Московский экономический журнал 10/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 332.3

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10609 

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ В НАЛОГОВЫЙ ОБОРОТ

REGIONAL PRACTICE OF INVOLVEMENT OF AGRICULTURAL LANDS IN TAX TURNOVER

Брыжко Виктор Геннадьевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой землеустройства, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Брыжко Илья Викторович, кандидат экономических наук,  доцент кафедры картографии и геоинформатики, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь 

Bryzhko V.G., bryzhko@bk.ru

Bryzhko I.V.,  zemproekt@yandex.ru 

Аннотация. В статье обоснованы авторские предложения по совершенствованию региональной практики вовлечения сельскохозяйственных земель в аграрный и налоговый оборот на материалах Пермского края. Установлены недостатки сложившейся практики вовлечения земельного имущества в оборот, среди которых ориентация на коммерческие объекты и объекты капитального строительства, обусловленная сущностью современной фискальной политики. Обоснованы мероприятия по вовлечению сельскохозяйственных земель в хозяйственный и налоговый оборот: создание необходимой институциональной и нормативной основы, упрощение процедуры оформления фактического аграрного землепользования, льготы для эффективных пользователей, комплексная оценка последствий развития земельно-имущественных комплексов.

Abstract. The article substantiates the author’s proposals for improving the regional practice of involving agricultural land in agricultural and tax turnover based on the materials of the Perm region. The drawbacks of the established practice of involving land property in circulation have been identified, including the focus on commercial objects and capital construction projects, due to the essence of modern fiscal policy. The measures for involving agricultural land in the economic and tax turnover are substantiated: the creation of the necessary institutional and regulatory framework, the simplification of the procedure for formalizing the actual agrarian land use, benefits for effective users, a comprehensive assessment of the consequences of the development of land and property complexes.

Ключевые слова: аграрное землепользование, освоение земель, налоговый оборот, земельное имущество

Keywords: agrarian land use, land development, tax turnover, land property 

Среди различных видов хозяйственной деятельности аграрное производство представляет для людей наибольшую ценность.

Сельское хозяйство служит источником удовлетворения потребности людей в продовольствии и животных в кормах; обеспечивает трудовую занятость как сельских жителей, так и жителей  городов (причем занятость в смежных с аграрной сферой отраслях экономической деятельности при осуществлении функций агрокомплекса превышает в несколько раз занятость непосредственно в сельском хозяйстве); служит системообразующим фактором обеспечения социально-экономического развития административно-территориальных образований; обеспечивает реализацию других важных общественных, национальных, государственных интересов.

Развитие аграрного производства обеспечивается его ресурсами, важнейшее место среди которых занимают сельскохозяйственные земли.

В состоянии отечественного аграрного землепользования отмечается множество проблем, основной из которых является стабильное сокращение земельно-ресурсного потенциала аграрной отрасли хозяйственной деятельности [1].

Негативные экономические последствия сокращения площади сельскохозяйственных земель могут быть весьма значительны. Они могут проявляться в самых разных формах и сферах, и затрагивать экономическую систему отраслевого хозяйственного механизма, социальную сферу аграрных территорий [2], систему продовольственного обеспечения муниципалитетов, регионов, государства, систему обеспечения национальных интересов в сфере производства продуктов питания и продовольствия.

Устранение этих негативных последствий возможно лишь на основе системы комплексных мер в сфере управления землей и связанными с ней имущественными комплексами [3].

Управление и организационные действия в этой сфере должны быть ориентированы на укрепление аграрного земельно-имущественного комплекса, улучшение отраслевого землепользования. В этом контексте особую актуальность приобретает проблема обеспечения полного и эффективного использования сельскохозяйственных земель, поиска            резервов дополнительного аграрного освоения участков, организации рационального землевладения.

Очевидный отраслевой эффект от этих действий обладает дополнительным потенциалом, связанным с расширением налоговой базы от использования дополнительных имущественных объектов и вовлечения комплексов недвижимости в сферу налогообложения.

Проблемой поиска резервов для вовлечения в оборот продуктивных земельно-имущественных комплексов занимаются во всех регионах страны, включая и Пермский край.

В регионе имеется 119,5 тыс. га участков, отнесенных к невостребованным (имущественные комплексы, образованные при выделении земельных долей). Удельный вес этих резервных территорий составляет около 3% всех участков сельскохозяйственного функционала [4].

Кроме этих участков, в крае существуют и другие резервы расширения налогового оборота. Это участки, которые выбыли из производственной сферы по разным причинам, то есть фактически не используются; участки, использование которых не соответствует их продуктивности; участки, заросшие мелколесьем и кустарником. Наличие данных резервов подтверждается результатами мониторинговой и надзорной деятельности в регионе, данными официальных статистических источников [4].

Несмотря на наличие этих резервов на территории региона существенного вовлечения сельскохозяйственных земель в налоговый оборот не отмечается. В то же время практика расширения сферы налогового оборота в регионе довольна развита и продолжает совершенствоваться.

В течение двух последних лет в Прикамье проводятся мероприятия, направленные на выявление резервов налогообложения и активизацию налогового оборота за счет актуализации данных об имущественных комплексах различного назначения.  Эти мероприятия проводятся в двух пригородных административных образованиях и части территории краевого центра, занятой индивидуальной жилой застройкой. Производится анализ сведений по 44 тыс. земельных участков и 67 тыс. объектов капитального строительства на территории 62 поселений разного административного уровня [5].

Результаты проведенных работ планируется оформить методически и распространить на территорию всего региона с учетом особенностей функционирования и развития конкретных муниципальных образований.

 На работы по развитию реестра имущества, вовлекаемого в налоговый оборот, в 2019 г. выделено 12,3 млн. руб. бюджетных средств, которые освоены в полном объеме. В 2020 г. на эти цели бюджетное обеспечение сократилось почти в 5 раз и составило 2,5 млн. руб.; причем эти средства не были за год освоены (0% исполнения бюджетных назначений) [5].

На реализацию управленческих функций в имущественной сфере (включая землю) и вовлечение имущественных комплексов в оборот в 2019 г. выделено 16,6 млн. руб. бюджетных финансовых ресурсов. За отчетный период освоено 14,7 млн. руб. (88%). В 2020 г. на эти цели выделено 17 млн. руб. бюджетных средств, а освоено 10,4 млн. руб. (61%) [5].

Анализ исполнения бюджетного финансирования позволяет выделить в данном случае две тенденции: сокращение бюджетного финансирования по анализируемым статьям расходов; снижение уровня освоения выделенных средств бюджета.

Кроме сокращения бюджетного финансирования и низкого уровня освоения средств краевого бюджета региональная практика вовлечения земельного имущества в налоговый оборот имеет и другие недостатки.

Данные мероприятия проводятся по инициативе органов исполнительной власти региона. Куратором проекта выступает минимущество края, а его исполнением занимаются органы управления имущественными отношениями муниципального уровня. Большое представительство в проекте административных институтов определяет осторожное отношение к объективности оценок результатов реализации мероприятий и корректности практических рекомендаций по распространению полученного опыта на все административно-территориальные образования субъекта.

Самый главный недостаток практики вовлечения земельного имущества в налоговый оборот обусловлен сущностью современной фискальной политики государства. Все мероприятия и изыскания ведутся в отношении коммерческих объектов, торговых сооружений, индивидуального жилья, коттеджного и дачного строительства, то есть – в отношении имущественных комплексов с высокой кадастровой стоимостью и максимальными налоговыми ставками. Это имущество, как правило, находится на застроенных территориях или в пригородных зонах. Вовлечение таких имущественных комплексов в налоговый оборот приносит быстрый результат в форме поступлений в доходную часть местных бюджетов.

Нельзя не признать экономическую целесообразность вовлечения коммерческого имущества в налоговый оборот. Между тем, очень важный социальный и общественный эффект имело бы вовлечение сельскохозяйственных земель в хозяйственный и, соответственно, налоговый оборот.

Роль аграрного земельно-имущественного комплекса в развитии сельского социума, обеспечении продовольственного снабжения, возрождении нравственных и духовных устоев народа весьма значительна. Без земли все это невозможно. Поэтому назрела необходимость повышенного внимания к проблеме сохранения и защиты продуктивных земель с целью реализации коренных национальных интересов в сфере земельно-имущественных отношений [6].

Рассмотрим возможные пути решения проблемы совершенствования региональной практики вовлечения сельскохозяйственных земель в хозяйственный и налоговый оборот.  Решение этой проблемы представляется авторам в практической реализации следующих мероприятий:

  1. Создание необходимой институциональной и нормативной основы приоритета аграрного землепользования, сохранения и развития сельскохозяйственного земельно-имущественного комплекса. Значительная часть действий этого направления должна быть обеспечена на общегосударственном уровне. Однако свое развитие в конкретных российских условиях практика институционального и нормативного обеспечения процесса вовлечения сельскохозяйственных земель в производственный и налоговый оборот должна получить на региональном уровне.

Создание соответствующих институтов позволит обеспечить единство процесса управления земельно-имущественным комплексом отрасли и сопоставимость управленческих функций по вертикали от государственного уровня до уровня отдельного имущественного комплекса аграрного назначения [7].

Развитие нормативных основ организации рационального аграрного землепользования позволит избегать неоднозначных толкований практики использования и распределения земельного имущества, специфицировать права и обязанности участников земельно-имущественных отношений, устранить условия для многочисленных судебных разбирательств и споров в земельно-имущественной сфере, включая споры о долях и невостребованном имуществе [8].

  1. Максимальное упрощение процедуры оформления (в том числе регистрации и учета) фактического сельскохозяйственного использования земельных участков. Это касается земельного имущества, используемого без надлежащим образом оформленных документов. Даже при самовольном занятии участков, если их использование не нарушает прав других участников имущественных отношений и не наносит вреда третьим лицам и окружающей среде, фактический пользователь недвижимости должен иметь возможность амнистировать землепользование и оформить необходимые документы по упрощенному алгоритму без лишних затрат времени и финансов. Главным критерием здесь должно быть отсутствие претензий со стороны смежных пользователей и надлежащее (полное, эффективное, рациональное) сельскохозяйственное использование и развитие земельно-имущественного комплекса.

Создание упрощенного алгоритма оформления фактического аграрного использования земель подлежит обеспечению на региональном уровне в рамках федеральных институциональных и правовых положений.

  1. Льготы для сельскохозяйственных пользователей земельного имущества, за свой счет осуществляющих мероприятия по улучшению состояния земель, организации рационального и современного землепользования. Такая деятельность пользователей должна высоко оцениваться обществом и поощряться. Поощрение может производиться в различных формах: освобождение от налогов на имущественный комплекс, беспроцентное кредитование деятельности собственников земельного имущества, льготное кредитно-финансовое обслуживание, субсидирование затрат на выполнение работ по улучшению земельного имущества, обеспечение сбыта аграрной продукции и продовольственных товаров, финансирование затрат на удовлетворение социальных потребностей пользователей недвижимого имущества.

Объектами льгот могут быть: участки, после улучшения состояния которых достигается уровень продуктивности выше нормативного уровня (при этом достигнутый уровень должен быть устойчивым, а улучшения должны быть произведены с учетом природоохранных требований); захламленные и загрязненные территории; деградированные по различным причинам участки; земли, заросшие кустарниковой растительностью и мелколесьем; нарушенные участки, требующие восстановительных мероприятий.

Для всех этих случаев требуются большие капитальные вложения. Состав работ в каждом случае может быть индивидуальным, при общем назначении, которое заключается в восстановлении и улучшении земельного имущества. При этом общественные и социальные интересы в процессе восстановления земли должны иметь приоритет перед отраслевыми и частными интересами [9].

  1. Комплексная социально-экономическая оценка последствий развития земельно-имущественных комплексов разного функционального назначения на конкретной территории. Особенно это актуально для территорий сельскохозяйственной специализации.

Большой научный интерес сегодня представляют исследования в области организации жизни и деятельности людей на территориях сельскохозяйственной специализации. Особые требования предъявляются к реконструкции старых населенных пунктов и созданию новых поселений. Эти требования касаются планировочных решений, застройки территории, качества строительства, сооружения необходимых инженерных объектов и др. [10].

В нашем случае требуется оценка последствий сооружения обязательных инфраструктурных объектов, позволяющая сократить ущерб отрасли от отчуждения земельного имущества и максимально использовать преимущества нового инженерного строительства [11].

Реализация наших предложений по развитию аграрного и налогового оборота земельного имущества позволяет добиться: частных эффектов для пользователей земли, органов управления имуществом (включая землю) и отраслью, налоговых органов; совокупного общественного и социального результата, связанного с развитием земельно-ресурсного потенциала агропроизводства и сохранением сельскохозяйственного земельно-имущественного комплекса, улучшением состояния территории проживания и занятости людей.

 Список источников

  1. Хлыстун В.Н. Структурные изменения в земельном фонде России//Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2018. — №4. – С.11-18.
  2. Брыжко В.Г., Брыжко И.В. Совершенствование социальной инфраструктуры сельских территорий на основе рационального землепользования: монография.-М.: Профессор, 2019.- 200 с.
  3. Комов Н.В. О создании системы единого государственного управления земельными ресурсами России// Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2019. — №1 – С.5-8.
  4. Региональный доклад о состоянии и использовании земель в Пермском крае в 2019 году. – Пермь: Управление Росреестра по Пермскому краю, 2020.
  5. Официальный сайт Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края [электронный ресурс]-режим доступа: http://migd.permkrai.ru (дата обращения 12.10.2021).
  6. Брыжко В.Г. Эффективность экономической защиты земель сельскохозяйственного назначения//Аграрная наука. – 2006. — №4. – С16-18.
  7. Иванов Н.И. Институциональные приоритеты планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны//Проблемы агропромышленного комплекса стран Евразийского экономического союза: материалы I международной научно-практической конференции, 2015. – С.132-135.
  8. Липски С.А. Судебные споры о невостребованных земельных долях: монография. – М.: ГУЗ, 2021. – 138 с.
  9. Брыжко В.Г. Назначение восстановления нарушенных земель в современных экономических условиях//Фундаментальные исследования. – 2017. — №6. – С.105-109.
  10. Семин А.Н. Развитие внегородских территорий: перспективные типы поселений: монография. – М.: ООО «КОЛ ЛОК», 2021. – 248 с.
  11. Bryzhko V.G., Bryzhko I.V. Comprehensive assessment of the impact of road infrastructure development in rural municipal area (Russia)//Revista ESPACIOS, Vol.40 (Issue 37) year 2019. Page

References

  1. Xly`stun V.N. Strukturny`e izmeneniya v zemel`nom fonde Rossii//Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel`. – 2018. — №4. – S.11-18.
  2. Bry`zhko V.G., Bry`zhko I.V. Sovershenstvovanie social`noj infrastruktury` sel`skix territorij na osnove racional`nogo zemlepol`zovaniya: monografiya.-M.: Professor, 2019.- 200 s.
  3. Komov N.V. O sozdanii sistemy` edinogo gosudarstvennogo upravleniya zemel`ny`mi resursami Rossii// Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel`. – 2019. — №1 – S.5-8.
  4. Regional`ny`j doklad o sostoyanii i ispol`zovanii zemel` v Permskom krae v 2019 godu. – Perm`: Upravlenie Rosreestra po Permskomu krayu, 2020.
  5. Oficial`ny`j sajt Ministerstva po upravleniyu imushhestvom i gradostroitel`noj deyatel`nosti Permskogo kraya [e`lektronny`j resurs]-rezhim dostupa: http://migd.permkrai.ru (data obrashheniya 12.10.2021).
  6. Bry`zhko V.G. E`ffektivnost` e`konomicheskoj zashhity` zemel` sel`skoxozyajstvennogo naznacheniya//Agrarnaya nauka. – 2006. — №4. – S16-18.
  7. Ivanov N.I. Institucional`ny`e prioritety` planirovaniya racional`nogo ispol`zovaniya zemel` sel`skoxozyajstvennogo naznacheniya i ix oxrany`//Problemy` agropromy`shlennogo kompleksa stran Evrazijskogo e`konomicheskogo soyuza: materialy` I mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2015. – S.132-135.
  8. Lipski S.A. Sudebny`e spory` o nevostrebovanny`x zemel`ny`x dolyax: monografiya. – M.: GUZ, 2021. – 138 s.
  9. Bry`zhko V.G. Naznachenie vosstanovleniya narushenny`x zemel` v sovremenny`x e`konomicheskix usloviyax//Fundamental`ny`e issledovaniya. – 2017. — №6. – S.105-109.
  10. Semin A.N. Razvitie vnegorodskix territorij: perspektivny`e tipy` poselenij: monografiya. – M.: OOO «KOL LOK», 2021. – 248 s.
  11. Bryzhko V.G., Bryzhko I.V. Comprehensive assessment of the impact of road infrastructure development in rural municipal area (Russia)//Revista ESPACIOS, Vol.40 (Issue 37) year 2019. Page 19.

Для цитирования: Брыжко В.Г., Брыжко И.В. Региональная практика вовлечения сельскохозяйственных земель в налоговый оборот // Московский экономический журнал. 2021. № 10. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021-31/

© Брыжко В.Г., Брыжко И.В., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 10.