Московский экономический журнал 3/2017

image_pdfimage_print

УДК: 332.3

Bezymyannyj-12

Махотлова Маратина Шагировна,

кандидат биологических наук, старший преподаватель,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный

 аграрный университет имени В.М. Кокова», г.Нальчик

Makhotlova M.SH.  m.mahotlova@yandex.ru

РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИИ

LAND REFORM POLICY IN MODERN CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF RUSSIA

Аннотация

В статье рассматриваются земельные отношения как совокупность отношений, возникающих между субъектами земельного права по поводу владения, пользования и распоряжения землей, как ограниченного природного ресурса, как всеобщего труда и средства производства. Анализируется многовековая практика которая  свидетельствует о том, что главными источниками жизнеспособности и процветания любого государства являются принадлежащие ему земельные ресурсы и проживающее на них население.

Abstract

The article deals with land tenure as a set of relations arising between subjects of land law regarding the possession, use and disposition of land as a limited natural resource, as universal labor and means of production. Which analyzes the centuries-old practice testifies that the main sources of viability and prosperity of any state are owned land resources and living on their population.

Ключевые слова: земельная политика, земельное законодательство, земельные ресурсы,  земельные отношения.

Key words: land policy, land law, land resources, land relations.

Многовековая практика свидетельствует о том, что главными источниками жизнеспособности и процветания любого государства являются принадлежащие ему земельные ресурсы и проживающее на них население. При этом под земельными ресурсами следует понимать не только территорию государства, но и все, что находится «над» и «под» этим пространством, включая агроклиматические условия и их биопотенциал. Богатство государства определяется инфраструктурой и эффективностью использования ресурсов земли, профессиональной подготовленностью и культурным уровнем населения.

Сказанное выше предопределяет необходимость принадлежности земельных ресурсов всему обществу. Одновременно каждый земельный участок должен иметь конкретного хозяина. Эти два понятия совместимы не только через форму собственности, но и через аренду земли. Проблему земельных преобразований в России стратегически следует решать не в сфере земельной собственности, а в сфере прав на способы и результаты использования земельных ресурсов как объекта хозяйствования. На этом важном принципе и должна базироваться современная земельная политика.

С образованием России как независимого государства новой демократической властью разрабатывается и претворяется в жизнь радикальная экономическая реформа. Ее основу составляет идея крупномасштабной денационализации государственной собственности, означающая передачу принадлежащих государству объектов в собственность граждан и негосударственных организаций [1].

Россия обладает огромным потенциалом земельных ресурсов, имеет лучшие в мире черноземы, однако при многообразии природно-климатических зон в настоящее время не может произвести достаточного количества продовольствия для удовлетворения потребностей населения. Зависимость России от импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства не снижается, индекс прироста по товарной пищевой продукции составляет около 5% в год, импорт увеличивается ежегодно в среднем на 25% и в 2016 году составил 21,6 млрд. долларов США. Следовательно, возникает вопрос обеспечения продовольственной безопасности страны. В сложившейся ситуации необходима разработка и реализация концепции реформирования земельных отношений, учитывающей наиболее острые проблемы аграрного сектора и ориентированной на создание благоприятных условий для развития страны. В последние годы в аграрном секторе выявился ряд проблем, которые в условиях общемирового кризиса могут стать сдерживающим фактором ускоренного социально-экономического развития России.

Процесс становления земельных отношений доказывает, что, несмотря на смену экономических систем и формаций, отношения собственников земли и государства, развитие институциональных структур в процессе владения, пользования и распоряжения кардинально не изменялись. Права владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком дошли и до нашего времени. Изменения происходят частично и касаются отдельных условий сделок с землей. В связи с этим правовые основы земельных отношений в разных странах схожи, а экономическая сторона эффективности сельскохозяйственного производства и земельных отношений будет различной [2]. Это связано со специфическими историческими особенностями развития той или иной территории, использованием технических достижений, менталитетом жителей, социально-экономическим развитием территории, природно-экологическими факторами и многим другим. Можно отметить, что развитие земельных отношений с учетом их истории становления строится на триединой составляющей, включающей в себя: уровень развития производительных сил, производственных отношений и ментально-социальные особенности территорий. Важность в характеристике земельных отношений приобретает уровень социально-экономического положения сельских жителей и развитие сельских территорий, а также степень возможности крестьян присваивать произведенный ими прибавочный продукт.

Земельная политика в России сегодня должна способствовать решению двух взаимосвязанных задач. Во-первых, она должна помочь справиться с первоочередными задачами по преодолению экономического кризиса и его социальных последствий, а во-вторых, она должна создавать территориальные предпосылки для осуществления радикальной структурной перестройки в экономике. Меры решения первоочередных задач кризисного периода должны быть нераздельно связаны с мерами по решению основополагающих проблем будущего [3].

При этом необходимо постоянно учитывать такое весьма важное обстоятельство, как то, что экономика России — это многорегиональный организм, функционирующий на стыке вертикальных (центр — регионы) и горизонтальных взаимодействий. Пространственное многообразие России — главный ограничитель радикализма в социально-экономическом реформировании, а также решающее препятствие для доминирования какого-либо одного аспекта социально-экономической политики, к примеру, частной собственности на землю [5]. С другой стороны, многовековой опыт развития стран мира показывает, что нерегулируемые рыночные отношения в чистом виде не могут решить региональные проблемы. Регулируемое территориальное развитие подвластно в решающей степени только государственному воздействию [6].

В проведении реальной российской земельной политики важная роль принадлежит государству. В связи с этим вырисовывается несколько крупных проблем, требующих безотлагательного государственного рассмотрения. В первую очередь необходимо в короткий срок принять Земельный кодекс Российской Федерации. Земельный кодекс — это базовый рамочный законодательный акт, который в любом государстве мира, как правило, занимает свое место после Конституции и Гражданского кодекса. В Российской Федерации уже пять лет принятие Земельного кодекса блокируется. В итоге на сегодняшний день в стране отсутствует цельная система земельного законодательства. Значительная часть действующих земельных правовых норм устарела и исчерпала себя, многие нормы носят противоречивый характер. Идет растаскивание земельных правовых норм по другим законодательным актам. Особенно недопустимая обстановка сложилась с муниципалитетами, которые начали активно брать на себя функции государства в области земельных отношений.

В связи с этим необходимо научное осмысление проблемы реформирования земельных отношений. До сих пор не выработан единый подход к основам государственной аграрной политики, не отрегулирована ее нормативно-правовая база [4]. Объективно возникает необходимость переориентации существующей государственной аграрной политики страны во внешнеэкономической сфере от роли преимущественно получателя продовольствия к роли самодостаточного участника. Это означает необходимость осуществления не просто радикальных перемен в вопросах аграрной сферы и реформирования земельных отношений в современных условиях развития России, но и кардинального поворота к свободе хозяйствования на земле, который позволит соединить воедино учет особенностей конкретных хозяйств с реализацией интересов людей, ведущих это хозяйство, и удовлетворением общественных потребностей посредством рынка.

Необходим пересмотр подходов к государственному регулированию реформирования земельных отношений. В последние годы принят ряд законодательных актов, регулирующих земельные отношения, однако в стране отсутствует опыт широкого применения стратегического управления в отношении земельных ресурсов в новых экономических условиях. Недостаточно разработана методология стратегического управления, в том числе, применительно к земельным отношениям. Для разработки эффективной стратегии реформирования земельных отношений необходимы дополнительные исследования и учет факторов, связанных с процессом использования земельных ресурсов. Важна разработка комплекса рекомендаций по реформированию земельных отношений, ориентированных на повышение эффективности бюджетной и инвестиционной политики, стимулирования эффективного хозяйствования на земле, обеспечения требований экологизации землепользования. 

Литература

  1. Вараксина И.В. Земельные отношения как предмет конституционно-правового регулирования. Российский юридический журнал. 2009.№ 6. С. 228-231.
  2. Дамдын О.С. Государственное регулирование земельных отношений // Молодой ученый. 2011. №5. Т.1.  С. 175-177.
  3. Дубяга А.П., Зубкова Л.В. Земельные отношения в современной России: сильные и слабые стороны. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. 2012.№ 2-3. С. 226-229.
  4. Жуков М.А. Актуальные проблемы регулирования земельных отношений. Вестник Оренбургского государственного университета. 2004.№ 3. С. 112-116.
  5. Махотлова М.Ш. Земельный строй РФ – совокупность земельных отношений. Московский экономический журнал. 2016.№ 1. С.10.
  6. Петков В.П. Экономический механизм регулирования земельных отношений. Вестник Инжэкона. Серия: Экономика. 2012.№ 1. С. 371-373.