Московский экономический журнал 1/2019

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142

УДК 711 (075.8)

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11012

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕРРИТОРИИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE Tyumen region

Бударова Валентина Алексеевна, кандидат технических наук, доцент кафедры геодезии и кадастровой деятельности, доцент Института сервиса и отраслевого управления Тюменского индустриального университета (ТИУ), 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38

Черезова Наталья Викторовна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры геодезии и кадастровой деятельности Института сервиса и отраслевого управления Тюменского индустриального университета (ТИУ), 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38

Мартынова Наталья Григорьевна, кандидат технических наук, доцент кафедры геодезии и кадастровой деятельности Института сервиса и отраслевого управления Тюменского индустриального университета (ТИУ), 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38

Budarova V.A. budarova@bk.ru

Cherezova N.V. tigr_bn@mail.ru

Martynova N.G. natali.cherdanceva@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы развития территории. Целью данного исследования является разработка способов обоснования выбора земельных участков с применением данных дистанционного зондирования земли (космических снимков) для развития территории путем создания от объектов придорожного обслуживания до логистического центра регионального значения. В работе выполнен анализ пространственных и статистических данных об имеющейся транспортной инфраструктуре территории в виде фрагмента федеральной трассы в Тобольском районе Тюменской области с применением космических снимков и объектах недвижимости — земельных участках; предложен алгоритм выбора  объектов недвижимости — земельных участков; разработаны критерии вариантности выбора объектов недвижимости; приведены необходимые требования к обеспеченности автомобильных дорог.

Summary: The article discusses the problems of development of the territory. The purpose of this study is to develop ways to justify the choice of land plots using remote sensing data (satellite images) for the development of the territory by creating objects of roadside service to the logistics center of regional importance. The paper analyzes the spatial and statistical data on the existing transport infrastructure of the territory in the form of a fragment of the Federal highway in the Tobolsk district of the Tyumen region with the use of satellite images and real estate objects — land plots; offers an algorithm for selecting real estate objects — land plots; developed criteria for the choice of real estate objects; provides the necessary requirements for the provision of roads.

Ключевые слова: территориальное развитие, устойчивое развития территорий, транспортная инфраструктура,  космические снимки, объекты недвижимости, объекты дорожного сервиса.

Keywords: territorial development, sustainable development of territories, transport infrastructure, space images, real estate objects, road service objects.

Введение

На сегодняшний день земля является непреходящей ценностью, которой обладают общество и государство. Земельный ресурс занимает уникальное и ключевое положение в социально-экономической жизни общества. Решение вопросов устойчивости развития территорий, в том числе, транспортной инфраструктуры в ее составе, всегда было актуальной для любого государства, заинтересованного в развитии собственной экономики, так как посредством автомобильных и грузовых перевозок осуществляется транспортировка, а также основной пассажиро- и товарооборот, напрямую влияющий на социально-экономическое развитие страны.

Целью данного исследования является разработка способов обоснования выбора земельных участков с применением данных дистанционного зондирования земли (космических снимков), с возможностью дальнейшего развития территории от создания придорожных объектов обслуживании до логистического центра (ЛЦ) регионального значения. Предлагаемая методология является универсальной для всех субъектов Российской Федерации (РФ), поскольку она основана на анализе нормативной базы РФ, регулирующей организацию землеустройства в России, а также охватывает вопросы дорожной отрасли. На сегодняшний день в научных исследованиях [1, 2, 3] установлено, что придорожный сервис в России находится на стадии становления. В России протяженность автомобильных дорог составляет 1396 тысяч километров, что в 5,4 раза превышает значение протяженности дорог в Германии. Всего на федеральных российских автодорогах открыто около 3,5 тысяч пунктов общепита, чуть больше 500 кемпингов и мотелей, почти 4 тысячи автомобильных заправочных станций (АЗС). В связи с этим  актуальным становится вопрос развития и проектирования объектов придорожного сервиса различной направленности – от стоянок для отдыха и общепита до специализированных стоянок для фур и АЗС,  и  необходимость создания ЛЦ на территории страны.

Объект исследований

Для выбора места расположения земельного участка с целью дальнейшего проектирования объекты дорожного строительства (ОДС) был обозначен фрагмент федеральной дороги Р-404 на территории Надцынского сельского поселения Тобольского района Тюменской области между 303 и 304 км. С 300 по 311 км федеральная автомобильная дорога имеет единственный ОДС – автозаправочную станцию. Данный участок передан федеральным дорожным агентством «Росавтодор» в оперативное управление федеральному казенному учреждению «Уралуправтодор».

При выборе земельного участка для проектирования строительства ОДС необходимо учесть условия обеспечения безопасности дорожного движения, строительные и экологические нормы.

Предварительный анализ исследуемой территории выявил следующее:

  • территория, прилегающая к федеральной дороге, относится к землям лесного фонда;
  • в 6 км находится заказник регионального значения «Тобольский материк»;
  • дорога связывает областной центр с Уватским и другими нефтяными месторождениями;
  • полное отсутствие любых специализированных стоянок для фур;
  • ближайший логистический центр «Тобол-логистик» находится в областном центре г. Тюмень;
  • к федеральной дороге примыкают местные дороги с твердым покрытием: в восточном направлении в деревню Ингаир (1,5 км), а в западном – в деревни Надцы и Пенья (11 км);
  • параллельно федеральной трассе проходит Свердловская железная дорога, в деревне Ингаир есть одноименная станция;
  • на данном участке трассы отсутствуют остановочные пункты для пассажиров автобусного транспорта.

Выполненный анализ показал, что расположение объекта придорожного сервиса на этом участке является перспективным. На рисунке 1 показан фрагмент федеральной трассы на территории Надцынского сельского поселения.

Безымянный

О методике исследований

В целях обоснования выбора земельного участка для проектирования объектов придорожного сервиса целесообразно следовать алгоритму сравнительного анализа критериев земельных участков (рис. 2).

Безымянный

Алгоритм сравнительного анализа начинается с формирования перечня  критериев выбора земельных участков, учитываемых в процессе оценки. Примерный перечень критериев приведен на рисунке 3.

Безымянный

Следует отметить, что представленные на рисунке 3 перечень критериев должен быть адаптирован с учетом специфики планируемого объекта и земельных участков, поэтому в зависимости от объекта проектирования – критерии могут меняться и дополняться.

При выборе площадки для строительства придорожных объектов необходимо учитывать стандарты безопасности дорожного движения, строительства и охраны окружающей среды, а также:

  • категорию дороги, размер проезда, движение;
  • возможность нахождения придорожного сервиса на обочине федеральной трассы;
  • особенности местности, климатические характеристики района;
  • возможности поставки инженерных инфраструктур;
  • перспективы развития прилегающей территории;
  • необходимость создания примыкания к дороге.

Согласование осуществляется только после предварительного рассмотрения документа в Росавтодоре. Для направления документов в Росавтодор необходимо представить на согласование в четырех экземплярах технический план участка с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта, представленные заявителем в масштабе:

  • 1:500 при проектировании объектов придорожной инфраструктуры в пределах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
  • 1:1000 при размещении инженерных коммуникаций вдоль автомобильных дорог.

При получении положительного предварительного согласования Росавтодора, Федеральное казенное учреждение направляет задание на разработку рабочего проекта, при отрицательном ответе – отказ в размещении объекта.

Таким образом, объекты придорожного сервиса – это объекты с особым юридическим режимом недвижимости, управление которых подчинятся специальным правилам. В законодательстве уделяется значительное внимание регулированию правоотношений связанных с недвижимым имуществом.

В соответствии со статьей 90 Земельного кодекса РФ  для обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения автомобильных дорог;

2) размещения объектов дорожного сервиса;

3) объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности;

4) стационарных постов органов внутренних дел;

5) установления полос отвода автомобильных дорог» [4].

В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги разрешение на строительство выдается в порядке, который установлен положениями Градостроительного кодекса РФ [5]. Нормативно-правовое регулирование отрасли придорожного сервиса в  РФ развивается согласно [6].

Согласно [7] «автомобильная дорога включает в себя земельные участки в границах полосы отвода и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. В связи с этим объекты придорожного сервиса и обслуживания должны размещаться в границах полосы отвода автомобильной дороги».

При этом к «полосе отвода автомобильной дороги отнесены земельные участки, независимо от категории земель, предназначенные для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются объекты дорожного сервиса» [8].

В пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения устанавливается особый режим использования земельных участков в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий содержания таких автомобильных дорог [9]

В зависимости от класса и категории автомобильных дорог федерального значения, ширина каждой придорожной полосы устанавливается от границы полосы отвода таких автомобильных дорог в пределах от 50 до 150 м.

Строительство и реконструкция объектов, в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения осуществляется при соблюдении следующих условий:

1) объекты не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге федерального значения и другие условия безопасности дорожного движения;

2) размещение объектов должно обеспечивать возможность выполнения работ по содержанию и ремонту такой автомобильной дороги и входящих в ее состав дорожных сооружений;

3) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции автомобильной дороги федерального значения [10].

Согласно ГОСТу Р 52398-2005 ОДС включают в себя здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (в том числе автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

На основании данных СНиП 2.05.02-85  и ГОСТ 33062-2014  в таблице 1 наглядно представлено как с учетом класса и категории дороги, а так же вида ОДС, регламентируется максимальное расстояние между данными объектами.

Безымянный

Размещение и размеры ОДС зависят от интенсивности и состава движения; степени хозяйственного освоения района прохождения дороги; зоны поездок; средней скорости движения на маршруте, характера функций сооружений, их привлекательности, следовательно, доходности.

Геоинформационный анализ территории

Для ознакомления с ландшафтом исследуемой территории в практике широко используются космические снимки и данные ДЗЗ. Основываясь на интеграции веб-технологий и ГИС, развиваются такие сегменты геоинформатики, как геоинформационные онлайн-сервисы, и геопорталы [11, 12]. Примером общедоступного геоинформационного онлайн-сервиса является Публичная кадастровая карта, размещенная на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) [13].

Информационная поддержка Единого государственного реестра недвижимости в России реализуется с помощью различных средств автоматизации потоков данных и формируется в виде баз данных и регистров. Аналогичным образом, предоставляются иностранные информационные системы кадастра, например, Совместная информационная система (JIS) (Хорватия), которая действует как уникальный земельный кадастр и кадастровые информационные системы [14].

Безымянный

Сопоставление и обсуждение результатов исследований

Для выбора на рисунке 5 показан фрагмент космического снимка 303 км федеральной дороги. Исследование фрагмента федеральной трассы позволяет выделить два участка с отчетливыми проредями лесного массива, о чем свидетельствуют светлые участки (травяной настил) среди темных участков густо проросших деревьев. При визуальном дешифрировании снимка на этих участках четко видны макушки одиноко стоящих и стоящих малыми группами (4-7 стволов) деревьев.

Безымянный

Один из участков предлагается расположить на пересечении автомобильной дороги местного значения к 304 км федеральной трассы. Второй участок предлагается расположить на 303 км федеральной дороги с левой стороны. В таблице 2 приведены показатели для анализа выбора земельных участков с целью строительства ОДС.

Безымянный

На основании данных таблицы 2 видно, что оба участка расположены примерно на одном расстоянии от районного центра, при этом отсутствует возможность подтопления на территории двух вариантов, т.е. исключается вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций. Оба участка находятся в государственной собственности, что значительно упрощает проведение строительства ОДС на территории.

Планируемая площадь земельного участка составит до 1 га, что позволит разместить его в границах придорожной полосы. Таким образом, оценив возможности двух участков, был выбран  вариант размещения ОДС на территории земельного участка 2.

Выбранный участок входит в придорожную полосу и будет примыкать к федеральной дороге Р–404, относящейся ко второй категории и имеющей две полосы движения с усредненной интенсивностью движения 8662 проезжающих автомобилей в сутки. Дорога имеет проезжую часть 7,5 м, по обе стороны от проезжей части обочина шириной 3,75м, проезжая часть и обочины составляют земляное полотно шириной 15 м. По обе стороны от земляного полотна выделена полоса отвода, равная 25 м в одну сторону. Придорожная полоса по 100 м с каждой стороны после полосы отвода. Есть возможность постепенного освоения земельного участка, т.е. реализуется очередность строительства объектов придорожного сервиса для привлечения инвесторов.

Перспективный проект организации земельного участка и размещения на нем объектов дорожного сервиса (ОДС) может быть разработан в системах автоматизированного проектирования, например, в программе AutoCad.

Обычно риски таких проектов связаны с недостаточным потоком клиентов и их платежеспособностью. Однако в предложенном к рассмотрению участке федеральной трассы Тюмень-Ханты-Мансийск на 303 км наблюдается  высокая деловая активность, и доходы населения могут создать благоприятные условия для развертывания придорожного сервиса. Оптимальный размер земельного участка, наличие рядом железной дороги и имеющихся коммуникаций создают  вероятность  прогнозирования использования данной территории для размещения логического центра или филиала «Тобол-логистик».

Выводы

  1. На территории РФ наблюдается развитие транспортной инфраструктуры и размещение ОДС.
  2. Современная компьютеризация строительных и проектных организаций позволяет широко использовать программное обеспечение и автоматизированные системы проектирования и геопространственного анализа.
  3. Разработан проект с ориентацией на сервис высокого уровня качества для клиентов со средним и чуть выше среднего уровня достатка. Размещение ОДС на автомобильных дорогах второй категории необходимо по обе стороны движения транспортных средств. Поэтому в перспективном развитии комплекса предусматривается размещение АЗС и площадки отдыха. Так как одновременное размещение АЗС и пункта питания на ОДС не допускается, поэтому территорию АЗС предлагается расположить на правой стороне трассы при движении из Тобольска в Уват. Площадку отдыха с дополнительными парковочными местами и обустроенными беседками предлагается расположить в границах выбранного земельного участка на оставшейся неиспользованной территории.

Заключение

Объектом проведенных исследований выступает объект недвижимости — земельный участок, отводимый под строительство объекта придорожного сервиса. Преимуществом данного исследования является:

  • выполнение комплексного изучения информации о земельных участках и транспортной инфраструктуре территории;
  • анализ полученной информации с применением данных ДЗЗ;
  • представление алгоритма сравнительного анализа земельных участков;
  • разработка критериев оценки выбора земельных участков с учетом специфики строительства планируемого объекта;
  • обоснование выбора вариантов земельных участков для проектирования  придорожных объектов обслуживания транспортной инфраструктуры с учетом условий местности, рельефа, с возможностью дальнейшего ее развития до ЛЦ регионального значения.

Полученные результаты исследований по обоснованию выбора земельного участка позволили сделать выводы и дать первые рекомендации по перспективному развитию территории Тюменской области.

Литература

  1. Валиев В.Х., Блаженкова Н.М. Стратегический взгляд по развитию придорожного сервиса в регионах России // Современные проблемы науки и образования. – 2015. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19684.
  2. Зубарева Ю.В. Состояние разработки и внедрения системы стратегического планирования в Тюменской области. —Известия международной академии аграрного образования №25 Продовольственная безопасность: ХХI век (сборник научных трудов. Свердловское региональное отделение), с. 353-358
  3. Кряхтунов А.В., Пелымская О.В., Черных Е.Г. Роль градостроительной и землеустроительной документации в предоставлении земельных участков для строительства // Казанская наука. 2016. № 12. С. 46-48. 
  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3. [Электронный ресурс]: Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.
  5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. [Электронный ресурс]: Режим доступа:КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 №848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)». [Электронный ресурс]: Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 № 145-ФЗ. О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 27.06.1998 № 727 О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования. [Электронный ресурс]: Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 08.11.2007 № 257-ФЗ (в ред. от 07.02.2017). Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации. Электронный ресурс: [Электронный ресурс]: Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.
  10. Приказ Министерства Транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 №4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения». [Электронный ресурс]: Режим доступа:КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.
  11. Budarova V.A., Cherezova N.V., Martynova N.G., Medvedeva J.D., Dubrovskiy A.V. Information technologies for monitoring the territory of subsoil use. Revista ESPACIOS. Vol. 39 (Number 16) Year 2018 Page 37. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.revistaespacios.com/a18v39n16/18391637.html (дата обращения 25.11.2018)
  12. Budarova V.A., Martynova N.G., Medvedeva J.D., Budarov V.P. Modern technologies for providing spatial data of territories of fields. Revista ESPACIOS. Vol. 39 (Number 26) Year 2018 Page 22. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.revistaespacios.com/a18v39n26/18392622.html (дата обращения 25.11.2018)
  13. Официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) [Электронный ресурс]: Режим доступа:https://rosreestr.ru/site.
  14. Husak, M. Joint Information System (JIS) as Unique Land Register and Cadastral Information Systems [Electronic resource] / M. Husak. – Mode of access : https://www.researchgate.net/publication/286933982.html.
  15. Кряхтунов А.В.Пелымская О.В.Черных Е.Г.Роль градостроительной и землеустроительной документации в предоставлении земельных участков для строительства // Казанская наука. 2016. № 12. С. 46-48.
  16. А.А. Широкова, Виды геодезических работ для учета объектов недвижимости Северный морской путь, водные и сухопутные транспортные коридоры как основа развития Сибири и Арктики в XXI веке: Сборник тезисов докладов участников Международного конкурса научных работ XX Международной научно-практической конференции. – Тюмень: ТИУ, 2018. –639-644 с.