Московский экономический журнал 2/2021

image_pdfimage_print

УДК 504.06

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10092 

СОЗДАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ ПРИРОДООХРАННЫХ СИСТЕМ В ВИДЕ СЕТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ 

CREATION OF SUSTAINABLE NATURAL PROTECTION SYSTEMS AS A NETWORK OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS

Бородина Ольга Борисовна, доцент кафедры землепользования и кадастров, кандидат экономических наук, Государственный университет по землеустройству, Москва

Borodina Olga Borisovna, associate professor of the department of land use and cadastres, candidate of economic sciences, The State University of Land Use Planning, Moscow

Любченко Екатерина Викторовна, аспирант 3-го года обучения по направлению подготовки 05.06.01 «Науки о Земле», Государственный университет по землеустройству, Москва

Lyubchenko Ekaterina Viktorovna, postgraduate student 3 years of study 05.06.01«Science of Earth», The State University of Land Use Planning, Moscow

Стрельцова Ольга Станиславовна, аспирант 2-го года обучения по направлению подготовки 05.06.01 «Науки о Земле», Государственный университет по землеустройству, Москва

Streltsova Olga Stanislavovna, postgraduate student 2 years of study 05.06.01«Science of Earth», The State University of Land Use Planning, Moscow 

Аннотация. В статье затронута одна из актуальнейших на сегодняшний день тем – охрана окружающей среды. Понимание о необходимости совместного рассмотрения и решения мировым сообществом проблем в природоохранной сфере пришло уже к началу ХХ. С этого момента, международное природоохранное законодательство прошло длительный путь своего становления и напрямую связано с характером экологических проблем, большинство из которых являются глобальными по своей природе и требуют для своего разрешения тесного, долгосрочного и разностороннего межгосударственного сотрудничества. В связи с чем, авторами представляется целесообразным провести анализ основных нормативных актов Российской Федерации, принятых в рамках реализации нашей страной государственной экологической политики, в том числе, путем создания устойчивых природоохранных систем (с помощью рассмотрения основных результатов по направлению деятельности в данной сфере).

Summary. The article touches on one of the most relevant topics today – environmental protection. The understanding of the need for joint consideration and solution by the world community of problems in the environmental sphere came already by the beginning of the twentieth century. Since that moment, international environmental legislation has passed a long way of its formation and is directly related to the nature of environmental problems, most of which are global in nature and require close, long-term and versatile interstate cooperation to solve them. In this connection, the authors consider it advisable to analyze the main regulatory acts of the Russian Federation adopted as part of the implementation of our country’s state environmental policy, including through the creation of sustainable environmental systems (by considering the main results in the direction of activity in this area).

Ключевые слова: охрана окружающей среды, природные ресурсы, экологический кризис, экологическая политика, экологическая безопасность, стратегия, устойчивая природоохранная система, особо охраняемые природные территории.

Keywods: environmental protection, natural resources, environmental crisis, environmental policy, environmental safety, strategy, sustainable environmental system, specially protected natural areas. 

В начале нашего века проблемы окружающей среды становятся актуальными для всех стран мира в связи с увеличением населения планеты (с 1,6 млрд. чел. в нач. ХХ в. до 6 млрд. чел. к нач. ХХI в.). Долгие годы процессы ухудшения окружающей среды затрагивали лишь ограниченные участки и не носили столь глобального характера. В последние же десятилетия, учитывая стремительное развитие промышленности, а также иных отраслей хозяйства, ситуация стала резко ухудшаться, причем повсеместно.

Сегодня охрана объектов природы является одним из приоритетных направлений деятельности мирового сообщества. В результате социально – экономического развития человечества потребление природных ресурсов намного превышает способности их воспроизводства, в то же время отрицательное влияние на природу все возрастает. Окружающий нас природный мир загрязняется не только сознательно – различными, в том числе опасными, промышленными и бытовыми отходами, но и по неосторожности или халатности – вследствие катастроф техногенного характера, в отдельных случаях уничтожаются целые природные объекты.

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведёт к дестабилизации биосферы, утрате её целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. По нашему мнению, преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

Не случайно в последние годы наиболее прогрессивные слои человеческого общества настоятельно поднимают вопросы рационального использования и сохранения природных ресурсов. Вопросы охраны окружающей среды стали глобальными и из региональных, внутригосударственных, выросли в международную, общепланетарную проблему. Сегодня практические все развитые государства мира включили охрану окружающей среды в список наиболее важных аспектов борьбы человечества за выживание.

Для предотвращения ухудшения экологической обстановки как в стране, так и во всем мире, а также выхода на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды, необходимо проведение целенаправленной экологической политики, базирующейся на принципах рыночных отношений и использующей финансово-экономические возможности всех субъектов природопользования. Государственная экологическая политика является одним из важнейших факторов управления социально-экологической ситуацией.

Реализация экологической политики является приоритетным направлением деятельности органов власти в наиболее развитых странах, наша страна не является исключением. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ставят задачи по воплощению в жизнь приоритетных положений экологической политики наряду с деятельностью по реализации политики социально-экономического развития, демографической политики, политики модернизации образования и здравоохранения, обеспечения национальной безопасности и прочего.

В ее формировании и реализации активное участие принимают органы местного самоуправления, граждане, а также их объединения. Многие организации и предприятия заинтересованы в том, чтобы добиться экологической эффективности, контролируют воздействие своей деятельности, продукции и услуг на окружающую среду.

В настоящее время, в рамках проведения государственной политики создается законодательная, нормативно – правовая и методическая база, регламентирующая вопросы обеспечения экологической безопасности.

В 2002 году Распоряжением Правительства Российской Федерации
№ 1225-р утверждается Экологическая доктрина Российской Федерации (далее – Экологическая доктрина), положения которой определили основные цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.

По мнению Правительства нашей страны, преодоление кризиса в связи с растущими темпами деградации природных систем, ведущих к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни, возможны только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих разрушение и деградацию природной среды.

Согласно положениям названной доктрины, при проведении в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии, должны учитываться такие факторы деградации природной среды, как [1]:

  • преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;
  • низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;
  • резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;
  • низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;
  • последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;
  • низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

Основными направлениями государственной политики в области экологии определяются такие направления, как обеспечение устойчивого природопользования, сохранение и восстановление природной среды.

Реализация вышеуказанных, а также иных приоритетных направлений, отраженных в Экологической доктрине, на сегодняшний день, главным образом осуществляется в соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Основы), утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года.

Данный нормативно – правовой акт разработан в целях определения направления государственной экологической политики в Российской Федерации.

Как было отмечено в свое время заместителем Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Ринатом Гизатулиным:
«Это первый стратегический документ в современной России в области экологии, создающий баланс между интересами развития экономики и сохранения экологии. Над его созданием работали все заинтересованные стороны – от органов государственной власти до природоохранных организаций, научные сообщества и бизнес-объединения» [2].

Стратегической целью государственной политики в области экологического развития Основы определяют решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [3].

В связи с чем, возникает потребность в регулировании общественных отношений по вопросам стратегического планирования и в рамках Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, определяющей обеспечение национальных интересов посредством реализации ряда национальных приоритетов, в том числе, экологии живых систем и рационального природопользования, разрабатывается Стратегия экологической безопасности Российской Федерации (далее – Стратегия).

Стратегия утверждена Указом Президента Российской Федерации
№ 176 в 2017 году и согласно ее положениям, состояние окружающей среды на территории нашей страны, где сосредоточены большая часть населения страны, производственных мощностей и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья (составляет около 15 процентов территории страны), оценивается как неблагополучное по экологическим параметрам. Продолжают сохранятся угрозы экологической безопасности несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и иных факторов, по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [4].

На рисунке 1 для наглядности отображены сведения об основных объектах, действующих на территории Российской Федерации, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по состоянию на 1 января 2019 года.

Для решения указанных проблем Стратегией был определен ряд основных целей, таких как, сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

В 2018 году, для реализации указанных целей и отображения основных целевых показателей в рассматриваемой нами сфере, в рамках
Указа Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года» [5] разрабатывается национальный проект «Экология», содержащий в себе следующие федеральные целевые программы:

  • Чистая страна;
  • Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности;
  • Чистый воздух;
  • Чистая вода;
  • Оздоровление Волги;
  • Сохранение озера Байкал;
  • Сохранение уникальных водных объектов;
  • Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма;
  • Сохранение лесов;
  • Внедрение наилучших доступных технологий.

Учитывая изложенное, авторы считают необходимым обратить внимание на то, что в рамках ведения экологической политики государством, одним из важнейших направлений по линии планирования и организации природоохранных мероприятий, является изъятие из хозяйственного использования определенных территорий и акваторий или ограничение на них хозяйственной деятельности, что способствует сохранению экосистем и видов биоты в состоянии, наиболее близком к природному, сохранению генофонда растений и животных, а также ландшафтов – как эталонов природы, в научных и образовательных целях.

Указанное направление охраны природы реализуется на основе существующей, законодательно закрепленной, сети особо охраняемые природных территорий, играющих важную роль в сохранении и восстановлении природно-ресурсного потенциала, обеспечения качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики.

Особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ) – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Рассматриваемые территории относятся к объектам общенационального достояния [6].

Создание ООПТ уже не один десяток лет относят к основному и традиционному подходу к сохранению биологического разнообразия как на глобальном, так и на национальном, в том числе региональных уровнях. 

Отношения, возникающие в ходе использования земель, вод, леса и иных природных ресурсов ООПТ, регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также с учетом положений регионального законодательства.

Отношения в области организации, охраны и использования ООПТ в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения, в основе своей регулирует Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».

С учётом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

  1. Государственные природные заповедники (в том числе биосферные)
  2. Национальные парки
  3. Природные парки
  4. Государственные природные заказники
  5. Памятники природы
  6. Дендрологические парки и ботанические сады

Согласно статистическим данным, приведенным в ежегодном докладе Минприроды России «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» [7], в 2019 году в России насчитывалось 11,8 тыс. ООПТ. По сравнению с 2018 годом их количество сократилось на 42 единицы, в то время как общая площадь увеличилась на 1,1 млн га, составив 238,8 млн га в 2019 году, что составляет порядка 14% площади всей страны. Всего же с 2010 по 2019 гг. общая площадь ООПТ увеличилась на 27,8 млн га, что говорит об усовершенствовании системы управления ООПТ в Российской Федерации (Рис. 2).

По состоянию на 31 декабря 2019 года в нашей стране насчитывалось
295 ООПТ федерального значения, в том числе:

  • 108 государственных природных заповедников;
  • 63 национальных парков;
  • 60 государственных природных заказников;
  • 17 памятников природы;
  • 47 дендрологических парков и ботанических садов.

Совокупная площадь ООПТ федерального значения в 2019 году составила 73,8 млн га, что на 2,3 млн га больше, чем в 2018 году. За период 2010-2019 гг. общая площадь ООПТ федерального значения увеличилась на 27,8 млн га. Практически половину от площади всех ООПТ федерального значения в 2019 году заняли государственные природные заповедники – 45,5%, национальные парки составили 36,1%, государственные природные заказники – 18,4% (Рис. 3).

Важно отметить, что на сегодняшний день, Россия участвует в ряде международных договоров и программ, имеющих непосредственное отношение к развитию сети ООПТ:

  • Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия;
  • Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц;
  • Международная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера»;
  • двусторонние (трехсторонние) соглашения о создании и функционировании ООПТ, примыкающих к государственной границе.

Ряд ООПТ имеют международный статус:

  • 18 объектов культурного наследия ЮНЕСКО;
  • 11 объектов природного наследия ЮНЕСКО;
  • 46 биосферных резерватов ЮНЕСКО.

Также стоит обратить внимание на достижение целевых индикаторов в сфере биологического разнообразия Российской Федерации, установленных Государственной программой Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, поскольку большинство фактических показателей превышают плановые (Табл. 1).

Помимо этого, в рамках федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» национального проекта «Экология» предполагается создание 24 ООПТ и увеличение общей площади ООПТ не менее чем на 5 млн га до 2024 года.

За 2019 год, в рамках Концепции развития системы ООПТ федерального значения на период до 2020 года, создано 5 новых ООПТ федерального значения:

  • национальный парк «Зигальга»;
  • национальный парк «Койгородский»;
  • национальный парк «Самурский»;
  • национальный парк «Токинско-Становой»;
  • национальный парк «Кыталык».

Расширена на 6,9 тыс. га территория национального парка «Земля леопарда» в Приморском крае.

Реорганизованы в национальный парк государственный природный заповедник «Красноярские Столбы» и «Гыданский». На территории Архангельской области создан Двинско-Пинежский заказник.

В продолжение развития рассматриваемой темы, необходимо обратить внимание на планируемые в перспективе направления деятельности. В июле 2020 года был подписан Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», включивший в себя комфортную и безопасную среду для жизни как одно из направлений стратегического развития, а также следующие направления деятельности [8]:

  • создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза;
  • снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза;
  • ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов.

Таким образом учитывая изложенное, мы можем сделать вывод
о тенденции к разработке новых прогрессивных законодательных и иных нормативно-правовых актов, направленных на экологизацию сознания населения нашей страны

В настоящее время запущен процесс формирования принципиально новых правовых основ для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, позволяющей решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны [9].

В свою очередь, Правительство нашей страны активно поддерживает создание и развитие сети ООПТ путем реализации упомянутых в тексте проектов. Инициативные мероприятия, направленные на поддержку ООПТ, как мы видим по приведенным целевым показателям и графикам, приносят положительные результаты, и свидетельствуют о развитии названной сети в долгосрочной перспективе.

Вместе с тем стоит отметить, что реализация указанных программ, разработанных в рамках стратегического планирования в рассматриваемой сфере, зависит от огромного количества факторов. Однако для успешной реализации государственной политики в области охраны окружающей среды немаловажную роль играет активность граждан и деятельность экологических организаций, имеющих региональные отделения. Поскольку вышерассмотренные нормативно-правовые акты сложно реализовать без должного уровня поддержки и участия со стороны населения, необходимо укреплять и развивать сотрудничество основных участников экологической политики Российской Федерации.

Список использованной литературы

  1. Российская Федерация. Экологическая доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р // «Консультант Плюс»
  2. https://www.mnr.gov.ru/ — официальный сайт Минприроды России
  3. Российская Федерация. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 30.04.2012 // «Консультант Плюс»
  4. Российская Федерация. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 // «Консультант Плюс»
  5. Российская Федерация. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 // «Консультант Плюс»
  6. Российская Федерация. Об особо охраняемых природных территориях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ // «Консультант Плюс»
  7. Российская Федерация. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации [Электронный ресурс]: Государственный доклад за 2019 год // официальный сайт Минприроды России
  8. Российская Федерация. О национальных целях развития России до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 // Kremlin.ru
  9. Жаворонкова Наталья Григорьевна, Шпаковский Юрий Григорьевич Экологическая безопасность в системе стратегического планирования Российской Федерации // Lex Russica. 2016. №6 (115)