Московский экономический журнал 11/2019

УДК 528.46/625.721

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10137

ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ
ПУБЛИЧНЫХ СЕРВИТУТОВ ДЛЯ СЕЗОННЫХ ДОРОГ

JUSTIFICATION OF COST EFFICIENCY DURING PUBLIC EASEMENT`S ESTABLISHMENT FOR SEASON RESTRICTED ROADS

Ковязин Василий Федорович, доктор биологических наук, профессор кафедры инженерной геодезии, Санкт-Петербургский горный университет, г. Санкт-Петербург

Романенко Марина Юрьевна, аспирант кафедры инженерной геодезии, Санкт-Петербургский горный университет, г. Санкт-Петербург

Kovyazin V.F., vfkedr@mail.ru

Romanenko
M.Yu.,
m.romanenko@geo-sz.ru

Аннотация: В
статье рассматривается вопрос изучения сезонных дорог, как объектов
недвижимости. Актуальность исследования определяется необходимостью повышения
эффективности использования территории при размещении дорожной инфраструктуры. Цель исследования заключается в разработке
усовершенствованной технологии проведения кадастровых работ для постановки на
государственный учет сезонных дорог. Также в статье представлен расчет
экономической эффективности выполнения кадастровых работ в
соответствии с предложенной технологией. Результаты
исследования значимы для производственной деятельности землеустроительных
организаций, корректной работы территориальных органов Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), а также для
территориальных органов Федерального дорожного агентства (Росавтодор).

Summary: The article discusses the study of season restricted roads as real
estate objects. The relevance of research is defined by improvement of
territory use effectiveness during engineering
and construction of road infrastructure. The aim of research is advanced
technology of season restricted roads` designing for their further cadastral
registration. The article also presents the calculation of cadastral works`
cost efficiency in accordance with the proposed technology. The results of the
study are significant for the production activities of land management
organizations, correct work of the local bodies of the Federal Service for
State Registration, Cadastre and Cartography (Rosreestr), as well as for the
local bodies of the Federal Road Agency (Rosavtodor).

Ключевые слова: сезонные
дороги, кадастровый учет, буферные зоны, публичный сервитут, экономическая
эффективность.

Keywords: season
restricted roads, cadastral registration, buffer zones, public easement, cost efficiency.

Введение. Согласно
«Стратегии развития транспорта в Российской Федерации до 2030 гг.» потребность
в решении проблем транспортной инфраструктуры определена требованиями
социально-экономического развития страны [1]. Поиск альтернативных решений и их
технологическое применение в дорожной отрасли является предметом комплексных
исследований во многих сферах производственной деятельности, в том числе в
области проведения кадастровых работ.

При
выполнении землеустроительных и кадастровых работ в отношении линейных объектов
автомобильного транспорта можно выделить те, местоположение которых изменяется
с течением времени. Сезонные дороги составляют основу транспортной инфраструктуры
для отдаленных горнодобывающих регионов, где разработка,
обустройство и эксплуатация месторождений
требует доставки большого количества крупногабаритных технических средств и
оборудования. Кроме того, они определяют степень развития горнодобывающих регионов Российской Федерации,
обеспечивая возможность освоения территории и экономическую доступность
природных ресурсов [2].

Для оперативного принятия стратегических
решений относительно строительства, ремонта и эксплуатации объектов
исследования необходима регистрация права
собственности Федерального дорожного агентства (Росатодор), которое
осуществляет управление государственным
имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства [3]. Поэтому,
как и все объекты недвижимости на территории Российской Федерации, сезонные
дороги учитываются в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) [4] в целях обеспечения реализации
государственной политики в сфере экономики, а также в интересах частных лиц
(например, горнодобывающих компаний).

Постановка проблемы. Строительство исследуемых объектов проводится на местности, где нецелесообразно создание дорог с твердым покрытием. Их полотно уничтожается ввиду сложных инженерно-геологических условий в течение одного эксплуатационного сезона, то есть одного «жизненного цикла». Впервые данный термин введен известным ученым-экономистом в сфере недвижимости А.Н. Асаулом [5]. Для сезонных дорог характерен жизненный цикл, неспецифичный для других объектов недвижимости (рис. 1).

Как видно из рисунка 1, функционирование сезонных
дорог обеспечивается ежегодным восстановлением трассы, поэтому сезонные дороги
представляют собой путь сообщения определенного направления, местоположение
которого изменяется с каждым эксплуатационным сезоном [6]. Другими словами,
сезонные дороги являются временными сооружениями с непостоянными координатами
границ ввиду полного уничтожения объекта в теплое время года.

Руководствуясь положениями современного земельного
законодательства, не представляется возможным внести в ЕГРН корректные сведения
о таком объекте недвижимости. Технология проведения кадастровых работ в
отношении таких объектов также не регламентируется методической и
нормативно-правовой документацией, поэтому на практике государственный кадастровый
учет осуществляется только в отношении земельных участков полосы отвода в
соответствии с данными о размещении оси дороги того сезона эксплуатации, в
течение которого проводились кадастровые работы.

С целью оптимальной организации земель, предназначенных для размещения сезонных дорог, а также планирования их рационального использования необходима ежегодная корректировка полосы отвода. Опираясь на исследование А.А. Чижова [7] можно принять, что распределение моментов времени корректировки происходит по закону Пуассона, вероятность  стабильности границ сезонной дороги будет равна:

где e – основание натурального логарифма; t – период времени между
корректировкой границ полосы отвода, годы; Тср
— жизненный цикл дороги, для дорог сезонного действия данный показатель равен 1
году. Соответственно, чтобы поддержать стабильность границ полосы отвода
исследуемых дорог с вероятностью 0,9 — 0,95, необходимо проводить их уточнение
через каждые 0,05 года, что экономически нецелесообразно. Поэтому необходима
разработка новой технологии учета сезонных дорог с экономическим обоснованием
ее эффективности.

Методика и этапы исследования. Исследование, описанное в данной статье, состоит из полевого и камерального этапов. Полевой этап заключается в проведении инженерных изысканий, в результате чего получены каталоги координат осей дороги в соответствии с эксплуатационными сезонами 2011-2018 годов (рисунок 2).

Камеральный
этап проведен с использованием метода пространственного анализа, в результате чего
интерпретированы материалы
инженерных изысканий с учетом опыта
проектирования и строительства дорог в прошлые эксплуатационные сезоны.

Также
проведен пространственный анализ среднемасштабных
карт инженерно-геологических условий (масштаб 1:50000), которые составляются по результатам инженерно-геологических съемок
для разработки предпроектной документации, когда известен лишь район предполагаемого
строительства. Карты этого масштаба содержат необходимую информацию для
составления схем и обоснования возможных вариантов размещения сезонных дорог на
начальной стадии проектирования.

С
целью количественного обоснования ширины буферной зоны, предназначенной для
размещения сезонной дороги, проведено математическое
моделирование, позволяющее прогнозировать результаты функционирования
объекта при различных условиях почвенного покрытия и грунта.

В
качестве заключительного этапа с применением анализа близости сезонных осей
дороги выполнено построение буферных зон, в которые преобразована полоса
отвода. Координаты их границ определены на основе анализа атрибутивных
характеристик, полученных в результате проведения инженерных изысканий.

Таким образом, методика исследования носит экспериментально-теоретический характер и включает метод географического прогноза для определения будущего состояния объектов исследования; геоинформационный метод, с применением которого возможно создание банков данных на основе информации, полученной из организаций, осуществляющих мониторинг за объектами исследования. Картографический метод исследования даёт возможность представить в наглядной форме географическую локализацию объектов исследования.Результаты исследования. Объектом исследования выбран сезонный участок автомобильной дороги А-331 «Вилюй» протяженностью 214 км, благодаря которому обеспечивается сквозное движение по маршруту Якутск – Мирный в зимнее время, а также транспортная связь между промышленными предприятиями крупных месторождений: Тас-Юряхское, Верхнечонское, Талаканское и другие.

Несмотря на высокую социально-экономическую значимость сезонных дорог в общей транспортной инфраструктуре северных регионов Российской Федерации, на сегодняшний день существует целый спектр правовых и технологических проблем, связанных с выполнением кадастровых работ для постановки на учет исследуемого объекта. Он принадлежат к категории временных сооружений, местоположение которых изменяется в зависимости от сезона эксплуатации. Как и для линейных объектов дорожной инфраструктуры постоянного действия, при размещении исследуемых дорог определяется пространственный базис в виде земельных участков полосы отвода, относящихся к землям транспорта по целевому назначению и закрепленных вещным правом [8]. Ввиду указанной специфики возникает несоответствие установленных границ полосы отвода изменяющему местоположению сооружения, что затрудняет внесение достоверных сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о дороге, как целостном объекте с учетом распределения его структуры во времени.

Так на рисунке 3 можно увидеть, что кадастровый учет земельных участков в границах полосы отвода объекта исследования проведен в соответствии с проектной документацией и данными о местоположении дороги, которые соответствуют 2016 году (рис. 3).

Сведения о земельных участках полосы отвода
учтены в ЕГРН, однако согласно рисунку 3, местоположение сезонных осей не соответствует
их установленным границам. В результате ежегодной трассировки возникает
превышающее допустимые нормы отклонение временного сооружения за границы полосы
отвода.

Чтобы избежать многократной подготовки кадастровой документации для уточнения земельных участков в границах полосы отвода, проведено ее преобразование в буферные зоны с особым правовым режимом (рис. 5), то есть определены границы установления публичного сервитута в качестве пространственного базиса. В качестве иллюстрации приведем пример макета границ буферной зоны, построенной для сезонной дороги в соответствии с полученными данными в течение четырех эксплуатационных сезонов.

Преобразование полосы отвода в зону действия
публичного сервитута, как представлено на рисунке 4, с соответствующим правовым
режимом позволяет избежать многократной подготовки кадастровой документации для
уточнения границ смежных земельных участков. В результате установления границ
публичного сервитута в отношении сезонных дорог обеспечивается их правомерное
размещение на протяженной территории, включающей множество земельных участков,
сведения о которых содержатся в ЕГРН и земли неразграниченной государственной
собственности.

Регистрация публичного сервитута предполагает упрощённой порядок установления границ исследуемого объекта на местности вне зависимости от сезонных изменений координат поворотных точек и наличия зарегистрированных прав на смежные земельные участки. Указанный порядок выполнения работ в соответствии с предложенной технологией выполнения кадастровых работ в отношении исследуемых объектов с расчетом времени и стоимости представлен в таблице 1.

Для сравнения приведем аналогичный расчет по выполнению работ по существующей на настоящий момент технологией выполнения кадастровых работ в отношении сезонных дорог (таблица 2).

Все
расчеты, приведенные в таблицах 1 и 2, выполнены в соответствии с Приказом
Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от
28.12.1995 N 70 «Об утверждении цен и общественно необходимых затрат труда
(ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательной продукции землеустройства,
земельного кадастра и мониторинга земель» [9], а также на основании данных о
выполнении работ по государственным контрактам частной землеустроительной
организацией ООО «Геосервис» (г. Санкт-Петербург).

Как видно из приведенных данных о стоимости и сроках
выполнения работ в таблицах 1, 2, усовершенствованная технология выполнения
кадастровых работ существенно сокращает сроки и затраты, так как преобразование
полосы отвода в зону действия публичного сервитута с соответствующим правовым
режимом позволяет избежать многократной подготовки кадастровой документации для
уточнения границ смежных земельных участков.

Таким образом, регистрация публичного сервитута
предполагает упрощённой порядок установления границ исследуемых объектов на
местности вне зависимости от сезонных изменений координат поворотных точек и
наличия зарегистрированных прав на смежные земельные участки.

Заключение. Проведенное
исследование является многопрофильным, так как затрагивает не только область
кадастра недвижимости, но и вопросы картографии, инженерных изысканий,
строительства, экономики.

В результате можно сделать следующие выводы:

1. Кадастровый учет сезонных дорог необходимо
проводить с учетом их изменяющегося местоположения.  Технология проведения кадастровых работ в
отношении исследуемых объектов с учетом их специфики не регламентируется
методической и нормативно-правовой документацией, поэтому на практике
государственный кадастровый учет осуществляется только в отношении земельных
участков полосы отвода в соответствии с данными о размещении оси дороги того
сезона эксплуатации, в течение которого проводились кадастровые работы. В
результате возникает несоответствие местоположения сооружения дороги
установленным границам земельных участков полосы отвода, а также временные
наложения ОКСа на смежные земельные участки.

2. Чтобы избежать многократной подготовки кадастровой
документации для уточнения земельных участков в границах полосы отвода,
необходимо провести преобразование полосы отвода в буферные зоны со своим
правовым режимом.

3. Для определения координат и ширины проектируемых
буферных зон, предназначенных для размещения сезонных дорог, наиболее
эффективным является использование данных полевых исследований
физико-механических свойств грунтов для построения функций зависимости систем
совместно с геоинформационными (ГИС) технологиями, позволяющими обобщить
картографическую информацию о местоположении объекта в прошлые сезоны и
семантическую информацию инженерных изысканий.

4. Корректный учет сведений о сезонных дорогах в ЕГРН
возможен только с применением знаний законов постановки аналогичных
стационарных объектов и с учетом особенностей существования объектов
исследования в пространстве и времени.

Теоретическая значимость заключается в том, что результаты,
исследования обеспечивают развитие существующей технологии проведения
кадастровых работ в отношении линейных объектов транспорта. Они не только могут
стать концептуальной основой для системы эксплуатации и управления объектами
дорожного транспорта, как недвижимым имуществом, но и могут быть использованы в
целях совершенствования нормативно-правовой базы в сфере земельно-имущественных
отношений.

Кроме того, результаты исследования значимы для
производственной деятельности землеустроительных организаций, корректной работы
территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии (Росреестр), а также для территориальных органов
Федерального дорожного агентства (Росавтодор) при осуществлении управления
дорогами сезонного действия.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от
22 ноября 2008 года N 1734-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской
Федерации на период до 2030 года» (с изменениями на 12 мая 2018 года) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82617/
(дата обращения: 13.09.2019).

2. Костырченко
В.А., Мадьяров Т.М., Мерданов Ш.М. Основные аспекты развития транспортной инфраструктуры
Крайнего Севера // Фундаментальные
исследования.
Пенза: Издательский
Дом «Академия Естествознания», 2016. №3-1. С. 31-36.

3. Федеральный закон от
08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72386/ (дата обращения: 04.09.2019).

4. Федеральный закон
«О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_182661/ (дата обращения: 04.09.2019).

5. Асаул А.Н., Иванов
С.Н., Старовойтов М.К. Экономика
недвижимости. Учебник для ВУЗов. – 3-е изд., исправл. – СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. – 304
с.

6. Павлов
Ф. А. Строительство и эксплуатация зимних автомобильных дорог в северных
широтах. Учебное пособие. – Архангельск: Северный (Арктический) Федеральный
Университет имени М.В. Ломоносова, 2010. – 201 с.

7. Чижов А.А. Обоснование
ширины полосы отвода лесовозных автомобильных дорог с учетом природоохранных
требований : дисс. канд. техн. наук : 05.21.01. Екатеринбург, 2005. – 160 с.

8. Потехин И.А.
Совершенствование методики и технологии формирования земельных участков
федеральных автомобильных дорог и других линейных объектов // Актуальные
проблемы современного строительства: Материалы Международной научно-технической
конференции. – Пенза: ПГУАС, 2007. – С. 258-263.

9. Приказ Роскомзема от 28.12.1995 N 70 (ред. от
10.04.1997) «Об утверждении цен и общественно необходимых затрат труда
(ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства,
земельного кадастра и мониторинга земель» //
URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=434359#0545475990853683 (дата обращения: 12.09.2019).