http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 1/2023 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 1/2023

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.77

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_1_19

ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ПРИ РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ

LEGAL AND TECHNICAL PROBLEMS OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION OF PUBLIC AUTHORITIES DURING THE REGISTRATION OF REAL ESTATE

Чуйко Алина Вячеславовна, ФГБОУ ВО Северо-Кавказский Федеральный Университет, E-mail: a.chuyko1928@mail.ru

Васильченко Дарья Сергеевна, ФГБОУ ВО Северо-Кавказский Федеральный Университет, E-mail: daria.vasilchenko.638@gmail.com

Руденко Ксения Сергеевна, ФГБОУ ВО Северо-Кавказский Федеральный Университет, E-mail: kseniyarudenko2001@gmail.com

Белова Анна Валерьевна, к.г.н., доцент, доцент кафедры физической географии и кадастров, ФГБОУ ВО Северо-Кавказский Федеральный Университет, E-mail: gis_anna@mail.ru

Полушковский Борис Викторович, к.г.н., доцент кафедры физической географии и кадастров, ФГБОУ ВО Северо-Кавказский Федеральный Университет, E-mail: boris-stv@yandex.ru

Chuyko Alina Vyacheslavovna, North Caucasus Federal University, E-mail: a.chuyko1928@mail.ru

Vasilchenko Daria Sergeevna, North Caucasus Federal University, E-mail: daria.vasilchenko.638@gmail.com

Rudenko Kseniya Sergeevna, North Caucasus Federal University, E-mail: kseniyarudenko2001@gmail.com

Belova Anna Valerevna, Candidate of Geographical Sciences, Professor of the Department of Physical Geography and Cadastres, North Caucasus Federal University, E-mail: gis_anna@mail.ru

Polushkovskij Boris Viktorovich, Candidate of Geographical Sciences, Professor of the Department of Physical Geography and Cadastres, North Caucasus Federal University, E-mail: boris-stv@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена особенностям межведомственного взаимодействия органов публичной власти при регистрации недвижимости. Фундаментальной нормативной основой для регистрации недвижимости является Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ. В свою очередь, указанный закон является главным источником правового регулирования межведомственного информационного взаимодействия органа регистрации прав с иными органами публичной власти. На основе указанного закона было принято Постановление от 31 декабря 2015 г. № 1532, которым утвердились и конкретизировались правила предоставления и направления сведений в ходе межведомственного информационного взаимодействия. Межведомственное информационное взаимодействие – взаимодействие государственных и муниципальных органов, которое происходит в целях обмена сведениями, для предоставления указанными органами государственных и муниципальных услуг. В статье рассматриваются некоторые проблемы, возникающие при данном взаимодействии. Настоящие проблемы носят как правовую, так и техническую основу, а именно: упущения и парадоксы в постановлениях и отсутствие физического обеспечения техническими средствами. Вместе с тем приведена проблема межведомственного информационного взаимодействия при запросах сведений из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) контрольно-надзорными и иными органами через бумажные носители, которая была решена инициативой Росреестра по отказу от бумажного документооборота (проект «Стоп-бумага») и цифровизацией архивов – законопроект о переходе на безбумажный оборот с многофункциональными центрами (МФЦ). Алгоритмы документооборота проиллюстрированы в диаграммах. В ходе изучения проблем межведомственного информационного взаимодействия были предложены способы их решения. Кроме того, в целях улучшения межведомственного информационного взаимодействия, в статье указаны вероятные перспективы развития.

Abstract. The article is dedicated to the peculiarities of interdepartmental interaction of public authorities in the registration of real estate. The fundamental normative basis for the registration of real estate is the Federal Law «On State Registration of Real Estate» dated 13.07.2015 N 218-FL. In turn, this law is the main source of legal regulation of interdepartmental information interaction of the rights registration authority with other public authorities. On the basis of this law, Resolution No. 1532 of December 31, 2015 was accepted, which approved and specified the rules for providing and sending information in the process of interdepartmental information interaction. Interdepartmental information interaction is the interaction of state and municipal authorities, which takes place in order to exchange information for the supply of state and municipal services by these authorities. The article discusses some of the problems that arise during this interaction. These problems have both a legal and a technical basis, namely: omissions and paradoxes in the regulations and the lack of physical provision with technical means. At the same time, the problem of interdepartmental information interaction during requesting information from the unified state Register of Real Estate (EGRN) by control and supervisory authorities and other government bodies through paper media presented, which was solved by the initiative of the Rosreestr to abandon paper document circulation (the «Stop Paper» project) and by launching digitalization of archives — a bill on the transition to paperless circulation with multifunctional centers (MFC). The workflow algorithms are illustrated in diagrams. In the course of studying the problems of interdepartmental information interaction, ways of solving them were proposed. In addition, in order to improve interdepartmental information interaction, the article points out the likely potentialities of development.

Ключевые слова: межведомственное информационное взаимодействие, кадастровые и регистрационные отношения, земельный кадастр, Единый государственный реестр недвижимости, система межведомственного электронного взаимодействия, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)

Keywords: interdepartmental information interaction, cadastral and registration relations, land cadastre, Unified state Register of Real Estate, system of interdepartmental electronic interaction, The Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography (Rosreestr)

Данное исследование выполнялось в рамках заявки Кадастровой палаты для выявления проблем межведомственного взаимодействия Чуйко Алиной Вячеславовной и руководителем Беловой Анной Валерьевной в выпускной квалификационной работе «Межведомственное взаимодействие органов публичной власти при регистрации недвижимости: правовые проблемы и перспективы развития».

Теоретические аспекты информационного взаимообмена Росреестра и его подведомственного федерального государственного бюджетного учреждения «ФКП Росреестра» (Кадастровой палаты) разработаны детально и развернуто, однако, как и в любой другой системе, при практическом применении методик были обнаружены технические и правовые проблемы.

Данное исследование посвящено выявленным трудностям получения и направления сведений органов публичной власти при регистрации недвижимости, а также перспективам их преодоления.

Во время изучения фактического процесса межведомственного информационного взаимодействия были определены следующие препятствия эффективной работе содействия органа регистрации прав и других органов публичной власти:

  1. Отсутствие межведомственного информационного взаимодействия между органом регистрации прав (ЕГРН) и оператором федеральной информационной адресной системой (ФИАС).

На момент проведения исследования оператор ФИАС имеет технические возможности только для публикации данных на официально зарегистрированном портале ФИАС. Формат и метод отправки сведений ФИАС в ЕГРН не уточнены в нормативно-правовых актах.

При этом Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 (ред. от 09.12.2021) установлено, что оператор ФИАС должен обеспечивать предоставление напрямую в орган регистрации прав сведений в электронной форме о присвоении адресов, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия в форматах, определённых оператором ФИАС, и только в случае отсутствия технической возможности – путём размещения указанных сведений на портале ФИАС [5].

Рисунок 1 иллюстрирует, что после обращения заявителя, принятия решения органом местного самоуправления и внесения сведений в реестр адресов, оператор ФИАС должен направить сведения в ЕГРН, но этого не происходит ввиду отсутствия инструкций и технических средств [8]. По этой причине заинтересованное лицо вынуждено обращаться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений, согласно части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ (далее –  Закон о регистрации недвижимости). В результате вышеуказанных обстоятельств сотрудники органа регистрации прав находят нужную информацию на портале ФИАС, что не всегда обеспечено технически.

Отсутствие возможности оператора ФИАС направить сведения в орган регистрации прав вынуждает заявителя обращаться за одной муниципальной услугой 2 раза, и кроме того значительно увеличивает время внесения сведений в ЕГРН.

  1. Отсутствие системы межведомственного информационного взаимодействия между органами, уполномоченными накладывать аресты на объекты недвижимости и органом регистрации недвижимости.

Суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета [2].

Судебные акты о наложении арестов (запретов) направляются судами в орган регистрации посредством почтового отправления или вовсе не предоставляются из-за отсутствия системы межведомственного информационного взаимодействия между указанными органами.  В результате регистрация арестов (запретов на совершения регистрационных действий и сделок с недвижимостью) выходит за рамки установленных сроков законодательством, что, в конечном счёте, может привести к заключению противозаконных сделок с недвижимостью [10].

  1. Отсутствие установленного порядка предоставления решений судов и комиссии об оспаривании кадастровой стоимости.

Установленную кадастровую стоимость можно оспорить в суде или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости [3].

Однако в настоящее время сведения об оспаривании не предоставляются в ЕГРН ввиду отсутствия обмена информацией между органом регистрации прав и органами, уполномоченными оспаривать кадастровую стоимость объектов недвижимости. Следует отметить, что нормативно-правовых актах данное межведомственное взаимодействие не описывается.

  1. Отсутствие правового закрепления по внесению в ЕГРН сведений о таком виде ограничения (обременения), как охранное обязательство.

После принятия решения о включении объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ органом охраны объектов культурного наследия закрепляется обременение – охранное обязательство, которое определяет требования для собственника по сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия.

Копия акта органа охраны объектов культурного наследия о включении объекта недвижимости в реестр объектов культурного наследия вместе с копией утверждённого охранного обязательства направляется в орган регистрации прав для регистрации ограничений (обременений) в порядке межведомственного информационного взаимодействия [1].

Согласно Закону о регистрации недвижимости сведения об ограничениях прав собственности и обременениях объектов недвижимости вносятся в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Однако охранное обязательство как вид ограничений не указывается ни в Законе о регистрации недвижимости, который регулирует данное взаимодействие, ни в Приказе Росреестра от 01.06.2021 № П/0241, устанавливающего порядок ведения ЕГРН [9]. По этой причине регистраторы прав вынуждены определять охранные обязательства как прочие ограничения прав и обременения объектов недвижимости.

  1. Отсутствие закреплённого нормативными актами порядка и способа направления решения органов государственной власти или местного самоуправления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения в орган регистрации прав.

При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения, если право на земельный участок не было зарегистрировано в ЕГРН, подаётся заявление в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на принятие такого решения [4]. При принятии положительного решения орган государственной власти или орган местного самоуправления должны направлять такое решение в орган регистрации прав для внесения соответствующих сведений в реестр объектов недвижимости ЕГРН. Однако порядок межведомственного информационного взаимодействия не предусматривает способы и средства для реализации данного процесса.

  1. Межведомственное информационное взаимодействие при запросах сведений из ЕГРН контрольно-надзорными и иными органами через бумажные носители.

Как известно, Росреестр осуществляет свою деятельность не только самостоятельно, но и через подведомственные учреждения – Кадастровые палаты [7]. Выполнение запросов о сведениях из ЕГРН является обязанностью Кадастровой палаты.

На момент проведения исследования, из-за отсутствия межведомственного электронного взаимодействия контрольно-надзорных органов и некоторых других органов с органом регистрации прав, процедура запроса и предоставления сведений из ЕГРН являлась довольно ресурсозатратной из-за временных и материальных издержек.

Рисунок 2 наглядно демонстрирует, что процесс обработки запроса, подготовки выписки и предоставления сведений в бумажном виде убыточный, так как требует больше человеко-часов от органа регистрации прав, таких расходных материалов как бумага и чернила, и привлечение посредника в виде курьерской службы или почты.

Предложенные решения

Первые две из вышеперечисленных проблем межведомственного взаимодействия органов публичной власти с органом регистрации прав можно решить путём обеспечения технической возможности для указанного взаимодействия, а именно:

  • Определением органа, который должен обеспечить создание технического средства для данного вида взаимодействия или подключение информационных систем органов к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), и который должен следить за актуальностью технического и программного обеспечения указанных средств взаимодействия;
  • Созданием специализированных сервисов для взаимодействия систем, указанных органов;
  • Установлением требований к созданию и эксплуатации создаваемых технических средств [10].

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) – федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме [6].

Проблема межведомственного взаимодействия при запросах сведений через бумажные носители была решена благодаря внесению поправки в статью 62 Закона о регистрации. Данная поправка обязала все органы публичной власти запрашивать сведения из ЕГРН только с помощью электронного документооборота. Опираясь на пример решения указанной проблемы можно сделать вывод, что внесением поправок в законодательство, в данном случае в Закон о регистрации, довольно просто решить многие проблемы, а также проблемы №3,4,5 рассмотренные в данной статье.

Перспективой развития межведомственного информационного взаимодействия, по-нашему мнению, является использование единой системы межведомственного взаимодействия на базе СМЭВ, которая могла бы не только доставлять документы и сведения из одних государственных органов в другие, но и преобразовывать эти документы и сведения в такой формат, который система органа-получателя могла бы сразу принять в работу [10].

Список источников

  1. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения: 21.03.2022)
  2. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ [Электронный ресурс] / URL: http://www.сonsultаnt.ru/doсument/сons_doс_LАW_182661/ (дата обращения: 21.03.2022)
  3. Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 N 237-ФЗ [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200504/ (дата обращения: 21.03.2022)
  4. Статья 53, Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) ФЗ [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения: 02.11.2022)
  5. Постановление Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 (ред. от 09.12.2021) «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 — 13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192045/ (дата обращения: 21.03.2022)
  6. Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 (ред. от 13.07.2022) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (вместе с «Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия») [Электронный ресурс] / URL: https://base.garant.ru/199319/?ysclid=l9zjcmuqbi214169980 (дата обращения: 02.11.2022)
  7. Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 30.06.2022) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (вместе с «Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии») // «Собрание законодательства РФ», 22.06.2009, N 25, ст. 3052
  8. Приказ Росреестра от 09.09.2016 № П/0448 «Об унификации на территории Российской Федерации технологических процессов предоставления государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество» [Электронный ресурс] / URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Rosreestra-ot-09.09.2016-N-P_448/ (дата обращения: 03.01.2023)
  9. Приказ Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 (ред. от 29.10.2021) «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.06.2021 N 63885) [Электронный ресурс] / URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_387541/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 03.01.2023)
  10. Чуйко Алина Вячеславовна комплексная выпускная квалификационная работа «Межведомственное взаимодействие органов публичной власти при регистрации недвижимости: правовые проблемы и перспективы развития», раздел «Основные проблемы межведомственного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и контрольно-надзорных органов с органами регистрации прав». — Ставрополь: 2022. – 112с.

References

  1. Federal Law No. 73-FZ of 25.06.2002 (as amended on 21.12.2021) «On objects of cultural heritage (historical and cultural monuments) of the peoples of the Russian Federation» [Electronic resource] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318 / (accessed: 03/21/2022)
  2. Federal Law «On state registration of real estate» of 13.07.2015 N 218-FZ [electronic resource] / URL: http://www.сonsultаnt.ru/doсument/сons_doс_LАW_182661/ (date of address: 21.03.2022)
  3. Federal Law «On State Cadastral Valuation» dated 03.07.2016 N 237-FZ [Electronic resource] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200504 / (accessed: 03/21/2022)
  4. Article 53, Land Code of the Russian Federation of 25.10.2001 N 136-FZ (ed. of 14.07.2022) (with amendments and additions, intro. effective from 13.10.2022) FZ [Electronic resource] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773 / (accessed: 02.11.2022)
  5. Resolution of the Government of the Russian Federation of 31.12.2015 N 1532 (ed. of 09.12.2021) «On approval of the Rules for the provision of documents sent or provided in accordance with the Parts 1, 3 — 13.3, 15, 15(1), 15.2 Article 32 of the Federal Law «On State Registration of Real Estate» to the Federal executive authority (its territorial bodies) authorized by the Government of the Russian Federation to carry out state cadastral registration, state registration of rights, maintenance of the Unified State Register of Real Estate» (with amendments and additions, intro. effective from 01.02.2022) [Electronic resource] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192045 / (accessed: 03/21/2022)
  6. Resolution of the Government of the Russian Federation of 08.09.2010 No. 697 (ed. of 13.07.2022) «On the unified system of interdepartmental electronic interaction» (together with the «Regulations on the unified system of interdepartmental electronic interaction») [Electronic resource] / URL: https://base.garant.ru/199319/?ysclid=l9zjcmuqbi214169980 (accessed: 02.11.2022)
  7. Resolution of the Government of the Russian Federation of 01.06.2009 N 457 (as amended on 30.06.2022) «On the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography» (together with the «Regulations on the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography») // «Collection of Legislation of the Russian Federation», 22.06.2009, N 25, art. 3052
  8. The order of the federal Register of 09.09.2016 No. P/0448 «On unification in the territory of the Russian Federation of technological processes for the provision of public services in the field of state cadastral registration and state registration of rights to real estate» [Electronic resource] / URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Rosreestra-ot-09.09.2016-N-P_448 / (accessed: 03.01.2023)
  9. The order of the Federal Register of 01.06.2021 N P/0241 (ed. dated 29.10.2021) «On establishing the Procedure for Maintaining the Unified State Register of Real Estate, the form of a special Registration inscription on a document Expressing the content of the Transaction, the composition of information included in a special registration inscription on a document Expressing the content of the transaction, and the requirements for its completion, as well as the requirements for the format of a special registration inscription on a document expressing the content of the transaction, in electronic form, the procedure for changing information about the location of the boundaries of a land plot in the Unified State Register of Real Estate when correcting a registry error» (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 16.06.2021 N 63885) [Electronic resource] / URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_387541/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518 / (accessed: 03.01.2023)
  10. Chuyko Alina Vyacheslavovna, comprehensive final qualification work «Interdepartmental interaction of public authorities in the registration of real estate: legal problems and prospects for development», section «Main problems of interdepartmental interaction of state authorities, local self-government bodies and regulatory and supervisory authorities with the registration of rights». — Stavropol: 2022. – 112s.

Для цитирования: Чуйко А.В., Васильченко Д.С., Руденко К.С., Белова А.В., Полушковский Б.В. Правовые и технические проблемы межведомственного взаимодействия органов публичной власти при регистрации недвижимости // Московский экономический журнал. 2023. № 1. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2023-19/

© Чуйко А.В., Васильченко Д.С., Руденко К.С., Белова А.В., Полушковский Б.В., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 1.