Московский экономический журнал 11/2019

image_pdfimage_print

УДК 332: 3

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10121

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

IMPROVEMENT OF RATIONAL USE AND PROTECTION OF LANDS (ON THE EXAMPLE OF IVANOVO REGION)

Борзов Кирилл Аркадьевич, факультет землеустройства, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, borzov.09021996@mail.ru

Borzov K.A.

Бугаевская Валентина Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры землеустройства, Государственный университет по землеустройству, г. Москва, valentinaguzzem@mail.ru

Bugaevskaya V.V.

Аннотация: Рассмотрены вопросы, направленные на совершенствование рационального использования и охраны земель. Предложены показатели, которые наиболее полно отображают использование земель сельскохозяйственного назначения в муниципальных районах. Подробное рассмотрение существующих видов зонирования и оценка муниципальных образований Ивановской области по факторам, оказывающим влияние на систему использования земельных ресурсов сельскохозяйственного  назначения позволило, разбив весь регион на 5 групп районов,  оценить уровень использования земель сельскохозяйственного назначения в муниципальных образованиях.  Совершенствование рационального использования и охраны земель состоит в том, что, «установленные в порядке землеустройства режимы использования и целевое назначение земель, организация территории, комплекс мер по поддержанию устойчивых ландшафтов и охране земель должны являться обязательными для собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, а также органов государственной власти и местного самоуправления. Только при соблюдении данного порядка стоит говорить о вовлечении неиспользуемых земель и их рациональном использовании по целевому назначению». [8]

Summary:  The issues aimed at improving the rational use and protection of land are considered. The indicators that most fully reflect the use of agricultural land in municipal areas are proposed. Detailed consideration of the existing types of zoning and assessment of municipalities of the Ivanovo region on the factors influencing the system of use of agricultural land resources allowed, breaking the whole region into 5 groups of districts, to assess the level of use of agricultural land in municipalities.  Improving the rational use and protection of land is that, » established in the order of land management regimes of use and purpose of land, the organization of the territory, a set of measures to maintain sustainable landscapes and land protection should be mandatory for owners, landowners, land users and tenants of land, as well as public authorities and local self-government. Only in compliance with this order should we talk about the involvement of unused land and their rational use for its intended purpose.» [8]

Ключевые слова: управление земельными ресурсами, рациональное использование и охрана земель, зонирование территории, электронные торги.

Keywords: land administration, economic mechanism of land administration, electronic biddin.

Планирование рационального использования и охраны земель — одна из первостепенных задач государства, органов исполнительной власти всех уровней. Сельское хозяйство нашей страны было всегда объектом своеобразного эксперимента. В советские годы всю продукцию растениеводства получали в общественных сельских предприятиях. Но в годы перехода к свободному рынку, сложное экономическое положение сельских предприятий страны и Ивановской области, в частности привело к сокращению земельных ресурсов, находящихся в обороте. Переход к рыночным отношениям и аграрные реформы при снижении государственной поддержке привело к плачевным результатам.  Так, за последние двадцать лет в Ивановской области площадь пашни по официальным данным сократилась c 560 до 507 тыс. га, при этом 285,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий не используются более 8 лет[1].В современной политической ситуации в стране, санкции, вступившие в силу, послужили стимулом к развитию сельского хозяйства, как во всей стране, так и в нашем регионе.

В разных регионах страны земельные ресурсы используются с различной эффективностью, критериями которой являются множество показателей. Эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения требует дополнительных исследований, связанных, в частности, с выявлением характерных особенностей районов, совершенствованием методик проведения зонирования, выявлением и оценкой влияния различ­ных факторов. Для целей повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и управления земельными ресурсами необходимо провести зонирование территории Ивановской области и проанализировать результаты.

Задача зонирования одна из важных задач анализа и управления территориями. Зонирование предваряет сам анализ использования земель и часто позволяет выявить территории со слабо проявленными признаками, по которым проводится любое зонирование. Зонирование лучше проводить, используя ГИС технологии. Они позволяют выделять территории по интегральным показателям, например для решения задач управления, анализа или прогноза. [1, 5, 9-13, 18]

Можно согласиться с тем, что «классические методы внутрихозяйственного землеустройства должны быть оснащены способами и приемами применения компьютерной техники, что позволяет учитывать всю совокупность факторов, влияющих на деятельность сельскохозяйственных организаций, применять в полной мере многовариантный подход». [10]

Для проведения зонирования нами предлагается следующая схема – рисунок 1.

Для проведения зонирования нами предложены показатели, которые наиболее полно отображают использование земель сельскохозяйственного назначения в муниципальных районах.

Социальные показатели: численность постоянного сельского населения, в том числе занятого в сельскохозяйственной отрасли, тыс.чел., среднемесячная номинальная зарплата в сельском хозяйстве, тыс. руб.

Экономические показатели: продукция сельского хозяйства (растениеводства и животноводства) в сельскохозяйственных организациях в фактически действовавших ценах, млн.руб.,продукция сельского хозяйства (растениеводства и животноводства) в хозяйствах населения в фактически действовавших ценах, млн.руб., продукция сельского хозяйства (растениеводства и животноводства) в крестьянских (фермерских) хозяйствах в фактически действовавших ценах, млн.руб.

Экологические показатели: почвенно-климатические показатели территории районов по природно-сельскохозяйственному районированию. Территория Ивановской области находится в южнотаежно-лесной зоне, среднерусской провинции, в подпровинции А. Основные процессы почвообразования в этой зоне – подзолистый, дерновый, болотный, исходя из этого на территории региона представлены такие типы, как подзолистые, дерновые, болотные, дерново-подзолистые, болотно-подзолистые. В экологических используем баллы бонитета пашни муниципальных районов Ивановской области.

Технические показатели: количество основных пользователей земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных организаций, хозяйств населения и К(Ф)Х), площадь земель сельскохозяйственного назначения в районе, площадь «заброшенных» земель сельскохозяйственного назначения, площадь залесенных и заболоченных земель сельскохозяйственного назначения, площадь пашни в районе.

Административные показатели: кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения.

Для зонирования территории Ивановской области по предложенным показателям необходимо выполнение следующих действий:

  1. Составить рейтинги муниципальных районов Ивановской области по каждому из рассматриваемых параметров. Муниципальному району с наилучшим значением показателя присваивается максимальный рейтинг.
  2. Рассчитывается интегральный рейтинг муниципального района путем суммирования произведений рейтинга муниципального района на вес данного фактора. В качестве веса фактора рекомендуется учитывать его значимость для системы эффективного использования землями сельскохозяйственного назначения  муниципального района.
  3. Количество интервалов рассчитывается по формуле Стерджесса:

Районы выстраиваются по убыванию интегрального рейтинга.

4. Находится величина интервала для каждой группы, и определяются их границы по формуле:

Для выявления особенностей каждой группы районов и разработки рекомендации для повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения проанализируем результаты зонирования.

Для определения рейтинга районов необходимо учитывать вес каждого фактора. В качестве веса показателя были взяты значения коэффициента парной корреляции. Парные коэффициенты корреляции используются для измерения тесноты связи между двумя переменными без учета их взаимодействия с другими переменными.

Данный коэффициент рассчитывался внутри каждой группы показателей отдельно с помощью функции «Анализ данных» Microsoft Excel — таблица 1.

В дальнейшем все районы выстраиваются по убыванию рейтинга интегрального показателя, который получается умножением рейтинга района по всем показателям  на коэффициент парной корреляции этого показателя — таблица 2.

Далее выполняется расчет количества интервалов по формуле Стерджесса:

Для установления границ интервалов определяется минимальное и максимальное значение интегрального показателя и рассчитывается нормативное значение одного интервала.

Исходя, из этого значения формируются границы всех интервалов групп — таблица 3.

В результате сформированных групп определяется количество районов, которые попали в группы — таблица 4.

На основе полученного распределения муниципальных районов по группам была составлена карта, проанализированы показатели каждой группы и разработаны предложения.

Целью данного исследования является подробное рассмотрение существующих видов зонирования и оценка муниципальных образований Ивановской области по факторам, оказывающим влияние на систему использования земельных ресурсов сельскохозяйственного  назначения. Разбив весь регион на 5 групп районов, стало возможным оценить уровень использования земель сельскохозяйственного назначения в муниципальных образованиях. Изучив особенности каждой группы, появилась возможность выработать следующие рекомендации:

Для первой группы характерны высокие социальные показатели — численность постоянного населения варьирует от 17,5 до 36,6 тысяч человек и работников, занятых в сельском хозяйстве от 600 до 1040 человек, заработная плата также достаточно высокая от 7600 до 11500 рублей.  Экологические показатели характеризуются высокими баллами бонитета от 56 до 74.   Кадастровая стоимость характеризуется достаточно высокими показателями  от 18769 до 26934  рублей за гектар. Технические показатели отличаются большой площадью пашни от 23746 до 39789 гектар. Для этой группы рекомендуется развивать производство в том же направлении, что и в настоящее время.

Вторая группа хозяйств, представленная двумя районами, имеет достаточно высокие показатели по всем группам показателей, однако экологические и технические показатели имеют минимальные значения. Необходимо направить средства государственной поддержки на вовлечение в оборот заброшенной пашни и проведению мероприятий по повышению почвенного плодородия.

Третья группа состоит из восьми районов и является самой большой. Все показатели данной группы имеют показания рейтинга ниже среднего.  Некоторые районы этой группы имеют высокие показатели по численности постоянного населения, заработной плате, по производству продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.  Для данной группы районов рекомендуется увеличение государственной поддержки на развитие сельскохозяйственной отрасли в сельскохозяйственных организациях.

Четвертая группа характеризуется высокими показателями площади земель сельскохозяйственного назначения и площади пашни, большим количеством К(Ф)Х, высокими баллами бонитета, однако в этих же районах наибольшая площадь земель, выбывших из оборота. Для этой группы рекомендуется направлять государственную поддержку на вовлечение земель в хозяйственный оборот и техническую переоснащенность.

Для пятой группы районов характерны низкие показатели. Практически по всем группам показателей районы занимают последние места. Данная группа характеризуется низкой численностью работников в сельском хозяйстве от 0,07 до 0,13 тыс. человек.  Для прироста населения в муниципальных районах предлагается разработать новые проекты планировки населенных пунктов. Государственная поддержка только сельскохозяйственной отрасли в этих районах не изменит ситуацию к лучшему, поэтому необходимо увеличение государственных дотаций на улучшение инфраструктуры и привлечение людей.

Совершенствование рационального использования и охраны земель состоит в том, что, «установленные в порядке землеустройства режимы использования и целевое назначение земель, организация территории, комплекс мер по поддержанию устойчивых ландшафтов и охране земель должны являться обязательными для собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, а также органов государственной власти и местного самоуправления. Только при соблюдении данного порядка стоит говорить о вовлечении неиспользуемых земель и их рациональном использовании по целевому назначению». [8]

Список использованных источников

  1. Актуальные проблемы обеспечения современного землеустройства: материалы международного научно-практического форума, посвящённого 95-летию основания факультета и кафедры землеустройства Государственного университета по землеустройству/сост. и отв. ред. Т.В. Папаскири. -М.: ГУЗ, 2014. -832 с.
  2. Антропов, Д. В. Экономическая эффективность землепользования в зонах с особыми условиями использования территорий (на материалах Тульской области) [Текст]: дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. – М., 2009. – с. 174.
  3. Бабаев Б.Д. Потенциал и инфраструктура агропромышленного комплекса /Экономика Ивановской области/ Иваново-Вознесенск, Иваново, 2002, с.187-209
  4. Волков, С.Н. Проблемы территориального планирования в Российской Федерации на современном этапе [Текст] / С. Н. Волков // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. ‑ 2006. — №3. — С. 10-14.
  5. Геоинформационные системы и технологии автоматизированного проектирования в землеустройстве [Текст]: Учебно-метод. пособие / Т.В. Папаскири. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Новые печатные технологии, 2013. — 249 с 
  6. Земельная политика Российской Федерации под угрозой новой редакции закона «о землеустройстве» (мнение экспертов) [Текст]// Папаскири Т.В., Черкашина Е.В., Петрова Л.Е. и др. // ж-л: Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.- М.: ИД «Панорама», Изд-во «Афина», — 2019. -№4 – стр.11-36.
  7. Землеустроительное обеспечение реализации государственных программ и приоритетных национальных проектов по развитию АПК и других отраслей экономики: монография / Под общ. ред. С.Н. Волкова. -М.: Изд-во ФГБОУ ВО ГУЗ, 2017. -568 с.
  8. Землеустройство как основной механизм ввода в оборот не используемых земель сельскохозяйственного назначения // Папаскири Т.В., Ананичева Е.П., Фомкин И.В., ПэнЮньлун // [Текст]: Московский экономический журнал, 2/2017, 12с., электронный журнал, http://qje.su/selskoe-hozyajstvo/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2017-11/
  9. Методы формирования систем автоматизированного землеустроительного проектирования [Текст] / Т.В.  Папаскири // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Агрономия и животноводство. 2015. № 2. С. 25-33.
  10. Организационно-экономический механизм формирования системы автоматизированного проектирования в землеустройстве: диссертация … доктора экономических наук  [Текст] / Т.В. Папаскири //: 08.00.05 — Москва, [Место защиты: ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству], 2016. — 399с., ил.
  11. О концепции цифрового землеустройства [Текст] / Т.В. Папаскири // Ж-л: Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.- М.: ИД «Панорама», Изд-во «Афина», — 2018.-№11 – С.5-11
  12. Папаскири Т.В. Геоинформационные системы и технологии автоматизированного проектирования в землеустройстве. Учебно-методическое пособие (3-е издание, переработанное и дополненное)– М.: Изд-во «Новые печатные технологии», 2011.– 226 C.
  13. Папаскири, Т.В. Землеустроительное проектирование и землеустройство на основе автоматизации: проблемы и решения //Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.- М.: ИД «Панорама», Изд-во «Афина», — 2015.-№8. – С.10-15
  14. Сунгуров, В. У. Ценовое экономическое зонирование территорий как механизм повышения экономической эффективности использования земельных ресурсов [Текст] / В. У. Сунгуров // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2009. — № 4. — С. 11-14.
  15. Управление проектами пространственного развития: учебное пособие // Алтухов А.И., Баутин В.М., Близнюкова Т.В. и др. // [Текст] //Учебное пособие / Под общ. ред. акад. РАН Комова Н.В., проф. Цыпкина Ю.А., проф. Носова С.И.; отв. за выпуск проф. Ликефет А.Л. – М.: ИП Осьминина Е.О., 2020. – 540 с.: ил.
  16. Хлыстун, В.Н., Семочкин, В.Н., Папаскири, Т.В.  О принципах и содержании проекта нового закона «О землеустройстве». [Текст] //Ж-л: «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий».- М.: МСХ РФ, — 2019.-№9 – Стр.52-56
  17. Шагайда Н.И., Фомин А.А. Совершенствование земельной политики в Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2017. № 3. С. 71.
  18. T Papaskiri, A Kasyanov and E Ananicheva On creating digital land management in the framework of the program on digital economy of the Russian Federation // IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science 274 (2019) 012092 doi:10.1088/1755-1315/274/1/012092  https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/274/1/012092/pdf
  19. Lidin K.L., Meerovich M.G., Bulgakova E.A., Vershinin V.V., Papaskiri T.V. Applying the theory of informational flows in urbanism for a practical experiment in architecture and land use.  [Текст] //  Espacios. 2018. Т. 39. № 1. С. 12.

[1]Федеральная агрохимическая служба по Ивановской области, 2016 г.