http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 3/2017 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 3/2017

УДК 332.3 

Bezymyannyj-12

Махотлова Маратина Шагировна,

кандидат биологических наук, старший преподаватель,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный

 аграрный университет имени В.М. Кокова», г.Нальчик

Makhotlova M.SH.  m.mahotlova@yandex.ru

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 

LAND RELATIONS, PROBLEMS AND SEARCH FOR EFFECTIVE FORMS OF ECONOMY

Аннотация

B статье рассматриваются сочетания государственных и рыночных механизмов регулирования земельных отношений, формирование и реализация модели долгосрочного развития экономики страны, базирующейся на повышении эффективности использования земельно-ресурсного потенциала.

Annotation

The article deals with the combination of state and market mechanisms for regulating land relations, the formation and implementation of a long-term development model of the country’s economy based on increasing the efficiency of the use of land and resource potential.

Ключевые слова: земельные отношения, земельные участки, земельный кодекс, государственное регулирование оборота земель.

Key words: land relations, land plots, land code, state regulation of land turnover.

Слабость современной России и богатство природных ресурсов на ее обширной территории распаляют вожделения многих добраться до этих ресурсов. Россия и сама позиционирует себя в мировом хозяйстве как сырьевую колонию индустриальных стран с гарантией их ресурсообеспечения. Однако новый этап цивилизационного развития с его виртуальным миром предоставляет России шанс обернуть нынешнюю слабость силой. При этом вовлечение земельных участков в оборот выполняет не только функцию перераспределения с учетом реальных возможностей владельцев, но еще и функцию обеспечения исполнения обязательств, функцию хозяйственного маневрирования ресурсами, функцию инструмента управления ресурсами соответствующего административно-территориального образования.

Оборот земельных участков придает стабильность предпринимательской деятельности, позволяет изыскивать экономические резервы и в целом обеспечивает земельным отношениям необходимую динамичность, адекватную условиям рыночной экономики. В числе определяющих элементов оборота земель следует назвать гражданско-правовые сделки [4]. Нормы, регулирующие отношения при заключении, исполнении и прекращении сделок, в том числе договоров, содержатся преимущественно в гражданском законодательстве. Однако земля — особый, специфический объект правоотношений, и значительная их часть регулируется также нормами земельного законодательства. В этой связи изучение сделок с землей немыслимо без внимательного анализа именно земельного законодательства, без учета тех правил, которые закреплены в Земельном кодексе РФ, других нормативных правовых актах, а также доктринальных теориях и концепциях, выработанных в правовой науке. Безусловно, земля обладает особой ценностью не только потому, что способна обеспечить экономический эффект, но и в силу тех своих качеств и естественных свойств, которые лежат за пределами сугубо меркантильного, стоимостного подхода. В связи с этим имеются значительные особенности оборота земельных участков, предопределяемые спецификой земли как основы жизни и деятельности людей, средства производства, важнейшей составной части природы.

Современный мир, уже давно отказавшись от полностью автономного существования государств, переживает эпоху глобализации. Ее можно обозначить как мировые политико-экономические интеграционные процессы, характеризующиеся интенсификацией трансграничного движения товаров, услуг, финансов, рабочей силы, имеющие своим результатом превращение мирового хозяйства в единый комплекс. Единый же хозяйственный комплекс связан, помимо всего прочего, с международным разделением труда. Это означает, что с недавних пор мировая экономика в целях ее интенсификации, оптимизации и прочих развивающих факторов предполагает, что отдельно взятая страна будет специализироваться на производстве тех продуктов (в отношении сельского хозяйства), которые у нее получается производить лучше всего. Это в идеале. На деле же далеко не каждая страна отважится в полной мере зависеть от импортных товаров.

Это вопрос продовольственной безопасности, основные компоненты которой можно свести к следующим:

  • способность сельскохозяйственной отрасли функционировать в режиме расширенного производства, то есть она должна быть достаточно развита для обеспечения функционирования государства в обычных и экстремальных условиях;
  • сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами продовольствия;
  • обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики [3].

Результатом обеспечения указанных ранее требований должно быть создание такого уровня развития сельскохозяйственной отрасли в стране, «когда любой человек в любое время имеет физические и экономические возможности доступа к полноценным, безопасным, питательным продуктам, отвечающим его диетическим потребностям, предпочтениям и требованиям для активной и здоровой жизни» [2].

Скорее всего, можно говорить, что экономически развитые страны  вряд ли подрывают собственную продовольственную безопасность вследствие принятия обязательств в сфере либерализации торговли. Поэтому основная категория стран, для которых продовольственная безопасность в контексте процессов глобализации — одна из ключевых проблем, — это развивающиеся и наименее развитые страны. Надо отметить, что многие иностранные источники, а также представители международных организаций, говоря о продовольственной безопасности, рассматривают исключительно развивающиеся страны. Думается, что это явно недостаточно. Каждая страна, независимо от ее экономического развития, может столкнуться с проблемами продовольственной безопасности (правда в меньшей степени, нежели развивающиеся страны). Более того, в законодательстве всех стран уделяется внимание продовольственной безопасности, что красноречиво свидетельствует о том, что существует необходимость правового регулирования аналогичных вопросов, «обязательства по программе реформы должны быть справедливо распределены между всеми членами, учитывая неторговые вопросы». Говоря о либерализации международной торговли, следует учитывать, что в нормативно-правовых текстах  все же имеются поправки на продовольственную безопасность. Во-первых, продовольственная безопасность упоминается в преамбуле к Соглашению, в которой зафиксировано, что «обязательства по программе реформы должны быть справедливо распределены между всеми членами, учитывая неторговые вопросы, в том числе продовольственную безопасность». Подобное заявление, однако, носит лишь декларативный характер, поскольку реального контроля за заявленной «справедливостью» не существует.

В рамках изучения отношения права собственности на землю следует обратить особое внимание на ту особенность, что право собственности распространяется, по сути, не на один вид объекта в земельных правоотношениях, а как минимум на два — земельный участок и землю [5]. Действительно, право собственности на земельные участки закрепляется за конкретными лицами — гражданами, юридическими лицами и публичными образованиями — муниципальными, государственными. Иные земли РФ, не сформированные в земельные участки (их площадь достаточно велика), также находятся в собственности — в государственной собственности без определения конкретного субъекта [6]. Таким образом, право собственности в земельных отношениях распространяется как на земельные участки — недвижимость, имущество, так и на землю — объект правовых отношений, не подпадающий в современных правовых условиях под понятие недвижимости.

В качестве одной из отличительных черт и проблем земельного законодательства РФ можно назвать отсутствие единого подхода в регулировании оборота земель, находящихся в публичной или частной собственности. С точки зрения механизмов государственного регулирования отношений оборота земель в них можно усмотреть стремление власти разграничить способы и средства воздействия на оборот земельных участков, находящихся в публичной и частной собственности. Эта особенность проявилась практически с самых первых мероприятий земельной реформы. Для земель, находящихся в государственной собственности, как было сказано, такой процедурой является разграничение государственной собственности на землю. Однако если основания и общие процедуры разграничения земель, хотя и с известными трудностями, действуют, то в регулировании перехода права собственности от одного публичного образования к другому есть пробелы.

В целях ликвидации этого пробела, по моему мнению, было бы целесообразно внести ряд дополнений в ЗК РФ, предусматривающих, например, передачу земельного участка иному публичному образованию по основаниям, предусмотренным ЗК РФ [1].

В том, что касается государственного регулирования оборота земель, Россия находится в уникальном положении, так как приходится одновременно осваивать и классические приемы регулирования оборота земель частноправовыми методами, и сложные механизмы государственного регулирования рынка земли, недвижимости и природных ресурсов. При этом регулирование земельного рынка, как известно, представляет собой сложную совокупность механизмов, включающих в себя как частноправовые, так и публично-правовые элементы, которые могут дать ожидаемый эффект только в совокупности. Развитие рыночных отношений потребует дальнейшего сближения правового регулирования рынка земли и недвижимости, расположенной на ней. При этом предполагается последовательное обеспечение установленного законодательством принципа единства судьбы земельного участка и недвижимости.

Литература

  1. Вараксина И.В. Земельные отношения как предмет конституционно-правового регулирования. Российский юридический журнал. 2009.№ 6. С. 228-231.
  2. Дамдын О.С. Государственное регулирование земельных отношений // Молодой ученый. 2011. №5. Т.1.  С. 175-177.
  3. Дубяга А.П., Зубкова Л.В. Земельные отношения в современной России: сильные и слабые стороны. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. 2012.№ 2-3. С. 226-229.
  4. Жуков М.А. Актуальные проблемы регулирования земельных отношений. Вестник Оренбургского государственного университета. 2004.№ 3. С. 112-116.
  5. Махотлова М.Ш. Земельный строй РФ – совокупность земельных отношений. Московский экономический журнал. 2016.№ 1. С.10.
  6. Петков В.П. Экономический механизм регулирования земельных отношений. Вестник Инжэкона. Серия: Экономика. 2012.№ 1. С. 371-373.
  7. Миронов Д.С., Горбунов А.А. Место и роль инновационных проектов в преодолении сырьевой экономической зависимости. Московский экономический журнал № 3. 2017