Московский экономический журнал 1/2019

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142-2

УДК 502/504 : УДК 625.7/.8

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11026

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗОНЫ САНИТАРНОГО РАЗРЫВА В ПРОЦЕССЕ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, НА ПРИМЕРЕ СКОРОСТНОЙ ТРАССЫ МОСКВА – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ М11

DESIGNING OF A SANITARY GAP ZONE IN THE PROCESS OF CONSTRUCTION OF AUTOMOBILE ROADS, ON THE EXAMPLE OF A HIGH-SPEED ROAD MOSCOW – ST. PETERSBURG M11

Москвина Марина Владимировна, аспирант, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет по землеустройству»

Клюшин Павел Владимирович, профессор, доктор сельскохозяйственных наук, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет по землеустройству»

Аннотация: В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 10995) для автомагистралей устанавливаются санитарные разрывы.

Особенность санитарного разрыва заключается в том, что устанавливается с режимом санитарно-защитной зоны. Однако, при этом установка санитарного разрыва в процессе строительства и функционирования автомобильной дороги не требует разработки проекта. Вместо этого величина каждого отдельного разрыва рассчитывается исходя из показателей загрязнения атмосферного воздуха, а также физических факторов, таких как шум, вибрации и т.д.

Чтобы минимизировать ущерб, который может нанести строительство автомагистрали на конкретном участке, необходимо подходить к процессу проектирования санитарно-защитных зон на основании объективного анализа и актуальных расчётов.

Summary: In accordance with the Decree of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation of September 25, 2007 N 74 (as amended on October 6, 2009) «On the introduction of the new edition of the sanitary and epidemiological rules and standards 03 «Sanitary protection zones and sanitary classification of enterprises, structures and other objects» for sanitary highways are established.

Sanitary break has a regime of sanitary protection zone, but does not require the development of the project of its organization. The size of the gap is established in each case on the basis of calculations of the dispersion of air pollution and physical factors (noise, vibration, etc.)

In order to minimize the damage that can be done by building a motorway at a specific site, it is necessary to approach the process of designing sanitary protection zones on the basis of an objective analysis and current calculations.

Ключевые слова: автомобильные дороги, линейные объекты, строительство, зона санитарного разрыва.

Key words: roads, linear objects, construction, sanitary break zone.

Санитарные разрывы автомобильных дорог устанавливаются не на всем протяжении прохождения трассы автомобильной дороги, а лишь в тех случаях, когда рядом расположена жилая застройка.

Санитарный разрыв определяется минимальным расстоянием от источника вредного воздействия до границы жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта.

Автомобильные дороги общей сети I, II, III категорий следует проектировать в обход поселений в соответствии со СНиП 2.05.02-85. Расстояния от бровки земляного полотна указанных дорог до застройки необходимо принимать в соответствии со СНиП 2.05.02-85 , но не менее:

  • до жилой застройки 100 м,
  • до садоводческих товариществ 50 м;
  • для дорог IV категории следует принимать соответственно 50 и 25 м.

Для защиты застройки от шума и выхлопных газов автомобилей следует предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее 10м.

Подробное исследование процесса установки зон санитарного разрыва в процессе проектирования дорог требует наличия конкретного объекта. В нашей работе данным объектом выступает строящаяся (в эксплуатацию введены отдельные участки) скоростная автомагистраль Москва — Санкт-Петербург (федеральная автомобильная дорога М11)

Трасса скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург проходит по территории Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей.

Рассматриваемый нами участок по обоснованию полосы отвода для строительства автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке км 389 – км 545,8 проходит по территории Новгородской области.

Разработка проекта по установлению зоны санитарного разрыва проведена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
  • СНиП 23-03-2003 «Защита от шума»;
  • СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Санитарные нормы шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

Как мы отметили раньше граница зоны санитарного разрыва – линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия (уровень шумового загрязнения и химического загрязнения атмосферного воздуха) не превышают установленных гигиенических нормативов.

В случае с проектом автомагистрали процесс проектирования границ зоны санитарного разрыва состоит из следующих этапов:

  1. проводится расчет максимальных разовых концентраций загрязняющих веществ и определяется расстояние, на котором достигаются санитарно-гигиенические нормативы;
  2. назначается размер зоны санитарного разрыва по фактору загрязнения атмосферного воздуха;
  3. производится оценка акустической и вибрационной нагрузки, а также воздействия инфразвука пи ЭМИ, на основании чего выбирается граница территории, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленных гигиенических нормативов по факторам шум, вибрация, инфразвук и ЭМИ;
  4. назначается граница объединенной зоны, которая будет соответствовать границе зоны по фактору максимального воздействия.

Для защиты жилой застройки на участке км 389 – км 545,8 в границах работ предусмотрено шумозащитное заполнение оконных проемов существующих жилых зданий общей площадью 1326,0 м2 с установкой проветривателей в количестве 491 шт. с эффективностью шумозащиты до 25 дБА.

Для обеспечения допустимых уровней шума на территории застройки рекомендуется установка акустических экранов общей площадью 55896 м2.

Для определения зоны санитарного разрыва по фактору шумового загрязнения с учетом шумозащитных мероприятий произведен расчет уровней звука на прилегающей территории и в помещениях с помощью программного пакета SoundPLAN по сетке с шагом в 5 метров. Точки с равными уровнями звука соединялись, таким образом, были построены линии равных уровней шума с учетом шумозащитных мероприятий (изолиния 45 дБА). Изолиния 45 дБА, построенная с учетом шумозащитных мероприятий, представляет собой границу объединенной зоны санитарного разрыва по фактору шум.

Отдельно стоит отметить, что прогнозируемое на перспективу воздействие ЭМИ, инфразвука и вибрационная нагрузка не превысят нормативных значений, поэтому мероприятий по снижению влияния ЭМИ, инфразвука и вибрации не требуется.

Расстояние, на котором будут достигаться нормативные значения максимальных приземных концентраций загрязняющих веществ (граница зоны санитарного разрыва) определены по картам изолиний по приоритетному загрязняющему веществу – диоксид азота.

Фрагмент результатов расчета зоны санитарного разрыва для проектируемого участка км 389 – км 545,8 по факторам загрязнения атмосферного воздуха и шумовому загрязнению на период полного развития объекта представлены в таблице 1.

Безымянный

Регламент зоны санитарного разрыва от транспортных сооружений предусматривает запрещение размещения в пределах ее границ объектов жилой застройки, детских дошкольных, школьных учреждений, предприятий общепита, учреждений здравоохранения амбулаторного и стационарного типа, а также необходимость выноса указанных типов сооружений из зоны санитарного разрыва, назначаемой для вновь построенного объекта.

В соответствии с расчетом ширина зоны санитарного разрыва составит от 30 до 300 м при реализации природоохранных и санитарно-защитных мероприятий и до 400 м на участках, где шумозащитные мероприятия отсутствуют.

Отдельной составляющей проектирования санитарно-защитных зон в процессе строительства автомобильных дорог является определение границы ориентировочной санитарно-защитной зоны для стационарных источников шума, в частности ДЭПов (дорожно-эксплуатационных предприятий)

В соответствии с СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 (Новая редакция) «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» для дорожно-эксплуатационных предприятий требуется установление следующих размеров санитарно-защитных зон:

  • производство по ремонту дорожных машин, автомобилей, кузовов, подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена – раздел 7.1.2, класс IV, подпункт 8 — размер санитарно-защитной зоны 100 м.
  • склады горюче-смазочных материалов – раздел 7.1.11, класс IV, подпункт 8 — размер санитарно-защитной зоны 100 м;
  • разрыв от автостоянок и гаражей-стоянок до зданий различного назначения следует применять по таблице 7.1.1 п. 7.1.12 — на территории баз ДЭП наибольшая открытая автостоянка включает 24 м/мест – максимальный разрыв от автостоянок составит 15 м до жилых домов.

Следовательно, для производственных баз ДЭП ПК 4027+50, ПК 4442+50, ПК 4898+00, ПК 5245+20 применяется размер СЗЗ – 100 м. Граница СЗЗ устанавливается от границы территории ДЭП. Ориентировочный размер СЗЗ подтверждается расчетом.

Расчет санитарно-защитной зоны по фактору шумового воздействия для базы ДЭП ПК 4027+50, ПК 4442+50, ПК 4898+00, ПК 5245+20 представлен в таблицах 2-5.

Безымянный

Безымянный

Безымянный

Безымянный

Оценка воздействия уровней шума производственных баз ДЭП ПК 4027+50, ПК 4442+50, ПК 4898+00, ПК 5245+20 показала, что уровни шума достигают предельно допустимых, установленных для территории жилой застройки, уже на расстоянии 20 м от границы территории ДЭП. Таким образом, уровни шума от эксплуатации проектируемых объектов на территории, прилегающей к жилой застройке, не превышают уровней шума, допустимых согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96.

Рекомендованная СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона выдержана, т.к. в ее границы не попадает жилая застройка, расположенная на расстояниях 160 м, 1663 м, 3153 м, 192 м от границ баз ДЭП ПК 4027+50, ПК 4442+50, ПК 4898+00, ПК 5245+20 соответственно.

Размер санитарно-защитной зоны ДЭП может быть сокращен со 100 м (рекомендованный размер СЗЗ согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) до 20 м (размер СЗЗ, подтвержденный расчетным путем). Границы проектных санитарно-защитных зон для баз ДЭП совпадают с размером расчетной санитарно-защитной зоны ДЭП и составляют 20 м.

Границы рекомендуемых санитарно-защитных зон для баз ДЭП по совокупности факторов (размером 20 метров) лежат в границах зоны санитарного разрыва по фактору шум для проектируемой автомобильной дороги.

Подводя итог, можно говорить о том, что процесс проектирования зоны санитарного разрыва для автомобильных дорог является сложным и комплексным процессом. Для того, чтобы он прошёл эффективно необходимо знание значительного числа нормативной документации и понимание процессов землеустройства.

Список использованных источников

  1. Земельный кодекс Российской Федерации с последними изменениями на 2018 год (ред. от 12.07.2018) . — М.: Эксмо — Л., 2018. — 192 с
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации с последними изменениями на 2018 год (ред. от 25.12.2018) . — М.: Эксмо — Л., 2018. — 226 с
  3. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (ред. от 29.27.2018). — М.: Проспект — Л., 2018. — 72 с.
  4. Закон Российской Федерации «О недрах» (ред. от 03.10.2018). — М.: Проспект — Л., 2018. — 72 с.
  5. СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги (с Изменениями N 2-5)
  6. СНиП 23-03-2003 Защита от шума (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 30.06.2003 N 136) из информационного банка «Строительство»
  7. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. «Санитарные нормы шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 10995)
  9. Картышев О. А. Новые методические подходы к установлению размеров санитарнозащитной зоны и санитарных разрывов // Гигиена и санитария. 2016. №1. — 125 с.
  10. Шестопалова З.О., Евграфова И.М., Евграфов А.В. Проблемы проектирования и организации санитарно-защитной зоны // Природообустройство. 2016. №1. — 137 с.
  11. Курепин Д.Е. Анализ уровней сверхнормативного шумового воздействия от автомобильного транспорта // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2015. №1 (42). — 219 с.
  12. Леванчук А.В., Курепин Д.Е. Гигиеническая оценка шума автомобильного транспорта в зависимости от расстояния и высоты от источника шума // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №6 (25). — 317 с.
  13. Гуревич Е. С., Левщанова И. С., Ребрикова Н. Е., Попова Т. С., Лукьянец С. Н. Гигиенические аспекты строительства дорог // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2017. №1-2. — 451 с.