http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 10/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 10/2019

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10008

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ ПОД ОБЪЕКТАМИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ

INCREASING EFFICIENCY OF MANAGING LAND PLOTS OF LINEAR
OBJECTS OF THE SAKHALIN REGION

Мурашева Алла Андреевна, доктор экономических
наук, кандидат технических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики
недвижимости, ФГБОУ
ВО Государственный университет по землеустройству, г. Москва, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-8221-8008, amur2@nln.ru

Вдовенко
Алла Владимировна,
кандидат технических наук, доцент,
заведующая кафедрой, ФГБОУ ВО Тихоокеанский
государственный университет, г. Хабаровск

Фомин Александр Анатольевич, кандидат
экономических наук, профессор кафедры Экономической теории и менеджмента, ФГБОУ
ВО Государственный университет по землеустройству, г. Москва, ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-3881-8348, agrodar@mail.ru

Жукова
Наталья Владимировна,
старший преподаватель кафедры
Геодезии и землеустройства, ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет,
г. Хабаровск

Лепехин Павел Павлович, кандидат географических наук,
преподаватель кафедры Картографии, ФГБОУ ВО Государственный университет по
землеустройству, г. Москва, ORCID:
https://orcid.org/0000-0002-2711-5022, shampolamo@gmail.com  

Лазарева
Лидия Константиновна,
магистр кафедры Геодезии и
землеустройства, ФГБОУ ВО
Тихоокеанский
государственный университет, г. Хабаровск

Murasheva Alla Andreevna,
doctor of economic Sciences, candidate of technical Sciences, associate
Professor, head of the Department of real estate Economics, FSBEI of HE «State
University of Land Use Planning» (105064, Russia, Moscow, Kazakova str., 15),
ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-8221-8008, amur2@nln.ru

Vdovenko A.V., Candidate of Technical
Sciences, Associate Professor, Head of Department, Pacific State University,
Khabarovsk

Fomin A.A.,  professor кафедры экономической теории и менеджмента, of the State University of Land Use
Planning, Moscow, ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-3881-8348, agrodar@mail.ru

Zhukova
N.V.,
Senior Lecturer,
Department of Geodesy and Land Management, Pacific State University, Khabarovsk

Lepekhin
Pavel Pavlovich,
 Candidate of geographical Sciences, FSBEI of
HE «State University of Land Use Planning» (105064, Russia, Moscow, Kazakova
st., 15), ORCID: http://orcid.org// 0000-0002-2711 -5022, Shampolamo@gmail.com

Lazareva L.K., Master
of the Department of Geodesy and Land Management, Pacific State University,
Khabarovsk

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, возникающие в административно-правовых
и информационных механизмах управления территорией Сахалинской области при формировании земельных участков под линейными
объектами капитального строительства. При детальном
рассмотрении данного вопроса в рамках отдельного субъекта Дальневосточного федерального
округа, выявляется множество проблем, таких как наличие несоответствий и
противоречий в действующем законодательстве, несоответствие уровня работы
некоторых региональных механизмов управления земельными ресурсами общероссийским
требованиям, раздробленность региональных административно-правовых органов,
длительный срок рассмотрения документов. Предлагается концепция оценки
эффективности мероприятий, направленных на совершенствование
механизмов управления земельными ресурсами.

Summary: The article discusses the problems that arise
in the administrative-legal and informational mechanisms of managing the
territory of the Sakhalin Region during the formation of land plots under
linear objects of capital construction. A detailed consideration of this issue
within the framework of a separate subject of the Far Eastern Federal District
reveals many problems, such as the presence of inconsistencies and
contradictions in the current legislation, inconsistency of the level of work
of some regional land administration mechanisms to national requirements,
fragmentation of regional administrative bodies, and a long time for
consideration of documents. The concept of evaluating
the effectiveness of measures aimed at improving land management mechanisms is
proposed.

Ключевые
слова:
формирование
земельных участков, участки под линейными объектами капитального строительства,
управления земельными ресурсами, документы территориального планирования,
Единый государственный реестр недвижимости.

Keywords: formation
of land plots, land plots under linear objects of capital construction, land
management, spatial planning documents, Unified State Register of Real Estate.

Цели
исследования:

Проблема управления земельными ресурсами в Российской Федерации с учетом
проводимых социально-экономических реформ является актуальной, одно из основных
направлений решения проблемы уделяется нормативному правовому обеспечению и
ведению единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Главной проблемой формирования земельных участков под линейные объекты
капитального строительства, к которым относятся сети инженерно-технического
обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные
дороги, железнодорожные линии, а также к ним можно причислить и мосты, тоннели,
сооружения метро, фуникулеры и т.п., т.е. любые объекты, длина которых
значительно превышает их ширину, является несовершенство нормативно-правовой
базы в отношении линейных объектов капитального строительства и проектной документации,
необходимой для их размещения. Указанная проблема и определила задачи
исследования.

Задачи
исследования:

1) исследовать
существующую нормативно-правовую базу, связанную с выполнением кадастровых
работ при формировании земельных участков под линейные объекты капитального
строительства;

2) выявить общие и
частные проблемы, возникающие в деятельности кадастрового инженера при
формировании земельных участков для размещения линейных объектов капитального
строительства на территориях субъектов федерации ДФО;

3)
сформулировать предложения по решению общих и частных проблем, возникающих при
формировании земельных участков для размещения линейных объектов капитального
строительства на примере Сахалинской области;

География
исследования:

Сахалинская область
является одним из наиболее инвестиционно-привлекательных регионов, т.к. имеется
обширная ресурсная база, в основном связанная с энергетической сферой, а также
уникальное островное расположение региона, которое привлекает также и
иностранных инвесторов. Кроме того, в отношении Сахалинской области
разрабатываются специальные федеральные целевые программы, которые напрямую
влияют на развитие региона. В связи с этим введение в хозяйственный оборот
ранее не задействованных земельных ресурсов, а также перераспределение уже
использующихся земельный ресурсов, в том числе для размещения линейных объектов
капитального строительства, являются одним из актуальных вопросов данного
региона. Земельный фонд Сахалинской области имеет характерную для территорий
Дальневосточного федерального округа структуру.

По сведениям о наличии и
распределении земель в Российской Федерации на 01.01.2018 (в разрезе субъектов
Российской Федерации) общая площадь земельного фонда Сахалинской области
составляла 8710,1 тыс. га. Из общей площади земель земли сельскохозяйственного
назначения составляют 166,2 тыс. га (1,91 %), земли поселений – 86,7 тыс. га (1
%), земли промышленности и транспорта – 332,5 тыс. га (3,82 %), земли особо
охраняемых территорий – 124,8 тыс. га (1,43 %), земли лесного фонда –
6 981,6 тыс. га (80,2 %), земли запаса – 971,5 тыс. га (11,1 %) и земли
водного фонда – 46,8 тыс. га (0,54 %). Наглядно структура земель представлена
на рисунке 1, а динамика земель по категориям с 2005 по 2018 год представлена в
таблице 1.

Как видно из диаграммы, значительный процент площади Сахалинской области занимают земли лесного фонда – 80% от общей площади региона, в то время как процент земель населенных пунктов, а также земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения невелик – в общей сумме не более 5 % от площади Сахалинской области.

Показатели таблицы 1
наглядно показывают, что в течение последних 13 лет площади земель
сельскохозяйственного назначения сокращаются, одновременно с этим сокращаются
земли запаса, в то время как количество земель населенных пунктов,
промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны,
безопасности и земель иного специального назначения, земель особо охраняемых
территорий и объектов и земель лесного фонда увеличиваются. По состоянию на 1
января 2018 года земли промышленности, энергетики, транспорта и иного
специального назначения занимают 0,01% и 0,04% соответственно относительно к
общей площади региона. Распределение земель по формам собственности, а также
динамика представлены в таблице 2.

Анализ
состояния использования земель на территории острова Сахалин

По
результатам анализа данных таблицы 2 [1]
можно сделать вывод о том, что с течением времени граждане становятся менее
заинтересованными в использовании предоставленных им земель или теряют их по
причине изъятия для государственных или муниципальных нужд, причем в
собственности Российской Федерации увеличение земель по сравнению с 2005 г. к
2018 г. составляет почти в 60 раз,  растет
и площадь земель в собственности юридических лиц. Вероятно, реализация
программы «Дальневосточный гектар» изменит данную ситуацию, и количество
земель, находящихся в собственности физических лиц вновь увеличится.

Управление земельными
ресурсами, предоставление и распределение земель на территории Сахалинской
области невозможно без использования утвержденных документов территориального
планирования, таких как, например, схемы территориального планирования.

Исходя из географических
и природно-климатических особенностей, конкурентными преимуществами региона
являются:

  • наличие
    богатых запасов основных природных ресурсов (нефти, газа, угля, гидробионтов,
    лесных ресурсов, и т.п.), а также рекреационных ресурсов и бальнеологических
    источников;
  • наличие
    уникальных по своему количеству и качеству биологических ресурсов, имеющих не
    только общероссийское, но и мировое значение. Сахалино-Курильский бассейн
    является крупнейшим рыбопромысловым районом России;
  • выгодное
    географическое положение, а именно – близость Сахалинской области к основным
    рынкам сбыта продукции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Важнейшей для Сахалинской
области является нефтедобывающая отрасль. Инвестиционная фаза реализации
шельфовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» привлекла значительные притоки
иностранных инвестиций в нефинансовые активы нефтегазового сектора.
Максимальное влияние на инвестиционную деятельность оказывает нефтегазовый
комплекс, доля которого достигает от 66 до 85 процентов.

На данный момент
инвестиционный актив региона насчитывает более 90 проектов и инициатив,
реализуемых и планируемых к реализации с участием частного капитала. Реализация
этих проектов в ближайшей перспективе способна привлечь в регион более двух
триллионов рублей.

В течение последних лет
на территории Сахалинской области были созданы три территории опережающего
социально-экономического развития: «Южная», «Горный воздух», «Курилы». Особое
значение для развития вышеуказанных зон и повышения их связанности имеет снятие
транспортных ограничений. «Крупнейшим и важнейшим объектом финансирования на
территории Сахалинской области является подлежащая реконструкции автомобильная
дорога Южно-Сахалинск – Оха, связывающая все муниципальные образования региона
между собой» [6].

Для развития
инвестиционной деятельности важным является создание условий и формирование
благоприятной среды для ведения бизнеса и вложения капитала. Это требует
снижения финансовой нагрузки и административного влияния на бизнес. В регионе создается
система государственной поддержки инвестиций и предпринимательства. Это
выражается в:

  • совершенствовании
    нормативной правовой базы;
  • применении
    программно-целевого метода при поддержке отраслей экономики и субъектов малого
    и среднего предпринимательства;
  • концентрации
    областных и федеральных бюджетных средств на строительство объектов опорной
    инфраструктуры и социальной сферы;
  • стимулировании
    инвестиционной деятельности посредством налоговых льгот, предоставлении
    бюджетных субсидий на частичное покрытие расходов социально значимых
    предприятий по оплате коммунальных услуг (электроэнергии);
  • продвижении
    инвестиционного потенциала области на международных экономических площадках
    (выставках, форумах, конференциях).

Основным показателем,
характеризующим инвестиционный климат в регионе, является степень внедрения «Стандарта
деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по
обеспечению благоприятного инвестиционного климата», включающего в себя 15
обязательных положений.

В соответствии с
требованиями Стандарта обеспечивается разработка и утверждение Регламента
сопровождения инвестиционных проектов на территории Сахалинской области на
основе принципа «одного окна», осуществляется анализ всех проектов нормативных
правовых актов на предмет наличия положений, негативно влияющих на общий
инвестиционный климат в регионе (например, в 2015 году был проведен анализ 17
нормативно-правовых актов Правительства Сахалинской области). Разработана и
размещена в открытом доступе интерактивная карта инвестиционных проектов и
инвестиционных предложений. Реализуются мероприятия по внедрению в Сахалинской
области Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, инициированного
АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

В целях стимулирования
развития инвестиционного потенциала на муниципальном уровне утверждены
различные методические рекомендации органами муниципального самоуправления по
вопросам формирования нормативной правовой базы в сфере инвестиционной
деятельности.

Осуществляемые
мероприятия позволяют создавать устойчивую платформу для динамичного развития
инвестиционной деятельности на территории Сахалинской области, модернизации
существующих производств, а также привлечению в регион инновационных и наукоемких
производств, что уже положительным образом отражается на уровне как экономического,
так и социального развития Сахалинской области.

Кроме проведения
мероприятий по развитию инвестиционного потенциала территории, важно
совершенствовать административно-правовые и информационные механизмы управления
земельными ресурсами как Сахалинской области в целом, так и отдельных
муниципальных образований.

В настоящее время
Государственной программой «Совершенствование системы управления
государственным имуществом Сахалинской области» официально определены следующие
проблемы, возникающие при управлении земельными ресурсами региона [3]:

  • наличие в областной государственной собственности
    земельных участков, не соответствующих полномочиям Правительства Сахалинской
    области;
  • наличие
    отдельных недостатков в учете земельных участков, необходимость постоянного
    совершенствования программного обеспечения;
  • отсутствие государственной регистрации прав на ряд
    объектов областной государственной собственности, в том числе на земельные
    участки;
  • необходимость
    постоянного совершенствования механизмов управления земельными ресурсами.

Актуальным является проведение
государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Сахалинской
области, с целью актуализации стоимости объектов недвижимости, что позволит
иметь юридически значимую и экономически обоснованную базу для исчисления
имущественных налогов, а также для начисления арендной платы за использование
земельных участков [7].
При этом в отношении линейных объектов капитального строительства мероприятия
по осуществлению государственного кадастрового учета, предусматриваемые в
рамках данной Программы, позволят достигнуть следующих целей [4]:

  • создать
    информационный ресурс, содержащий сведения о количественном, качественном
    состоянии и использовании земель;
  • определить
    местоположение границ и площади земельных участков;
  • выявить
    неиспользуемые объекты транспортной и инженерной инфраструктур, используемые не
    по назначению, используемые самовольно;
  • повысить
    эффективность управления землями, занятыми линейными объектами капитального
    строительства, органами государственной власти и местного самоуправления
    Сахалинской области;
  • определить
    возможность дальнейшего предоставления земельных участков заинтересованным
    лицам без наложений и пересечений с линейными объектами капитального
    строительства;
  • активизировать
    оборот земель.

Сведения об этапах и
решении задач при реализации Программы, представлены на рисунке 2.

Из анализа информации, представленной на рисунке 2
п.1, нами сделан вывод о том, что формирование оптимальной структуры
недвижимого имущества, в том числе земельных участков, в области до сих пор не
завершен, точно так же, как и система управления земельными ресурсами в регионе
находится в непрерывном процессе совершенствования, изменения и модернизации, и
даже процесс формирование успешного сложного рынка земли, начавшийся в начале
2000-х годов до сих пор не завершен, что непосредственно влияет на экономику
региона в целом.

В Программе говорится:
«Необходимым условием эффективного управления земельными ресурсами является
наличие полных и достоверных сведений об их структуре и состоянии. Учет
областного государственного имущества ведется в Реестре государственной
собственности Сахалинской области. Полный, своевременный и достоверный учет
земельных участков обеспечивается путем совершенствования программного
продукта. В этих целях осуществляется анализ работы и постоянное обновление
автоматизированной системы «Имущество», в которой ведется Реестр
государственной собственности, в том числе земельных участков, Сахалинской
области. Кроме
того, обновление программного продукта приведет к сокращению временных издержек
при получении соответствующей информации из Реестра государственной
собственности Сахалинской области и в полной мере обеспечит индивидуализацию и
идентификацию объектов недвижимости, а также электронное взаимодействие по оказанию
государственных услуг» [9, 13, 14]. В
Программе для достижения цели установлены основные задачи и мероприятия,
которыми являются:

  • проведение комплекса мероприятий по учету земельных
    участков, в том числе сформированных под линейными объектами, формирование в
    отношении полных и достоверных сведений в рамках инвентаризации областного государственного
    имущества;
  • завершение мероприятий по оформлению в установленном
    порядке прав на объекты недвижимости, включая внесение сведений о них в Реестр
    государственной собственности Сахалинской области;
  • обеспечение рационального и эффективного использования находящихся в
    областной государственной собственности земельных участков» [7, 12].

Помимо выделенных основных проблем на государственном
уровне, нами были выявлены также иные, частные, возникающие в процессе работы
кадастровых инженеров, проблемы, которые оказывают негативное влияние на
эффективное управление земельными ресурсами на территории Сахалинской области,
в частности, это относится к своевременному и достоверному информационному
обеспечению управления земельными ресурсами (рисунок 3).

Кроме этого, на территории области до 50-60% имеется
неучтенных земельных участков под линейными объектами капитального
строительства. Сложность кадастровых работ особенно для линейных объектов,
которые на своем протяжении пролегают через различные кадастровые кварталы,
районы и т.д., связана еще и с тем, что на
территории Сахалинской области используются различные системы координат. В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) используются
несколько систем координат: МСК-65, МСК г. Южно-Сахалинска, МСК г. Анива, МСК
Смирныховского городского округа и т.п.

Данные
системы как правило не совпадают и в некоторых случаях это несовпадение носит
просто совершенно недопустимое значение. могут иметь большое смещение относительно
или накладываться друг на друга. Такие несовпадения показаны на примере г.
Холмск на рисунке 4.

Все это создает значительные препятствия в формировании земельных участков под линейными объектами, особенно в случаях, когда они имеют значительную протяженность и проходят на территории в нескольких кадастровых кварталах, поскольку в таких случаях необходимо предусматривать разбивку проектируемого земельного участка, а также пересчет отдельных его частей в необходимые зоны или системы координат, для чего, в свою очередь, необходимо знать ключи пересчета.

Необходимо
отметить, что в соответствии с действующим законодательством ключ перехода из
одной системы в другую составляет государственную тайну и выдается Росреестром,
после получения допуска в Федеральной Службе Безопасности (ФСБ) [2]. Таким образом, несогласованность
различных систем координат при проведении кадастровых работ особенно
проявляется, когда земельный участок под линейным объектом капитального
строительства формируется в условном «нулевом» кадастровом квартале, с учетом
земельных участков, находящихся в этой же системе координат, при общем сведении
земельных участков на кадастровой карте и на публичной кадастровой карте. Часто
возникает наложение и пересечение различных земельных участков. Встречаются
случаи, когда в рассматриваемой системе координат находятся земельные участки как
ранее учтенные, т.е. с неуточненными координатами их местоположения или может
вовсе отсутствовать всякая информация об участках в ЕГРН, но фактически
имеющихся на местности, что приводит при формировании нового земельного участка
к пересечениям и наложениям о которых орган государственного учета (Кадастровая
палата) не знает и производит постановку на кадастровый учет вновь
образованного земельного участка.

Возникают проблемы при образовании земельных
участков под линейным объектом капитального строительства на землях лесного
фонда. Большую часть территории Сахалинской области занимают земли лесного
фонда – 80% от площади всего региона, земельные участки под лесничества
сформированы и внесены в Единый государственный реестр недвижимости как ранее
учтенные, т.е. без проведения процедуры уточнения границ таких земельных
участков после 2008 года, что приводит к довольно грубым реестровым ошибкам. При
этом количество нелесных земель, используемых для ведения сельского хозяйства,
лесного и охотничьего хозяйства, разработок месторождений полезных ископаемых и
размещения линейных объектов капитального строительства составляет 768 тыс. га
или 11% от общей площади земель лесного фонда (рисунок 5).

В соответствии с этим, при формировании земельных
участков под линейными объектами капитального строительства, как новыми, так и
существующими, возникает необходимость перевода земель из одной категории в другую,
что в случаях с землями лесного фонда требует опыта составления
лесоустроительной документации. Надо также отметить, что земли лесного фонда
находятся в федеральной собственности, что тоже существенно затягивает процесс
согласования и утверждения необходимых документов [8, 15].

Другой проблемой, с которой сталкивается кадастровый инженер в процессе выполнения кадастровых работ в отношении формирования земельных участков под линейными объектами капитального строительства (работ по разработке, согласованию и утверждению проектов планировки, и межеванию территории) является несогласованность административных органов Сахалинской области, непосредственно связанных с такой деятельностью, например, такие как: Департамент архитектуры и градостроительства Сахалинской области, Агентство Архитектуры и градостроительства Сахалинской области и Муниципальное казенное предприятие «Горархитектура» городского округа «Город Южно-Сахалинск», которые работают самостоятельно, пересекаясь только на уровне поступающих к ним документов. Соответственно, в случаях, когда проект планировки и межевания территории на линейный объект разрабатывается на территории города Южно-Сахалинска, необходимо проводить согласование во всех вышеуказанных административных органах. Аналогичная ситуация складывается и в иных населенных пунктах [10].

Кроме этого, на территории региона осуществляется ведение Геоинформационной системы Сахалинской области (ГеоИС), в которую необходимо вносить сведения обо всех формируемых земельных участках, в том числе образованных в процессе разработки проектных документаций. Сведения в данную систему вносятся в специфическом формате, что требует от кадастрового инженера необходимых навыков, а также знания специфики программ, используемых для внесения данных о формируемых земельных участках, предоставляемых в ГеоИС [13].

Все
рассмотренные проблемы неизбежно приводят к значительному затягиваю по времени
процесса формирования земельных участков под линейными объектами капитального
строительства и не только, а также внесения сведений о них в Единый
государственный реестр недвижимости и Реестр государственной собственности
Сахалинской области, что усложняет работу кадастровых инженеров.

Формирование предложений по
совершенствованию управления земельными ресурсами на территории рассматриваемых
регионов

Учитывая все вышесказанное, со стороны кадастрового
инженера решение данных проблем видится, в первую очередь, внесением изменений
в действующее законодательство в целях упрощения процедуры формирования
земельных участков под линейными объектами капитального строительства, а также
сокращением административных сроков в части рассмотрения и согласования
проектов планировки и межевания территории, а также ускорения процесса
рассмотрения и утверждения документации лесных участков с целью выделения их из
состава лесного фонда и перевода в иную категорию земель.

Кроме того, необходимо предусмотреть мероприятия со
стороны администраций, как субъекта Российской Федерации, так и муниципальных
образований, с целью своевременной разработки документации по планировке территории
под линейные объекты капитального строительства, их утверждению и согласованию,
упрощению и сокращению сроков внесения сведений о таких объектах в Реестр государственной
собственности Сахалинской области.

Необходимо провести мероприятия по формированию
единой Местной системы координат на территории Сахалинской области, что не было
сделано ранее, после вступления в силу Постановления Правительства Российской
Федерации от 24.11.2016 № 1240 «Об установлении государственных систем
координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической
системы», обязавшего субъекты Российской Федерации переход к единой системе
ведения Единого государственного реестра недвижимости на территории каждого
региона [5].

В
отношении мероприятий, направленных на совершенствование управления земельными
ресурсами нами предложены концептуальные положения анализа их эффективности по
следующим показателям:

1)      удельный вес земельных участков, прошедших
государственную регистрацию прав:

П = (Ксп / Коб) x 100,                                             (1)

где
П – показатель, характеризующий
удельный вес земельных участков, прошедших государственную регистрацию прав, в
общем числе земельных участков, учитываемых в ЕГРН (процентов);

Ксп
количество земельных участков, в отношении которых проведена государственная
регистрация прав (единиц);

Коб – общее
количество земельных участков, учтенных в ЕГРН (на основании выписок из ЕГРН)
(единиц).

2) доля земельных участков от общего количества земельных участков, учитываемых в ЕГРН, прошедших государственную регистрацию прав:

П = (Ксп / Коб) x 100,                                             
(2)

где
П – показатель, характеризующий долю
земельных участков от общего количества земельных участков, учитываемых в ЕГРН,
прошедших государственную регистрацию прав (процентов);

Ксп – количество
земельных участков, в отношении которых проведена государственная регистрация
прав собственности (на основании свидетельств о регистрации прав) (единиц);

Коб – общее
количество земельных участков, учтенных в ЕГРН (на основании выписок из ЕГРН)
(единиц).

3) доля разработанной проектной документации для линейных объектов капитального строительства от общего количества проектных документов, запланированных на разработку:

П = (Кф / Кз) x 100,                                               
(3)

где П
показатель, характеризующий долю разработанных проектных документаций по
объектам областной государственной собственности от общего количества проектных
документаций, запланированных на разработку (процентов);

Кф – фактическое
количество разработанных проектных документаций по объектам областной
государственной собственности из числа запланированных (единиц);

Кз – общее количество запланированных на разработку
проектных документаций по объектам областной государственной собственности
(единиц).

4) доля объектов областной государственной собственности, прошедшей реконструкцию, от общего количества объектов, запланированных на реконструкцию:

П = (Ксп / Коб) x 100,                                              (4)

где П – показатель, характеризующий долю объектов областной государственной
собственности, прошедших реконструкцию, от общего количества объектов,
запланированных на реконструкцию (процентов);

Кф
– количество объектов областной государственной собственности, по которым
фактически произведена реконструкция, из числа запланированных (единиц);

Кз
– общее количество объектов государственной областной собственности,
запланированных на реконструкцию (единиц).

5) доля построенных объектов областной государственной собственности от общего количества объектов, запланированных на строительство:

П = (Кф / Кз) x 100,                                            
(5)

где
П – показатель, характеризующий долю
построенных объектов областной государственной собственности от общего
количества объектов, запланированных на строительство (процентов);

Кф – фактическое
количество построенных объектов областной государственной собственности из
числа запланированных (единиц);

Кз – общее количество
объектов областной государственной собственности, запланированных на
строительство (единиц).

Основные выводы исследования:

В результате выполненных
документальных исследований и на основе практических работ нами было:

  1. сформулирована
    и предложена классификация проблем, возникающих на территории Сахалинской
    области, которые в полной мере можно проецировать и на всю территорию Дальневосточного
    федерального округа при формировании земельных участков под линейными объектами
    капитального строительства;
  2. установлена
    структура взаимосвязей между общими и частными проблемами управления земельными
    ресурсами.

 Также были внесены предложения по решению
проблем при выполнении кадастровых работ, применительно к рассматриваемому
региону – Сахалинская область. В отношении Сахалинской области были выявлены
следующие частные проблемы управления земельными ресурсами:

  • наличие неучтенных земельных участков под линейными объектами капитального строительства;
  • несогласованность систем координат на территории региона (Единый государственный реестр недвижимости ведется в следующих системах координат: МСК-65, МСК г. Южно-Сахалинска, МСК г. Анива, МСК Смирныховского городского округа и т.п.);
  • несогласованность деятельности административных органов Сахалинской области, непосредственно связанных с такими задачами;
  • дополнительная нагрузка для кадастрового инженера при формировании документов для внесения сведений в создаваемую на территории Сахалинской области Геоинформационную систему (ГеоИС);
  • необходимость и сложности перевода земель из одной категории в другую при размещении линейного объекта капитального строительства на межселенных территориях и землях лесного фонда;
  • особый статус регионов, входящих в состав ДФО, частичная засекреченность документов территориального планирования;
  • наличие особых региональных требований к процессу управления земельными ресурсами и его отдельными процедурами;

В отношении мероприятий,
направленных на совершенствования механизмов управления земельными ресурсами на
территории рассматриваемых регионов нами предложена концепция оценки их
экономической эффективности по различным показателям. Ожидаемый экономический
эффект от данных предложений:

  • увеличение
    налоговых отчислений;
  • повышение
    инвестиционной привлекательности регионов и увеличение притока инвестиций и
    государственных финансовых вложений.

Чем
выше данные показатели, тем эффективнее с экономической точки зрения происходит
процесс управления земельными ресурсами на территории как отдельно взятого
региона, так и Дальневосточного федерального округа в целом. Повышение количества
земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр
недвижимости, а также регистрация прав на них, напрямую позволяет увеличивать
налоговые отчисления, как в региональный, так и в федеральный бюджеты.
Увеличение количества линейных объектов капитального строительства,
запланированных для строительства, или в отношении которых необходимо провести
реконструкцию, неизбежно влечет за собой рост необходимых к разработке
проектных документов по планировке территории в отношении линейных объектов
капитального строительства. В то же время, строительство новых и реконструкция
уже существующих объектов капитального строительства позволит развить и
повысить качество инженерной инфраструктуры в регионах, что положительно
скажется на притоке инвестиций и государственных финансовых
вложений
, что свидетельствуют о положительном экономическом эффекте от
предлагаемых мер по совершенствованию управления земельными ресурсами на основе
совершенствования нормативной и законодательной документации, а также
информационного обеспечения органов управления и всех заинтересованных лиц.

References

  1. State (national) report on the state and use of the
    lands of the Russian Federation in 2005
  2. The Land Code of the Russian Federation of October 25,
    2001 No. 136-FZ (as amended on July 3, 2016) (as amended and supplemented,
    entered into force on January 1, 2017).
  3. Decree of the Government of the Sakhalin Region dated
    July 18, 2013 No. 354 “On approval of the state program of the Sakhalin region “Improving
    the system of managing state property of the Sakhalin region”.
  4. Decree of the Government of the Sakhalin Region dated
    July 18, 2013 No. 354 “On approval of the state program of the Sakhalin region “Improving
    the system of state property management of the Sakhalin region”.
  5. Decree of the Government of the Russian Federation of
    November 24, 2016 No. 1240 “On the establishment of state coordinate systems,
    the state altitude system and the state gravimetric system”.
  6. Vdovenko A.V., Kosarin I.A. The formation of land
    under roads / Kosarin I.A., Vdovenko A.V.-Materials of the 57th student
    scientific and technical conference of the Civil Engineering Institute of Togu
    2017. P. 146-149.
  7. Vdovenko A.V., Kvasova S.O. Features of the placement
    of linear capital construction projects taking into account town-planning norms
    and rules in the Sakhalin Region / Vdovenko A.V., Kvasova S.O.- Materials of
    the 58th student scientific and technical conference of the Civil Engineering
    Institute of Togu 2018.P. 249-252.
  8. Vdovenko A.V., Kvasova S.O.
    Features of cadastral registration of land plots under linear objects /
    Vdovenko A.V., Kvasova S.O. — Far East: problems of the development of
    architectural and construction complex. 2017. No. 1. S. 189-193.
  9. Kuhtin P.V. State strategy of land management:
    management methodology. — Moscow: MMTK-STROY, 2013. — 136p.
  10. Lazareva L. K.,
    Vdovenko A. V. Problems of information and interagency cooperation in the
    development of planning and land surveying projects / L.K. Lazareva A.V.
    Vdovenko.- Materials of sectional sessions of the 58th student scientific and
    practical conference of the Pacific National University. In two volumes. 2018.S. 342-346.
  11. Methodological foundations of the development of the
    real estate market: / Under the scientific. Ed. A.A. Murasheva Khlystun V.N.
    Klyushin P.V. / — M.: GUZ, 2017, 367 S.
  12. Murasheva A.A. Improving the efficiency of land use in
    the territory management system / A. Murasheva / Land management, cadastre and
    land monit oring./- 2006. No. 6 (18). S. 39-42.
  13. Titorenko, G.A. Management Information Technologies:
    Textbook for universities / G.A. Titorenko. — M.: UNITY-DANA, 2002.- 280 p.
  14. Real estate
    management. Volume 1 // Murasheva A.A., Khlystun V.N. Klyushin et al., Moscow:
    GUZ, 2018.- 404 p.
  15. Economic
    assessment of forest plots for the purpose of their state cadastral
    registration / A. Murasheva, H. Le Chung./- Land management, cadastre and land
    monitoring ./- 2016. No. 8. P. 53-56.