Московский экономический журнал 1/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 332.3

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_1_29

ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЗЕМЕЛЬНО-КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

LAND POLICY AND LAND CADASTRE WORKS IN MODERN RUSSIA 

Махотлова Маратина Шагировна, к.б.н., доцент кафедры Землеустройство и экспертиза недвижимости», ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, г. Нальчик, E-mail: m.mahotlova@yandex.ru

Хачиев Леон Ибрагимович, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, г. Нальчик

Тлукашаев Эльдар Муратович, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, г. Нальчик

Тохаев Ибрагим Маликович, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, г. Нальчик

Малкаров Азрет Асланович, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, г. Нальчик

Джанеев Якуб Русланович, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, г. Нальчик 

Makhotlova Maratina Shagirovna, Associate Professor Department of Land Management and Real Estate Expertise, Candidate of Biological Sciences, FSEI HE Kabardino-Balkar SAU, Nalchik, E-mail: m.mahotlova@yandex.ru

Hachiеv Leon  Ibragimovich, FSEI HE Kabardino-Balkar SAU, Nalchik

Tlukashayev Eldar Muratovich, FSEI HE Kabardino-Balkar SAU, Nalchik

Tokhaev Ibragim Malikovich, FSEI HE Kabardino-Balkar SAU, Nalchik

Malkarov Azret Aslanovich, FSEI HE Kabardino-Balkar SAU, Nalchik

Dzhaneev Yakub Ruslanovich, FSEI HE Kabardino-Balkar SAU, Nalchik

Аннотация. В проведении реальной российской земельной политики важная роль принадлежит государству. В связи с этим вырисовывается несколько крупных проблем, требующих безотлагательного государственного рассмотрения.

В статье рассматривается инструментария государственного управления земельным фондом страны — государственного контроля за использованием земель, землеустройства, оценки и мониторинга земель как системы взаимосвязанных между собой элементов для принятия государством управленческих решений.

Аbstract. An important role belongs to the state in carrying out the real Russian land policy. In this regard, several major problems are emerging that require urgent State consideration.

The article considers the tools of state management of the country’s land fund — state control over the use of land, land management, land assessment and monitoring as a system of interrelated elements for making managerial decisions by the state. 

Ключевые слова: земля, аграрный сектор, земельные отношения, земельная политика, земельные ресурсы, землепользование, земельные преобразования

Keywords: land, agricultural sector, land relations, land policy, land resources, land use, land transformations 

Введение. В отношениях «человек-земля» сегодня переплетаются накопившиеся за долгие годы нравственные, правовые, экономические, экологические, технологические, психологические и другие проблемы жизни общества. Для их комплексного решения потребуется длительная и кропотливая работа по обеспечению перехода к многоукладным платным формам использования земли с различными видами собственности, к использованию земли на основе строгих юридических норм, экологических критериев, правил цивилизованного рынка, по взаимоувязанному решению ближайших и более отдаленных задач эффективного использования огромного земельного потенциала России.

Сердцевиной земельных преобразований должны стать социально-экономические преобразования, в итоге которых необходимо бесповоротно воплотить в жизнь положение о том, что интерес отдельной территории, малой или большой, и России в целом может быть реализован только через удовлетворение интересов первичного товаропроизводителя, непосредственного собственника или арендатора земли.

Методика исследования. Рассмотреть земельные преобразования и определить современные проблемы земельной политики России.

Результаты исследования. В соответствии с Конституцией РФ за последние 30 лет на территории России практически созданы основы нового земельного строя:

  • ликвидирована государственная монополия на землю, осуществлен переход к многообразию форм земельной собственности;
  • проведено бесплатное перераспределение земли в пользу граждан;
  • введено платное землепользование;
  • основная часть сельскохозяйственных земель передана в частную собственность;
  • земли лесного фонда, природоохранные и другие наиболее ценные земли находятся в государственной собственности;
  • выполнены значительные объемы земельно-кадастровых работ;
  • созданы объективные условия для оборота земли.

Однако первый этап реформы не решил возложенных на него задач, поскольку процессы земельного реформирования в этот период из-за отсутствия надлежащей законодательной базы протекали медленно, земельный вопрос стал крайне политизированным, а пути перехода земли к эффективным пользователям были практически заблокированы.

Никогда еще российская земля не испытывала такого нехозяйского к себе отношения.

За короткий срок в аграрном секторе России оказались разрушенными хозяйственные связи, был осуществлен неэффективный передел собственности, усилился ценовой диспаритет при тотальном дефиците инвестиций, чрезмерном увеличении импорта продовольствия, произошел развал социальной инфраструктуры, главенствующей стала натурализация экономических отношений, отсутствует надежная и эффективная государственная поддержка производства, острейшую тревогу вызывает непрерывное падение плодородия земли.

Перед Россией стоит сложная задача создания российской системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей и социальную справедливость при использовании земли [4].

Земля природою дана человечеству, поэтому является общественным достоянием. Равноправие в пользовании землей при условии свободного передвижения на земле и ее бесплатного предоставления — главный принцип решения земельного вопроса.

В такой богатой земельными ресурсами стране, как наша, финансы на решение социальных, образовательных, экологических нужд в первую очередь должны формироваться за счет системы платежей за право пользования землей.

Земельная политика в России сегодня должна способствовать решению двух взаимосвязанных задач.

Во-первых, она должна помочь справиться с первоочередными задачами по преодолению экономического кризиса и его социальных последствий, а во-вторых, она должна создавать территориальные предпосылки для осуществления радикальной структурной перестройки в экономике.

Меры решения первоочередных задач кризисного периода должны быть нераздельно связаны с мерами по решению основополагающих проблем будущего.

При этом необходимо постоянно учитывать такое весьма важное обстоятельство, как то, что экономика России — это многорегиональный организм, функционирующий на стыке вертикальных (центр — регионы) и горизонтальных взаимодействий.

Пространственное многообразие России — главный ограничитель радикализма в социально-экономическом реформировании, а также решающее препятствие для доминирования какого-либо одного аспекта социально-экономической политики, к примеру, частной собственности на землю. С другой стороны, многовековой опыт развития стран мира показывает, что нерегулируемые рыночные отношения в чистом виде не могут решить региональные проблемы. Регулируемое территориальное развитие подвластно в решающей степени только государственному воздействию.

В проведении реальной российской земельной политики важная роль принадлежит государству. В связи с этим вырисовывается несколько крупных проблем, требующих безотлагательного государственного рассмотрения.

В течение переходного периода необходимо завершить государственную оценку земли и на ее основе создать инфраструктуру земельного оборота, регулируемого государством земельного рынка и в значительной мере усовершенствовать налоговую систему.

На практике сегодня многие субъекты Российской Федерации и муниципалитеты распоряжаются землями федерального значения самостоятельно, в результате чего нарушается сбалансированное функционирование народного хозяйства России [5].

По нашим расчетам, к федеральной собственности следует отнести примерно 540 млн. гектаров земель (32% от общего земельного фонда), при этом необходимо законодательно и организационно закрепить эти земли в федеральной собственности и наладить управление ими. После разграничении государственных земель, с одной стороны, возрастет роль государства в создании конкурентной рыночной среды для поддержания эффективного собственника земли, а с другой — в создании единого правового и информационного пространства для государственного управления всем земельным фондом страны [1].

Естественно, что государственное управление при наличии различных собственников земли выполняет больше регулятивные и координирующие функции.

Предстоит большая работа по созданию в новых условиях инструментария государственного управления земельным фондом страны — государственного контроля за использованием земель, землеустройства, оценки и мониторинга земель как системы взаимосвязанных между собой элементов для принятия государством управленческих решений.

Надо будет законодательно установить правило — принимать государственные управленческие решения и реализовывать права собственника на федеральном, региональном и местном уровнях только на основе материалов прогнозирования и планирования землепользования. Ясно одно, что в любом случае для сельского хозяйства России государственная поддержка является насущно необходимой. Опыт показывает, что если она есть, сельский сектор развивается нормально, если нет — нищенствует.

Неэффективное сельскохозяйственное землепользование находит отражение в уровне жизни, быта, культуры наших сельских сограждан, в крайней слабости материальной базы агропромышленного комплекса, отсталости инфраструктуры [6].

Слабость материальной базы сельского хозяйства, низкое качество и ненадежность средств производства, уровень жизни, быта, отсталость инфраструктуры хронически сдерживают темпы и масштабы воспроизводства в российском продовольственном комплексе, следовательно, обеспечение землей не является исчерпывающим обстоятельством эффективной работы фермера.

Сегодняшняя сложная ситуация в сельской местности России — результат крупных просчетов последних десятилетий, как в народнохозяйственной экономической политике в целом, так и в аграрных вопросах в частности.

Главная причина слабой эффективности сельскохозяйственного землепользования России кроется в запущенности материальной базы, то есть отсталости нашей промышленности, и эта отсталость, наряду с организационной неразберихой реформирования сельского хозяйства, огромным ростом цен на ресурсы, сегодня давит на производительность труда крестьян, на плодородие почв, на продуктивность полей и ферм, на количество и качество отечественного продовольствия, поступающего на рынок [8].

Повышение эффективности российского сельскохозяйственного землепользования должно идти за счет решения комплекса общих и частных проблем, таких, как:

  • развитие многообразия форм собственности, в том числе на землю;
  • совершенствование земельных отношений, в первую очередь через развитие залоговых и арендных институтов;
  • реформирование системы налогообложения путем установления единого сельскохозяйственного (земельного) налога;
  • переоснащение материально-технической базы перерабатывающей промышленности;
  • ускоренное развитие социальной сферы села;
  • искоренение административных методов управления, переход к рыночным отношениям и других.

Приступая к решению сегодняшних проблем сельскохозяйственного землепользования в России, надо иметь в виду низкую продуктивность земли, явно недостаточные объемы производства зерна, кормов, плодов и овощей, низкое их качество. Разрушение АПК за годы реформ приняло такие объемы, что для того, чтобы добиться в ближайшие годы улучшения дел с отечественным продовольствием, нужны только нестандартные подходы.

Приведенный выше анализ состояния сельскохозяйственного землепользования показывает, что объективные условия для оборота земель сельскохозяйственного назначения посредством их свободной купли-продажи в России отсутствуют, поэтому в переходный период необходимо установить жесткий государственный контроль за их оборотом. Кроме того, должен быть введен комплекс мер по ограничению оборота земель сельскохозяйственного назначения. Среди этих мер можно назвать следующие:

  • введение запрета на продажу сельскохозяйственных земель иностранным гражданам;
  • установление сроков запрета на повторную продажу и изменение целевого назначения участка земли после его получения;
  • ограничение круга лиц, имеющих право на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения путем введения квалификационных требований;
  • установление максимального размера этих участков, могущих находиться в собственности физических и юридических лиц;
  • введение реального налогообложения земель сельскохозяйственного назначения и реальных требований по поддержанию плодородия земель, их инженерному обустройству.

Аналогичные меры использовались и применяются в настоящее время многими странами мира.

Еще одной важной для реформирования земельных отношений задачей является осуществление на всей территории государственной кадастровой оценки земли и обеспечение перехода на систему земельных платежей, формирующихся исходя из рентной стоимости земли.

Анализ системы земельных платежей показал, что она не отвечает современным реалиям создания системы экономического регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами. Причины этого несоответствия состоят в том, что земельными платежами охвачено менее трети земельного фонда; низки ставки платежей; существует огромное количество льготников, освобожденных от платежей; средства от земельных платежей используются нецелевым образом; ограничен набор форм платы за землю [13].

В связи с этим очевидно, что в действующую систему земельных платежей необходимо срочно внести серьезные изменения. При их подготовке следует исходить из того, что ставки земельных платежей должны быть экономически значимыми и строго соответствовать рентной доходности соответствующего земельного участка; земельные платежи должны быть обязательными для всех без исключения землепользователей; льготное налогообложение должно регулироваться только размерами и сроками уплаты платежей и сборов; система платежей за землю кроме земельного налога и арендной платы должна включать и единовременные платежи за изменение целевого использования сельскохозяйственных угодий, а также сборы от сделок с землей, за пользование земельной информацией, штрафы.

Учитывая постоянный и стабильный характер поступления средств от земельных платежей в доходную часть местных бюджетов, эти средства могут служить основой финансирования работ по улучшению земель, народного образования, здравоохранения, как это делается во многих странах мира.

Средства от земельных платежей следует законодательно распределить между уровнями бюджетов в следующей пропорции: федеральный бюджет — 30%, бюджеты субъектов Российской Федерации — 20%, бюджеты соответствующих органов местного самоуправления — 50 % [2].

Цивилизованное кредитование сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, индивидуального жилищного строительства в сельской местности можно обеспечить, создав систему Российского государственного земельного банка.

По нашему мнению, основными направлениями деятельности земельных банков в нашей стране должны быть следующие:

  • содействие проведению земельных преобразований и развитию регулируемого рынка путем проведения операций залога земельных участков;
  • мобилизация финансовых ресурсов, в том числе путем выпуска ценных бумаг, на финансирование мероприятий земельной и агропромышленной реформы;
  • кредитная и инвестиционная поддержка товаропроизводителей в сфере агропромышленного комплекса, индивидуального жилищного строительства и иных форм деятельности, связанных с использованием земли;
  • инвестирование и кредитование программ поддержки и развития продовольственного комплекса, включая программы повышения плодородия, охраны земель, а также переселения на территории России;
  • осуществление операций со средствами, поступающими в форме платы за землю, и средствами, являющимися компенсацией потерь, связанных с изъятием сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных нужд.

Создание организационной структуры системы Российского государственного земельного банка было бы целесообразно провести в два этапа, на первом этапе придав функции земельного банка нескольким заслуживающим доверия коммерческим банкам, ориентируясь при этом на использование их инфраструктуры и кадров. На втором этапе целесообразно создать систему специализированного Российского государственного земельного банка с привлечением и других банков.

Оживлению земельного оборота в условиях нынешнего переходного состояния российской экономики могут способствовать следующие мероприятия:

  • формирование сети земельных ипотечных банков при активном участии государства;
  • осуществление кадастровой и рыночной оценки земельных ресурсов;
  • создание системы законодательной защиты прав на земельную собственность;
  • создание кредитных ресурсов за счет привлечения средств населения через механизм снижения нормы ссудного процента и роста нормы процента по депозитам, и на этой основе превращение кредитных ресурсов в главный источник инвестиций, а также средств российских и иностранных инвесторов;
  • приведение в движение всей системы экономических форм по цепочке: кредитные ресурсы — инвестиции — экономический рост — доходы.

К сожалению, эти важнейшие факторы становления и развития оборота сельскохозяйственных земель на первом этапе земельной реформы в России не были задействованы.

В то же время внутренний оборот земельных участков на нынешнем этапе земельных преобразований становится важным базовым элементом функционирования экономики государства в целом [10].

Сегодня важно, чтобы вся палитра земельного оборота (рынок прав собственности, рынок прав аренды, рынок прав на земельные доли, ипотечный рынок) работала в единой системе.

Вторая особенность переходного периода: чем шире рыночные отношения проникают в экономику, тем больше оснований утверждать, что оборот земли прежде всего процесс перераспределения земель, их использование по целевому назначению, размеры частного землевладения должны находиться под эффективным контролем государства [9].

Практика последних лет показывает, что спорадические, бессистемные, частные и локальные земельно-хозяйственные мероприятия не могут принести значительного экономического и экологического успеха. Управлять землепользованием, плодородием земли невозможно без создания четко действующей системы планирования и землеустройства [3].

Важное значение для России приобретает разработка и принятие долгосрочной программы развития земельных преобразований.

Научно обоснованная интегрированная программа развития землепользования должна включать комплекс скоординированных технических, социально-экономических, землеустроительных и экологических мероприятий, важнейшими из которых являются:

  • регулирование процессов урбанизации и индустриализации, создание единой системы расселения, рациональное размещение новых промышленных и сельскохозяйственных поселений;
  • развитие сельскохозяйственного производства;
  • формирование эффективной инфраструктуры транспорта, энергетики;
  • развитие добывающих отраслей промышленности, а также переработка сырья (в том числе сельскохозяйственного) на месте с использованием высокоэффективных методов утилизации отходов производства;
  • эффективное использование лесных и водных ресурсов;
  • развитие эффективной системы общественного обслуживания, массового отдыха и туризма, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в медицинском обслуживании, просвещении, бытовом обслуживании;
  • создание системы зеленых насаждений, выполняющих природоохранные, рекреационные и технические функции;
  • развитие системы мер, препятствующих деградации земель;
  • создание системы природных заповедников, заказников и резерватов, обеспечивающих сохранение ландшафтов и генофонда.

Междисциплинарный, комплексный и целенаправленный характер проблем, решаемых при планировании землепользования, делает необходимым использование территориального, эколого-экономического и системного подходов, наиболее полно отвечающих сущности таких интегральных, перманентно обновляющихся документов, как национальная программа использования и охраны земельных ресурсов России [7].

Практические меры реализации рентного потенциала страны могут включать:

  • пересмотр уровня платы за ресурсы на основе мировой конъюнктуры цен;
  • дифференциацию методов исчисления ресурсных платежей;
  • повышение удельного веса природно-ресурсной ренты в налоговой базе;
  • выпуск государственных земельно-ресурсных займов как основы формирования рынка государственных ценных бумаг, обеспеченных природно-ресурсным потенциалом.

Сегодня только на этой базе можно обеспечить устойчивость рубля, превратив его в твердую валюту.

Это главная проблема переходного периода, которая напрямую затрагивает национальную безопасность России. Допущенная ошибка должна быть устранена, прежде всего путем регулирования земельных и природно-ресурсных отношений. Для обеспечения выхода из создавшегося положения необходимо последовательно предпринять следующие шаги:

  • срочно принять федеральный конституционный закон «Основы федеральной политики в сфере регулирования отношений по использованию и охране земельных, сырьевых и биоклиматических ресурсов России»;
  • разработать и срочно принять пакет федеральных законов по регулированию отдельных составных земельных отношений (разграничение земель, оценка, землеустройство, охрана, аренда, залог, межевание и съемки, обследования, сделки) [12];
  • создать в ранге федерального министерства единый федеральный орган по управлению земельными ресурсами, как объектом уникальным, многофункциональным и структурно сложным. В него должны входить как составные части: Государственное агентство управления федеральными землями, Государственный департамент земельного кадастра и регистрации прав на землю, Российский государственный земельный банк, Земельный (межевой) суд Российской Федерации;
  • разработать и принять федеральную целевую программу «Земля России — повышение эффективности использования», обратив особое внимание на предотвращение деградации земель, развитие сельскохозяйственного землепользования, проблему расселения, земельные платежи на рентной основе, устранение криминализации земельного рынка [11];
  • разработать, принять и обеспечить реализацию региональных (по каждому субъекту РФ) целевых программ обустройства и эффективного использования ресурсов земли;
  • разграничить земельный фонд России по уровням собственности (федеральная, региональная, муниципальная);
  • создать единую информационную систему земельного кадастра и регистрации прав на землю и недвижимое имущество;
  • выполнить государственную оценку всех земель страны;
  • провести генеральное землеустройство.

Заключение. Таким образом, реализация земельных преобразований в России включает три ключевых направления:

  • реформирование отношений собственности на землю;
  • учет и стоимостная оценка на рентной основе земельно-ресурсного потенциала в составе национального богатства страны и постановка его на государственный баланс;
  • организация эффективного управления земельными ресурсами страны как национальным достоянием, всеобщим пространственным базисом народного хозяйства и главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, вне зависимости от форм собственности.

Список источников

  1. Жаров А.С. Земельная политика и земельные отношения в России: прошлое и настоящее. Вестник Московского государственного областного университета. 2019. № 2. С. 52-65.
  2. Сасиков А.С., Габоева А.М., Сасиков Т.А. Оценка кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения. В сборнике: Сельскохозяйственное землепользование и продовольственная безопасность. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти Заслуженному деятелю науки РФ, КБР, Республики Адыгея профессора Б.Х. Фиапшеву. Нальчик, 2021. С. 93-96.
  3. Комов Н.В. Государственная земельная политика и землеустройство в современной России. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2012. № 1 (85). С. 15-21.
  4. Ивакин В.И., Белецкая Р.И. Регулирование земельных отношений и особенности государственной земельной политики в современной России. В сборнике: Векторы развития законодательного обеспечения государственной земельной политики. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2018. С. 146-152.
  5. Кузнецов В.В., Исаева О.В., Павлушкина О.И. Проблемы эффективного использования земельных ресурсов. Научное обозрение: теория и практика. 2017. № 2. С. 6-15.
  6. Махотлова М.Ш., Кумехов А.А. Проблема управления земельными ресурсами в РФ. В сборнике: научные открытия в эпоху глобализации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 9-13.
  7. Кутлияров А.Н., Кутлияров Д.Н., Кутлиярова Р.Ф. Совершенствование механизма государственного регулирования земельных отношений.
    Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2016. № 1 (37). С. 119-126.
  8. Миндрин А.С., Леппке О.Б. Земельная политика в аграрном секторе экономики России на современном этапе. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 9. С. 2-6.
  9. Насыров Р. Управление земельными ресурсами в России.
    Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70-3. С. 59-61.
  10. Сидоренко В., Михайлушкин П., Пресняков Д. Современные проблемы и приоритеты аграрной политики России. Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 2. С. 6-9.
  11. Шалов Т.Б., Шалова Ш.Т. Земельный фонд и управление развитием территорий КБР. В сборнике: Проблемы агропромышленного комплекса стран Евразийского экономического союза. Материалы I Международной научно-практической конференции. 2015. С. 177-183.
  12. Балкизов А.Б., Оришева Н.А., Балкизов В.А. Межхозяйственное землеустройство — основной механизм перераспределения земель сельскохозяйственного назначения. В сборнике: Сельскохозяйственное землепользование и продовольственная безопасность. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти Заслуженному деятелю науки РФ, КБР, Республики Адыгея профессора Б.Х. Фиапшеву. Нальчик, 2021. С. 96-100.
  13. Сасиков А.С., Гызыев А.Х., Сасиков Т.А. Применение современных кадастровых технологий при межевании земельных участков. В сборнике: Агропромышленный комплекс: проблемы и перспективы развития.  Материалы всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Благовещенск, 2021. С. 412-416. 

References

  1. Zharov A.S. Zemel`naya politika i zemel`ny`e otnosheniya v Rossii: proshloe i nastoyashhee. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 2019. № 2. S. 52-65.
  2. Sasikov A.S., Gaboeva A.M., Sasikov T.A. Ocenka kadastrovoj stoimosti zemel` sel`skoxozyajstvennogo naznacheniya. V sbornike: Sel`skoxozyajstvennoe zemlepol`zovanie i prodovol`stvennaya bezopasnost`. Materialy` VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashhennoj pamyati Zasluzhennomu deyatelyu nauki RF, KBR, Respubliki Ady`geya professora B.X. Fiapshevu. Nal`chik, 2021. S. 93-96.
  3. Komov N.V. Gosudarstvennaya zemel`naya politika i zemleustrojstvo v sovremennoj Rossii. Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel`. 2012. № 1 (85). S. 15-21.
  4. Ivakin V.I., Beleczkaya R.I. Regulirovanie zemel`ny`x otnoshenij i osobennosti gosudarstvennoj zemel`noj politiki v sovremennoj Rossii. V sbornike: Vektory` razvitiya zakonodatel`nogo obespecheniya gosudarstvennoj zemel`noj politiki. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 146-152.
  5. Kuzneczov V.V., Isaeva O.V., Pavlushkina O.I. Problemy` e`ffektivnogo ispol`zovaniya zemel`ny`x resursov. Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika. 2017. № 2. S. 6-15.
  6. Maxotlova M.Sh., Kumexov A.A. Problema upravleniya zemel`ny`mi resursami v RF. V sbornike: nauchny`e otkry`tiya v e`poxu globalizacii. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvenny`j redaktor: Sukiasyan Asatur Al`bertovich. 2016. S. 9-13.
  7. Kutliyarov A.N., Kutliyarov D.N., Kutliyarova R.F. Sovershenstvovanie mexanizma gosudarstvennogo regulirovaniya zemel`ny`x otnoshenij. Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2016. № 1 (37). S. 119-126.
  8. Mindrin A.S., Leppke O.B. Zemel`naya politika v agrarnom sektore e`konomiki Rossii na sovremennom e`tape. E`konomika sel`skoxozyajstvenny`x i pererabaty`vayushhix predpriyatij. 2015. № 9. S. 2-6.
  9. Nasy`rov R. Upravlenie zemel`ny`mi resursami v Rossii. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2021. № 70-3. S. 59-61.
  10. Sidorenko V., Mixajlushkin P., Presnyakov D. Sovremenny`e problemy` i prioritety` agrarnoj politiki Rossii. Mezhdunarodny`j sel`skoxozyajstvenny`j zhurnal. 2016. № 2. S. 6-9.
  11. Shalov T.B., Shalova Sh.T. Zemel`ny`j fond i upravlenie razvitiem territorij KBR. V sbornike: Problemy` agropromy`shlennogo kompleksa stran Evrazijskogo e`konomicheskogo soyuza. Materialy` I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 177-183.
  12. Balkizov A.B., Orisheva N.A., Balkizov V.A. Mezhxozyajstvennoe zemleustrojstvo — osnovnoj mexanizm pereraspredeleniya zemel` sel`skoxozyajstvennogo naznacheniya. V sbornike: Sel`skoxozyajstvennoe zemlepol`zovanie i prodovol`stvennaya bezopasnost`. Materialy` VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashhennoj pamyati Zasluzhennomu deyatelyu nauki RF, KBR, Respubliki Ady`geya professora B.X. Fiapshevu. Nal`chik, 2021. S. 96-100.
  13. Sasikov A.S., Gy`zy`ev A.X., Sasikov T.A. Primenenie sovremenny`x kadastrovy`x texnologij pri mezhevanii zemel`ny`x uchastkov. V sbornike: Agropromy`shlenny`j kompleks: problemy` i perspektivy` razvitiya. Materialy` vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-x chastyax. Blagoveshhensk, 2021. S. 412-416.

Для цитирования: Махотлова М.Ш., Хачиев Л.И., Тлукашаев Э.М., Тохаев И.М., Малкаров А.А., Джанеев Я.Р. Земельная политика и земельно-кадастровые работы в современной России // Московский экономический журнал. 2022. № 1. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2022-29/

© Махотлова М.Ш., Хачиев Л.И., Тлукашаев Э.М., Тохаев И.М., Малкаров А.А., Джанеев Я.Р., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 1.