Московский экономический журнал 10/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 911:71

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10629 

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ГОРОДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ

FUNCTIONAL CITY ZONING AS THE INSTRUMENT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AND GEO-ECOLOGICAL EXAMINATION

Разенков Павел Игоревич, аспирант ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород

Лопина Елена Михайловна, кандидат географических наук, доцент ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород

Шульгин Владислав Михайлович, аспирант ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород

Жидких Денис Владимирович, кандидат географических наук, доцент ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород

Razenkov Pavel Igorevich, PhD student, Belgorod State National Research University, Belgorod

Lopina Elena Mikhailovna, Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor, Belgorod State National Research University, Belgorod

Shulgin Vladislav Mikhailovich, PhD student, Belgorod State National Research University, Belgorod

Zhidkikh Denis Vladimirovich, Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor, Belgorod State National Research University, Belgorod 

Аннотация. В статье рассматривается опыт проведения функционального зонирования территории города Белгорода с использованием методов дистанционного зондирования и визуального дешифрирования. С учетом географических особенностей расположения города, его инфраструктурного каркаса, выделены планировочные районы и буферные зоны. Установлено, что географические и функциональные особенности городской территории дают предпосылки для выделения 4 районов и 2 межрайонных пространств, не относящихся, к основным выделенным районам. По площадным характеристикам оцифрованных полигонов были произведены расчеты площадей антропофункциональных зон в структуре города.

Abstract. This article describes the experience of functional city zoning of the Belgorod city using such methods as geo-referencing and visual interpretation. Planning areas and buffer zones have been identified based on the geographical city location and its infrastructural frame. It has been established that geographical and functional city area features give us the information required to identify 4 regions and 2 interregional areas outside of the main designated areas. The calculation of anthropofunctional zones within the city structure has been made based on the characteristics of digitized polygons.

Ключевые слова: функционально-планировочное зонирование, антропофункциональные зоны, селитебные зоны, дорожный каркас города, квартальная планировка города

Keywords: functional city zoning, anthropofunctional zones, lands allotted for settlement, city road frame, quarterly planning of the city

Введение. Белгород был основан в 1596 году, как город-крепость. Длительный период истории город развивался, как провинциальное поселение, поэтому  численность его населения, не росла быстрыми темпами, согласно переписи 1939 года составляла 34 359 человек. Период активного развития города начался в 1954 года, с образования Белгородской области, с административной столицей – Белгородом. На данный момент численность населения, возросла до 391702 человек. Согласно классификации городов, по численности населения, Белгород – крупный город, категория (250-500 тыс. чел.) [10].

Исследуя тип планировочной структуры, мы можем отнести его к рассредоточенному типу, характеризующемуся наличием нескольких планировочных образований, объединённых инфраструктурным каркасом [15]. Это можно проследить на карте антропофункциональных зон. Формирование такого типа структуры обусловлено строительством производственных зон, в период активного развития города, и принятием планировочных решений, исходя из расположения промышленных зон.

Анализируя дорожный каркас, мы можем наблюдать квартальную застройку, характерную для шахматной структуры, однако вытянутость основных дорожных артерий города с севера на юг, черта линейной структуры. Таким образом, структура Белгорода – это симбиоз шахматной и линейной систем [9].

Методология и методика функционального зонирования Бразвивались учёными-исследователями, в частности Корниловым А.Г., Назаренко Н.В. [6, 8]. Поляковой Т.А., [12], Зинченко А.П. [3], Епринцева С.А. [2].

Материалы и методы. При проведении зонирования автор использовал имеющиеся труды учёных, и свой взгляд на данную проблему. Используя метод дистанционного зондирования, метод визуального дешифрирования, материалы теоретического и картографического изучения территории города, проведено функционально-планировочное зонирование. Учитывая географические особенности расположения города, также инфраструктурный каркас, мы смогли выделить несколько районов города и нанести эти данные на карту. Картографическое моделирование выполнено в программе (Q-ГИС 2-18). Суммируя площадные характеристики оцифрованных полигонов, мы вычислили площадь и долю каждой антропофункциональной зоны, в структуре города. Дешифрирование материалов основывается на том, что форма объектов, передаёт их функции, поэтому для более эффективного изучения города, мы применили метод визуального дешифрирования экранного изображения [11]. На основании имеющихся данных проведено функционально-планировочное зонирование и составлена тематическая карта функциональных зон Белгорода.  В программе Q-ГИС мы вычислили площадь каждой функциональной зоны, сравнили их размер, в структуре города.  

Учитывая имеющиеся разработки в данном научном направлении было проведено районирование города с учётом антропофункциональной структуры города, инфраструктурного каркаса и географических особенностей. Физико-географические особенности и антропогенные факторы позволяют выделить районы города, разделённые гидрологическими барьерами (реки Везёлка, Гостянка, Северский Донец) и сетью железнодорожных путей.  

Результаты и их обсуждение. Планировочная структура Белгорода формировалась в условиях наличия барьеров, разделяющих территорию города, и формирующих пустоты, которые создают дополнительные сложности перемещения по городу. Речная сеть в приделах городской черты, разделяет город на 4 части (рис. 1). Усиливает разделяющий эффект речной сети, железная дорога, проложенная практически параллельно рекам, по направлению с северо-востока на юго-запад и запад. Река Везёлка и Железная дорога проходят через сердцевину города, разделяя его на северную и южную часть, также пространство между рекой и железной дорогой [13].

Белгород –  крупный промышленный центр, и как можно наблюдать на карте, на территории города имеется множество промышленных зон, однако можно выделить 2 крупные промышленные территории на северо-западе и юго-востоке города, которые выделяются своими площадными характеристиками. Основная особенность промышленной зоны на северо-западе в том, что она вплотную соседствует с историческим центром города и многоэтажной застройкой, также с частным сектором на западе. Такое расположение промышленных предприятий является изъяном планировки. Промышленная зона на юго-востоке, соседствует с частными секторами и очаговой многоквартирной застройкой, также в непосредственной близости расположена самая крупная рекреационная зона Белгорода. Рекреационная зона, содержащая лесной массив, способствует сдерживанию негативного влияния промышленных предприятий, однако если говорить об отдыхе, данное место не будет подходящим [9].

Железнодорожный каркас и гидрологические особенности города, формируют 4 района: южный, западный, восточный и северный (рис.2.). Квартальная застройка в Северном и Южном районах, потребности промышленности и крупный частный сектор в Западном и Восточном районах, также необходимость взаимодействия между районами, сформировали инфраструктурный каркас города. Районы между собой связывают 1 или 2 крупные дороги, обеспечивающие необходимый трафик.

Западный район связан с северным и южным районами дорогой – это ул. Чичерина – ул. Механизаторов – Белгородская объездная дорога – ул. Губкина. Также Кашарский проезд объединяет северный и западный районы.  Южный район с восточным объединяет одна дорога – ул. Костюкова – Михайловское шоссе. Северный район с восточным районом объединяют 2 дороги: Волчанская улица и ул. Студенческая.

На территории Северного и Южного районов располагается подавляющая часть многоэтажной застройки, поэтому это самые густонаселённые районы, обладающие высоким потенциалом развития, благодаря численности населения.  Северный и Южный районы связанны 2-мя крупными магистралями – это Проспект Богдана Хмельницкого – ул. Щорса; ул. Победы – проспект Ватутина.

Северный район представляет собой стратегически наиболее важную часть территории, поскольку включает в себя ключевые инфраструктурные объекты города – железнодорожный вокзал, международный аэропорт, автовокзал [14]. На территории Северного района находятся управленческие здания, представляющие 3 ветви власти областного уровня – исполнительную, законодательную и судебную.

Северный и Южный районы разделяют два препятствия река Везёлка и железная дорога, однако, часть пространства, расположенную между этими препятствиями нельзя отнести ни к одному району, поэтому на карте, эта территория обозначена как «буферная зона». Эту территорию сложно развивать из-за её положения, также она сама становится дополнительным разделяющим фактором. Буферная зона располагается в самом сердце города, однако похвастаться «городским» ландшафтом не может. На её территории преобладает частный сектор, характерный больше для пригорода, чем для центра города. Ещё можно отметить, что со стороны Южного района, с буферной зоной соседствует также частный сектор.  Подобная конфигурация создаёт невозможность формирования монолитной многоэтажной городской застройки в Белгороде, однако открывает возможность формирования крупной рекреационной зоны прямо в центре города, при перепланировке буферной зоны [20].

Вторая буферная зона расположена между Южным и Западным районами, обособленна железной дорогой и рекой Гостянкой. На её территории, в основном, расположен частный сектор, присутствуют торговые и складские зоны.

Многоэтажную застройку Северного и Южного районов разделяет частный сектор, данное обстоятельство показывает обособленность районов. Подобное чередование многоквартирной застройки и частного сектора характерно для полицентрической агломерации, в которой несколько центров разрастаются на столько, что образуют одну агломерацию, и их пригороды объединяются в непрерывную застройку. На карте функциональных зон, можно наблюдать наличие двух центров, концентрирующих людские, финансовые и административные ресурсы. Восточный район в подавляющем большинстве – концентрирует производственную мощь города, в то время, как Западный может стать потенциальным третьим ядром города.

В территориальной структуре Белгорода леса, парки, скверы и рекреационные зоны занимают 22,1%. Позитивно то, что этот показатель превосходит площадь, занимаемую промышленными зонами, но распределение по территории города лесных насаждений, в значительной степени неравномерно. В большинстве своём крупные лесные массивы расположены по периметру города, в основном на окраинах, хотя и есть парки, расположенные непосредственно по соседству с многоквартирной застройкой, но их площади недостаточно для удовлетворения рекреационных потребностей горожан (рис.3). Наличие лесных насаждений в густонаселённом городе, является удачным планировочным решением, которое способствует сдерживанию негативного влияния городского транспорта, и позволяет горожанам иметь рекреационную территорию, в шаговой доступности [16].

Частный сектор – самая крупная планировочная зона города, хотя многоквартирные дома более эффективны, в плане размещения населения, частные дома, с приусадебными участками, оказывают меньшую антропогенную нагрузку на территорию. Эстетически –  селитебные зоны многоэтажных домов и частных формируют разный пейзаж. Частный сектор обычно «утопает» в зелени, в то время как многоэтажные дома визуально выглядят, как жилые крупные коробки, особенно панельные дома, застраиваемые в  период 60-х – 80-х годов. Частный сектор – это неотъемлемая часть ландшафта города, занимающая больше трети городского пространства.  Эта планировочная зона присутствует во всех районах города, но в Западном и Восточном районах, частный сектор – доминирующий способ расселения. На территории Восточного района частный сектор соседствует с промышленной зоной – это следствие принятия планировочных решений при строительстве восточной промышленной зоны города, такое решение может негативно сказаться на жизни и здоровье проживающих там людей [19].

Ни один крупный современный город не обходится без торговых центров и обслуживающей их инфраструктуры. Торговые центры концентрируют население не только с территории города, но и захватывают население с окружающей город агломерации. Повышенная концентрация населения – это рост автомобильного трафика по направлению к крупным торговым центрам, а это увеличение загрязнения автомобильными выхлопами в этих направлениях [18].

На карте планировочных зон города можно заметить категорию «гаражная застройка». Данная планировочная зона привлекает внимание, поскольку гаражи – это место парковки транспортного средства горожанина, а значит, что автомобилист как минимум 1 раз в день выезжает из гаража, по своим нуждам, и после этого паркует машину обратно в гараж. Некоторые используют гараж, как место хранения различных вещей, и редко посещают свою собственность. Однако гаражная застройка несёт определённую антропогенную нагрузку на ландшафт, и повышает автомобильный трафик. В основном гаражи дислоцируются на окраинах Северного и Южного районов. Гаражами пользуются жители многоквартирных домов, и строительство домов, с подземной парковкой, существенно упростило бы ситуацию с парковкой в городе, и исключило бы необходимость в частных гаражах.  Эта особая часть структуры города нуждается в повышенном внимании исследователей городского пространства.  

Белгород – динамично развивающийся город, с растущей численностью населения. Данный фактор может сказать нам, о необходимости расширения городского пространства, а именно многоэтажной застройки. Многоквартирные дома повышают эффективность использования городской земли, поскольку один многоэтажный дом в состоянии вместить жителей, которые в частном секторе занимали бы целую улицу. В определённой степени город может разместить новых жителей, если сократить площадь одноэтажной застройки, в пользу многоэтажной. Однако повышение численности населения, в условиях действующей дорожной системы города – чревато увеличением нагрузки на дорожный каркас, и возникновением пробок, что повышает время преодоления пути [17].

Возможно расширение города в направлении север – юг, что повышает нагрузку на 2 дороги, объединяющие северный и южный районы, а это в свою очередь влечёт те же проблемы, что и в предыдущем примере.

Для удовлетворения потребности города в земле для дальнейшей её застройки многоэтажными домами, можно взглянуть на пространство Западного района. Для повышения транспортной доступности Западного района, нужно построить дополнительно 1 крупную магистраль, связывающею Западный район с Северным и Южным. При застройке необходимо учесть потребности жителей в медицинском обслуживании, школьном и дошкольном образовании, обеспеченности общественным транспортом. При грамотном планировании будущих кварталов города, не будут возникать проблемы нехватки мест в детских садах или школах, также проблемы пробок, парковок, детских площадок и рекреации жителей. Западный район может стать третьим ядром расселения города, имея все предпосылки для гармоничного развития. На территории этого района отсутствуют промышленные зоны и высока доля озеленённых пространств. Данные обстоятельства могут повысить привлекательность приобретения жилья на территории этого района [5].

Включение Западного района в программу активной застройки и освоения, может исключить необходимость расширения Северного и Южного районов. При разрастании Северного района на север, а Южного на юг, будет возрастать нагрузка на транспортную сеть города, что может негативно сказаться на его экологическом состоянии, также увеличить время пути горожанина от своего дома, до его работы, особенно, если его дом и работа расположены в разных районах.

В структуре функционально-планировочных зон (табл. 1) Белгорода превалируют частные сектора, превосходя по площади любую планировочную зону города. Парки и рекреационные зоны по площади занимают второе место, после частных секторов, также важно отметить, что озеленённые территории не сконцентрированы монолитно, а распределены по территории всего города и пригородов.

Наибольшая плотность населения характерна для зоны многоэтажной застройки. Эти территории города отличаются повышенным интересом со стороны мелкого и среднего бизнеса, наличие потребителя привлекает капитал, следовательно, возрастает ассортимент товаров и услуг, что в свою очередь  создаёт дополнительные рабочие места, и привлекает население. Данная последовательность возможна лишь при высокой плотности населения. Данные пространства тесно соседствуют с торговыми зонами, объектами образования, здравоохранения, инфраструктуры, центральными офисами компаний, управленческими зданиями [1]. Многоэтажная застройка формирует образ городской территории, в Белгороде это 4-я по площади функциональная зона города.

Белгород является центром Белгородской области, а значит локальной точной роста, что способствует дальнейшей аккумуляции населения со всей области, и близлежащих пространств. Рост численности населения и переход к устойчивому развитию, первоочерёдный шаг, необходимый, для трансляции развития из центра области, на её районы. Благополучный центр, создаёт условия, для ускоренного развития периферии [4].

Выводы. Антропофункциональное зонирование г. Белгорода показало, что в городе доминирующую роль, в структуре территории занимает частный сектор – 36,1% более трети территории. Парки, леса, рекреационные зоны (22,1%) занимают немного больше пространства, чем промышленные зоны (20,16%), причём, в большинстве своём промышленные зоны соседствуют с селитебными (частный сектор и многоквартирная застройка). Многоэтажная застройка – показатель городского образа жизни, занимает 14,15%. Остальные выделенные категории не превышают, в структуре города 5%, однако играют особую роль в жизни горожан.

Логистические и инфраструктурные объекты (аэропорт, ж/д вокзал, университеты, больницы) занимаются обслуживанием населения, и являются местами повышенной концентрации горожан и приезжих. Данные объекты пропускают через себя тысячи людей, что, в определённой степени, влияет на дорожный трафик. Торговые центры и обслуживающая их инфраструктуры также концентрируют ежедневно тысячи людей, влияя на перемещение автомобильного и городского транспорта. Гаражная застройка обеспечивает гаражами жителей многоквартирных домов, поэтому в направлении гаражных застроек обычно следует частный автомобильный транспорт. Строительство новых многоэтажных домов, с подземной парковкой, устранит необходимость в гаражной застройке.

Северный и Южный районы города являются наиболее населёнными, в тоже время на территории Восточного района расположена крупная промышленная зона. Для дальнейшего компактного развития города, больше всего подходит, застройка многоэтажными домами Западного района. Однако порядок застройки должен обеспечивать комфортное проживание горожан и укладываться в принципы устойчивого развития.

Антропофункциональное зонирование позволяет определить наиболее благоприятные территории для дальнейшего развития, также отметить болевые точки планировочной структуры, вроде соседства промышленных и селитебных зон. Структурирование территории показало, что более трети города, является частным сектором, что говорит о сохранении сельского образа жизни, в пригородах и непосредственно в центре города. Хотя в рамках данного исследования не проводилась дифференциация частного сектора на простые дома и коттеджи, а ведь здесь присутствует принципиальная разница, в уровне обеспеченности или зажиточности хозяев подобной недвижимости.

Материалы исследования могут быть использованы при принятии управленческих решений уровня администрации города Белгорода, а также при подготовке специалистов высшей школы, по направлению география.

Список источников

  1. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов. – М.: Новое изд-во, 2011. – 460 с.
  2. Епринцев С.А. Формирование зон экологического риска в промышленно-развитом городе (на примере г. Воронежа): автореф. дис. … канд. геогр. наук.: 25.00.36 / Епринцев Сергей Александрович. – Воронеж, 2007. – 24 с.
  3. Зинченко А.П. Проблемы архитектурно–градостроительного обеспечения программ развития города. – Ульяновск, 1987. – 63 с.
  4. Зубаревич Н.В. Города как центры модернизации экономики и человеческого капитала // Общественные науки и современность. – 2010. – №5. – С. 5-19.
  5. Климанова О.А., Колбовский Е.Ю., Илларионова О.А. Экологический каркас крупнейших городов Российской Федерации: современная структура, территориальное планирование и проблемы развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. – 2018. – Т. 63. Вып. 2. –  С. 127-146.
  6. Корнилов А.Г., Стаценко А.Г. О структуре экологического каркаса Валуйского района Белгородской области. // Проблемы региональной экологии. – 2009. – №1. – С. 99-103.
  7. Лаппо Г.М. География городов. Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 480 с.
  8. Назаренко Н.В., Корнилов А.Г., Ковалёв М.Г. О структуре населенных пунктов Белгородской области // Регион-2007: стратегия оптимального развития: Материалы международной науч.-практ. конф. 17-18 апр. 2007 г. – Харьков, 2007. – С. 125-127.
  9. Перцик Е.Н., Кабакова С.И. Города Сибири и Дальнего Востока. // Градостроительство. – 2013. – № 3 (25). –  С. 18-24.
  10. Перькова М.В., Трибунцева К.М. Возникновение и развитие малых городов Белгородской области. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2016. – 144 с.
  11. Петин А.Н., Корнилов А.Г., Назаренко Н.В. и др. Функциональное зонирование земель населенных пунктов белгородской области. // Проблемы региональной экологии. – 2009. – № 5. – С. 266-271.
  12. Полякова Т. А. Состояние и оценка функционально–планировочной структуры крупного города: на примере г. Белгорода: автореф. дис. … канд. геогр. наук: 25.00.24. КубГУ. – Краснодар., 2011. – 23 с.
  13. Родоман Б.Б. Российская внутренняя периферия: взгляд в разных приближениях, на разных уровнях // Российская глубинка – модели и методы изучения. – 2012, – №1. – С. 41 – 48.
  14. Родоман Б.Б. Из столицы в провинцию: крутой склон // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах, – 2008, – №5. – С. 6-15.
  15. Руано М. Экологическое градостроительство. ‒М.: МАРХИ, 2014. –206 с.
  16. Чугунова Н.В., Полякова Т.А., Игнатенко С.А., [и др.] Пространственно-временное развитие Белгородской агломерации в условиях глобальных процессов урбанизации // Экономика. Информатика. – 2015. – №7 – С. 23-29.
  17. Шушкова Н.В., Лейбович О.Л., Кабацков А. Н. Большой город в постсоветском пространстве // Мир России. Социология. Этнология. – 2004. – Т. 13, № 1. – С. 91-105.
  18. Edward J. Sustainability Science: a New Paradigm for Planning? [Electronic resource] https://www.researchgate.net/publication/291822123_ Sustainability_Science_a_New_Paradigm_for_Planning (date of treatment: 29.09.2021).
  19. Muhammad M. A. The environmental control of urban planning in the Syrian desert cities [Electronic resource] https://www.researchgate.net/publication/ 332147827_The_environmental_control_of_urban_planning_in_the_Syrian_desert_cities (date of treatment: 20.09.2021).
  20. Vasile Z., Diana E. A., Puiu V. Functional Zoning of the City/Village Area and Its Contribution to the Sustainable Development of Settlements [Electronicresource]https://www.researchgate.net/publication/259754986_Functional_Zoning_of_the_CityVillage_Area_and_Its_Contribution_to_the_Sustainable_Development_of_Settlements (date of treatment: 12.09.2021).

References

  1. Dzhekobs D. Smert` i zhizn` bol`shix amerikanskix gorodov. – M.: Novoe izd-vo, 2011. – 460 s.
  2. Eprincev S.A. Formirovanie zon e`kologicheskogo riska v promy`shlenno-razvitom gorode (na primere g. Voronezha): avtoref. dis. … kand. geogr. nauk.: 25.00.36 / Eprincev Sergej Aleksandrovich. – Voronezh, 2007. – 24 s.
  3. Zinchenko A.P. Problemy` arxitekturno–gradostroitel`nogo obespecheniya programm razvitiya goroda. – Ul`yanovsk, 1987. – 63 s.
  4. Zubarevich N.V. Goroda kak centry` modernizacii e`konomiki i chelovecheskogo kapitala // Obshhestvenny`e nauki i sovremennost`. – 2010. – №5. – S. 5-19.
  5. Klimanova O.A., Kolbovskij E.Yu., Illarionova O.A. E`kologicheskij karkas krupnejshix gorodov Rossijskoj Federacii: sovremennaya struktura, territorial`noe planirovanie i problemy` razvitiya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Nauki o Zemle. – 2018. – T. 63. Vy`p. 2. –  S. 127-146.
  6. Kornilov A.G., Stacenko A.G. O strukture e`kologicheskogo karkasa Valujskogo rajona Belgorodskoj oblasti. // Problemy` regional`noj e`kologii. – 2009. – №1. – S. 99-103.
  7. Lappo G.M. Geografiya gorodov. Uchebnoe posobie. – M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 1997. – 480 s.
  8. Nazarenko N.V., Kornilov A.G., Kovalyov M.G. O strukture naselenny`x punktov Belgorodskoj oblasti // Region-2007: strategiya optimal`nogo razvitiya: Materialy` mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. 17-18 apr. 2007 g. – Xar`kov, 2007. – S. 125-127.
  9. Percik E.N., Kabakova S.I. Goroda Sibiri i Dal`nego Vostoka. // Gradostroitel`stvo. – 2013. – № 3 (25). –  S. 18-24.
  10. Per`kova M.V., Tribunceva K.M. Vozniknovenie i razvitie maly`x gorodov Belgorodskoj oblasti. – Belgorod: Izd-vo BGTU, 2016. – 144 s.
  11. Petin A.N., Kornilov A.G., Nazarenko N.V. i dr. Funkcional`noe zonirovanie zemel` naselenny`x punktov belgorodskoj oblasti. // Problemy` regional`noj e`kologii. – 2009. – № 5. – S. 266-271.
  12. Polyakova T. A. Sostoyanie i ocenka funkcional`no–planirovochnoj struktury` krupnogo goroda: na primere g. Belgoroda: avtoref. dis. … kand. geogr. nauk: 25.00.24. KubGU. – Krasnodar., 2011. – 23 s.
  13. Rodoman B.B. Rossijskaya vnutrennyaya periferiya: vzglyad v razny`x priblizheniyax, na razny`x urovnyax // Rossijskaya glubinka – modeli i metody` izucheniya. – 2012, – №1. – S. 41 – 48.
  14. Rodoman B.B. Iz stolicy v provinciyu: krutoj sklon // Gumanitarnaya geografiya: Nauchny`j i kul`turno-prosvetitel`skij al`manax, – 2008, – №5. – S. 6-15.
  15. Ruano M. E`kologicheskoe gradostroitel`stvo. ‒M.: MARXI, 2014. –206 s.
  16. Chugunova N.V., Polyakova T.A., Ignatenko S.A., [i dr.] Prostranstvenno-vremennoe razvitie Belgorodskoj aglomeracii v usloviyax global`ny`x processov urbanizacii // E`konomika. Informatika. – 2015. – №7 – S. 23-29.
  17. Shushkova N.V., Lejbovich O.L., Kabaczkov A. N. Bol`shoj gorod v postsovetskom prostranstve // Mir Rossii. Sociologiya. E`tnologiya. – 2004. – T. 13, № 1. – S. 91-105.
  18. Edward J. Sustainability Science: a New Paradigm for Planning? [Electronic resource] https://www.researchgate.net/publication/291822123_ Sustainability_Science_a_New_Paradigm_for_Planning (date of treatment: 29.09.2021).
  19. Muhammad M. A. The environmental control of urban planning in the Syrian desert cities [Electronic resource] https://www.researchgate.net/publication/ 332147827_The_environmental_control_of_urban_planning_in_the_Syrian_desert_cities (date of treatment: 20.09.2021).
  20. Vasile Z., Diana E. A., Puiu V. Functional Zoning of the City/Village Area and Its Contribution to the Sustainable Development of Settlements [Electronicresource]https://www.researchgate.net/publication/259754986_Functional_Zoning_of_the_CityVillage_Area_and_Its_Contribution_to_the_Sustainable_Development_of_Settlements (date of treatment: 12.09.2021).

Для цитирования: Разенков П.И., Лопина Е.М., Шульгин В.М., Жидких Д.В. Функционально-планировочное зонирование города как инструмент социально-экономического развития и геоэкологической оценки // Московский экономический журнал. 2021. № 10. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021-51/

© Разенков П.И., Лопина Е.М., Шульгин В.М., Жидких Д.В., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 10.