http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 10/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 10/2019

УДК: 332.33

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10014

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Джуламанов Таир Даутканович, к.т.н., профессор
кафедры Земельные ресурсы и кадастр, Казахский национальный аграрный
университет (КазНАУ), tairdzh@gmail.com,
+77013459347

Джантелиев Дастан, докторант, PhD, Казахский национальный
аграрный университет (КазНАУ)

Камелхан Гулсара, докторант, PhD, Казахский национальный
аграрный университет (КазНАУ)

Калыбекова Нурила, докторант, PhD, Казахский национальный
аграрный университет (КазНАУ)

Дукенов Тажибек, докторант, PhD, Казахский национальный
аграрный университет (КазНАУ)

Аннотация: Проблема рационального использования
сельскохозяйственных земель является важным звеном политики государства. Обеспечение
рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, сохранение
и повышение плодородия почв, охрана земельных ресурсов в комплексе с другими
мероприятиями по освоению природных богатств имеет исключительную актуальность.

Summary: The problem of rational use of agricultural land is an important element
of state policy. Ensuring the rational use of agricultural land, the
preservation and improvement of soil fertility, the protection of land
resources in conjunction with other measures for the development of natural
resources is of utmost relevance.

Ключевые слова: плодородие почв, охрана земель, состояние
почв.

Key words: soil fertility, land conservation, soil condition.

Проблема рационального
использования сельскохозяйственных земель является важным звеном политики
государства. Обеспечение рационального использования земель
сельскохозяйственного назначения, сохранение и повышение плодородия почв, охрана
земельных ресурсов в комплексе с другими мероприятиями по освоению природных
богатств имеет исключительную актуальность.

Целевое использование
земель устанавливается исходя из экономических, природных и других условий
конкретного региона. При этом обеспечивается соблюдение установленного законодательством
Республики Казахстан порядка пользования лесными, водными и другими природными
ресурсами, а также действующих архитектурно-планировочных, строительных,
экологических, санитарно-гигиенических и иных специальных требований (норм,
правил, нормативов) [1, 2].

Республика Казахстан
занимает обширную территорию в центре Евразийского материка площадью 272,5 млн.
га и граничит с сопредельными государствами: Российской Федерацией, Республикой
Узбекистан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой и
Республикой Туркменистан. По площади земель республика входит в десятку
крупнейших стран мира.

В систему
административно-территориального устройства республики входят 14 областей, 2
города республиканского значения, 161 административный район, 209 города
областного, районного значения и поселков, 6,6 тыс. сельских населенных
пунктов.

Земельный фонд
Республики Казахстан в соответствии с целевым назначением подразделяется на
следующие категории:

  • земли сельскохозяйственного назначения – 102,6 млн. га (39,3%);
  • земли населенных пунктов – 23,7 млн. га (9,1%);
  • земли промышленности, транспорта, связи, для нужд космической деятельности, обороны, национальной безопасности и иного несельскохозяйственного назначения – 2,9 млн. га (1,1%);
  • земли особо охраняемых природных территорий – 6,7 млн. га (2,6%);
  • земли лесного фонда – 22,9 млн. га (8,8%);
  • земли водного фонда – 4,1 млн. га (1,6%);
  • земли запаса – 98,4 млн. га (37,6).

В пользование
Российской Федерации предоставлено 11,2 млн. га. На территории Республики
Узбекистан используется 0,9 тыс. га.

Сельскохозяйственные
угодья составляют 214,8 млн. га, в том числе пашня – 24,8 млн. га, многолетние
насаждения – 0,2 млн. га, сенокосы – 4,9 млн. га, залежь – 5,0 млн. га,
пастбища – 179,9 млн. га.

Земель регулярного
орошения числится 2,1 млн. га, в том числе 1,6 млн. га пашни, лиманного орошения
– 0,9 млн. га, в том числе сенокосов – 0,7 млн. га. В пределах республики
выделяются десять природных зон от лесостепной – на севере до субтропической
пустынной – на юге.

По качественному
составу безусловно пригодных для земледелия земель числится 23,6 млн. га, из
них в пашне – 16,1 млн. га. солонцовых почв – 58,2 млн. га. защебененных – 43,1
млн. га, засоленных – 35,3 млн. га. Дефлированные земли составляют 24,2 млн.
га, смытые – 5,0 млн. га [3].

В ходе проведения
земельной реформы в стране была положена основа кадастра, сформирована его
инфраструктура. Есть необходимость в следующих мерах по обеспечению рационального
использования земель:

  • установления базовых ставок платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность в городах областного и районного значения, поселках и сельских населенных пунктах совместными решениями областных представительных и исполнительных органов;
  • ограничения предоставления иностранным лицам земельных участков, расположенных в охранной зоне границы в частную собственность, то есть предоставление земель сельскохозяйственного назначения зарегистрированным в Казахстане негосударственным юридическим лицам, учредителями которых являются иностранцы, в аренду на 10 лет;
  • установления сервитутов на земельные участки;
  • установления ответственности субъектов земельных отношений в связи с не использованием земельных участков или использованием, повлекшим значительное снижение плодородия почв.

Устойчивое сельское
хозяйство должно в долгосрочной перспективе удовлетворять следующим критериям:

  • обеспечивать потребности в продовольствии и сельскохозяйственном сырье;
  • способствовать улучшению качества окружающей среды и ресурсной базы;
  • наиболее эффективно использовать не возобновляемые природные ресурсы, опираться на естественные методы выращивания растений;
  • поддерживать рентабельность производства;
  • способствовать улучшению качества жизни фермеров и общества в целом.

Казахстан за
последнее десятилетие добился внушительных результатов развития экономики.
Благодаря грамотной и последовательной реализации стратегического курса был
увеличен экономический потенциал страны и накоплены необходимые ресурсы,
которые позволили эффективно справиться с последним мировым финансово-экономическим
кризисом. В период предстоящего десятилетия важнейшей задачей становится
широкая модернизация и диверсификация экономики, что позволит обеспечить в
дальнейшем долгосрочный, устойчивый и качественный ее рост [4].

Одним из главных условий
в решении задачи устойчивого социально-экономического развития является
необходимость задействовать имеющийся потенциал на «увеличение не менее чем в 4
раза производительности труда в сельском хозяйстве и рост экспорта продукции
агропромышленного комплекса».

Для Казахстана, где
около 45% населения живет в сельской местности, развитие сельскохозяйственного
производства позволит обеспечить решение всех социальных проблем села. Анализ
хода реализации «Новой промышленной политики» показал, что спад и неплатежеспособность
сельского хозяйства сдерживают стабилизацию отраслей промышленности
(машиностроения, химической, легкой, пищевой, комбикормовой) и переход к
устойчивому росту. Без развития сельского хозяйства подъем сопряженных с ним
отраслей вряд ли возможен. Следовательно, агропромышленный комплекс может стать
дополнительным источником экономического роста, улучшения торгового и
платежного баланса.

 Список литературы

1. Закон Республики
Казахстан «О земле» 2001 г.

2. Дюсенбеков З.Д.
Проблемы и концептуальные основы создания и функционирования земельного
кадастра РК (Земельные ресурсы Казахстана) 2000 г.

3. Земельные ресурсы
Республики Казахстан. Астана, 2017
г.

4. Есполов Т. И.,
Жоламанов Т. Д., Пентаев Т., Абралиев О. Жер кадастры. Алматы. «Эверо» 2013 г.