Московский экономический журнал 11/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 332

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10661 

СИСТЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА АЭРОПОРТА РОЩИНО ГОРОДА ТЮМЕНИ 

FUNCTIONING SYSTEM OF THE LAND-PROPERTY COMPLEX OF THE ROSCHINO AIRPORT OF THE CITY OF TYUMEN

Матвеева Анна Александровна, ст. преподаватель кафедры землеустройства и кадастров, ФГБОУ ВО «ГАУ Северного Зауралья», Российская Федерация, город Тюмень

Солодовникова Анастасия Эдуардовна, кафедра землеустройства и кадастров, ФГБОУ ВО «ГАУ Северного Зауралья», Российская Федерация, город Тюмень

Matveeva Anna Alexandrovna, senior lecturer, department of land management and cadastres, FSBEI HE «Northern Trans-Ural SAU», Russian Federation, Tyumen

Solodovnikova Anastasia Eduardovna, department of land management and cadastres, FSBEI HE «Northern Trans-Ural SAU», Russian Federation, Tyumen

Аннотация. Исследование посвящено вопросам функционирования аэропорта как земельно-имущественного комплекса.  В статье представлена методика анализа системы функционирования земельно-имущественного комплекса аэропорта, рассмотрена организация использования территории аэропортового комплекса города Тюмени. Системный подход позволил в полной мере оценить рациональность функционирования и возможные перспективы развития аэропорта Рощино города Тюмени.

Abstract. The study is devoted to the issues of the airport functioning as a land and property complex. The article presents a methodology for analyzing the system of functioning of the land and property complex of the airport, considers the organization of the use of the territory of the airport complex in the city of Tyumen. The systematic approach made it possible to fully assess the rationality of the functioning and possible development prospects of the Roshchino airport in the city of Tyumen.

Ключевые слова: земельно-имущественный комплекс, аэропорт, градостроительная оценка территории, загрязняющие вещества, шумовое воздействие, приаэродромная территория, стоимость земельно-имущественного комплекса, оценочное зонирование, развитие земельно-имущественного комплекса аэропорта

Key words: land and property complex, airport, urban planning assessment of the territory, pollutants, noise impact, aerodrome territory, cost of the land and property complex, estimated zoning, development of the land and property complex of the airport

На сегодняшний день роль аэропортов возрастает, это связано с интенсификацией перемещений людей на большие расстояния за короткие промежутки времени.  Аэропорты и прилегающие к ним территории превращаются в настоящие деловые центры с разнообразной инфраструктурой. Вопросы их развития, увеличения пассажиропотока является важным вопросом, требующим рассмотрения.

Объектом данного исследования выступает земельно-имущественный комплекс аэропорта «Рощино» города Тюмени.

Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день аэропорт Рощино играет ключевую роль для Тюменской области в осуществлении пассажирских авиатранспортных перевозок и является одним из крупнейших аэропортов международного класса в Западной Сибири. В ближайшем будущем территорию аэропорта ждут глобальные преобразования, что возможно только на основании глубокого системного анализа функционирования объекта.

Целью исследования является анализ системы функционирования земельно-имущественного комплекса аэропорта «Рощино» города Тюмени.

В системе управления земельно-имущественными отношениями на всех территориальных уровнях должен обязательно проводится системный анализ, процессы его функционирования должны быть эффективными и прозрачными, а сама система функционирования ЗИК должна базироваться на трех составляющих: градостроительной, экономической и экологической, которые в свою очередь обеспечивают эффективное использование и регулирование (рисунок 1) [9, 11].

На основе анализа всех трех составляющих земельно-имущественного комплекса, можно уверенно сделать вывод о его использовании, а также изучать его дальнейшее развитие [7, 12].

Тюмень является городом с быстроразвивающейся инфраструктурой и благоприятными условиями для проживания людей, что положительно сказывается на демографической ситуации (естественный прирост населения и активная миграция с соседних регионов). По прогнозам аналитиков через 10 лет, т.е. к 2030 году Тюмень станет городом – миллионником. Для развития функциональных связей с другими субъектами Российской Федерации и иностранными государствами необходима современная, качественная, высокотехнологичная транспортная инфраструктура, одним из главных элементов которой является авиационный транспорт [16].

Градостроительная составляющая функционирования ЗИК аэропорта. «Рощино» является аэропортом международного класса и имеет статус федерального значения, допущен к приему около 30 типов воздушных судов и всех типов вертолетов (таблица 1).

Аэродром включает в себя две искусственные асфальтированные взлетно-посадочные полосы (ИВПП). ИВПП-2 размером 3003×45 м оснащена светосигнальным оборудованием огней высокой интенсивности (ОВИ-1) и имеет средства посадки воздушных судов с обоих направлений. ИВПП-1, размером 2704×50 м, оборудована системой светосигнального оборудования огней малой интенсивности (ОМИ) c обеих направлений . Общее число мест стоянок воздушных судов в аэропорту «Рощино» составляет 55 мест. Максимальное количество взлетно-посадочных операций в час – 8.

Согласно карте градостроительного зонирования города Тюмени, аэропорт «Рощино» находится в зоне ИТ-2: зона, предназначенная для размещения сооружений и коммуникаций железнодорожного, воздушного, речного, трубопроводного транспорта (рисунок 2).

Рассматриваемая территория аэропорта «Рощино» относится к виду разрешенного использования – транспорт. Требования, предъявляемые к данному виду разрешенного использования, представлены в таблице 2.

Площадь, занимаемая зоной ИТ-2, в городе Тюмени составляет приблизительно 935,8 га. Из них 685,4 га занимает участок под аэропортом «Рощино», что в процентном соотношении составляет 73% от общей площади зоны ИТ-2.

C восточной стороны к аэропорту примыкают подъездные дороги, переходящие в Ирбитский тракт и автомобильную дорогу местного значения (Р401), соединяющую западную часть Тюмени с аэропортом. На востоке к аэропорту подведена железнодорожная ветка [14].

Аэропорт «Рощино» имеет достаточно хорошую транспортную доступность. С различных районов города Тюмени до аэропорта ведут несколько автобусных маршрутов – №10 (автовокзал – железнодорожный вокзал — аэропорт Рощино); №141 (ост. с. Луговое – ост. Сквер им. Немцова).

В границах территории земельно-имущественного комплекса аэропорта расположены объекты и предприятия различного назначения, в целом формирующие инфраструктуру аэропорта (ООО «Новапорт»; ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»; ОАО «АТК «Ямал», цеха бортового питания). В состав действующей наземной инфраструктуры аэропорта также входят административные и диспетчерские службы, основные и вспомогательные подразделения аэропорта, автопарк с автостоянками в боксах, котельные, трансформаторные подстанции, склады и ангары.

Анализ документов территориального планирования города Тюмени показывает, что зона аэропорта практически совпадает с границей его земельного участка или территорией, зарезервированной для дальнейшего расширения. В градостроительной документации не отображается связь аэропорта с окружающими территориями, находящимися под его влиянием. На примере Правил землепользования и застройки города Тюмени можно проследить, что в градостроительные регламенты территориальных зон вблизи аэропортов не вводятся никакие специфические параметры, связанные с расположением в непосредственной близости от такого объекта. Отсюда можно сделать вывод, что сегодняшняя практика отображения аэропорта в градостроительной документации не учитывает «современную социально-экономическую и градообразующую роль международных аэропортов‑хабов» [1].

Экологическая составляющая функционирования ЗИК аэропорта. С каждым днем объемы авиаперевозок из аэропорта «Рощино» увеличиваются, что неизбежно приводит к загрязнению окружающей среды продуктами сгорания авиационных топлив. Средняя длительность пребывания этих загрязняющих веществ в атмосфере составляет примерно 2 года. Вредные вещества, выбрасываемые авиатранспортом, составляют примерно 40% всех выбросов в атмосферу. Кроме того, шумовое воздействие и электромагнитное загрязнение среды так же оказывают негативное влияние [2].

Наибольшие загрязнения атмосферы от объектов гражданской авиации составляют выбросы авиадвигателей воздушных судов. Основными выбросами загрязняющих веществ от воздушных судов являются СО, NОx, углеводороды, SО2, сажа и т.п. Особое внимание имеют парниковые газы – СО2, СН4, N2О и др. В районе аэропорта валовый выброс авиадвигателями загрязняющих веществ составляет порядка 60% от общего количества, выбрасываемого в атмосферу всеми источниками [6].

При расчете концентраций загрязняющих веществ, обусловленных взлетно-посадочными операциями, учитываются основные операции, а именно: руление, разбег при взлете, пробег при приземлении, набор высоты и снижение перед посадкой. По мере набора самолетом высоты, вклад соответствующего источника в приземную концентрацию уменьшается. Воздушные суда на высоте 200 м и более дают вклад менее 0,1%. Чтобы гарантировать полученные результаты от занижения, расчеты проводились до высоты 300 м.

На рассматриваемой территории имеют место 885 источников выброса загрязняющих веществ (с учетом воздушных судов). В атмосферу выделяется 60 загрязняющих веществ, из которых 20 являются твердыми, а 40 – жидкими/газообразными. Максимально-разовый выброс составляет 57,0 г/с, а валовый – 140,069 т/год. Расчет рассеивания также проводился по сумме твердых частиц размером 2,5 – 10 мкм (РМ-10).

Ближайшая селитебная зона располагается на расстоянии 18 – 80 м к востоку от границы территории аэропорта (жилые дома по ул. Олега Антонова и Андрея Туполева). В качестве контрольных были выбраны 14 расчетных точек, расположенных в селитебных зонах, окружающих рассматриваемый объект.

Из полученных расчетных данных максимальные концентрации загрязняющих веществ будут на селитебной зоне (около жилых домов по ул. Олега Антонова и Андрея Туполева) достигаться по диоксиду азота (0,85 – 0,96 ПДК) и по взвешенным веществам (1,01 – 1,06 ПДК). При этом, фоновая концентрация по взвешенным веществам составляет 1,0 ПДК, т.е. вклад от рассматриваемого объекта по этому веществу менее 0,1 ПДК. По оксиду углерода концентрации находятся в пределах 0,80 – 0,92 ПДК (при фоновой величине 0.8 ПДК). Из загрязняющих веществ, максимальные концентрации которых на селитебной зоне превышают 0,1 ПДК, следует указать оксид азота (0,82 – 0,83 ПДК при фоновой концентрации 0,80 ПДК), диоксид серы (0,10 – 0,24 ПДК), бензол (0,04 – 0,38 ПДК), бутанол (0,12 – 0,19 ПДК), бутилацетат (0,10 – 0,16 ПДК), циклогексанон (0,22 – 0,34 ПДК), бензин (0,20 – 0,67 ПДК), углеводороды С12-С19 (0,20 – 0,52 ПДК), азокрасители (0,22 – 0,44 ПДК) и сумма твердых частиц РМ-10 (0,11 – 0,50 ПДК).

Проведенные лабораторные исследования загрязнения атмосферного воздуха показали, что международный аэропорт «Рощино» (Тюмень) не превышает допустимых концентраций загрязнения воздуха вредными веществами [15].

При оценке воздействия авиационного шума от аэропорта «Рощино» на прилегающую территорию определяющим фактором для размеров шумовых контуров являются типы воздушных судов, совершающих наземные взлетно-посадочные операции. В акустический расчет на взлетно-посадочную полосу 03/21 принят Boeing В737-800, как наиболее шумный среди часто используемых воздушных судов. На взлетно-посадочную полосу 12/30 принят самолет Airbus А319, как наиболее распространенный [4].

В зависимости от направления взлета воздушных судов, уровни шума на ближайшей жилой застройке (ул. Олега Антонова, ул. Андрея Туполева) находятся в диапазоне от 49 до 54 дБА (ПДУ=55 и 45 дБА).  Также еще в нескольких контрольных точках были произведены замеры, в результате которых установлено, что дневной показатель шума находится в пределах нормы, а ночной показатель превышает допустимое значение.

Акустические расчеты показали, что прилегающая жилая застройка в ночное время суток попадает в зону шумового дискомфорта. В связи с чем территория жилой застройки по ул. Олега Антонова, ул. Андрея Туполева нуждается в специальных шумозащитных мероприятиях.

Для целей снижения негативного воздействия, вокруг аэродромов устанавливаются зоны с особым режимом использования территорий – приаэродромные территории [3, 8].

На приаэродромной территории могут выделяться до 7 подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.

12 января 2021 года Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) был подписан Приказ «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Тюмень (Рощино)».

Приаэродромная территория аэродрома Тюмень (Рощино) установлена в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду, и является зоной с особыми условиями использования территории (рисунок 3).

Границы приаэродромной территории аэродрома Тюмень (Рощино) определены по максимальным границам семи подзон, выделенных на приаэродромной территории в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1460 от 02.12.2017 года [10].

В каждой подзоне установлены ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации [5].

Экономическая составляющая функционирования ЗИК аэропорта. Аэропорт – это земельно-имущественный комплекс, состоящий из земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на них. Как и любой другой объект недвижимости, аэропорт обладает полезностью. Его полезность формирует стоимость данного земельно-имущественного комплекса.

Выделяется несколько видов стоимости земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе кадастровая и рыночная стоимости.

Кадастровой оценке подлежат лишь те объекты, что внесены в ЕГРН, актуальные по состоянию на 1 января года проведения ГКО.

По данным публичной кадастровой карты земельно-имущественный комплекс аэропорта включает в себя 166 учтенных земельных участков и 23 учтенных объекта капитального строительства. Кадастровая стоимость земельно-имущественного комплекса аэропорта является составным показателем и включает в себя сумму кадастровых стоимостей, входящих в его состав земельных участков, зданий и сооружений. Общая кадастровая стоимость аэропортового комплекса составляет 2 888 925 178,62 рублей.

По результатам кадастровой оценки проведено оценочное зонирование земельно-имущественного комплекса аэропорта. Выделено 6 оценочных зон с разным ценовым диапазоном (рисунок 4).

При определении рыночной стоимости земельно-имущественный комплекс аэропорта может оцениваться по двум направлениям: как бизнес и как совокупность объектов недвижимости, объединенных общей территорией.

При оценке аэропорта как бизнеса используется только доходный подход, поскольку он является наиболее приемлемым при оценке стоимости аэропортов, так как дает наиболее точный результат и позволяет учесть специфику деятельности объекта.

При рассмотрении аэропорта как совокупности объектов недвижимости оценка производится затратным и доходным подходами. Сравнительный подход в данном случае использовать некорректно, т.к. наиболее сопоставимыми с терминалом объектами являются крупные торговые комплексы, но при выборе в качестве аналогов торговых центров не учитывается авиационная деятельность терминалов.

В ходе проведенного анализа системы функционирования земельно-имущественного комплекса аэропорта Рощино города Тюмени предложены рекомендации по его развитию.

1 Реконструкция взлетно-посадочной полосы №1

На сегодняшний день аэропорт «Рощино» доступен для приема 24 типов воздушных судов. В этот список не входят такие широкофюзеляжные самолеты как Boeing-747 и Boeing-777 и их модификации. Для того, чтобы аэропорт «Рощино» имел возможность принимать вышеуказанные воздушные судна, необходимо произвести реконструкцию взлетно-посадочной полосы №1, имеющей на данный момент длину 2704 метров и ширину 50 метров.

С целью установления новой длины взлетно-посадочной полосы №1, была проведена сравнительная характеристика летных особенностей широкофюзеляжных моделей самолетов, представленная в таблице 3.

Проведя сравнительный анализ, можно подвести итог, что для приема воздушных суден на ВПП-1 требуется минимальная ее длина 3350 метров. Таким образом, необходимо увеличить длину ВПП-1 на 650 метров. Соответственно предлагается в северо-западную сторону расширить ВПП на 250 метров, а в восточную сторону – на 400 метров. Тогда общая длина ВПП-1 станет равной 3354 метров. Такое нововведение позволит перевести данную взлетно-посадочную полосу из класса Б в класс А, так как взлетно-посадочной полосе присваивается класс А, если ее длина составляет не менее 3200 метров. Благодаря ремонту взлетно-посадочной полосы пропускная способность воздушно гавани увеличится на 25%. Кроме того, введение широкофюзеляжных самолетов позволит расширить и пути сообщения, так как у проанализированных моделей самолетов объем топливных баков и дальность полетов превосходят узкофюзеляжные самолеты.

2 Проектирование гостиницы

В связи с тем, что существующая на территории аэропорта гостиница «Лайнер» не соответствует современным требованиям и стандартам и имеет высокий процент износа (35%), для туристов и гостей города предлагается разместить на территории аэропорта современный гостиничный комплекс международного класса.

Согласно публичной кадастровой карте, земельный участок, отводимый под строительство нового гостиничного комплекса, имеет кадастровый номер 72:23:0538001:1708, расположен на улице Олега Антонова (рисунок 5). Площадь земельного участка составляет 6 351 м2, вид разрешенного использования: для размещения объектов туристской индустрии.

3 Проектирование логистического хаба

Поскольку аэропорт Рощино направлен на расширение путей сообщения, это будет способствовать не только увеличению пассажиропотока, но и грузопотока, а значит, динамика импорта-экспорта будет постоянно расти. Чтобы оставаться конкурентноспособными на рынке, компаниям нужно увеличивать пропускную способность складов [13]. Для этих целей рекомендуется разместить логистический хаб (логопарк) – это так называемый огромный «город из складов», где выполняют весь комплекс операций по обработке грузов.

Основные характеристики для проектируемого логистического хаба представлены в таблице 4.

При проектировании логистических хабов следует руководствоваться ГОСТами, СНиПами и Сводами Правил в сфере хранения и складирования. Также в указанной нормативной документации описаны требования к складским помещениям и территории складов.

В заключении стоит отметить, что в результате исследования обоснована роль земельно-хозяйственного устройства как инструмента планирования и организации использования территории для обеспечения развития аэропортов.

Список источников

  1. Веретенникова К.В. Динамика пространственного развития приаэропортовых территорий крупнейших городов Российской Федерации / К.В. Веретенникова, М.Ю. Виленский // Урбанистика. – 2019. – № 1. – С. 44 – 57.
  2. Еремкин А.И.: Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. – М.: АСВ, 2016. – 172 с.
  3. Запорожец А.И., Картышев О.А. Социальные и санитарно-гигиенические аспекты шума окружающей среды и их значимость для экологического нормирования // Научный вестник МГТУ ГА, 2010. – № 160. С. 132-140.
  4. Матвеева А.А., Глухих М.С. Расчет уровня авиационного шума от воздушных судов международного аэропорта Рощино г. Тюмени // Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса: сборник статей всероссийской научной конференции. 2017. С. 587-594.
  5. Молчанова Е.А., Юрлова А.А. Анализ формирования устойчивого землепользования в процессе территориального планирования и землеустройства (на материалах Абалакского МО Тобольского района) // Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения: сборник материалов L Международной студенческой научно-практической конференции. 2016. С. 671-675.
  6. Николайкин Н.И. Загрязнение атмосферы в результате деятельности современного воздушного транспорта. // Н.И. Николайкин, Ю.В. Смирнова // Научный вестник МГТУ ГА, 2016. – №108. С. 66-72.
  7. Подковырова М.А., Малышев Е.Н., Олейник А.М. и др. Организация и планирование аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы функционирования земельно-имущественного комплекса»: учебно-методическое пособие. – Тюмень: ГАУ Северного Зауралья, 2013. 83 с.
  8. Подковырова М.А., Евтушкова Е.П., Симакова Т.В. Содержание и технология разработки дежурных карт ограничений и обременений (на примере Тюменской области) // Вестник Государственного аграрного университета Северного Зауралья. 2013. № 4(23). С. 85-88.
  9. Подковырова М.А., Рацен С.С., Руденок Ф.С. Анализ проблем и перспективы развития земельно-имущественного комплекса Советского муниципального района // Столыпинский вестник. 2020. Т.2. №4. С.4. DOI 10.24411/2713-1424-2020-10018.
  10. Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284306/ (дата обращения: 20.09.2021)
  11. Проскурякова О.В., Матвеева А.А. Системный подход к анализу недвижимости в целях ее эффективного функционирования // Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения: сборник материалов LI Международной студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 130-133.
  12. Симакова Т.В., Олейник А.М. Формирование территорий устойчивого развития: методика и практика землеустройства и градостроительства // Агропродовольственная политика России. 2015. № 5(41). С.24-27.
  13. Скипин Л.Н., Евтушкова Е.П. Формирование земельных участков с повышенной инвестиционной привлекательностью при территориальном планировании развития территорий // Вестник Государственного аграрного университета Северного Зауралья. 2016. № 4(35). С.147-153.
  14. Солодовникова А.Э., Матвеева А.А. Анализ воздействия аэропорта Рощино города Тюмени на прилегающую территорию // Интеграция науки и практики для развития агропромышленного комплекса: материалы 2-ой национальной научно-практической конференции. 2019. С. 157-167.
  15. Солодовникова А.Э., Матвеева А.А. Экологическая составляющая земельно-хозяйственного устройства территории аэропорта Рощино города Тюмени // Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения: сборник материалов LIV Студенческой научно-практической конференции. 2020. С. 317-321.
  16. Солодовникова А.Э., Матвеева А.А. Организация использования земельно-имущественного комплекса аэропорта «Рощино» города Тюмени // Проблемы геологии и освоения недр: труды XXIV Международного симпозиума имени академика М.А. Усова студентов и молодых учёных. 2020. С. 540-542.

References

  1. Veretennikova K.V. Dinamika prostranstvennogo razvitiya priae`roportovy`x territorij krupnejshix gorodov Rossijskoj Federacii / K.V. Veretennikova, M.Yu. Vilenskij // Urbanistika. – 2019. – № 1. – S. 44 – 57.
  2. Eremkin A.I.: Normirovanie vy`brosov zagryaznyayushhix veshhestv v atmosferu. – M.: ASV, 2016. – 172 s.
  3. Zaporozhecz A.I., Karty`shev O.A. Social`ny`e i sanitarno-gigienicheskie aspekty` shuma okruzhayushhej sredy` i ix znachimost` dlya e`kologicheskogo normirovaniya // Nauchny`j vestnik MGTU GA, 2010. – № 160. S. 132-140.
  4. Matveeva A.A., Gluxix M.S. Raschet urovnya aviacionnogo shuma ot vozdushny`x sudov mezhdunarodnogo ae`roporta Roshhino g. Tyumeni // Integraciya nauki i praktiki dlya razvitiya Agropromy`shlennogo kompleksa: sbornik statej vserossijskoj nauchnoj konferencii. 2017. S. 587-594.
  5. Molchanova E.A., Yurlova A.A. Analiz formirovaniya ustojchivogo zemlepol`zovaniya v processe territorial`nogo planirovaniya i zemleustrojstva (na materialax Abalakskogo MO Tobol`skogo rajona) // Aktual`ny`e voprosy` nauki i xozyajstva: novy`e vy`zovy` i resheniya: sbornik materialov L Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016. S. 671-675.
  6. Nikolajkin N.I. Zagryaznenie atmosfery` v rezul`tate deyatel`nosti sovremennogo vozdushnogo transporta. // N.I. Nikolajkin, Yu.V. Smirnova // Nauchny`j vestnik MGTU GA, 2016. – №108. S. 66-72.
  7. Podkovy`rova M.A., Maly`shev E.N., Olejnik A.M. i dr. Organizaciya i planirovanie auditornoj i samostoyatel`noj raboty` studentov po discipline «Osnovy` funkcionirovaniya zemel`no-imushhestvennogo kompleksa»: uchebno-metodicheskoe posobie. – Tyumen`: GAU Severnogo Zaural`ya, 2013. 83 s.
  8. Podkovy`rova M.A., Evtushkova E.P., Simakova T.V. Soderzhanie i texnologiya razrabotki dezhurny`x kart ogranichenij i obremenenij (na primere Tyumenskoj oblasti) // Vestnik Gosudarstvennogo agrarnogo universiteta Severnogo Zaural`ya. 2013. № 4(23). S. 85-88.
  9. Podkovy`rova M.A., Racen S.S., Rudenok F.S. Analiz problem i perspektivy` razvitiya zemel`no-imushhestvennogo kompleksa Sovetskogo municipal`nogo rajona // Stoly`pinskij vestnik. 2020. T.2. №4. S.4. DOI 10.24411/2713-1424-2020-10018.
  10. Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 02.12.2017 N 1460 «Ob utverzhdenii Pravil ustanovleniya priae`rodromnoj territorii, Pravil vy`deleniya na priae`rodromnoj territorii podzon i Pravil razresheniya raznoglasij, voznikayushhix mezhdu vy`sshimi ispolnitel`ny`mi organami gosudarstvennoj vlasti sub«ektov Rossijskoj Federacii i upolnomochenny`mi Pravitel`stvom Rossijskoj Federacii federal`ny`mi organami ispolnitel`noj vlasti pri soglasovanii proekta resheniya ob ustanovlenii priae`rodromnoj territorii» [E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284306/ (data obrashheniya: 20.09.2021)
  11. Proskuryakova O.V., Matveeva A.A. Sistemny`j podxod k analizu nedvizhimosti v celyax ee e`ffektivnogo funkcionirovaniya // Aktual`ny`e voprosy` nauki i xozyajstva: novy`e vy`zovy` i resheniya: sbornik materialov LI Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 130-133.
  12. Simakova T.V., Olejnik A.M. Formirovanie territorij ustojchivogo razvitiya: metodika i praktika zemleustrojstva i gradostroitel`stva // Agroprodovol`stvennaya politika Rossii. 2015. № 5(41). S.24-27.
  13. Skipin L.N., Evtushkova E.P. Formirovanie zemel`ny`x uchastkov s povy`shennoj investicionnoj privlekatel`nost`yu pri territorial`nom planirovanii razvitiya territorij // Vestnik Gosudarstvennogo agrarnogo universiteta Severnogo Zaural`ya. 2016. № 4(35). S.147-153.
  14. Solodovnikova A.E`., Matveeva A.A. Analiz vozdejstviya ae`roporta Roshhino goroda Tyumeni na prilegayushhuyu territoriyu // Integraciya nauki i praktiki dlya razvitiya agropromy`shlennogo kompleksa: materialy` 2-oj nacional`noj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019. S. 157-167.
  15. Solodovnikova A.E`., Matveeva A.A. E`kologicheskaya sostavlyayushhaya zemel`no-xozyajstvennogo ustrojstva territorii ae`roporta Roshhino goroda Tyumeni // Aktual`ny`e voprosy` nauki i xozyajstva: novy`e vy`zovy` i resheniya: sbornik materialov LIV Studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2020. S. 317-321.
  16. Solodovnikova A.E`., Matveeva A.A. Organizaciya ispol`zovaniya zemel`no-imushhestvennogo kompleksa ae`roporta «Roshhino» goroda Tyumeni // Problemy` geologii i osvoeniya nedr: trudy` XXIV Mezhdunarodnogo simpoziuma imeni akademika M.A. Usova studentov i molody`x uchyony`x. 2020. S. 540-542.

Для цитирования: Матвеева А.А., Солодовникова А.Э. Система функционирования земельно-имущественного комплекса аэропорта Рощино города Тюмени // Московский экономический журнал. 2021. № 11. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-11-2021-19/

© Матвеева А.А., Солодовникова А.Э., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 11.