Московский экономический журнал 3/2017

image_pdfimage_print

УДК 332.3 

Bezymyannyj-12

Махотлова Маратина Шагировна,

кандидат биологических наук, старший преподаватель,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный

 аграрный университет имени В.М. Кокова», г.Нальчик

Makhotlova M.SH.  m.mahotlova@yandex.ru

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

THE LAND LAW OF MODERN RUSSIA

Аннотация

В статье рассматривается система земельного права которая представляет собой сложное правовое явление, которое имеет свои закономерности фор­мирования и тенденции развития. Анализируются общественные земельные отношения как предмет земельного права, а также экономическая и социальная сущность земельных отношений, их характер и особенности которые являются основным моментом и который обусловливает выделение сферы земель­ных отношений в качестве особого предмета правового регу­лирования.

Abstract

The article considers the system of land law which is a complex legal phenomenon, which has its own laws of formation and development trends. Analyzed public land law as the subject of land law, economic and social essence of land relations, their nature and characteristics which are the main point and which leads to the selection of the sphere of land relations as a special subject of legal regulation.

Ключевые слова: земля, земельные отношения,  земельное право.

Key words: land, land relations, land law.

Общественные земельные отношения — предмет земельного права.  Функционирование земельного права как самостоятельной отрасли отражает заинтересованность общества в обеспечении рациональною использования и охраны земель в стране, что особенно важно и актуально на современном этапе в услови­ях формирования рыночной экономики и вовлечения земли в гражданский оборот [3].

Экономическая и социальная сущность земельных отношений, их характер и особенности являются основным моментом, который обусловливает выделение сферы земель­ных отношений в качестве особого предмета правового регу­лирования. Земельное право имеет свой собственный предмет регулирования — общественные земельные отношения. При этом следует иметь в виду, что земельные отношения регули­руются не только нормами земельного права, но и нормами административного, финансового, гражданского и других от­раслей права. Тем не менее в силу этого данные общественные отношения не перестают быть земельными отношениями, их природа и характер не меняются.

В земельном праве применяется особое сочетание методов правового регулирования, т.е. спо­собы правового воздействия на участников земельных отно­шений.

Земельное право обладает специальными кодифицирован­ными источниками правового регулирования, а также обшир­ным комплексом нормативно-правовых актов, составляющих систему земельного законодательства. Возглавляет систему зе­мельного законодательства Земельный кодекс РФ. Необходи­мость издания специального законодательного акта, который должен регулировать земельные отношения, имеет конститу­ционную основу [2], (табл.1.). 

Таблица 1. Правовое регулирование земельных отношений

Screenshot_4

Принято считать, что в нашей стране земельное право как са­мостоятельная отрасль возникло только после революции 1917 г. Считалось, что основа этой отрасли права была непо­средственно связана с осуществлением национализации всей земли. Именно национализация земли определила особый, исключительный характер государственной собственности на землю, привела к выделению земельных отношений в особый вид общественных отношений, связанных с земельной собст­венностью, требующих специального правового регулирова­ния. Эти обстоятельства обусловили выделение в правовой системе обособленной группы норм, регулирующих земель­ные отношения. 

Особенности земли и ее огромная роль в жизни общества отражают сущность земельных отношений. Сама природа зе­мельных отношений (отношений по поводу недвижимости) определяет публичный характер их регулирования [1].

Земля является особым объектом экономического оборота и правовых отношений в силу своих природных качеств, свойств, функций и роли в жизни общества. В процессе исторического развития претерпевали изменения системы, виды и формы землепользования, соответственно изменялось и правовое регулирование земельных правоотношений.

Система земельного права представляет собой сложное правовое явление, которое имеет свои закономерности фор­мирования и тенденции развития. Характер и содержание си­стемы земельного права определяются объективными законо­мерностями развития земельного законодательства как отрас­ли. Эти закономерности обусловливают характер классифика­ции нормативного материала по соответствующим правовым институтам. Если проследить координационные связи в систе­ме земельно-правовых норм, можно увидеть, что важнейшие институты земельного права неразрывно связаны между собой и обоюдно обеспечивают функционирование каждого инсти­тута.

Общая часть земельного права включает такие правовые институты, которые содержат наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее для всей отрасли значение. Эти институты оказывают решающее влияние на формирование содержания и состава институтов особенной части. Правовые институты особенной части подчинены ин­ститутам общей части, и их содержание касается определенно­го вида земельных отношений. Сфера их действия ограничена конкретной категорией земель, выделенной в зависимости от основного целевого назначения земель.

Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права. Разграничение действия норм гражданского, земельного и других отраслей права в части, касающейся регулирования земельных отношений, осуществляется в связи с тем, что земля объективно выступает одновременно в нескольких значениях и, следовательно, объектом различных видов общественных отношений, в том числе земельных и имущественных [6].

Разграничение норм земельного и гражданского законодательства:

  • по предмету правового регулирования: предмет гражданского права — имущественные и личные неимущественные отношения, предмет земельного права — земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. Разграничение осуществляется, когда решается вопрос о возможности или невозможности применения к однородным с гражданскими земельными отношениями норм Гражданского кодекса РФ;
  • по методу правового регулирования: отношения по использованию земли в определенной части могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, земля выступает и как объект властных полномочий. Разграничение осуществляется, когда земельные отношения регулируются в административном порядке и к ним невозможно применение норм Гражданского кодекса РФ;
  • земля является, с одной стороны, объектом окружающей природной среды, а с другой – объектом недвижимости, с которым закон допускает совершать различные сделки. Земля — объект товарного оборота, поэтому возможность применения к земельным отношениям норм гражданского права значительно расширяется. Но при этом необходимо учитывать особенности земельных отношений и требования земельного и иного специального законодательства;
  • правила купли-продажи земли также допускают применение норм гражданского законодательства при совершении этих сделок между собственником земельного участка и его новым приобретателем, при проведении конкурсов и аукционов по продаже земли. Однако земельное законодательство устанавливает и ряд запретов, например на продажу и передачу в частную собственность земельных участков, имеющих важное природоохранное назначение, на приобретение иностранными физическими и юридическими лицами участков земель сельскохозяйственного назначения;
  • разграничение земельного и административного законодательства. Нормы административного права применяются к тем земельным отношениям, участники которых находятся в положении власти и подчинения (например, самовольное занятие земли);
  • связь земельного права, регулирующего отношения по поводу использования земли, с водным, лесным, горным правом обусловлена тем, что земля важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с ней природных объектов: лесов, вод, животного и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов.

Современное законодательство, определяющее правовой режим объектов, признанных недвижимым имуществом (земли, недр, обособленных водных объектов, лесов, много­летних насаждений), а также объектов, созданных человеком (зданий и сооружений), развивается в направлении комп­лексного регулирования общественных отношений, склады­вающихся по их поводу. Неразрывная взаимосвязь земли, иных природных и искусственно созданных объектов весьма отчетливо проявляется в земельном, градостроительном и гражданском законодательстве, законодательстве о природ­ных ресурсах и др.

В настоящее время в России идет становление правового государства и гражданского общества. Формируется частноправовая традиция и принципы в сфере гражданско-правовых отношениях [4].

Россия переходит в стадию демократического государства (разрешено все, что прямо не запрещено законом). Как гражданин России, человек должен обладать правовым знанием, чтобы суметь их защитить как работник, потребитель и т. д. [5].

Таким образом, система права — это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.

Понятие «системы права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Литература

  1. Вараксина И.В. Земельные отношения как предмет конституционно-правового регулирования. Российский юридический журнал. 2009.№ 6. С. 228-231.
  2. Дамдын О.С. Государственное регулирование земельных отношений // Молодой ученый. 2011. №5. Т.1.  С. 175-177.
  3. Дубяга А.П., Зубкова Л.В. Земельные отношения в современной России: сильные и слабые стороны. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. 2012.№ 2-3. С. 226-229.
  4. Шагайда Н.И., Фомин А.А., Выбор приоритетов земельной политики на Дальнем востоке. Московский экономический журнал. 2016, №2, с. 19
  5. Жуков М.А. Актуальные проблемы регулирования земельных отношений. Вестник Оренбургского государственного университета. 2004.№ 3. С. 112-116.
  6. Махотлова М.Ш. Земельный строй РФ – совокупность земельных отношений. Московский экономический журнал. 2016.№ 1. С.10.
  7. Петков В.П. Экономический механизм регулирования земельных отношений. Вестник Инжэкона. Серия: Экономика. 2012.№ 1. С. 371-373.