Московский экономический журнал 1/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 330.15

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_1_27

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ И РАЗМЕЩЕНИЮ СЕТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ  

PROPOSALS FOR THE DEVELOPMENT AND PLACEMENT OF A NETWORK OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS AT THE REGIONAL AND MUNICIPAL LEVEL

Иванов Николай Иванович, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и управленческих технологий, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва

Иванова Наталья Андреевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления недвижимостью, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва

Ivanov Nikolai I., doctor of economics, associate professor, head of the department of management and management technologies, State university of land use planning

Ivanova Natalya A., candidate of economic sciences, associate professor of economy of the real estate, State university of land use planning

Аннотация. В статье представлены предложения по содержанию документов землеустройства и территориального планирования в сфере развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и муниципального значения. Рассматривается возможность расширения сети действующих особо охраняемых природных территорий местного значения за счёт объединения их в непрерывную сеть ландшафтов и природно-исторических территорий.

Abstract. The article discusses in detail the process of seizure of land plots for the needs of construction or reconstruction of federal highways. The main features and problematic points in the process of land acquisition are considered.

Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, территориальное развитие, муниципальный уровень, природно-экологический каркас, Московская область

Keywords: seizure of land plots for federal needs, public roads of federal significance, federal road agency, documentation on the planning of the territory

Базовой целью создания сети особо охраняемых природных территорий в системе регионального землепользования является обеспечение природного баланса и поддержание биоразнообразия в административно-территориальном образовании на соответствующем уровне.

Наиболее распространены выводы ученых, заключающиеся в том, что особо охраняемые природные территории в регионе или муниципальном образовании должны входить в формирующийся природно-экологический каркас в виде «ключевых участков сохранения биоразнообразия – территорий, где концентрируются для выживания редкие, исчезающие, уязвимые и требовательные к природным условиям различные виды растений, животных и грибов» [2, 6, 7].

К типичным особенностям сети особо охраняемых природных территорий в границах муниципальных образований относится фрагментарность землепользования. При этом необходимо отметить, что возможности сохранения биоразнообразия в подобном строении природных комплексов сокращаются по сравнению с расположением и размещением крупных территориальных массивов.

Непосредственно создание территории особой охраны не является стопроцентным условием и гарантией сохранения природной системы. В этих целях осуществляется мониторинг воздействия урбанизированных зон на комплекс особо охраняемых природных территорий, с учетом сопроводительных мероприятий, предотвращающих негативные процессы. Современные подходы формирования регионального землепользования предусматривают развитие сети ООПТ по определенной структуре и уровню, которая обеспечивает устойчивость природно-экологического каркаса соответствующего региона. В его структуре выделяют основные (регулирующие) и второстепенные (дополняющие) элементы, которые в свою очередь с позиции оценки их роли в системе ландшафтного устройства подразделяются на базовые (образующие), ключевые (уникальные), транзитные (связующие), локальные (фрагментарные), буферные (защитные) и реабилитационные (восстановленные) территории (рисунок 1). [3, 4]

Для осуществления мероприятий по рациональному использованию и охране земель, увязки их с размещением производительных сил и системой земельных отношений муниципальный район представляет собой наилучшую территориальную единицу. Именно здесь сосредоточены административные органы местного самоуправления, обладающие необходимыми финансовыми, организационными и другими возможностями. На этом уровне имеется сложившийся хозяйственно-экономический комплекс, включающий систему предприятий, производственную и социальную инфраструктуру, а также соответствующие природные и экономические ресурсы. [7, 9]

Таким образом, землепользования, входящие в состав особо охраняемых природных территорий, сочетают, наряду с зональными, также экстразональные и азональные экосистемы, включая уникальные.

В подготовке информации, расчете показателей по регулированию использования особо охраняемых природных территорий, уточнению их границ и принадлежности к той или иной категории земельного фонда, определению земель ООПТ с соответствующими режимами землепользования, в составе документов землеустройства и территориального планирования на региональном и муниципальном уровне предусматривается разработка отдельных разделов, касающихся организации земельного фонда природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

В соответствии со статьей 19 ФЗ «О землеустройстве» одним из видов землеустроительной документации также являются схемы использования и охраны земель. В учебно-методической литературе определено, что «эти схемы решают какую-то одну, наиболее важную для экономики региона или муниципалитета землеустроительную задачу; данные документы представляют собой предплановые и предпроектные землеустроительные разработки, которые применяют при обосновании целевых программ использования и охраны земельных ресурсов конкретных территорий и составлении проектов землеустройства по образованию соответствующих территорий, межеванию земельных участков и внутрихозяйственному землеустройству». [7]

В сфере управления природопользованием к числу основных схем использования и охраны земель относят схемы размещения особо охраняемых природных территорий, схемы размещения территорий традиционного природопользования в местах проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, схемы противоэрозионных мероприятий и другие схемы, связанные с разработкой предложений о рациональном использовании земель и их охраны, о резервировании и консервации земельных участков.

При необходимости размещение особо охраняемых природных территорий осуществляется в процессе разработки самостоятельных схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и муниципального значения. В указанных документах устанавливается местоположение, площадь, границы земельных участков и зон с особыми условиями использования территорий, формируется текстовая и графическая части. В текстовой части приводится анализ современного состояния ландшафтов и особо охраняемых природных территорий, дается обоснование образования новых особо охраняемых природных территорий. Графическая часть представлена картами размещения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий.

При разработке схемы землеустройства муниципального района в сфере развития и размещения ООПТ обеспечивается:

  • наиболее полное использование земель в соответствии с их качеством на основе энерго- и ресурсосберегающих технологий;
  • строгий режим экономии земель в отраслях промышленного производства;
  • развитие интеграционных связей между землепользователями всех форм собственности и хозяйствования;
  • комплексное обустройство межселенных территорий, предполагающее развитую инфраструктуру, тесную связь производства и потребления. [5]

Таким образом, успешное решение задач в сфере развития природоохранного комплекса возможно за счет обеспечения природно-экономического баланса между потребностями территориального развития отраслей экономики и потенциальными возможностями сети ООПТ региона поддерживать необходимый экологический уровень сложившейся экосистемы.

Далее на примере городского округа Химки Московской области, как территории, обладающей высоким рекреационным и природоохранным потенциалом, рассмотрим предложения по развитию и размещению особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В основу природно-экологического каркаса городского округа Химки входят природные комплексы, которые сохранили естественный растительный покров и получили наименьшее антропогенное влияние:

  • естественные леса в долинах рек и крупных балок;
  • искусственная лесная растительность в лесополосах, парках, на участках междуречий, городские леса;
  • старые залежные участки на склонах и днищах балок, оврагов.

В таблице 1 по оценкам автора, используя имеющиеся картографические материалы, показано соотношение площадей, которые занимают различные элементы природно-экологического каркаса городского округа Химки.

Площадь указанных территорий занимает свыше 5730 га, что соответствует 52,2 % земель всего муниципального образования. Данное соотношение свидетельствует о благоприятных условиях формирования природно-экологического каркаса территории и развитии сети особо охраняемых природных территорий в качестве его ключевых элементов.

В соответствии со Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11.02.2009 № 106/5 (ред. от 25.12.2019) на территории городского округа Химки расположена особо охраняемая природная территория областного значения «Сходненская».

Данная особо охраняемая территория имеет статус прибрежной рекреационной зоны. Основное ее назначение вызвано характером использования природных комплексов долины реки Сходни – пикниковая, пляжная, туристская рекреация, которая нуждается в особом режиме охраны окружающей среды, сохранения природных комплексов и объектов.

Общая площадь ООПТ «Сходненская» составляет 291,4 га. В ее составе выделена заповедная зона 149,4 га, или 51,3 %, зона умеренных рекреационных нагрузок – 109,0 га, или 37,4 %, и буферная зона — 33,0 га, или 11,3 % (таблица 2).

Организация деятельности и установление режима в ее границах утверждена постановлением Правительства Московской области от 05.04.2019 г. № 198/11 «Об организации прибрежной рекреационной зоны областного значения «Сходненская».

Этим же постановлением утвержден Паспорт особо охраняемой природной территории и ее границы. В соответствии с паспортом в разрезе территориальных зон выделены допустимые и запрещенные виды деятельности, которые устанавливаются в сфере строительства, прокладки новых и расширения существующих дорог и коммуникаций, рубок, организации палаточных лагерей, заезда на территорию территориальной зоны, сбор дикорастущих растений и т.д.

С целью сохранения природного наследия, ограничения негативного воздействия на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов на региональном уровне целесообразно расширение сети действующих особо охраняемых природных территорий за счёт объединения их в непрерывную сеть ландшафтов и природно-исторических территорий.

Сведения по охранной зоне ООПТ «Сходненская» как прибрежной рекреационной зоне внесены в Единый государственный реестр недвижимости и на публичную кадастровую карту (рисунок 2).

В границах городского округа Химки для сохранения природных ландшафтов и редких для ближнего Подмосковья болотных экосистем планируется придание природоохранного статуса областного (регионального) значения следующим территориям, указанным в таблице 3.

В соответствии с законом Московской области от 23.07.2003 № 96/2003-ОЗ (ред. от 26.12.2018) «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрена организация особо охраняемых природных территорий местного значения. В соответствии с нормативным актом, участок земли под создание ООПТ местного значения «должен находится в собственности соответствующего муниципального образования Московской области с размещением природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, и для которого установлен режим особой охраны».

Региональным законодательством Московской области предусмотрена организация следующих категорий особо охраняемых природных территорий местного значения:

  • особо охраняемые водные объекты;
  • природные рекреационные комплексы;
  • природные резерваты;
  • памятники живой природы;
  • ландшафтные парки.

Исходя из сложившегося природно-экологического каркаса муниципального образования, анализа документов территориального планирования, а также отдельных проектных решений, наилучшим местом расположения особо охраняемых природных территорий местного значения являются территории смешанных и широколиственных лесов на склоне р. Сходня.

Долина р. Сходни характеризуется крутыми берегами, в среднем течении разрезана многочисленными оврагами и мелкими ручьями, в нижнем течении образует обширную пойму. Значительная природная ценность этой территории определяется хорошей сохранностью природного ландшафта, а также тем, что она совместно с прилегающими лесными массивами образует «зеленый луч», разделяющий урбанизированные территории, формирующиеся вдоль автомобильной дороги М-10 «Россия» (Химки, Куркино, Сходня) и Волоколамское шоссе (Митино, Красногорск). Кроме того, долина р. Сходни богата памятниками истории и культуры. При разработке положения (паспорт) ООПТ будут производиться работы по определению, уточнению и обоснованию её границ.

Стабильное финансирование мероприятий по размещению особо охраняемых природных территорий и охране окружающей среды в условиях роста численности населения и интенсификация строительства на территории муниципального образования является необходимым условием для сохранение типичных и уникальных природных ландшафтов, редких и исчезающих растений и животных, обеспечения разнообразия растительного и животного мира, действенного охранного режима соответствующего природного комплекса.

В условиях городского округа Химки на перспективу поставлена цель создать условия для повышения качества окружающей среды на территории муниципального образования за счет решения таких задач, как:

  • снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду городского округа;
  • создание условий для формирования экологической культуры населения;
  • сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий областного и местного значения в городском округе;
  • сохранение природного наследия городского округа.

Каждую из поставленных задач целесообразно решать программно-целевым методом.

Так, например, задача сохранения и развития особо охраняемых территорий областного и местного значения в городском округе Химки решается на основе комплексного экологического обследования существующих и планируемых ООПТ в муниципальном образовании за счет бюджетных средств муниципального образования. В результате по итогам проведенного мероприятия обеспечивается достижение целевых показателей, связанных с постановкой на ГКУ ООПТ, ликвидацией несанкционированных свалок на территории ООПТ, разработкой паспортов ООПТ.

Решение указанных задач способствует предотвращению экологического ущерба, оценка которого в городском округе Химки произведена автором работы относительно планируемых особо охраняемых природных территорий областного значения, указанных в таблице 3. В основу расчета положен анализ зафиксированных действий, которые считаются запрещенными при установлении статуса ООПТ регионального уровня.

Количественная оценка вышеуказанных нарушений и нормативная величина вреда за 1 единицу нарушения позволили составить оценку предотвращенного экологического ущерба в целом по муниципальному образованию в связи с приданием статуса ООПТ областного значения соответствующих территорий. Ежегодное предотвращение ущерба оценивается на уровне 3940 тыс. руб.

Подводя итог данной статьи, можно сделать вывод, что обеспечение эколого-устойчивого территориального развития муниципального образования возможно за счет оптимизации управления природоохранным комплексом, прогнозируемого техногенного влияния с учетом использования эффективных мероприятий в части контроля и мониторинга использования природных ресурсов, а также в ходе управления земельно-имущественным комплексом особо охраняемых природных территорий.

Список источников

  1. Российская Федерация. Московская область. Постановление Правительства Московской области «Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области (с изменениями на 16 августа 2021 года)» от 11.02.2009, № 106/5 // Официальный сайт Правительства Московской области. – Текст: электронный. – режим доступа: https://mosreg.ru/dokumenty/normotvorchestvo/prinyato-pravitelstvom/postanovleniya-pmo/06-07-2017-10-45-59-postanovlenie-pravitelstva-moskovskoy-oblasti-ot-2.
  2. Гриднев Д.З. Природно-экологический каркас территории [Электронный ресурс]— URL https:// terraplan.ru/arhiv/55-1-31-2011/938-630.html (дата обращения 27.02.2021)
  3. Петрова, Л.Е.: Особо охраняемые природные территории Московской области: современное состояние, проблемы и перспективы развития [Текст] / Л.Е. Петрова, И.В. Фомкин // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2018. – № 1. – С. 56–61.
  4. Геоэколгический мониторинг. Учебное пособие / В.Н. Хлыстун, Д.А. Шаповалов, В.В. Вершинин, Ю.А. Цыпкин, А.А. Мурашева, В.А. Широкова, П.В. Клюшин, Н.А. Иванова, В.М. Столяров и др. — М.: ГУЗ. 2020. — 690 с.
  5. Иванов, Н.И. Землеустройство территории субъекта Российской Федерации (на примере Московской области) [Текст]: дисс… канд. экон. наук: 08.00.05 / Иванов Николай Иванович. -М., 2005. -175 с.
  6. Методические рекомендации по созданию особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения. Монография / Мнацеканов Р.А., Сергеева М.И., Филиппова Е.В. — М.: Всемирный фонд дикой природы, 2021. — 216 с.
  7. Управление земельными и другими природными ресурсами. Учебник. / В.Н. Хлыстун, Ю.А. Цыпкин, А.А. Мурашева, П.В. Клюшин, Н.А. Иванова, В.М. Столяров и др. — М.: Научный консультант. 2020. — 716 с.
  8. Интенсификация человеческого капитала как фактор повышения инвестиционной привлекательности региона / Таранова И.В., Оганьян А.Г., Янченко Е.А. // Московский экономический журнал. 2021. № 10. URL: https://qje.su/otraslevayai-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021-42/.
  9. Совершенствование земельного рынка в условиях реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации [Текст] / Р.В. Цифрова, И.С. Гагина, С.Н. Крылов // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2019. – № 3. – С. 53–58.

References

  1. Rossijskaya Federaciya. Moskovskaya oblast`. Postanovlenie Pravitel`stva Moskovskoj oblasti «Ob utverzhdenii Sxemy` razvitiya i razmeshheniya osobo oxranyaemy`x prirodny`x territorij v Moskovskoj oblasti (s izmeneniyami na 16 avgusta 2021 goda)» ot 11.02.2009, № 106/5 // Oficial`ny`j sajt Pravitel`stva Moskovskoj oblasti. – Tekst: e`lektronny`j. – rezhim dostupa: https://mosreg.ru/dokumenty/normotvorchestvo/prinyato-pravitelstvom/postanovleniya-pmo/06-07-2017-10-45-59-postanovlenie-pravitelstva-moskovskoy-oblasti-ot-2.
  2. Gridnev D.Z. Prirodno-e`kologicheskij karkas territorii [E`lektronny`j resurs]— URL https:// terraplan.ru/arhiv/55-1-31-2011/938-630.html (data obrashheniya 27.02.2021)
  3. Petrova, L.E.: Osobo oxranyaemy`e prirodny`e territorii Moskovskoj oblasti: sovremennoe sostoyanie, problemy` i perspektivy` razvitiya [Tekst] / L.E. Petrova, I.V. Fomkin // Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel`. – 2018. – № 1. – S. 56–61.
  4. Geoe`kolgicheskij monitoring. Uchebnoe posobie / V.N. Xly`stun, D.A. Shapovalov, V.V. Vershinin, Yu.A. Cypkin, A.A. Murasheva, V.A. Shirokova, P.V. Klyushin, N.A. Ivanova, V.M. Stolyarov i dr. — M.: GUZ. 2020. — 690 s.
  5. Ivanov, N.I. Zemleustrojstvo territorii sub«ekta Rossijskoj Federacii (na primere Moskovskoj oblasti) [Tekst]: diss… kand. e`kon. nauk: 08.00.05 / Ivanov Nikolaj Ivanovich. -M., 2005. -175 s.
  6. Metodicheskie rekomendacii po sozdaniyu osobo oxranyaemy`x prirodny`x territorij federal`nogo i regional`nogo znacheniya. Monografiya / Mnacekanov R.A., Sergeeva M.I., Filippova E.V. — M.: Vsemirny`j fond dikoj prirody`, 2021. — 216 s.
  7. Upravlenie zemel`ny`mi i drugimi prirodny`mi resursami. Uchebnik. / V.N. Xly`stun, Yu.A. Cypkin, A.A. Murasheva, P.V. Klyushin, N.A. Ivanova, V.M. Stolyarov i dr. — M.: Nauchny`j konsul`tant. 2020. — 716 s.
  8. Intensifikaciya chelovecheskogo kapitala kak faktor povy`sheniya investicionnoj privlekatel`nosti regiona / Taranova I.V., Ogan`yan A.G., Yanchenko E.A. // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. 2021. № 10. URL: https://qje.su/otraslevayai-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021-42/.
  9. Sovershenstvovanie zemel`nogo ry`nka v usloviyax realizacii strategii prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii [Tekst] / R.V. Cifrova, I.S. Gagina, S.N. Kry`lov // Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel`. – 2019. – № 3. – S. 53–58.

Для цитирования: Иванов Н.И., Иванова Н.А. Предложения по развитию и размещению сети особо охраняемых природных территорий на региональном и муниципальном уровне // Московский экономический журнал. 2023. № 1. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2023-27/

© Иванов Н.И., Иванова Н.А., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 1.