Московский экономический журнал 12/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 630*160.2

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10716 

УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ACCOUNTING THE LAND OF THE FORESTRY FUND IN THE RUSSIAN FEDERATION 

Коннов Илья Александрович, Исследователь. Преподаватель-Исследователь, Красноярский государственный аграрный университет. Место работы: Федеральное Автономное Учреждение «РОСДОРНИИ», Главный специалист отделения мониторинга инновационной деятельности. г. Красноярск

Вараксин Геннадий Сергеевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик Российской Академии Естествознания. Место работы: Федеральный исследовательский центр Красноярский научный центр СО РАН обособленное подразделение Институт леса им. В.Н. Сукачева — ведущий научный сотрудник, Красноярский государственный аграрный университет – профессор, г. Красноярск

Konnov Ilya Alexandrovich, Researcher. Lecturer-Researcher, Krasnoyarsk State Agrarian University. Place of work: Federal Autonomous Institution «ROSDORNII», Chief Specialist of the Department of Innovation Monitoring. Krasnoyarsk

Varaksin Gennady Sergeevich, Doctor of Agricultural Sciences, Professor, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences. Place of work: Federal Research Center Krasnoyarsk Scientific Center SB RAS separate subdivision V.N. Sukachev Forest Institute — leading researcher, Krasnoyarsk State Agrarian University — Professor, Krasnoyarsk.

Аннотация. В представленной статье рассматриваются основные проблемы, а также возможные пути их решения, которые возникают в рамках учета границ лесного фонда и последующем внесении из в ЕГРН. Авторы статьи отмечают объективную необходимость в учете лесных земель, которая состоит в том, что неопределенность их границ порождает сокращение данных земель. В свою очередь, успешное развитие и планирование этих земель во многом обусловлено эффективным управлением этими землями, механизм которого раскрывается в представленной статье. Указано, что точные и стандартные данные о лесном фонде в едином государственном реестре прав, направлены на обеспечение защиты права собственности в РФ, оптимизацию их кадастрового учета. Делается вывод о том, что дальнейшее изучение данной темы, совершенствование законодательства является необходимым и значимым.

Abstract. The presented article discusses the main problems, as well as possible ways to solve them, which arise within the framework of accounting for the boundaries of the forest fund and subsequent entry from the USRN. The authors of the article notes the objective need for accounting for forest lands, which consists in the fact that the uncertainty of their boundaries gives rise to a reduction in these lands. In turn, the successful development and planning of these lands is largely due to the effective management of these lands, the mechanism of which is disclosed in the presented article. It is indicated that accurate and standard data on the forest fund in the unified state register of rights are aimed at ensuring the protection of property rights in the Russian Federation, optimizing their cadastral registration. It is concluded that further study of this topic, improvement of legislation is necessary and significant.

Ключевые слова: лесные земли, кадастровый учет, кадастр, ЕГРН

Key words: forest land, cadastral registration, cadastre, EGRN 

Красноярский край обладает крупнейшими в России лесосырьевыми ресурсными площадями. Леса края располагаются на различных категориях земель: лесного фонда, землях обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий, населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения и землях иных категорий. О потенциальных землях лесного фонда нами детально рассматривается в работе [4]. Необходимо напомнить, что территориальные возможности Красноярского края в совокупности с исторически сложившейся ситуацией на заброшенных землях позволяет значительно увеличить площади в разрезе лесного фонда региона. Сложившаяся структура, природные и экономические факторы настоящего времени обостряют вопрос сохранения и подробного учета ключевой категории земель нашего региона. Одним из самых важных инструментов для достижения цели эффективного использования земельных ресурсов для удовлетворения потребностей общества, а также достижения устойчивого развития является государственный учет и регистрация прав на недвижимое имущество.

В реалиях 2021 года необходимо провести анализ методических указаний и исследований авторов на момент 2010 года. Именно тогда государство осознало необходимость учета земель лесного фонда и приступило к разработке механизмов реализации этого процесса. Наиболее подробно этот вопрос исследовался в нашей статье «Опыт кадастрового учета земель лесного фонда в России [1]. К ключевым проблемам в работе отмечены неточные границы кадастрового деления, несоответствие границ населенных пунктов относительно границ межселенных территорий и недостаток сведений о земельных участках сторонних землепользований. Данные моменты десять лет назад вызывали массу проблем уже на этапе согласования. Среди государственных реестров наблюдались большие объемы несоответствий, что приводило к большим временным и финансовым потерям, а также отдаляло и замедляло постановку на кадастровый учет земель лесного фонда. Одна из основных причин данных проблем заключается в том, что границы лесоустроительной базы формировались и формируются на основе топографических карт масштабов 1:10000 и 1:25000, поскольку имеют жесткие требования по точности определения местоположения, от которой в последствии зависят все лесоустроительные таксационные показатели. И одновременно кадастровое деление было сформировано по топографическим картам масштаба 1:100000. В связи с этим границы кадастровых кварталов, блоков и муниципальных образований были нанесены иначе, в результате принципа генерализации картографических изображений. Вопрос разномасштабности картографических основ на уровне региона остается нерешенным по настоящее время. Если ранее подобная проблема приводила специалистов в тупик, то сейчас проектируемые массивы лесного фонда при подготовке межевой документации подвергают разбитию на несколькие кадастровые массивы или блоки. Текущая процедура делает возможной постановку на кадастровый учет, но существенно усложняет процесс на всех этапах. Земельные участки лесного фонда в большинстве своем представляют  из себя крупные по площади массивы, их площадь исчисляется тысячами гектар, поэтому территориально они нередко попадают в разные административные районы и усложняют процесс ведения государственного кадастра недвижимости. В вопросе несоответствия границ населенных пунктов и межселенных территорий тоже не произошло положительных массовых изменений. Можно лишь заметить, что Росреестр в данный момент оперативно ведет работу по внесению сведений о населенных пунктах в ЕГРН. Когда эта проблема решится, сложно прогнозировать, поскольку данных по ней пока нет. В настоящее время решается вопрос о недостаточности сведений о земельных участках сторонних землепользований. Речь идет о Федеральном законе от 11 августа 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» [6].

Представляется, что применение данного нормативно-правового акта направлено на осуществление защиты прав граждан, а также юридических лиц в разрезах их землепользований. Межведомственные и внутриведомственны рабочие группы, призваны в данном аспекте привести сведения ЕГРН и государственного лесного реестра в соответствие. Так, указанным нормативно-правовым актом  были внесены дополнения и изменения в ряд федеральных законов, что позволяет ввести в гражданский оборот земельные участки, которые находятся на землях лесного фонда и решить проблемы, непосредственно связанные с пересечением границ земельных участков лесного фонда с земельными участками других категорий. Стоит отметить, что работа в этом направлении проводится с 2017 года и осуществляется на постоянной основе, а завершить ее планируется 01.01.2023 года [6]. Полагаем, что именно это стоит рассматривать как устранение несостыковок и противоречий в отдельных НПА.

Существующие проблемы в области кадастрового учета лесного фонда отражены в трудах Варламова А.А., Гальченко С.А., Рулевой Н.П. [2].

В практической деятельности не являются редкостью случаи, при которых осуществлялась постановка на кадастровый учет лесных участков с отнесением их к другой категории, а также случаи включения земель лесного фонда в границы населенного пункта. На современном этапе развития проводится достаточно сложная работа, направленная на установление границ лесопарков и лесничеств. В соответствии с мероприятиями Дорожной карты в законодательной сфере произошли весьма ощутимые изменения, в том числе, связанные с принятием Федерального закона от 23.07.2013 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» (далее — Закон № 280-ФЗ) [5]. В качестве структурного элемента данной работы явилось внесение сведений о границах лесничеств в ЕГРН согласно требованиям Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости (далее – Закон о недвижимости) [7]. Результатом данной работы является внесение сведений органом регистрации прав в реестр границ.

Согласно ч. 15 и 16 ст. 34 Закона о недвижимости [7], при внесении в единый реестр сведений о местоположении границ лесничества, орган регистрации права выявит, что они пересекаются с границами земельных участков иных категорий, сведения о которых содержатся в ЕГРН, тогда в процессе постановки, орган регистрации права в течение 5 дней со дня выявления данного факта должен внести в реестр границ описание местоположения границ указанных лесничеств. Более того, он должен внести изменения в сведениях о их местоположении согласно описанию местоположения границ указанных земельных участков, которые содержатся в ЕГРН. Информация о сведениях подобного рода содержится сегодня в ч.15 ст. 34 Закона о недвижимости, который содержит данные относительно местоположения границ лесничества. Стоит отметить, что регистрирующий орган будет вносить указанные данные таким образом, при котором границы лесопарка или лесничества не будут пересекать границы земельного или лесного участка. Более того, в этом аспекте необходимо вносить изменения так, чтобы земельные участки, которые не относятся к землям лесного фонда, не включались бы в границы лесничества. Именно такой механизм сегодня функционирует на территории нашей страны в настоящее время. Отметим, что работа данного плана находится под особым контролем Федерального агентства лесного хозяйства, что во многом обуславливает актуальность изучения данных вопросов в рамках настоящей статьи.

На основе вышеизложенного можно заключить, что границы лесничества подлежат корректировке органом прав как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения площади лесничества. Однако в этом и состоит основная проблема механизма кадастрового учета лесных земель, который существует на современном этапе развития. Решение этой проблемы видится в следующем:

  1. В рамках формирования границ лесничества, необходимостью будет являться наличие актуальных сведений из ЕГРН. Часто возникают ситуации, при которых на финальных этапах с учтенными участками иной категории, на землях лесного фонда образовывались новые земельные участки, которые были поставлены на учет в тот же день. Данная ситуация нередко создавала дополнительные технические проблемы, а также порождала остановку работ, проводимых на земельном участке до выяснения всех обстоятельств дела. В связи с этим, лишь актуальные планы территорий и актуальные кадастровые выписки способны устранить широкую совокупность методических проблем.
  2. Исполнителям, которые на практике занимаются формированием границ территорий лесничества, стоит проводить сравнительный анализ всех векторов границ, отраженных в плане и внесенных в ЕГРН на предмет изменений, сделанных органом.
  3. В реестрах пересечений, которые формируются в процессе работы, стоит в полной мере отражать изменения по кадастровым номерам земельных участков, а также иные изменения, которые удается выявить в рамках сравнительного анализа векторов границ лесничества, упомянутых выше. Также стоит проводить тщательный анализ данных ситуаций в целом.

На современном этапе развития, специалисты Федерального агентства лесного хозяйства нередко выявляют случаи корректировки органом регистрации прав границ лесничества, причем не только по границам земельных участков, но и по границе кадастровых кварталов, населенных пунктов, муниципальных образований и иных объектов. В отдельно взятых случаях уведомления органа регистрации прав могут содержать неполную или недостоверную информацию, в том числе, о кадастровых номерах земельных участков, которые были включены или исключены в границы лесничеств. В подтверждение данной точки зрения можно привести научные труды, в которых авторы указывали на наличие этой проблемы. В частности, стоит отметить труды Варламова А.А., Гальченко С.А., Рулевой Н.П. [2] и некоторых других авторов, в трудах которых проблемы при постановке лесных земель дифференцированы на группы. Кроме того, отмечается наличие такой проблемы, как несоответствие сведений, содержащихся в реестре прав и государственного лесного реестра. Подчеркивается, что во многом это обусловлено тем, что в указанных информационных ресурсах предъявляются разные требования к идентификации объектов учета и к их описанию. Так, согласно Лесному кодексу РФ [5], в качестве базы для формирования лесных участков выступает лесной план субъекта РФ, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков, материалы лесоустройства и иные материалы.

В практической деятельности составление документации такого рода не предусматривает использования данных о кадастровом делении территорий и прохождении границ поселений и иных муниципальных образований. На практике это привело к тому, что при поступлении сведений в ГКН о границах муниципальных образований обнаруживают, что земельный участок, который относили к ранее учтенным и имеющим категорию земли лесного фонда, частично или полностью расположен в границах населенного пункта или в двух и более кадастровых районах. Стоит отметить, что несоответствие данных трех информационных ресурсов, в частности, государственного кадастра недвижимости, государственного лесного реестра и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок ним, обусловлено отсутствием единых требований к документам, которые описывают ключевые характеристики данных объектов недвижимого имущества. Полагаем, что в качестве решения указанной проблемы может выступать правовое регулирование государственного кадастрового учета непосредственно земель лесного фонда. В отсутствие планомерного совершенствования нормативной базы создание базы актуальных сведений о лесных участках едва ли представляется возможным.

Непосредственное обеспечение границ лесничеств, равно как и их внесение в ЕГРП является многоступенчатым и сложным процессом. Так, на первом этапе осуществляется сбор наиболее актуальной информации о лесничестве, в частности:

  1. Данные государственного лесного реестра.
  2. Подбор топографической основы и планов.
  3. Запрос сведений из ЕГРН о кадастровом плане территории.

Более того, на первом этапе данной деятельности осуществляется активная работа с лесоустроительными материалами, а также сканирование и отбор бумажных носителей, аналитическая работа с лесоустроительной документацией. В свою очередь, на втором этапе данной деятельности осуществляется формирование векторного слоя, который будет содержать исчерпывающую информацию относительно границ лесничества, лесных кварталов и участкового лесничества. Базой векторного слоя выступают материалы лесоустройства. Параллельно этой деятельности ведется работа, направленная на формирование реестра пресечения земель лесного фонда с границами населенных пунктов, а также территориальных зон и земельных участков других категорий. И, наконец, на третьем (заключительном) этапе будут формироваться каталоги координат характерных поворотных точек в рамках границ участков, которые входят в состав лесничества, равно как и описание (текстовое) местоположения границ. По сути, это база данных, поступающая в ЕГРН и на базе которой формируют карту-план лесопарка или лесничества.

Таким образом, на основании анализа литературных источников, детального изучения законодательных актов о постановке лесных участков на кадастровый учет нами выявлены основные проблемы по данному вопросу и предложены пути его решения. Необходимо отметить, что учет лесных земель полезен также в административных целях. Перегруженные нефтяные месторождения, районы добычи полезных ископаемых, где запасы небольшие и часто возникают споры, добыча полезных ископаемых в труднодосягаемых местах, где точная граница на поверхности может иметь большое значение, защита границ пастбища или пути миграции животных, приближающиеся к ним через сельскохозяйственные угодья, периодическое распределение земель, находящихся под муниципальным землевладением, точное разграничение и сохранение запасов естественного возобновляемого топлива и контроль за несанкционированным использованием земель, являются прямыми примерами преимущества административного использования результатов кадастрового учета земель лесного фонда.

Список источников

  1. Вараксин Г.С., Коннов И.А. Опыт кадастрового учета земель лесного фонда в России/Материалы международной научной конференции по проблемам агрокомплекса «Проблемы современной аграрной науки», Красноярск, КрасГау, 2018 г., 3 с.
  2. Варламов Анатолий Александрович, Гальченко С.А., Рулева Н.П. Проблемы кадастрового учета земель лесного фонда // Имущественные отношения в РФ. 2016. №6 (177). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kadastrovogo-ucheta-zemel-lesnogo-fonda (дата обращения: 19.06.2018). КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kadastrovogo-ucheta-zemel-lesnogo-fonda.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 1Э6-ФЗ. // СПС КонсультантПлюс.
  4. Коннов И.А., Вараксин Г.С. Лесовыращивание на заброшенных сельскохозяйственных землях/ Материалы международной научной конференции по проблемам агрокомплекса «Проблемы современной аграрной науки», Красноярск, КрасГАУ, 2019. 3 с.
  5. Лесной кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ. // СПС КонсультантПлюс.
  6. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» от 29.07.2017 N 280-ФЗ (последняя редакция) от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ. // СПС Консультант Плюс.
  7. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс 

References

  1. Varaksin G.S., Konnov I.A. Opy`t kadastrovogo ucheta zemel` lesnogo fonda v Rossii/Materialy` mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po problemam agrokompleksa «Problemy` sovremennoj agrarnoj nauki», Krasnoyarsk, KrasGau, 2018 g., 3 s.
  2. Varlamov Anatolij Aleksandrovich, Gal`chenko S.A., Ruleva N.P. Problemy` kadastrovogo ucheta zemel` lesnogo fonda // Imushhestvenny`e otnosheniya v RF. 2016. №6 (177). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kadastrovogo-ucheta-zemel-lesnogo-fonda (data obrashheniya: 19.06.2018). KiberLeninka: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kadastrovogo-ucheta-zemel-lesnogo-fonda.
  3. Zemel`ny`j kodeks Rossijskoj Federacii : Federal`ny`j zakon ot 25 oktyabrya 2001 goda № 1E`6-FZ. // SPS Konsul`tantPlyus.
  4. Konnov I.A., Varaksin G.S. Lesovy`rashhivanie na zabroshenny`x sel`skoxozyajstvenny`x zemlyax/ Materialy` mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po problemam agrokompleksa «Problemy` sovremennoj agrarnoj nauki», Krasnoyarsk, KrasGAU, 2019. 3 s.
  5. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii : Federal`ny`j zakon ot 4 dekabrya 2006 goda № 200-FZ. // SPS Konsul`tantPlyus.
  6. Federal`ny`j zakon «O vnesenii izmenenij v otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Federacii v celyax ustraneniya protivorechij v svedeniyax gosudarstvenny`x reestrov i ustanovleniya prinadlezhnosti zemel`nogo uchastka k opredelennoj kategorii zemel`» ot 29.07.2017 N 280-FZ (poslednyaya redakciya) ot 29 iyulya 2017 goda № 280-FZ. // SPS Konsul`tant Plyus.
  7. Federal`ny`j zakon «O gosudarstvennoj registracii nedvizhimosti» ot 13.07.2015 N 218-FZ (poslednyaya redakciya) // SPS Konsul`tant Plyus

Для цитирования: Коннов И.А., Вараксин Г.С. Учет земель лесного фонда в Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-10/

© Коннов И.А., Вараксин Г.С., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.