Московский экономический журнал 10/2019

image_pdfimage_print

УДК 332.33

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10039

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КАРКАСА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЗАВОДОУКОВСКА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

THE DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT FRAMEWORK ON THE EXAMPLE OF THE CITY ZAVODOUKOVSK TYUMEN REGION

Ознобихина Людмила Александровна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры геодезии и кадастровой деятельности, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Кряхтунов Александр Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры геодезии и кадастровой деятельности, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Oznobihina L.A., oznobihinala@tyuiu.ru

Krjahtunov A.V., krjahtunovav@tyuiu.ru

Аннотация: Формирования гармоничной системы района является развитие транспортных направлений. На основе деления территорий по приоритетным направлениям определяются зоны территориального развития, а соответственно и точки роста, отвечающие важнейшим направлениям развития муниципального района: строительного комплекса, агропромышленного комплекса, лесопромышленного комплекса, туристического комплекса и других сфер экономической деятельности.

Транспортная инфраструктура обязана гарантировать надежность и безопасность внутригородских, пригородных и внешних транспортных связей в условиях прогнозируемого роста населения и объемов грузовых перевозок.

Задачи полноценного функционирования транспортного каркаса требуют развития единой транспортной системы города, обеспечивающей согласованность, комплементарность индивидуального и общественного транспорта, городских, пригородных и внешних транспортных систем.

Summary: The formation of a harmonious system of the district is the development of transport directions. Based on the division of the territory of priority areas are defined areas of territorial development, and therefore the growth point that meets the most important directions of development of municipal district: building complex, agriculture, timber industry, tourism sector and other economic activities.

Transport infrastructure must guarantee the reliability and security of intra-urban, suburban and external transport links in the face of projected population growth and freight traffic.

The objectives of the full functioning of the transport framework require the development of a unified transport system of the city, ensuring consistency, complementarity of individual and public transport, urban, suburban and external transport systems.

Ключевые слова: транспортный каркас, территориальное развитие, транспортная инфраструктура, развитие транспортной сети, схемы территориального планирования.

Keyword: transport framework, territorial development, transport infrastructure, transport network development, territorial planning schemes.

Состояние автомобильных дорог в настоящее время является важным фактором жизни и развития населенных пунктов. Эффективность работы транспортных средств, уровень затрат их владельцев на эксплуатацию и ремонт автомобилей, степень воздействия транспортных средств на окружающую среду и безопасность людей непосредственно зависят от качества дорожной сети. Повышается актуальность задачи соединения сельских населенных пунктов подъездами с твердым покрытием, обеспечения дорогами новых районов массовой жилой застройки, приведения в нормативное состояние улично-дорожной сети населенных пунктов. Совершенствование улично-дорожной сети не успевает за ростом спроса на услуги дорог, что не в полной мере способствует реализации возможности влияния дорожно-транспортного комплекса на ускорение социально-экономического развития населенных пунктов.

Одним из элементов системы территориального планирования Российской Федерации является транспортный каркас территории. Сеть магистральных улиц и дорог образует транспортно-планировочный каркас поселения. Исследование транспортного каркаса территории, наряду с другими событиями, необходимо для многостороннего и стратегического развития видения территории [2]. Создание транспортного каркаса Тюменской области включает имеющуюся транспортную сеть (железнодорожную, автомобильную, водную и воздушную), создающиеся и планируемые к строительству транспортные объекты с учетом сроков их ввода в эксплуатацию. Анализ реализован с учетом транспортной стратегии России, федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России», транспортных проектов Инвестиционного фонда Российской Федерации и так же региональных целевых программ. [1]

Основой формирования региональной «Тюменской транспортно -логистической зоны» является ее привязанность к местам пересечения важнейших транспортных коридоров, идущих с Запада на Восток (из Европейской части России в Сибирь и на Дальний Восток) и с Севера на Юг (связывающих северные автономные округа — крупнейшие районы добычи нефти и газа – с остальными регионами РФ и обеспечивающими выход на страны Центральной Азии).

Для ускорения реализации инвестиционных проектов по добыче песка Верхне-Каменского и Тумашовского месторождений, увеличения объёмов разработки лесных ресурсов планируется реконструкция железнодорожной ветки Заводоуковск – Новый Тап. Стоит отметить, что транспортный каркас является одним из слоев генерального плана, и включает в себя существующую ситуацию и проектные предложения. Генеральный план рассматривает основные проблемы по развитию транспортной инфраструктуры и мероприятия по их разрешению.

Транспортная инфраструктура должна обеспечить комфортную доступность территорий города, безопасность и надежность внутригородских, пригородных и внешних транспортных связей в условиях прогнозируемого роста подвижности населения и объемов пассажирских и грузовых перевозок, жестких экологических требований. [4] Эти задачи требуют развития единой транспортной системы города, обеспечивающей взаимодействие, взаимодополняемость индивидуального и общественного транспорта, городских, пригородных и внешних транспортных систем.

Рост транспортного потока и формирование опорного транспортного каркаса требуют адекватного расширения сервисного обслуживания. Успешно реализованным является проект развития на участке между Тюменью и Ишимом (Ялуторовск, Заводоуковск, Ишим) узлов сервисного обслуживания транзитных потоков грузового автомобильного автотранспорта. Одним из ключевых элементов является модернизация, усовершенствование дорог, выводящие опорную сеть сельских населенных пунктов по дорогам с твердым покрытием на сеть федеральных и региональных дорог. Осуществлена реконструкция существующей сети автомобильных дорог в границах перспективных и сохраняемых на расчетный срок населенных пунктах, так же учтена модернизация покрытия основных транспортных магистралей. Предусмотрено строительство новых автомобильных дорог в районах новой жилой застройки.

Формирование внешних транспортных связей имеет основополагающее значение в определении планировочной структуры и в развитии внутригородских дорог и транспорта. в настоящее время на территории Заводоуковского района имеется развитая сеть автомобильных дорог. Дороги подходят со всех направлений и обеспечивают связи города с областными центрами, смежными районами Тюменской области и населенными пунктами района. [3]

Внешние автомобильные транспортные связи осуществляются по:

1) автомобильной дороге федерального значения Тюмень — Омск, с твердым покрытием, проходящей вдоль северной границы г. Заводоуковска с запада на восток. Автодорога II технической категории, ширина земляного полотна 12 м.

2) автомобильным дорогам областного значения:

  • Заводоуковск — Новолыбаево — Ингальское, подходит к Заводоуковску с юго-запада и имеет выход на автодорогу «Заводоуковск – Упорово», по которой и осуществляется подъезд к городу;
  • Заводоуковск — Упорово, автодорога III технической категории, подходит к городу с юго-запада. По трассе дороги в Заводоуковске построен мост через р. Ук;
  • Заводоуковск — Дронова — Красная, подходит к городу с юго-востока;
  • Заводоуковск — Пономарева, подходит к городу с запада;
  • Заводоуковск — Щучье, подходит с севера и пересекается с федеральной автомобильной дорогой на границе города;
  • объезд г. Заводоуковска, проходит вдоль южной границы г. Заводоуковска и построена по нормативам автодороги III технической категории. [2,6]

По трассе дороги в пределах города построены два путепровода через:

  • Транссибирскую железнодорожную магистраль. Уровень городского проезда — верхний;
  • Железнодорожную линию на Новый Тап. Уровень городского проезда — верхний. Остальные дороги общего пользования территориального значения обеспечивают связь города с сельскохозяйственными территориями и населенными пунктами района.

Территория города подразделяется на районы, вышеперечисленные магистральные дороги составляют каркас улично-дорожной сети, организуя непрерывное движение в системе внешних и внутренних транспортных связей, и служат главной опорой магистральным улицам районного значения.

Улицы местного значения наиболее ярко отражают квартальную планировочную структуру районов города, имеют выходы на основные магистрали и играют определяющую роль в геометризации кварталов. Такая система позволяет формировать потоки, обеспечивать потребности населения в транспортных услугах, в части грузо- и пассажироперевозок, обеспечивает надежное функционирование транспортной сети.

Главной улицей города Заводоуковска является улица Первомайская, представляющая собой пешеходный бульвар. Городской центр расположен в непосредственной близости от привокзальной площади, в районе многоэтажной застройки, включает в себя городской парк и административную площадь. По ул. Первомайской расположены основные административные здания, ее культурный облик дополняют зеленые древесно-кустарниковые насаждения и городской фонтан перед зданием администрации. [1,5,7]

Затруднения в организации транспортного движения в городе возникли в 2015 году из-за быстрого роста населения города и соответственно увеличения количества автомобилей. Это обстоятельство оказывало влияние на работу транспортной сети в городе на основных магистралях. Наиболее неблагоприятно это сказывается на транспортной сети южного района города, где транспортные потоки с юго-восточного направления осуществляются через городской центр, создавая тем самым неблагоприятную экологическую и социальную среду. В связи с этим для нормального развития и функционирования транспортной сети города было осуществлено строительство в первую очередь путепровода в восточной горловине ст. Заводоуковск в районе улиц Школьная и пер.2-й Речной. Реализовано строительство продолжения пер. 2-й Речной для осуществления связи с ул. Школьной и организации кратчайшего маршрута в направлении следования к Залинейному району, и строительство моста через р. Ук.

Данное решение в 2018 году позволило разгрузить от потока машин основные улицы города, объединило центр города с микрорайоном, а также выезд из центра города на объездную дорогу [7,8].

Строительство путепровода уменьшило напряжение транспортных потоков и значительно (более 30%) повлияло на снижение грузовой составляющей на центральных магистралях. Так же уменьшило пробеги транспорта и загрузку транспортных узлов. Все изменения были внесены в Генеральный план и Правила землепользования и застройки города Заводоуковска предлагаемые пробивки улицы Советская и продолжения пер. 2-й Речной для осуществления связи с ул. Школьной, а так же в муниципальную программу по развитию транспортного каркаса г. Заводоуковска, с учетом планирования бюджетных денежных средств.

Решения в части размещения объектов регионального значения, изменения административно-территориального устройства оказывают непосредственное влияние на градостроительную документацию нижележащих уровней. Таким образом, решения схемы территориального планирования являются основополагающими для развития и эффективного функционирования экономики района.

Литература

  1. http://www.tyumen-city.ru/vlast/administration/departaments/departament-\dorojnoi-infrastrukturi-i-transporta/realizacii-municipalynoi-programmi-razvitie-dorojno-transportnoi-seti-goroda-tumeni-na-20122020-godi/
  2. Ермакова А.М., Зубарева Ю.В. Стратегическое развитие сельских территорий юга Тюменской области. – монография, Тюмень, 2017
  3. Зубарева Ю.В., Гуденкова О.И., Мышлякова М.М., Служба социального развития: главные цели, задачи и направления деятельности Евразийский юридический журнал. 2019.№1 (128). с. 379-380
  4. Кирилова О.В., Зубарева Ю.В., Чуба А.Ю. Влияние системы управления материально-техническими и трудовыми ресурсами на уровень цифровой трансформации сельского хозяйства. Экономика и предпринимательство. 2019. №2 (103). С. 421-424.
  5. Избранные проблемы и перспективные вопросы землеустройства, кадастров и развития территорий -2017: Коллективная монография/Под общ. ред. А.П. Сизова. -М.: РУСАЙНС, 2018. -262 с.
  6. Пелымская, О. В.Кравченко, Е. Г.Кряхтунов, А. В. Особенности оформления линейных объектов -кабельных линий электропередачи на примере города Тюмени//Современные проблемы науки и образования, 2014, № 4.
  7. Кравченко, Е. Г. Проблемы паковочных мест в жилых микрорайонах города Тюмени /Е. Г. КравченкоО. В. Пелымская//Актуальные проблемы строительства, экологии и энергосбережения в условиях Западной Сибири: сборник материалов международной научно-практической конференции. -Тюмень, 2014. -С. 147-151
  8. Bogdanova, O.V., Chernykh, E.G.Kryakhtunov, A.V. Zonas naturales especialmente protegidas como objeto de actividad inversora//Revista ESPACIOS. -2018. -Vol. 39 (Number 16). -P. 36. . -Режим доступа: http://www.revistaespacios.com/a18v39n16/a18v39n16p36.pdf