Луруако и Пиохо этого же департамента были определены биологические коридоры.

Аналогичным образом, экологичные печи были доставлены 2000 семьям в регионе, чтобы уменьшить вырубку деревьев и чрезмерное потребление дров.

  • 3 400 гектаров земли были реабилитированы из-за проблем с обезлесением, конфликта из-за использования и эрозии в речных бассейнах Сину, Сан-Хорхе и Каналете, прибрежных муниципалитетах Каналете, Пуэрто-Эскондидо и Лос-Кордобас.
  • Около 400 000 гектаров лесов было сохранено в нижнем бассейне реки Чимикуика и в муниципалитетах Санта-Ана и Санта-Барбара-де-Пинто в департаменте Магдалена за счет создания охраняемых территорий. 
  • 1000 гектаров лесов были сохранены в бассейнах водоснабжения в муниципалитетах Ла-Пас, Манаур и Агустин-Кодацци в департаменте Сезар, а еще 1000 гектаров были сохранены в парке Лос-Бесотес в Вальедупаре. 
  • В департаменте Магдалена были созданы и укреплены устойчивые производственные проекты в области животноводства, растениеводства и сельского хояйства и целом.
  • Повышение продуктивности сельскохозяйственных земель в регионе Ла Мохана было достигнуто за счет технологической реконструкции и улучшения практики землепользования[18].

Таким образом, следует отметить, что до недавнего времени в Колумбии существовало неполное и фрагментарное представление о важности земли с точки зрения ее функций без учета ее роли в развитии жизни общества, а также ее вклада в воспроизводство и регулирование экосистем. И лишь в последнее время политика устойчивого управления земельными ресурсами в Колумбии начала успешно осуществляться. Основными направлениями ее деятельности являются:

  • Институциональное укрепление и гармонизация норм и политики устойчивого управления земельными ресурсами.
  • Образование, обучение и осведомленность населения в отношении использования земельных ресурсов и территорий.
  • Усиление прогнозирования и планирования использования территорий и земельных ресурсов.
  • Проведение мониторинга и контроля качества почвенного слоя земли, за состоянием использования земель.
  • Проведение исследований, применение инноваций и передача технологий. 
  • Сохранение, восстановление и устойчивое использование земельных ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Constitución Política de Colombia 1991. Actualizada con los Actos Legislativos a 2016// https://www.corteconstitucional.gov.co/inicio/Constitucionpoliticadеpdf.
  2. Ley General Ambiental de Colombia. LEY 99 DE 1993 (Diciembre 22)// Diario Oficial No. 41.146, de 22 de diciembre de 1993.
  3. Ley № 1955 25.05.2018 POR EL CUAL SE EXPIDE EL PLAN NACIONAL DE DESARROLLO 2018-2022. «PACTO POR COLOMBIA, PACTO POR LA EQUIDAD»// https://cijuf.org.co/normatividad/ley/2019/ley-1955.html
  4. Sentencia C-519/94// https://www.corteconstitucional.gov.co/RELATORIA/1994/C-519-94.htm.
  5. Congreso de la República. 2013. Ponencia para segundo debate al Proyecto de Ley Núme- ro 64 de 2012 Senado de Colombia “Por medio de la cual se dictan medidas para garan- tizar la seguridad alimentaria mediante la protección y conservación nacional de la tierra”. Colombia// http://svrpubindc.imprenta.gov.co/senado/index2.xhtml?ent=Senado&fec=30-05-2013&num=348. (Дата обращения: 21.02.2021).
  6. Ministerio de Ambiente y Desarrollo Sostenible. 2012. Política Nacional para la Gestión Integral de la Biodiversidad y sus Servicios Ecosistémicos. Ministerio de Ambiente y Desarrollo Sostenible. Bogotá, Colombia// https://www.minambiente.gov.co/index.php/bosques-biodiversidad-y-servicios-ecosistematicos/politica-nacional-de-biodiversidad (Дата обращения: 2102.2021).
  7. Blum, W. «Functions of soil for society and the environment»// Environmental Sciences and Biotechnology № 4. 2005. Р. 75-79.
  8. Bone J, Head M, Barraclough D, Archer M, Scheib C, Flight D, Voulvoulis N. 2010. «Soil quality assessment under emerging regulatory requirements: a review». Environment International 36 (6). Р. 609-622.
  9. Instituto Geográfico Agustín Codazzi. 2012b. Estudio de los conflictos de uso del territorio colombiano escala 1:100.000. Instituto Geográfico Agustín Codazzi. Bogotá. Imprenta Na- cional de Colombia.
  10. Instituto Geográfico Agustín Codazzi. 2012a. Atlas de la distribución de la propiedad rural en Colombia. Instituto Geográfico Agustín Codazzi. Bogotá — Colombia. Imprenta Nacional de Colombia.
  11. El 12 % de los suelos del país están degradados// El espectador, 28.02.2018.https://www.elespectador.com/noticias/medio-ambiente/el-12-de-los-suelos-del-pais-estan-degradados/ (дата обращения: 01.03.2021).
  12. En el día mundial del suelo Colombia conforma Alianza Nacional por los suelos// https://www.minambiente.gov.co/index.php/noticias/4566-alianza-colombia-conservacion-suelos
  13. Guía DE BUENAS PRÁCTICAS PARA LA GESTIÓN Y USO SOSTENIBLE DE LOS SUELOS EN ÁREAS RURALES. Bogotá, 2019. Р. 58-67.

[1] См.: Bone J, Head M, Barraclough D, Archer M, Scheib C, Flight D, Voulvoulis N. 2010. «Soil quality assessment under emerging regulatory requirements: a review». Environment International 36 (6). Р. 609-622; Blum, W. «Functions of soil for society and the environment»// Environmental Sciences and Biotechnology № 4. 2005. Р. 75-79.

[2] Constitución Política de Colombia 1991. Actualizada con los Actos Legislativos a 2016// https://www.corteconstitucional.gov.co/inicio/Constitucionpoliticadе Colombia.pdf

[3] Ley General Ambiental de Colombia. LEY 99 DE 1993 (Diciembre 22)// Diario Oficial No. 41.146, de 22 de diciembre de 1993.

[4] Sentencia C-519/94// https://www.corteconstitucional.gov.co/RELATORIA/1994/C-519-94.htm

[5] Документ, которым определены атрибуты, позволяющие классифицировать земли с точки зрения полезной способности, в котором земли сгруппированы с общей точки зрения в зависимости от их способности выращивать культурные растения (временные, полупостоянные, многолетние, пастбища, леса), а не только для сельскохозяйственного производства.

[6] См.: Congreso de la República. 2013. Ponencia para segundo debate al Proyecto de Ley Núme- ro 64 de 2012 Senado de Colombia “Por medio de la cual se dictan medidas para garan- tizar la seguridad alimentaria mediante la protección y conservación nacional de la tierra”. Colombia// http://svrpubindc.imprenta.gov.co/senado/index2.xhtml?ent=Senado&fec=30-05-2013&num=348. (Дата обращения: 21.02.2021).

[7] Ministerio de Ambiente y Desarrollo Sostenible. 2012. Política Nacional para la Gestión Integral de la Biodiversidad y sus Servicios Ecosistémicos. Ministerio de Ambiente y Desarrollo Sostenible. Bogotá, Colombia// https://www.minambiente.gov.co/index.php/bosques-biodiversidad-y-servicios-ecosistematicos/politica-nacional-de-biodiversidad (Дата обращения: 2102.2021).

[8] Райсалес (исп.: raizales) – малочисленная протестантская афро-карибская этническая группа, происходящая с островов Сан-Андрес, Провиденсия и Санта-Каталина, принадлежащих Колумбии.

[9] Instituto Geográfico Agustín Codazzi. 2012b. Estudio de los conflictos de uso del territorio colombiano escala 1:100.000. Instituto Geográfico Agustín Codazzi. Bogotá. Imprenta Na- cional de Colombia.

[10] Instituto Geográfico Agustín Codazzi. 2012a. Atlas de la distribución de la propiedad rural en Colombia. Instituto Geográfico Agustín Codazzi. Bogotá — Colombia. Imprenta Nacional de Colombia.

[11] Instituto Geográfico Agustín Codazzi. 2012. Estudio de los conflictos de uso del territorio colombiano. Instituto Geográfico Agustín Codazzi. Bogotá. Imprenta Nacional de Colombia.

[12]https://www.minambiente.gov.co/images/BosquesBiodiversidadyServiciosEcosistemicos/pdf/plan_nacional_restauracion/PLAN_NACIONAL_DE_RESTAURACIÓN_2.pdf (Дата обращения: 24.02.2021).

[13] https://www.minambiente.gov.co/index.php/noticias-minambiente/1916-gobierno-presenta-logros-ambientales-2010-2015. (Дата обращения: 24.02.2021).

[14] El 12 % de los suelos del país están degradados// El espectador, 28.02.2018.https://www.elespectador.com/noticias/medio-ambiente/el-12-de-los-suelos-del-pais-estan-degradados/ (дата обращения: 01.03.2021).

[15] В настоящее время в Национальный земельный альянс Колумбии входят Министерство окружающей среды и устойчивого развития, Министерство сельского хозяйства, Отдел планирования сельского сельского хозяйства (UPRA), Географическим институтом Агустина Кодасси (IGAC), Колумбийская корпорация сельскохозяйственных исследований (AGROSAVIA), Исследовательский институт биоразнообразия им. Гумбольдта и различные организации сельскохозяйственного сектора и окружающей среды.

[16] En el día mundial del suelo Colombia conforma Alianza Nacional por los suelos// https://www.minambiente.gov.co/index.php/noticias/4566-alianza-colombia-conservacion-suelos

[17] Ley № 1955 25.05.2018 POR EL CUAL SE EXPIDE EL PLAN NACIONAL DE DESARROLLO 2018-2022. «PACTO POR COLOMBIA, PACTO POR LA EQUIDAD»// https://cijuf.org.co/normatividad/ley/2019/ley-1955.html

[18] Guía de buenas prácticas para la gestión y uso sostenible de los suelos en áreas rurales. Bogotá, 2019. Р. 58-67.