Московский экономический журнал 12/2019

image_pdfimage_print

УДК 332.21

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10260

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

RECOMMENDATIONS FOR IMPROVING THE USE OF LAND SHARES IN THE TOTAL PROPERTY LAW ON AGRICULTURAL LANDS

Евтушкова Е.П., ФГБОУ ВО Государственный агарный университет Северного Зауралья, Тюмень, Россия,  Evtushckova17@yandex.ru

Evtushkova E.P., Candidate of Agricultural Sciences, Head of the Department,State Agrarian University of the North Ural, Tyumen, Russia, Evtushckova17@yandex.ru

Аннотация: Вопросы по совершенствованию использования земельных долей в праве общей собственности на землях сельскохозяйственного назначения в контексте нормативно-правого анализа зависит от механизма управления земельными ресурсами сельскохозяйственного назначения. В настоящее время, в мире инновационных технологий, меняется отношение к землям сельскохозяйственного назначения. На сегодня в Тюменской области около 150 тыс. га формально не используются, однако 33 тыс. га пригодны для производства в сельском хозяйстве. Поэтому необходимо: инвестирование в сельскохозяйственное производство, увеличение количества рабочих мест, применение передовых агропромышленных технологий, создание эффективной системы менеджмента и маркетинга.

Использование земельных долей заключается в том, что в связи с не востребованностью большого количества сельскохозяйственных угодий происходит значительные потери сельскохозяйственной продукции, что, приводит к не поступлению платежей в муниципальные бюджеты.

Summary: The issues of improving the use of land shares in the common ownership right on agricultural lands in the context of regulatory analysis depends on the mechanism for managing agricultural land resources. Currently, in the world of innovative technologies, the attitude towards agricultural lands is changing. Today in the Tyumen region about 150 thousand hectares are not formally used, but 33 thousand hectares are suitable for production in agriculture. Therefore, it is necessary: ​​investing in agricultural production, increasing the number of jobs, applying advanced agricultural technologies, creating an effective management and marketing system.

The use of land shares consists in the fact that due to the lack of demand for a large number of agricultural lands, significant losses of agricultural products occur, which leads to non-receipt of payments to municipal budgets.

Ключевые слова: невостребованная земельная доля, земли сельскохозяйственного назначения, право общей собственности.

Key words: unclaimed land share, agricultural land, common property right.

Земли сельскохозяйственного назначения выступают приоритетными среди других категорий земель, так как важнейшей задачей каждой страны является обеспечение людей продовольствием. В связи с длительным восстановлением земельных ресурсов, каждое государство работает с проблемой рационального и эффективного их использования. Развитие сельского хозяйства зависит, в первую очередь, от того, насколько правильно организовано использование земель [9].

В  Тюменской области все сельскохозяйственные предприятия работают в основном на частной земле, поделенной между гражданами на доли и землях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставленных на праве пользования. В целом в 2012 году в составе земель предприятий и организаций использовалось 871,2 тыс. га земель, находящихся в общей собственности, из них 17 тыс. га — невостребованные земельные доли. [3].

Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд [4, 7].

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника [4 ,7 ,8].      

Целью исследования является проведение анализа использования земельных долей в праве общей собственности на землях сельскохозяйственного назначения ООО «Сибирь» Ялуторовского района.

В качестве объекта исследования выбраны территория ООО «Сибирь» Ялуторовского района Тюменской области.

Предметом исследования выступает процедура формирования земельных долей в праве общей долевой собственности.

Одним из лидирующих районов в Тюменской области в сфере сельскохозяйственного производства занимает Ялуторовский район. На сельскохозяйственных предприятиях, в личных подсобных хозяйствах граждан растёт поголовье крупного рогатого скота, свиней, овец. С ростом поголовья растёт и продуктивность животных и, как следствие, улучшается материальное положение сельских жителей.

Ялуторовский район расположен в юго-западной части Тюменской области и граничит с шестью районами области. Территория района составляет 2 847 кв. км, численность населения – 17,2 тыс. человек. В составе района 15 сельских поселений, объединяющих жителей 39 населённых пунктов. [5].

Беркутское муниципальное образование расположено на юго-западе Ялуторовского района.

По территории сельского поселения проходит участки федеральной автодороги Тюмень–Ялуторовск–Ишим–Омск и Транссибирской железнодорожной магистрали, что включают сельское поселение в зону влияния международного транспортного коридора «Запад–Восток». Кроме того, положение в сравнительной близости к районному центру  (город Ялуторовск) определяет относительно благоприятные условия для дальнейшего развития.

Площадь сельского поселения занимает 21800,411 га на которой проживает около 1460 человек. В состав муниципального образования входит 3 населенных пункта: п. Беркут, д. Черемушки и п. Менгарская.

В состав территории сельскохозяйственного кооператива ООО «Сибирь» входит 3 населенных пункта: п. Беркут, п. Менгарская и д. Черемушки.

Общая площадь земель сельскохозяйственного кооператива ООО «Сибирь» составляет 21 200 га, в т.ч. земель сельскохозяйственного назначения 13795,71.

Наибольшую площадь занимают сельскохозяйственные угодья – 65% от общей площади территории, из которых пашня 36,2%, кормовые угодья – 17%, сенокосы – 11,2% и многолетние насаждения – 0,6%, наименьшую под водными объектами – 0,7%.

Анализ сложившейся организации использования земель сельскохозяйственного кооператива ООО «Сибирь» (1990 г.) включает в себя данные по формированию фонда перераспределения земель, информацию о землях сельской администрации, крестьянского фермерского хозяйства, устройства территории пашни, сенокосов и пастбищ, а также землях общего пользования.

Общая площадь земель Ялуторовского района поставленных на государственный кадастровый учет составляет 47,7 тыс. га, из них 3 тыс. га — невостребованные земельные доли.

Администрация Ялуторовского района Тюменской области, в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», сформировала список невостребованных земельных долей бывшего ТОО «Сибирь», средний размер земельной доли 10,17 га, кадастровая стоимость земельных долей находящихся на праве общей долевой собственности колеблется от 42 051,0 до 735 892,5 рублей.

Общая площадь невостребованных земельных долей на территории сельскохозяйственного кооператива ООО «Сибирь» составляет 5920 га.

В течение трех месяцев с момента опубликования списка, лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в Администрацию Беркутского сельского поселения Ялуторовского района, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

В правовом отношении наибольший удельный вес занимают земельные доли, используемые на праве собственности (85%), земельные доли, используемые без выдела в натуре (99%).

Всего в коллективно-совместную собственность закреплено 7 213,87 га.

Согласно списку, представленному Ялуторовским межрайонным отделом Управления Роснедвижимости по Тюменской области, число участников коллективно-совместной собственности, находящихся в границах сельскохозяйственного кооператива ООО «Сибирь» составляет 701.

На основании полученных данных об использовании земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в коллективно-долевой собственности сельскохозяйственного кооператива ООО «Сибирь» в работе представлен анализ: состава и использования земельных долей; наличия невостребованных земельных долей, поставленных и не поставленных на ГКУ земельных участков; размер сельских поселений по площади сельскохозяйственных угодий.

Поставленные на ГКУ земельных долей – 1293,87 га, недоставленные на учет – 5920 га.

На размер земельной доли в сельскохозяйственном кооперативе ООО «Сибирь» влияет состав и соотношение угодий, а также численность населения, имеющее право на получение земельной доли.

На сегодняшний день по Тюменской области собственники земельных долей распорядились ими следующим образом:

  • передали в аренду (42,5%);
  • передали право пользования земельной доли в уставной капитал сельскохозяйственного предприятия (15,2%);
  • используют для ведения личного подсобного хозяйства (7,2%);
  • передали земельную долю непосредственно в уставной капитал сельскохозяйственного предприятия (4,2%);
  • 14,9 % крестьян никаким образом не распорядились своими земельными долями;
  • 16% невостребованные доли.

На территории сельскохозяйственного кооператива ООО «Сибирь» процент невостребованных земель составил 27,9%.

Анализируя данные, подтверждается проблема невостребованности земельных долей в Тюменской области. Реформирование коллективных предприятий не завершено, поэтому невостребованные земельные доли числятся за коллективными предприятиями, которые юридически не ликвидированы, а фактически не осуществляют финансово-хозяйственной деятельности. По Тюменской области насчитывается 164 сельскохозяйственных предприятия, прекративших своё существование в связи с банкротством, но по которым вопрос о прекращении прав на землю не решен. За ними по государственным актам числится – 819 тыс. га земель [1].

Причинами не оформления земельных участков в счет земельных долей в большинстве муниципальных районов Тюменской области являются большие затраты на подготовку проектов межевания, слабая активность собственников земельных долей, отсутствие должного содействия со стороны органов местного самоуправления. Большинство уже разработанных проектов выполнено для выделения земельных участков в индивидуальном порядке. [2].

Проведенный анализ состояния использования земель сельскохозяйственного назначения на территории сельскохозяйственного кооператива ООО «Сибирь» в той или иной степени подтверждает актуальность проведения:

  1. инвентаризация земель в границах сельскохозяйственных землепользований;
  2. разработка схем ландшафтно-экологического зонирования;
  3. осуществление мониторинга земель и земельных долей, в силу того, что в настоящее время трудно оперировать данными проектов по землеустройству земель сельскохозяйственного назначения и формировать модель земельно-имущественного комплекса сельскохозяйственного землепользования устойчивого развития.

При анализе использования земельных долей на территории сельскохозяйственного кооператива ООО «Сибирь» и рассмотрении процедуры выдела земельных участков в счет земельных долей выявлены некоторые проблемы, исходя из которых предлагаются следующие пути решения:

  1. Инвентаризация земель на муниципальном уровне с целью выявления невостребованных земельных долей.
  2. Проведение работ по комплексной инвентаризации сельскохозяйственных угодий и их оценки, что позволит определить степень пригодности угодий для сельскохозяйственного производства.
  3. Проведение комплекса работ по выделу земельных участков в счет земельных долей будет целесообразно непосредственное участие и содействие органов местного самоуправления в организации данной процедуры, а также разработка придельных максимальных цен на выполнение работ при подготовке проекта межевания на уровне субъектов Российской Федерации.
  4. Разработка комплексных землеустроительных проектов перераспределения земель на территории сельских поселений (до составления проектов межевания) для создания благоприятных пространственно-территориальных условий и размещения инженерной инфраструктуры. В целях рационального использования земельных ресурсов обязать землепользователей предоставлять долгосрочный бизнес-план в основе которого будет лежать проект внутрихозяйственного землеустройства.

Список литературы

  1. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2018 г. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. – http://mcx.ru
  2. Евтушкова Е.П., Симакова Т.В., Скипин Л.Н. Анализ использования земельных долей в праве общей собственности на землях сельскохозяйственного назначения юга Тюменской области. Агропродовольственная политика России. 2017. № 7 (67). С. 81-84.
  3. Жак С. А., Пахомчик С. А. Государственная политика на современном этапе реформирования системы земельных правоотношений // Молодой ученый. — 2015. — №6.5. — С. 77-79. — URL https://moluch.ru/archive/86/16715/ (дата обращения: 11.12.2019).
  4. Закон Тюменской области от 03.11.2003 № 170 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (принят Тюменской областной Думой 22.10.2003).
  5. Официальный сайт Ялуторовского района. – [Электронный ресурс]. — https://yalutorovsk-mr.admtyumen.ru/
  6.  Рекомендации по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. – http://www.yaragrovuz.ru/images/Vestnik_APK/18-1/87-98.pdf
  7. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — ст. 13.
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения»// Собрание законодательства РФ. — 2010. — ст. 15
  9. Simakova T.V., Skipin L.N., Evtushkova E.P., Simakov A.V., Pashnina E.A., Matveeva A.A., Yurlova A.A. Monitoring of reclaimed land in Tyumen region. Espacios. 2018. Т. 39. № 14. С. 22.