http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 11/2022 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 11/2022

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 631.587:338.43

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_11_665

ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫЕ УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ УСЛУГ ПОДАЧИ ВОДЫ НА ОРОШЕНИЕ

ECONOMICALLY JUSTIFIED TERMS OF PAYMENT FOR WATER SUPPLY SERVICES FOR IRRIGATION

Янюк Вячеслав Михайлович, д.с.-х.н., профессор кафедры землеустройство и кадастры, ФГБОУ ВО Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова (Вавиловский университет), E-mail: yanyuk96@rambler.ru

Тарбаев Владимир Александрович, к.с.-х.н., заведующий кафедры землеустройство и кадастры, ФГБОУ ВО Вавиловский университет, E-mail: tarbaev1@mail.ru

Тарасенко Пётр Владимирович, д.с.-х.н., профессор кафедры землеустройство и кадастры, ФГБОУ ВО Вавиловский университет, E-mail: petrvt60@gmail.com

Yanyuk Vyacheslav Mikhailovich, Doctor of Agricultural Sciences, Professor of the Department of Land Management and Cadastre, Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering named after N.I. Vavilov (Vavilov University), E-mail: yanyuk96@rambler.ru

Tarbaev Vladimir Aleksandrovich, Candidate of Agricultural Sciences, Head of the Department of Land Management and Cadastre, Vavilov University, E-mail: tarbaev1@mail.ru

Tarasenko Pyotr Vladimirovich, Doctor of Agricultural Sciences, Professor of the Department of Land Management and Cadastre, Vavilov University, E-mail: petrvt60@gmail.com

Аннотация. В статье на примере 3 очереди Энгельсской ОС Саратовской области, используя инструментарий расчёта затрат на содержание мелиоративных систем, разработанный ФГБНУ «Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации», приведены результаты определения стоимости услуг по водоподаче по двухставочному тарифу. Стоимость услуг по водоподаче при оросительных нормах 2-3 тыс. м3/га и цене электроэнергии 4 руб. за 1 кВт составит от 5902 до 8436 руб/га, в которой удельные затраты на эксплуатацию оросительной системы составляют 25-28 %.  При наблюдаемом в настоящее время сокращении орошаемых земель, использование в расчётах не проектной, а фактически поливаемой площади, приводит к росту стоимости услуг по водоподаче в 1,2-1,5 раза. Планируемое увеличение одноставочного тарифа с 2,945 до 3,9 руб/м3 приведёт к росту стоимости услуг по водоподаче на 2-3 тыс.руб/га и составит в рассматриваемом интервале оросительных норм от 7,8 до 11,8 тыс.руб/га.  Вместе с тем, увеличение одноставочного тарифа, при существующем снижении фактически поливаемой площади, не обеспечит необходимую величину поступлений от водопользователей для покрытия затрат на эксплуатацию оросительной системы. Дефицит поступлений, который необходимо компенсироваться государством, составит 36,85-49,16 млн. руб. Необходимым условием применения двухставочного тарифа, в качестве одного из механизмов воспроизводственных процессов мелиоративно-водохозяйственного комплекса, является совершенствование  регламентации организационно-правовых условий использования орошаемых земель, как особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, в составе единого природно-техногенного и земельно-имущественного комплекса.

Abstract. The article presents, by the example of the 3rd Engels OS stage in the Saratov region, using the calculating tools for the costs of maintaining reclamation systems developed by the Federal State Budgetary Research Institution «Russian Research Institute for Reclamation Problems», the cost of water supply services at a two-part tariff. The cost of water supply services at irrigation rates of 2-3 thousand m3/ha and the electricity price is 4 rubles. per 1 kW will be from 5902 to 8436 rubles/ha, where the unit costs for the operation of the irrigation system are 25-28%. With the current reduction in irrigated lands, the  calculations of the actually irrigated area and not the projected one, leads to an increase in the cost of water supply services by 1.2-1.5 times. The planned increase in the one-part tariff from 2.945 to 3.9 rubles/m3 will lead to the cost increase of water supply services by 2-3 thousand rubles/ha and will amount from 7.8 to 11.8 thousand rubles/ha in the considered range of irrigation norms. At the same time,  one-part tariff increase, with the existing decrease in the actually irrigated area, will not provide the necessary amount of payments from water users to cover the costs for the irrigation system. The revenue deficit, which must be compensated by the state, will amount to 36.85-49.16 million rubles. A necessary condition for   a two-part tariff, as one of the mechanisms for the reproduction processes of the reclamation and water management complex, is to improve the regulation of the organizational and legal conditions to use the irrigated lands, as especially valuable productive agricultural lands, as part of a single na-tech and land-property complex.

Ключевые слова: орошаемая площадь, одноставочный и двухставочный тариф, нормативные затраты, оросительная норма.

Keywords: irrigated area, one- and two-part tariff, standard costs, irrigation rate

В условиях рыночной экономики основная часть издержек учреждений, оказывающих услуги по подаче воды, должна компенсироваться потребителями этих услуг. В Концепции Федеральной целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 г.» переход к платному водопользованию становится важнейшим направлением развития мелиоративно-водохозяйственного комплекса нашей страны в ближайшей перспективе. Вопросы улучшения взаимодействия сельского и водного хозяйства в условиях рынка необходимо решить с позиции оптимизации конечных эколого-экономических результатов их хозяйственной деятельности [7, 9].

Посредством оплаты услуг по подаче воды на орошение культур сельхозтоваропроизводители должны покрывать издержки государственных учреждений на оказание данной услуги при минимальном уровне рентабельности. Это, в свою очередь, обеспечит в необходимом размере финансирование расходов на содержание, ремонт и реновацию имущества, находящихся на балансе учреждений по мелиорации. Именно с таких позиций Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2016 г. № 245 [5] определены требования к обоснованию стоимости услуг по водоподачи на государственных оросительных системах.

Целью работы является установление экономически обоснованных условий оплаты услуг по подаче воды на орошение, принимая во внимание резкое сокращение фактически поливаемой площади, которая не соответствует условиям проектирования и строительства существующих оросительных систем как единого природно-техногенного комплекса.

Подача воды водопотребителям на орошение земель Энгельсского муниципального района, расположенного в  сухостепной зоне Саратовского Заволжья,  осуществляется по магистральным каналам и напорным трубопроводам протяженностью 150 км., благодаря работе 5 головных водозаборов из Волгоградского водохранилища на реке Волга  и 32 перекачивающих и подкачивающих насосных станций [8]. Характеристика  использования орошаемых земель района приведена в таблице 1. Она базируется на результатах инвентаризации земель, проведенной в 2020 г. при формировании соответстующего раздела Федеральной государственной информационной системы «Функциональная подсистема «Атлас земель сельскохозяйственного назначения» (ФП АЗСН) [4].

Установление параметров экономически обоснованных условий оплаты услуг по подаче воды на орошение осуществлялось на примере третьей очереди Энгельсской оросительной системы, целиком расположенной в Красноярском муниципальном образовании Энгельсского района.  Использование орошаемых земель 3 очереди Энгельсской ОС осуществляется 16 самостоятельными землепользователями различной организационно-правовой формы ведения производства (ООО, ЗАО, КФХ, ИП), включающих 108 земельных участков, как объектов права на недвижимое имущество.

При расчётах нормативных затрат, входящих в состав работ при выполнении государственного задания по эксплуатация государственных мелиоративных систем, использован инструментарий разработанный ФГБНУ «РосНИИПМ» [1]. Информационно-методической базой данного инструментария послужили постановления правительства и приказы министерств [5],   отчетные данные и сметные расчеты на выполнение работ федеральных государственных бюджетных учреждений по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению.

Величина оросительных норм, используемая в расчётах нормативных затрат на эксплуатацию оросительных систем, принималась в соответствии с параметрами для Саратовской области, разработанными Всероссийским научно-исследовательским институтом систем орошения и сельхозводоснабжения «Радуга» (ФГБНУ ВНИИ «Радуга») [2].

В условиях рыночной экономики основная часть издержек учреждений, оказывающих услуги по подаче воды, должна компенсироваться потребителями этих услуг. В Концепции Федеральной целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 г.» переход к платному водопользованию определяется как важнейшее направление развития орошаемого земледелия нашей страны в ближайшей перспективе. Вопросы улучшения взаимодействия сельского и водного хозяйства в условиях рынка необходимо решить с позиции оптимизации конечных эколого-экономических результатов их хозяйственной деятельности.

Значительная роль в решении данной проблемы возлагается на сельхозтоваропроизводителей, которые посредством оплаты услуг по подаче воды на орошение культур должны покрывать издержки государственных учреждений на оказание данной услуги при минимальном уровне рентабельности. Именно с таких позиций Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2016 г. № 245 [5] определены требования к обоснованию стоимости услуг по водоподачи на государственных оросительных системах.  Это, в свою очередь, обеспечит в необходимом размере финансирование расходов на содержание, ремонт и реновацию имущества, находящихся на балансе учреждений по мелиорации.

В границах деятельности учреждений мелиорации и их филиалов возможно применение как одноставочного (Т), так и двухставочного (Т) тарифов. Одноставочный тариф включает все затраты и начисления, в соответствии с действующим законодательством [3], подлежащие оплате водопотребителями.

Двухставочный тариф включает в себя две ставки:  покубометровую, и погектарную. К покубометровой части (Т) относятся затраты: на электроэнергию, используемую насосными станциями (подъемным и перекачечным), на текущий ремонт электро- и гидромеханического оборудования насосных станций, пусконаладочные работы, обеспечивая возмещение норматива условно-переменных затрат мелиоративно-водохозяйственной организации.

К погектарной части (Т) относятся затраты на эксплуатацию и содержание оросительных систем: заработная плата, начисление на заработную плату, услуги связи, текущий ремонт, прочие работы, амортизация, материалы (ГСМ, запасные части и др.), коммунальные услуги, увеличение стоимости материальных запасов, техническое обслуживание насосных станций [2].

В соответствии с разработанным ФГБНУ «Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации» инструментарием [1], для рассматриваемого объекта – третья очередь Энгельсской ОС в Энгельсском районе Саратовской области, рассчитаны нормативные затраты, входящие в состав работ при выполнении государственного задания по эксплуатация государственных мелиоративных систем (табл. 2).

Определяемые по методическим указаниям [1] нормативные затраты не предусматривают расходы на капитальный ремонт каналов, гидротехнических и других сооружений оросительных систем, а устанавливают зависимость размера только затрат на эксплуатацию от показателей технической оснащенности оросительных систем с учетом обслуживаемой площади орошаемых земель. По существу, определяемые в соответствии с методическими указаниями [1] нормативные затраты на эксплуатацию, являются погектарной составляющей Т.

Используя значения нормативных затрат на эксплуатацию проведена сравнительная оценки вариантов (Т и Т) платного водопользования для рассматриваемого объекта (третьей очереди Энгельсской ОС). При этом для Т рассмотрены варианты отнесения эксплуатационных затрат на фактически орошаемую и площадь по проекту строительства, соответственно – 6375 и 13944 га  (табл. 3).

В качестве покубометровой части (Т) при расчёте двухставочного тарифа принимается значение 2,945 руб/м3, выступающей до 2021 года в качестве отпускной цены водоподачи при поливе дождевальными машинами,  работающими от насосных станций, обслуживающими самой Энгельсской ОС.

 

Очевидно, что такое значение отпускной цены, составляющей около 80% отпускной цены  за 1 кВт·час электроэнергии, не может соответствовать величине одноставочного тарифа, в котором учтены все затраты водоэксплуатационной организации. Значительная доля тих затрат при такой цене должна покрываться государственными дотациями.

Переход от отпускной цены 2,945 руб/м3, выполняющей роль одноставочного тарифа, к двухставочному — Т, учитывающему нормативные затраты на содержание оросительных систем, приведёт к увеличению стоимости использования орошаемых земель. При условии, что  в расчёте двухставочного тарифа применяется только фактически орошаемая в настоящее время площадь – 6375 га, в зависимости от оросительной нормы 2 или 3 тыс.м3/га прирост составит от 54,5 до 65,4 % (таблица 3).

Если в расчёте Т применяется площадь предусмотренная проектом строительства – 13944 га, то стоимость использования орошаемых земель, в зависимости от оросительной нормы, возрастёт только на 23,7 – 28,4 % (таблица 3). Влияние на стоимость использования по двухставочному тарифу не проектной, а доли фактически орошаемой площади, приведено на рисунке.

Начиная с 2021 года планируется увеличение отпускной цены, выполняющей роль Т с 2,945 руб/м3 до 3,9 руб/м3 или  на 32,4 %. В этом случае стоимость использования по тарифу Т практически выровняется со стоимостью по Т по фактически используемой площади оросительной системы – 6375 га, в котором покубометровая часть остаётся на уровне 2020 года — 2,945 руб/м3. Однако новый одноставочный тариф будет превышать Т2 на 1,9-3,3 тыс. руб/га, рассчитываемой по проектной площади  (таблица 3).

Вместе с тем, увеличение одноставочного тарифа не обеспечит необходимую величину поступлений от водопользователей для покрытия затрат на эксплуатацию оросительной системы. В этом случае, в отличии от применения  двухставочного тарифа, величина дефицита поступлений оплаты водопользователей, которая должна покрываться государством, составит 36,85-49,16 млн. руб.

Необходимым условием применения двухставочного тарифа, в качестве одного из механизмов воспроизводственных процессов мелиоративно-водохозяйственного комплекса, как показано в нашей работе [10], является совершенствование  регламентации организационно-правовых условий использования орошаемых земель, как особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, в составе единого природно-техногенного и земельно-имущественного комплекса.

Заключение

  1. Нормативная стоимость услуг по водоподаче при оросительных нормах 2-3 тыс. м3/га и цене электроэнергии 4 руб. за 1 кВт составляет от 5902 до 8436 руб/га, в которой на удельные затраты на эксплуатацию оросительной системы приходится 25-28 %. При наблюдаемом в настоящее время сокращении орошаемых земель, использование в расчётах не проектной, а фактически поливаемой площади, приводит к росту стоимости услуг по водоподаче в 1,2-1,5 раза.
  2. Планируется увеличение отпускной цены, выполняющей роль одноставочного тарифа, начиная с 2021 года с 2,945 до 3,9 руб/м3 приведёт к увеличению стоимости услуг по водоподаче на 2-3 тыс.руб/га и составит в рассматриваемом интервале оросительных норм от 7,8 до 11,8 тыс.руб/га. Вместе с тем, увеличение одноставочного тарифа, при существующем снижении фактически поливаемой площади, не обеспечит необходимую величину поступлений от водопользователей для покрытия затрат на эксплуатацию оросительной системы. Дефицит поступлений оплаты водопользователей, которая должна покрываться государством, составит 36,85-49,16 млн. руб;
  3. Экономический механизм воспроизводственных процессов мелиоративно-водохозяйственного комплекса предполагает переход на двухставочный тариф, включающий в стоимость услуг нормативные затраты эксплуатационных организаций на содержание объектов оросительных систем. Необходимым условием применения двухставочного тарифа, является разработка и реализация механизма регламентации организационно-правовых условий использования орошаемых земель, как особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, в составе единого природно-техногенного и земельно-имущественного комплекса.

Список источников 

  1. Васильев С. М. Методические указания по расчету нормативных затрат на выполнение государственных работ подведомственными Минсельхозу ФГБУ по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению и научно-исследовательскими институтами / С. М. Васильев, М. В Власов, Л. Р. Нозадзе // ФГБНУ «Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации». г. Новочеркасск, 2017 – 56 с.
  2. ГОСТ Р 58331.3-2019 Системы и сооружения мелиоративные ВОДОПОТРЕБНОСТЬ ДЛЯ ОРОШЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР Общие требования Москва Стандартинформ 2019. – 25 с.
  3. Манжина С. А., Современные подходы к определению экономически обоснованной стоимости подачи воды на орошение / С. А. Манжина, Л. Н. Медведева // Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации — № 3(31) – 2018 г. – с 148–170.
  4. О порядке организации в Минсельхозе России деятельности по эксплуатации федеральной государственной информационной системы «Функциональная подсистема «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения» Распоряжения Минсельхоза России от 29.12.2014 N 407-р (в ред. от 21.06.2017) [Электронный ресурс]. http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online,
  5. О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (ред. от 27.05.2021) /[Электронный ресурс]. – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
  6. Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на выполнение государственных работ федеральными государственными бюджетными учреждениями, в отношении которых Минсельхоз России осуществляет функции и полномочия учредителя: Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 20 июня 2016 г. № 245 /[Электронный ресурс]. – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
  7. Слабунова, А. В. Правовые основы оказания учреждениями по мелиорации платных услуг по подаче воды / А. В. Слабунова // Научное обозрение: теория и практика. – 2018. – № 9. – С. 96–105.
  8. Шадских В.А. Эколого-мелиоративные аспекты использования орошаемых земель Саратовской области / В.А. Шадских, В.Е. Кижаева, Л.Г. Романова // Экология и строительство  № 2. – 2020 – с. 58-65
  9. Щедрин В.Н. Стратегия научно-технического обеспечения развития мелиорации земель в России на период до 2030 г. / В.Н. Щедрин // Мелиорация и водное хозяйство № 4. – 2017 – с. 7-10.
  10. Янюк В.М., Корсак В.В., Янюк А.В. Проблемные аспекты учета орошаемых земель в системе нормативно-правового регулирования их использования / В.М. Янюк, В.В Корсак, А.В. Янюк // Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия закона гомологических рядов и 133-летию со дня рождения академика Н.И. Вавилова. Саратов, 2020. С. 305-309..

References

  1. Vasil’ev S. M. Metodicheskie ukazaniya po raschetu normativnykh zatrat na vypolnenie gosudarstvennykh rabot podvedomstvennymi Minsel’khozu FGBU po melioracii zemel’ i sel’skokhozyajstvennomu vodosnabzheniyu i nauchno-issledovatel’skimi institutami / S. M. Vasil’ev, M. V Vlasov, L. R. Nozadze // FGBNU «Rossijskij nauchno-issledovatel’skij institut problem melioraciI». g. Novocherkassk, 2017 – 56 s.
  2. GOST R 58331.3-2019 Sistemy i sooruzheniya meliorativnye VODOPOTREBNOST’ DLYA OROSHENIYA SEL’SKOKHOZYAJSTVENNYKH KUL’TUR Obshchie trebovaniya Moskva Standartinform 2019. – 25 s.
  3. Manzhina S. A., Sovremennye podkhody k opredeleniyu ehkonomicheski obosnovannoj stoimosti podachi vody na oroshenie / S. A. Manzhina, L. N. Medvedeva // Nauchnyj zhurnal Rossijskogo NII problem melioracii — № 3(31) – 2018 g. – s 148–170.
  4. O poryadke organizacii v Minsel’khoze Rossii deyatel’nosti po ehkspluatacii federal’noj gosudarstvennoj informacionnoj sistemy «Funkcional’naya podsistema «Ehlektronnyj atlas zemel’ sel’skokhozyajstvennogo naznacheniYA» Rasporyazheniya Minsel’khoza Rossii ot 29.12.2014 N 407-r (v red. ot 21.06.2017) [Ehlektronnyj resurs]. http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online,
  5. O poryadke formirovaniya gosudarstvennogo zadaniya na okazanie gosudarstvennykh uslug (vypolnenie rabot) v otnoshenii federal’nykh gosudarstvennykh uchrezhdenij i finansovogo obespecheniya vypolneniya gosudarstvennogo zadaniYA» Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 26.06.2015 № 640 (red. ot 27.05.2021) /[Ehlektronnyj resurs]. – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
  6. Ob utverzhdenii Poryadka opredeleniya normativnykh zatrat na vypolnenie gosudarstvennykh rabot federal’nymi gosudarstvennymi byudzhetnymi uchrezhdeniyami, v otnoshenii kotorykh Minsel’khoz Rossii osushchestvlyaet funkcii i polnomochiya uchreditelya: Prikaz Ministerstva sel’skogo khozyajstva RF ot 20 iyunya 2016 g. № 245 /[Ehlektronnyj resurs]. – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
  7. Slabunova, A. V. Pravovye osnovy okazaniya uchrezhdeniyami po melioracii platnykh uslug po podache vody / A. V. Slabunova // Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika. – 2018. – № 9. – S. 96–105.
  8. Shadskikh V.A. Ehkologo-meliorativnye aspekty ispol’zovaniya oroshaemykh zemel’ Saratovskoj oblasti / V.A. Shadskikh, V.E. Kizhaeva, L.G. Romanova // Ehkologiya i stroitel’stvo  № 2. – 2020 – s. 58-65
  9. Shchedrin V.N. Strategiya nauchno-tekhnicheskogo obespecheniya razvitiya melioracii zemel’ v Rossii na period do 2030 g. / V.N. Shchedrin // Melioraciya i vodnoe khozyajstvo № 4. – 2017 – s. 7-10.
  10. Yanyuk V.M., Korsak V.V., Yanyuk A.V. Problemnye aspekty ucheta oroshaemykh zemel’ v sisteme normativno-pravovogo regulirovaniya ikh ispol’zovaniya / V.M. Yanyuk, V.V Korsak, A.V. Yanyuk // Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 100-letiyu otkrytiya zakona gomologicheskikh ryadov i 133-letiyu so dnya rozhdeniya akademika N.I. Vavilova. Saratov, 2020. S. 305-309..

Для цитирования: Янюк В.М., Тарбаев В.А., Тарасенко П.В. Экономически обоснованные условия оплаты услуг подачи воды на орошение // Московский экономический журнал. 2022. № 11. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-11-2022-35/

© Янюк В.М., Тарбаев В.А., Тарасенко П.В., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 11.