Московский экономический журнал 2/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 711.58

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_2_82

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СИСТЕМ В КОМФОРТНУЮ ГОРОДСКУЮ СРЕДУ

PROPOSALS FOR THE TRANSFORMATION OF SPATIAL SYSTEMS INTO A COMFORTABLE URBAN ENVIRONMENT

Меркурьева Кристина Рудольфовна, аспирант, ассистент кафедры геодезии и кадастровой деятельности, Институт сервиса и отраслевого управления, Тюменский индустриальный университет (ТИУ), 625000, Россия, г.Тюмень, ул.Володарского,д.38

Кряхтунов Александр Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры геодезии и кадастровой деятельности Институт сервиса и отраслевого управления, Тюменский индустриальный университет (ТИУ), 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38

MerkurievaK.R., k_r_merkurieva@mail.ru

Krjakhtunov A.V.,  krjakhtunovav@tyuiu.ru

Аннотация. Статья раскрывает актуальную тему по формированию комфортной городской среды в процессе развития территории городов и осуществления благоустройства урбанизированных пространств. Авторами рассматриваются показатели качества пространственной среды, особенности организации комфортной пешеходной среды, а также существующие показатели для оценки динамики изменений, касающихся создания комфортных городских пространств. В результаты анализа текущего состояния городской среды г. Сургут выявлены проблемные аспекты, оказывающие влияние на формирования пространственной системы с благоприятными условиями проживания и осуществления хозяйственной деятельности населением. В целях обновления и приспособления существующей застройки к меняющимся требованиям и представлениям о комфортной среде проживания предложены варианты решений по улучшению текущего состояния пространственной системы.

Abstract. The article reveals an urgent topic on the formation of a comfortable urban environment in the process of urban development and the implementation of urban spaces improvement. The authors consider the indicators of the quality of the spatial environment, the features of the organization of a comfortable pedestrian environment, as well as existing indicators for assessing the dynamics of changes related to the creation of comfortable urban spaces. In the results of the analysis of the current state of the urban environment of Surgut identified problematic aspects that affect the formation of a spatial system with favorable living conditions and the implementation of economic activities by the population. In order to update and adapt the existing development to the changing requirements and ideas about a comfortable living environment, solutions to improve the current state of the spatial system are proposed.

Ключевые слова: развитие урбанизированных территорий, формирование комфортной городской среды, градостроительная документация, благоустройство, экологичность, индекс качества

Keywords: development of urbanized territories, formation of a comfortable urban environment, urban planning documentation, landscaping, environmental friendliness, quality index

Целенаправленное влияние на развитие городских территорий оказывает градостроительное проектирование, которое предусматривает равномерное распределение функциональных зон и обеспечивается генеральным планом.В свою очередь, генеральный план муниципального образования, обеспечивающий условия комфортной жизнедеятельности, с юридическим обоснованием текущих и последующих этапов градостроительной политики, является механизмом градостроительного регулирования.

Органы местного самоуправления наделены полномочиями для выполнения комплекса мероприятий, направленных на улучшение экологического состояния города, а также на создание более комфортных условий проживания и осуществления хозяйственной деятельности на урбанизированных территориях, благодаря реализации которыхстановится возможным осуществление полного комплексного развития территории и решение экологических проблем.

В условиях повышенных антропогенных нагрузок, дискомфорта окружающей среды населенных пунктов, вызванного загрязнением воздушной среды выбросами промышленных предприятий и автотранспорта, особое значение приобретает благоустройство и озеленение населенных мест, а также формирование новых зеленых зон.

Благоустройством территории муниципального образования является комплекс мероприятий по создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения в границах территории муниципального образования и осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

На территории города Сургута полномочиями по осуществлению и контролю за благоустройством наделены структурные подразделения[1], изображенные на рисунке 1.

Соответствие принятых решений по благоустройству установленным нормативным показателям образует критерии комфортности. В свою очередь, нормативные показатели должны обеспечивать полноту предоставления услуг в сфере социально-бытового благоустройства, номенклатуру малых архитектурных форм и планировочных элементов, размеры и доступность планировочных элементов благоустройства, а также требуемые санитарно-гигиенические и экологические условия.

Уровень благоустройства и озеленения территорий является одним из показателей качества пространственной среды[5], а целенаправленная деятельность по формированию благоприятной среды обитания населения составляет суть государственной градостроительной политики.

Улица – это цельная городская структура, в которой взаимосвязаны разные виды транспорта и пешеходные пространства. В отличие от рекреационных пространств (парков и скверов) улицам уделяется меньше внимания, но они играют важную роль в создании городских общественных пространств, формируют туристические и пешеходные маршруты.

Организация комфортной пешеходной сети приобретает первоочередное значение для наименее защищенных категорий граждан – людей с низкой мобильностью и низким доходом, а также на жилых и общественно-деловых территориях, характеризующихся большими объемами пешеходного движения и высокой плотность застройки.

Сложность создания пешеходных путей высокого качества заключается в необходимости учитывать многочисленные и разнообразные факторы, определяющих состояние пешеходной системы передвижений. Комплексный учет и анализ этих факторов, предоставляет необходимую информацию о состоянии пешеходного пути, что станет предпосылкой повышения качества реконструируемых и проектируемых вновь пешеходных коммуникаций.

На основании принятого решения Думы от 25 декабря 2017 г. №222-VI ДГ «О программе комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2035 года» реализуется современная транспортная инфраструктура муниципального образования город Сургут, обеспечивающая повышение доступности и безопасности услуг транспортного комплекса для населения (концепция) [2].

Таким образом решаются следующие приоритетные задачи:

  • разработка взаимоувязанного по срокам реализации плана мероприятий по развитию и модернизации транспортной инфраструктуры в соответствии с перспективным развитием территорий города Сургута;
  • развитие транспортной инфраструктуры, сбалансированного с градостроительной деятельностью в городе Сургуте;
  • организация велосипедного движения и т.д.

Для обеспечения возможности оценить динамику изменений, касающихся создания комфортной среды, формируется специальный показатель — индекс качества городской среды, который вычисляется на основании 36 показателей, включающих в себя уровень благоустройства общественных территорий и доступность инфраструктуры в городе, а также множество других различных факторов.

Индекс качества городской среды представляет собой инструмент для оценки качества материальной городской среды и условий её формирования[6].Главная задача такого индекса – не составлять рейтингинаселенных пунктов, а осуществить мониторинг, который позволить отразить проблемные зоны городской территории, а также выявит главные направления для планомерного развития города.

Индекс качества городской среды формируется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Результаты формирования Индекса используются в реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», национального проекта «Жилье и городская среда», в том числе для определения размера субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды.

В процессе формирования Индекса обязательному учету подлежат особенности городов (например, размер, климатические условия и т.п.). На основе выявленных особенностей все территории ранжируются на группы. Так, город Сургут, являющийся частью Ханты-Мансийского автономного округа, относится к крупному городу с тяжелыми климатическими условиями. По результатам на 2021 год индекс качества городской среды города Сургут составил 204 балла (рисунок 2).

Статистика в отношении изменений индекса качества городской среды города Сургута за период с 2018 года по 2021 год (рисунок 3) демонстрирует его ежегодный рост, особенно суммарный показатель увеличился в 2020 и 2021 годах. В свою очередь, слабо развивающимся показателем из представленных является «озеленённые пространства», что объясняется необходимостью развивать и улучшать городскую среду в данном направлении.

Формирование комфортной городской среды имеет важное значение для социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований [4, 9].

При формировании более комфортной среды для жителей города, необходимо повышать индекс качества городской среды. Кроме того, существует необходимость вовлечения население в процесс благоустройства города, чтобы доля активных граждан составляла около 30 — 40%.

Анализ существующей городской среды города Сургута позволил вывить основные проблемы, влияющие на уровень комфортности и темпы ее развития, среди которые выделяются:

  • отсутствие парковочных пространств вблизи дворовых территорий – это приводит к самовольному хаотичному размещению автомобильного транспорта на территориях детских площадок и газонах. Территории дворов превращаются в автостоянки и вызывают негодование жителей. Отсутствие организованных мест для парковки автомобильного транспорта оказывает влияние на внешний облик и функциональную возможность дворовых территорий, которые требуют комплексного благоустройства, включающего ремонт и замену детского оборудования, установку элементов малых архитектурных форм, устройство пешеходных дорожек, реконструкцию элементов озеленения (газоны, клумбы).
  • низкий уровень развитости системы озелененных пространства –необходимость в создании зон экологического комфорта продиктована ростом городского населения и уплотнением городской застройки. Озелененные пространства на территории города занимают 172,5 га, где большую часть озелененного пространства занимает береговая зона, а также 14 парков и скверов. Основное число парков и скверов располагается в зоне уже существующей жилой застройки, их основные использование состоит в прогулках и отдыхе населения, проведение культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Существующие зеленные территории имеют низкую развитую инфраструктуру, сконцентрированы в центральной части города и не представляют особого интереса для горожан. Оставшиеся зелёные зеленые пространствагородской территории подвергаются рубке для создания мест под строительство новых микрорайонов, по причине территориальной ограниченности.
  • отсутствие благоустроенной зоны отдыха территории вдоль берега реки Обь – благоустроенная прибрежная зона – это особая достопримечательность для туристов, приносящая дополнительные инвестиции в бюджет, кроме того это притягательное место для прогулок и отдыха горожан.

На основе выявленных проблемных аспектов, влияющих на рост уровня комфортности проживания, предложены варианты преобразования конкретных территорий города Сургута.

  1. Увеличения организованных мест парковки автомобильного транспорта можно достичь в результате строительства отдельно стоящих многоуровневых паркингов, а также организации паркингов и парковочных пространств во вновь возводимых жилых комплексах и микрорайонах.

Так, например, на участке по ул. Иосифа Каролинского на пересечение с ул. Университетской хаотичную организацию хранения автотранспорта на территории дворового пространства можно реорганизовать с помощью возведения многоуровневого паркинга на участке. Согласно данным из генерального плана земельный участок относится к зоне транспортной инфраструктуры, которая предполагает размещения объектов транспорта, по данным с карты градостроительного зонированияземельный участок относится к зоне многоэтажных автостоянок[3], а вид разрешённого использования земельного участка – это хранение автотранспорта (рисунок 4). Возведение такого объекта не только улучшит организацию пространства и увеличит количество мест для парковки, но и выступит объектом инвестирования. Также, строительство таких объектов можно внедрить в реализуемый проект «ГорПарковки».

  1. Повышения уровня развитости системы озелененных пространства можно достичь за счет формирования в каждом новом планируемом под застройку микрорайоне, зон для размещения парков, скверов и т.п. Например, во вновь возведенном ЖК «Гудзон» предусмотрена организация зеленого пространства в виде уютного дворика, где располагается высадка взрослых деревьев, кустарников, цветов и злаковых трав, газона. Кроме того, решение указанной ранее проблемы может достигаться в процессе реализации программы «Охрана окружающей среды города Сургута на 2014 – 2030 годы», которая направлена на улучшение экологической обстановки и ландшафтно-архитектурный облика города. В результате количество зеленых зон достигнет 53 единицы, уровень обеспеченности зелёными насаждениями общего пользования на одного жителя должен достигнуть 18 кв. м на одного жителя при нормативном значении 10 кв. м.
  2. Создание благоустроенной зоны отдыха территории вдоль берега реки Обь реализуется в случае организации благоустройства набережной вдоль берега реки. Таким образом, она может служить уникальным местом для отдыха горожан и проведения городских мероприятий, повышая при этом уровень комфорта и жизни населения. Предполагаемый объект проектирования располагается в общественно-деловой функциональной зоне, а также в территориальной зоне – зона университетского городка. Основные виды и параметры разрешенного использования соответствуют размещению набережной (земельные участки общего пользования).

Таким образом, анализ градостроительной документации [8] доказывает возможность преобразования территории вдоль берега реки Обь (рисунок 5) в набережную, после чего появится новое общественное пространство, предназначенное для берегоукрепления, отдыха граждан и проведения различных мероприятий и праздников.

В заключении необходимо отметить, городские территории должны быть благоустроены и соответствовать современным стандартам формирования пространственных систем, при этом создавать самые комфортные и благоприятные условия для осуществления хозяйственной деятельности и проживания населения. Именно поэтому ключевой вектор развития направлен на совершенствование механизмов управления территориями, грамотного и согласованного планирования территориального развитиядля стабильного формирования городской среды в постоянно изменяющихся условиях. Реализация градостроительных решений должна осуществляется с учетом потребностей населения в праве на современную и экологически безопасную среду проживания. Формированию такой среды способствует реализация различных федеральных, региональных и муниципальных программ [7] на территории городов, таких как: государственная программа автономного округа «Экологическая безопасность», государственная программа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 – 2025 годы», муниципальная программа «Охрана окружающей среды города Сургута на 2014 – 2030 годы», муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды на период до 2030 г.» и т.д.

Список источников

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 24.04.2020) [Электронный ресурс] // СПС Консультант – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
  2. Решение Думы города Сургут от 28.12.2017 г. № 221-VI ДГ «О программе комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2035 года»[Электронный ресурс] // Сайт Техэксперт – URL:https://docs.cntd.ru/document/543538307.
  3. Постановление Администрации города Сургут от 11.05.2022 г. № 3651 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории города Сургута» [Электронный ресурс] // Сайт Техэксперт – URL: https://docs.cntd.ru/document/406044756.
  4. Постановление Администрации города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.12.2017 г. № 11725 «Об утверждении муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Сайт Техэксперт – URL:https://docs.cntd.ru/document/550202385.
  5. Кряхтунов, А. В. Роль комплексного развития территории жилой застройки при создании комфортной городской среды на примере города Тюмени / А. В. Кряхтунов, К. Р. Меркурьева // Геодезия, землеустройство и кадастры: проблемы и перспективы развития : сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летнему юбилею кафедры землеустройства и землеустроительного факультет, Омск, 30–31 марта 2022 года / Министерство сельского хозяйства российской федерации, Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина. – Омск: Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, 2022. – С. 518-523.
  6. Официальный портал: Индекс качества городской среды [Электронный ресурс] – 2023. – Режим доступа: https://индекс-городов.рф/#/.
  7. Меркурьева, К. Р. Развитие урбанизированных территорий в условиях сложившейся застройки / К. Р. Меркурьева, А. В. Кряхтунов // Современные тенденции в кадастрах, землеустройстве и геодезии : материалы II Межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 17–18 марта 2022 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2022. – С. 115-122.
  8. Официальный сайт: Администрация города Сургута [Электронный ресурс] – 2023. – Режим доступа: https://www.admsurgut.ru/.
  9. Сизов А. П. Современные проблемы землеустройства и кадастров. Пространственное развитие территорий : Учебник / А. П. Сизов, Е. А. Стыценко, Д. М. Хомяков, Е. Г. Черных. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2022. – 218 с.

References

  1. Federal`ny`j zakon ot 06.10.2003 N 131-FZ «Ob obshhix principax organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» (red. ot 24.04.2020) [E`lektronny`j resurs] // SPS Konsul`tant – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
  2. Reshenie Dumy` goroda Surgut ot 28.12.2017 g. № 221-VI DG «O programme kompleksnogo razvitiya transportnoj infrastruktury` municipal`nogo obrazovaniya gorodskoj okrug gorod Surgut na period do 2035 goda»[E`lektronny`j resurs] // Sajt Texe`kspert – URL:https://docs.cntd.ru/document/543538307.
  3. Postanovlenie Administracii goroda Surgut ot 11.05.2022 g. № 3651 «Ob utverzhdenii Pravil zemlepol`zovaniya i zastrojki na territorii goroda Surguta» [E`lektronny`j resurs] // Sajt Texe`kspert – URL: https://docs.cntd.ru/document/406044756.
  4. Postanovlenie Administracii goroda Surguta Xanty`-Mansijskogo avtonomnogo okruga-Yugry` ot 29.12.2017 g. № 11725 «Ob utverzhdenii municipal`noj programmy` «Formirovanie komfortnoj gorodskoj sredy` na period do 2030 goda» [E`lektronny`j resurs] // Sajt Texe`kspert – URL:https://docs.cntd.ru/document/550202385.
  5. Kryaxtunov, A. V. Rol` kompleksnogo razvitiya territorii zhiloj zastrojki pri sozdanii komfortnoj gorodskoj sredy` na primere goroda Tyumeni / A. V. Kryaxtunov, K. R. Merkur`eva // Geodeziya, zemleustrojstvo i kadastry`: problemy` i perspektivy` razvitiya : sbornik nauchny`x trudov po materialam IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashhennoj 100-letnemu yubileyu kafedry` zemleustrojstva i zemleustroitel`nogo fakul`tet, Omsk, 30–31 marta 2022 goda / Ministerstvo sel`skogo xozyajstva rossijskoj federacii, Omskij gosudarstvenny`j agrarny`j universitet imeni P.A. Stoly`pina. – Omsk: Omskij gosudarstvenny`j agrarny`j universitet imeni P.A. Stoly`pina, 2022. – S. 518-523.
  6. Oficial`ny`j portal: Indeks kachestva gorodskoj sredy` [E`lektronny`j resurs] – 2023. – Rezhim dostupa: https://indeks-gorodov.rf/#/.
  7. Merkur`eva, K. R. Razvitie urbanizirovanny`x territorij v usloviyax slozhivshejsya zastrojki / K. R. Merkur`eva, A. V. Kryaxtunov // Sovremenny`e tendencii v kadastrax, zemleustrojstve i geodezii : materialy` II Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 17–18 marta 2022 goda. – Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvenny`j arxitekturno-stroitel`ny`j universitet, 2022. – S. 115-122.
  8. Oficial`ny`j sajt: Administraciya goroda Surguta [E`lektronny`j resurs] – 2023. – Rezhim dostupa: https://www.admsurgut.ru/.
  9. Sizov A. P. Sovremenny`e problemy` zemleustrojstva i kadastrov. Prostranstvennoe razvitie territorij : Uchebnik / A. P. Sizov, E. A. Sty`cenko, D. M. Xomyakov, E. G. Cherny`x. – Moskva : Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost`yu «Izdatel`stvo «KnoRus», 2022. – 218 s.

Для цитирования: Меркурьева К.Р., Кряхтунов А.В. Предложения по трансформации пространственных систем в комфортную городскую среду  // Московский экономический журнал. 2023. № 2. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2023-35/

© Меркурьева К.Р., Кряхтунов А.В., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 2.