Московский экономический журнал 2/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 332.33

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_2_82

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ОГРАНИЧЕННОГО ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ОТ ПОЛОСЫ ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

FORMATION OF TERRITORIES OF LIMITED RIGHT OF USE FROM THE ROW OF THE ROAD 

Шаповалов Дмитрий Анатольевич, доктор технических наук, профессор, проректор по научной, инновационной деятельности и цифровому развитию, заведующий кафедрой информатики, Государственный университет по землеустройству, ORCHID: http://orcid.org/0000-0001-8268-911X, shapoval_ecology@mail.ru

Антропов Дмитрий Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры землепользования и кадастров, Государственный университет по землеустройству, ORCHID: http://orcid.org/0000-0002-8834-7767, antropovzem@gmail.com

Забавников Александр Сергеевич, ведущий инженер отдела землеустроительных и кадастровых работ, аспирант, ООО «Градземпроект», Государственный университет по землеустройству, ORCHID: http://orcid.org/0000-0002-7902-3461, zabava94@list.ru

Shapovalov Dmitry A., Doctor of Technical Sciences, Professor, Vice-Rector for Research, Innovation and Digital Development, Head of the Department of Informatics, State University for Land Use Planning, ORCHID: http://orcid.org/0000-0001-8268-911X, shapoval_ecology@mail .ru

Antropov Dmitry V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Land Use and Cadastres, State University for Land Use Planning, ORCHID: http://orcid.org/0000-0002-8834-7767, antropovzem@gmail.com

Zabavnikov Alexander S., Leading Engineer of the Department of Land Management and Cadastral Works, Postgraduate Student, Gradzemproekt, State University of Land Use Planning, ORCHID: http://orcid.org/0000-0002-7902-3461, zabava94@list.ru 

Аннотация. В статье авторы обращаются к совершенствованию и уточнению ряда теоретических и методических положений формирования территории землепользования автомобильных дорог с учетом особых условия использования и влияния на прилегающие территории. Авторы проанализировали состояние дорожной отрасли страны в контексте протяженности автомобильных дорог различного уровня и значения, установили площади территорий (придорожных полос) с особыми условиями использования территории. Был предложен механизм формирования землепользования придорожной полосы автомобильное дороги, выявлено место единого государственного реестра недвижимости в этом процессе. Авторы последовательно рассмотрели подходы к формированию и установлению ограничений от сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью автомобильной дороги, а также расстояние от территорий общего пользования и источника негативного воздействия, сведения о которых не вносятся в единый государственный реестр недвижимости, т.к. не отнесены к системе зон с особыми условиями использования территорий. Cоставлена классификация территорий ограниченного права пользования от полосы отвода автомобильной дороги и выдвинуты предложения по внедрению нового понятия «придорожная территория», предложены ее параметры и принципиальные подходы к установлению поясов охраны, разработан проект на конкретном примере.

Abstract. In the article, the authors refer to the improvement and clarification of a number of theoretical and methodological provisions for the formation of the territory of land use of roads, taking into account the special conditions of use and impact on adjacent territories. The authors analyzed the state of the countrys road industry in the context of the length of highways of various levels and significance, established the areas of territories (roadsides) with special conditions for the use of the territory. A mechanism was proposed for the formation of land use of the roadside of the highway, the place of the unified state register of real estate in this process was identified. The authors consistently considered approaches to the formation and establishment of restrictions from structures that are an integral technological part of the highway, as well as the distance from public areas and the source of negative impact, information about which is not included in the unified state register of real estate, because not assigned to the system of zones with special conditions for the use of territories. As a result, a classification of territories of limited use right from the right of way of the highway was compiled and proposals were put forward for the introduction of a new concept of «roadside territory», its parameters and fundamental approaches to the establishment of protection belts were proposed.

Ключевые слова: зоны с особыми условиями использования территории, полоса отвода, придорожная полоса, придорожная территория, санитарный разрыв, линия регулирования застройки, ограничения использования

Keywords: zones with special conditions for the use of the territory, right of way, roadside, roadside territory, sanitary gap, building regulation line, use restrictions

Размещенные на землях различных категорий объекты природы или человеческой деятельности (в том числе и смежные с ними объекты), обладают специфическими признаками, которые нуждаются в учете и обеспечении особых условий для их эффективного и рационального функционирования, а также их изоляции от негативного влияния со стороны других объектов и субъектов земельных отношений [5,10]. Каждый из таких объектов, будь то объекты природного или техногенного характера обладают своими специфическими особенностями, что требует отдельного внимания, разработки теоретических и методологических положений формирования и учета таких объектов, границ такого влияния, их параметров, характеристик, а также ограничений хозяйственной деятельности на территории самих объектов и смежных с ними землепользований. На сегодняшний день инструментами формирования таких особых режимов использования является установление зон с особыми условиями использования территорий, сведения о которых должны содержаться в реестрах единого государственного реестра недвижимости. Авторы, в своих предыдущих исследованиях уже доказали, что наличие таких объектов и зон необходимо учитывать и при формировании устойчивого землепользования на различных территориальных уровнях, что в свою очередь оказывает влияние на сельскохозяйственное землепользование как основу продовольственной безопасности государства [5, 9, 10]. Исследования, проводимые авторами, ранее также выявили влияние на стоимость валовой продукции сельского хозяйства наличие зон с особыми условиями использования территорий (в т.ч. наибольшее отрицательное влияние оказывает площадь таких зон, как водоохранные зоны и охранные зоны линий электропередач) [8, 9]. Очевидно, что такие объекты также оказывают влияние и на аграрную отрасль экономики путем потери продуктивных угодий; потери продуктивных угодий на период восстановления качества загрязненных земель; снижение удельного веса пашни или особо ценных угодий в общей структуре используемых сельскохозяйственных земель; изменение объемов и качества производимой продукции, в том числе в результате трансформации угодий и ограничения их использования для определенных видов сельскохозяйственного производства[5]. Все вышеизложенное обуславливает крайнюю актуальность проводимых исследований.

К одним из вышеуказанных объектов (техногенного характера, объектов человеческой деятельности) традиционно относят объекты транспорта (линейные объекты) и сопутствующей инфраструктуры, например, автомобильные дороги, к которым и обращаются авторы в дальнейшем. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильной дорогой — являются объекты транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью автомобильной дороги, классифицируется согласно Постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 «О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов». Можно выделить сооружения, которым в свою очередь предусматривают ряд ограничений: комплекс электроснабжения (инженерные коммуникации для освещения территории федеральных автомобильных дорог общего пользования: линии электропередачи воздушные и кабельные, пункты электрические распределительные, трансформаторные подстанции, трансформаторы электрические, комплексы электроснабжения, включающие опоры и светильники); водоотводные и очистные сооружения, расположенные в границах полосы отвода федеральных автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, а также канализационные сети, канализационные и очистные насосные станции.

Целью проводимого исследования является необходимость совершенствования ряда теоретических и методических положений формирования землепользования автомобильных дорог с учетом характера оказываемого ими влияния на смежные территории, выработка классификационных признаков и особенностей данных территорий, необходимости расширения перечня зон с особыми условиями их использования. В проводимом в 2022 году исследовании авторами была проанализирована протяженность автомобильных дорог федерального и регионального значения по всем их категориям, учтено наличие мостов и путепроводов, протяженность в границах населенных пунктов в Российской Федерации и в разрезе федеральных округов (обобщенные сведения представлены в табл 1.).

Для автомобильных дорог общего пользования характерным является наличие зоны с особыми условиями использования территории (придорожной полосы), которая в свою очередь предусматривает ряд ограничений, обеспечивающий требования безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, её сохранности с учётом перспектив развития автомобильной дороги [3]. Ширина придорожных полос автомобильных дорог устанавливается от 25 м до 150 м и разнится в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития.

Границы придорожных полос представляют собой аппроксимированные (сглаженные с внешней стороны) полосы, отображающие характерные черты полосы отвода автомобильной дороги, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов. В местах пересечения полосы отвода и границ населенных пунктов придорожная полоса отмечается под прямым углом по отношению к оси автомобильной дороги (рис. 1).

По результатам авторского анализа (табл. 1) было определено, что площадь придорожной полосы на межселенной территории в обобщенных значениях составила 4602336,0 га всего, из них 696327,7 га по дорогам федерального значения, а 3906008,4 га регионального. Так, по состоянию на начало 2022 года в единый государственный реестр недвижимости внесены сведения более чем о 30 тысячах зонах с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), в т.ч. из них охранные зоны объектов электроэнергетики (18,0 тысяч), охранные зоны пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети (3,9 тысяч), зоны подтопления (1,5 тысяч), водоохранные (рыбоохранные) зоны и прибрежные защитные полосы (1,5 тысячи).

Таким образом выявлено, что в едином государственном реестре недвижимости, в следствии «заявительности» его характера, на сегодняшний день полностью или частично, отсутствуют сведения об ограничениях от автомобильной дороги или доля их незначительна.

Исходя из способа образования придорожной полосы и полосы отвода[1] авторами предлагается следующая схема процесса формирования придорожной полосы автомобильной дороги (рис. 2).

Важным этапом завершения вышеуказанных действий должен являться этап внесения сведений в единый государственный информационный ресурс – ЕГРН на основании: распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) об установлении или изменении придорожных полос автомобильной дороги федерального значения; приказ уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении или изменении придорожных полос автомобильной дороги регионального значения; постановление органа местного самоуправления об установлении или изменении придорожных полос автомобильной дороги местного значения в зависимости от классификации дороги.

Авторы отмечают, что только придорожная полоса (как зона с особым условием использования территорий) не может отображать всей территории для эксплуатации, защиты жизни и здоровья граждан, а, следовательно, требуется ввод новых объектов в систему зон с особыми условиями использования территорий. Таким образом, кроме придорожной полосы, формирующей землепользования автомобильной дороги, возникает необходимость учета и особых условий от сопутствующих объектов. Так, одной из наиболее важных технологической части автомобильной дороги является электроосвещение, которая в свою очередь предотвращает количество дорожно-транспортных происшествий. Для того чтобы опоры искусственного электроосвещения работали необходимо присоединение к существующим сетям электроснабжения через трансформатор. Планируемая точка присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации до планируемых трансформаторных подстанций может находится на приличном расстоянии друг от друга, от которой в свою очередь необходимо установить охранную зону объектов электросетевого хозяйства для обслуживания автомобильной дороги (рис. 3). Согласно Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160, вдоль воздушных линий электропередачи устанавливаются охранные зоны в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линий электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении, вдоль подземных кабельных линий электропередачи — в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей. Границы охранных зон объектов электросетевого хозяйства отображаются в документации по планировке территории, однако сведения в ЕГРН в последующем не вносятся. Возникают ситуации, когда подводящие линии электропередач находятся на землях не разграниченной государственной собственности, а местная администрация предоставляет землю в собственность физическим или юридическим лицам.

Также необходимо учитывать и, снижение негативного влияния загрязненного поверхностного стока возможно только путем организации его очистки локально, по месту его образования, непосредственно перед сбросом. [7]. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, размер санитарно-защитной зоны локальных очистных сооружений поверхностного стока закрытого и открытого типа (далее — ЛОС) составляет 50 и 100 м соответственно. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны может быть обоснован (в том числе уменьшен) проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. ЛОС обеспечивают очистку воды до требуемых показателей для водоема рыбохозяйственного назначения. Размещение ЛОС разрабатывается в процессе строительства и реконструкции, а также при проведении капитального ремонта линейного объекта в разделе перечня мероприятий по охране окружающей среды проектной документации, в которой описывается воздействие объекта на экологическое благополучие района работ и отображаются границы ЗОУИТ (санитарно-защитная зона) (Рис. 4).

Однако сведения в ЕГРН в последующем не вносятся, хотя санитарно-защитная зона может выходит за границы полосы отвода автомобильной дороги.

Еще одним вопросом связанным с устранением различного вида негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и население, проживающее в непосредственной близости от автомобильных дорог, наиболее важной является защита от транспортного шума. В рамках разработки проектной документации строительства или реконструкции автомобильных дорог устанавливается в соответствии с СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 расстояние от источника воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов – санитарный разрыв. Критерием для определения размера санитарного разрыва является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух. Основными факторами являются: интенсивность движения, скоростной режим; состав транспортных средств; категория и (или) класс автомобильной дороги; физико-географические и природно-климатические показатели района.

При строительстве объектов капитального строительства в границах населённого часто возникают вопросы касательно правил размещения на земельном участке, которые в свою очередь регламентируется правилами землепользования и застройки местной администрации. Помимо всего прочего, в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений от линейного объекта, устанавливаются линии отступа от красных линий. Проектная линия регулирует размещение зданий в пределах участков, ограниченных «красными линиями». В нормативных документах СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан. Здания и сооружения», а также СП 30- 102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» указываются конкретное расстояния (5 м) от красной линии. Линии отступа от красных линий целесообразно устанавливать в границах населенных пунктов, поскольку за пределами устанавливается придорожная полоса, которая в свою очередь запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением: объектов, предназначенных для обслуживания таких автомобильных дорог, их строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания; объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, информационных щитов и указателей; инженерных коммуникаций.

Таким образом, в ходе исследования были также рассмотрены типичные ситуации, но, чтобы выявить все ограничения в отношении смежных земельных участков от полосы отвода автомобильной дороги (так как количество вариаций возможных ограничений стремится к бесчисленному множеству), необходимо систематизировать ограничения от полосы отвода автомобильной дороги, выполнить их типологию и классификацию в рамках задачи по формированию землепользования автомобильных дорог. Исходя из вышесказанного хочется отметить, что территории ограниченного права пользования от полосы отвода автомобильной дороги являются зоны с особыми условиями использования территории автомобильной дороги, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью, а также расстояние от территорий общего пользования и источника негативного воздействия. Авторская классификация территорий ограниченного права пользования от объектов автомобильного транспорта и ряд ограничений представлена в таблице 2. Данная обобщенная классификация представляется впервые и может быть полезна при проектировании полос отвода, придорожных полос и иных зон с особыми условиями использования территорий, формировании землепользования автомобильных дорог, решения задач по устойчивому развитию территорий.

По результатам проведенного исследования, а также опираясь на сделанные выводы, предложенную классификацию авторы также предлагают, ввести новое понятие — придорожная территория автомобильных дорог, т.е. территорию ограниченного права пользования от полосы отвода автомобильной дороги, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью, а также расстояние от территорий общего пользования и источника негативного воздействия.

Предлагается выделить подзоны (пояса), в зависимости от удаленности от полосы отвода автомобильной дороги, которые в свою очередь будут конкретизировать ряд ограничений (табл.3).

С учетом вышеизложенного на материалах автомобильной дороги федерального значения (фрагмент с развязкой) был выполнен проект (рис.5) установления придорожной территории с выделением всех функциональных поясов (подзон). Необходимо отметить, что ряд подзон может пересекаться или накладываться друг на друга. В данном случае возможно использовать принцип сложения запрещений и замещения более слабых запретов более жесткими. В дальнейшем необходимо провести декомпозиции территории на смежные с автомобильной дорогой объекты, установить режим их хозяйственного использования, выявить ущербы от ограничений.

Таким образом, установление зон с особым правовым режимом в общем виде направлено на обеспечение условий для жизни и деятельности общества, создание необходимых условий для эксплуатации режимных и режимообразующих объектов (в данном случае – автомобильных дорог и смежных территорий), сохранение и воспроизводство отдельных ресурсов или их совокупностей, установление ограничений земельных участков (на смежных территориях) и справедливых платежей за землю. Основные цели создания придорожной территории также будут выражены в защите жизни и здоровья граждан и формировании условий для безопасной эксплуатации объектов транспорта, энергетики, что в свою очередь не будет противоречить и целям зон с особыми условиями использования территорий в целом.

В результате проведенных исследования было выдвинуто предложение о формировании нового объекта в системе зон с особыми условиями использования территорий в отношении автомобильных дорог, предложены режимы использования поясов данной территории, составлена классификация объектов, оказывающих влияние на землепользования автомобильных дорог в контексте особого правового режима.

 Список источников

  1. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru.
  2. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru.
  3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 02.07.2021) » Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru.
  4. Антропов Д.В. Перспективы развития института зонирования территорий //Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.-2021.-№5(196).-С.24-28
  5. Антропов, Д.В., Варламов, А.А., Комаров, С.И. Теория и методы зонирования территорий для целей управления земельными ресурсами : монография / Д.В. Антропов, А.А. Варламов, С.И. Комаров. – М.: РАДУГА, 2019. – 228 с.
  6. Бородина О.Б. Проблемы информационного обеспечения в результате установления зоны с особыми условиями использования территории//Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2020. — №1. – (169). – С.41-48 (№ 894 в перечне ВАК)
  7. Винокуров, К. И. Локальные очистные сооружения поверхностного стока на автомобильных дорогах и мостовых переходах / К. И. Винокуров, А. Ю. Крестьянинова // Экология и строительство. – 2019. – № 4. – С. 42-52. – DOI 10.35688/2413-8452-2019-04-005.
  8. Гончарова, А.В., Гальченко, С.А., Антропов, Д.В. Правовое регулирование формирования землепользования линейных объектов // Московский экономический журнал. — 2020. — № 6. — URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2020-17/
  9. Шаповалов, Д.А., Гальченко, С.А., Антропов, Д.В., Жданова, Р.В. Оценка влияния водоохранных зон на кадастровую стоимость земельных участков [Текст] : / Шаповалов Д.А., Гальченко С.А., Антропов Д.В., Жданова Р.В. //Международный сельскохозяйственный журнал.-2017.-№6.-С.22-25
  10. Komarov, S.I., Antropov, D.V., Varlamov, A.A., Galchenko, S.A., Zhdanova, R.V. Zoning as a tool of land management // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 350(1),012051 https://iopscience.iop.org/issue/1755-1315/350/1

References

  1. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Zemelnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 № 136-FZ (red. ot 02.07.2021) // KonsultanTPlyus. URL: http://www.consultant.ru.
  2. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Gradostroitelnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 № 190-FZ (red. ot 02.07.2021) // KonsultanTPlyus. URL: http://www.consultant.ru.
  3. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Federalnyj zakon ot 08.11.2007 № 257-FZ (red. ot 02.07.2021) » Ob avtomobilnykh dorogakh i o dorozhnoj deyatelnosti v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdelnye zakonodatelnye akty Rossijskoj Federacii»// KonsultanTPlyus. URL: http://www.consultant.ru.
  4. Antropov D.V. Perspektivy razvitiya instituta zonirovaniya territorij //Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel.-2021.-№5(196).-S.24-28
  5. Antropov, D.V., Varlamov, A.A., Komarov, S.I. Teoriya i metody zonirovaniya territorij dlya celej upravleniya zemelnymi resursami : monografiya / D.V. Antropov, A.A. Varlamov, S.I. Komarov. – M.: RADUGA, 2019. – 228 s.
  6. Borodina O.B. Problemy informacionnogo obespecheniya v rezultate ustanovleniya zony s osobymi usloviyami ispolzovaniya territorii//Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel. — 2020. — №1. – (169). – S.41-48 (№ 894 v perechne VAK)
  7. Vinokurov, K. I. Lokalnye ochistnye sooruzheniya poverkhnostnogo stoka na avtomobilnykh dorogakh i mostovykh perekhodakh / K. I. Vinokurov, A. YU. Krestyaninova // Ehkologiya i stroitelstvo. – 2019. – № 4. – S. 42-52. – DOI 10.35688/2413-8452-2019-04-005.
  8. Goncharova, A.V., Galchenko, S.A., Antropov, D.V. Pravovoe regulirovanie formirovaniya zemlepolzovaniya linejnykh ob»ektov // Moskovskij ehkonomicheskij zhurnal. — 2020. — № 6. — URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2020-17/
  9. Shapovalov, D.A., Galchenko, S.A., Antropov, D.V., Zhdanova, R.V. Ocenka vliyaniya vodookhrannykh zon na kadastrovuyu stoimost zemelnykh uchastkov [Tekst] : / Shapovalov D.A., Galchenko S.A., Antropov D.V., Zhdanova R.V. //Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal.-2017.-№6.-S.22-25
  10. Komarov, S.I., Antropov, D.V., Varlamov, A.A., Galchenko, S.A., Zhdanova, R.V. Zoning as a tool of land management // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 350(1),012051 https://iopscience.iop.org/issue/1755-1315/350/1

 Для цитирования: Шаповалов Д.А., Антропов Д.В., Забавников А.С. Формирование территорий ограниченного права пользования от полосы отвода автомобильной дороги // Московский экономический журнал. 2022. № 2. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2022-16/

© Шаповалов Д.А., Антропов Д.В., Забавников А.С., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 2.

[1] Полоса отвода не является зоной с особыми условиями использования территорий и представляет собой земельные участки, предназначенные для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.