Московский экономический журнал 8/2019

image_pdfimage_print

УДК 631.1+338.3

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18024

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ КОЗОВОДСТВА В ПЕРМСКОМ КРАЕ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF GOAT BREEDING IN THE PERM REGION IN TERMS OF IMPORT

Давлетов Ильдар Ильдусович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Свечникова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры организации аграрного производства, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Davletov I.I., davletov2005@yandex.ru

Svechnikova T.M., dobroe5@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются стратегии развития отрасли животноводства на региональном уровне. Продукция козоводства является специфическим видом и рассчитана на определенный сегмент рынка. В рамках стратегии лидерства по издержкам основными задачами предприятия является выбор стратегии ресурсосбережения при производстве козоводческой продукции. Стратегия широкой дифференциации предполагает поиск новых сегментов рынка, либо внутри регионального рынка, либо за ее пределами, а также расширение номенклатуры, ассортимента молочной козоводческой продукции. Сфокусированная стратегия позволяет сконцентрировать внимание предприятия на отдельном узком сегменте рынка и ориентировать производство на полное удовлетворение потребности клиента.

Summary:The article deals with the development strategy of the livestock industry at the regional level. Goat production is a specific type and is designed for a specific market segment. As part of the strategy of cost leadership, the main objectives of the enterprise is to choose a strategy of resource saving in the production of goat products. The strategy of wide differentiation involves the search for new market segments, either intraregional or outside, as well as the expansion of the range, range of dairy products. The focused strategy allows to concentrate attention of the enterprise on a separate narrow segment of the market and to Orient production to full satisfaction of need of the client.

Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, козоводство, стратегия лидерства, стратегия диверсификации, сфокусированная стратегия, Пермский край.

Keywords: agricultural production, goat breeding, leadership strategy, diversification strategy, focused strategy, Perm region.

В условиях импортозамещения важной стратегической целью сельскохозяйственных организаций является развитие собственного производства на основе выявления производственных резервов. В последние годы повышенное внимание уделяется развитию отрасли козоводства. Утвержденная Министерством сельского хозяйства Российской Федерации «Отраслевая целевая программа «Развитие овцеводства и козоводства в Российской Федерации на 2012-2014 гг. и на плановый период до 2020 года» от 2 сентября 2011 г. №294 предусматривает увеличение численности коз с 2,2 млн. гол. в 2010г. до 2,6 млн. гол. в 2020 году, в том числе мясного поголовья с ноля до 0,1 млн. гол., молочного – с 0,9 до 1,4 млн. гол. [1].

Для сельскохозяйственных организаций Пермского края козоводство – это перспективная отрасль, продукция которой отличается высоким содержанием белка в мясе и низким уровнем жира, ценным химическим составом козьего молока.

Современное состояние вопроса. На территории Пермского края общее поголовье овец и коз составляет на 01.01.2019 г. – 80,2 тыс. гол., в том числе 20,0 тыс. коз (в основном молочных пород). Принципиально разведением овец и коз занимаются личные подсобные хозяйства, их доля составляет 72% в структуре поголовья скота по категориям хозяйств [2].

Валовой объем производства овец и коз в живом весе на 01.01.2018 г. составляет 2,1 тыс. тонн, в том числе в хозяйствах населения 1,9 тыс. тонн. Валовой объем производства козьего молока составляет 13,3 тыс. тонн, в том числе в хозяйствах населения 12,9 тыс. тонн. Достижение целевых индикаторов Программы «Развитие овцеводства и козоводства в Российской Федерации на 2012-2014 гг. и на плановый период до 2020 года» будет зависеть от эффективности реализации стратегий развития козоводческих организаций.

Методика исследования. Для проведения исследования применялись монографический, абстрактно-логический и расчетно-конструктивный методы. Монографический метод использовался при определении стратегических направлений развития отрасли козоводства в Пермском крае на промышленной основе; абстрактно-логический и расчетно-конструктивный – для обоснования стратегий развития козоводческих организаций на территории Пермского края, источников финансирования реализации стратегий, прогноза поголовья коз и объемы производства продукции козоводства.

Результаты исследования. Организация промышленного производства продукции козоводства в Пермском крае зависит от четко выработанной стратегии развития козоводческих организаций. Прежде всего, стратегия развития козоводческих организаций начинается с формирования миссии, где раскрываются основные ценности и смысл существования хозяйствующего субъекта. Основной миссией козоводческих организаций должно стать: «Производство высококачественной продукции козоводства для удовлетворения нужд населения».

Основной целью козоводческих организаций должно стать формирование устойчивого спроса на продукцию козоводства среди населения региона, выход на целевые рынки сбыта и переход к расширенному воспроизводству.

На сегодняшний день продукция козоводства является специфическим видом и рассчитана на определенный сегмент рынка. Однако для диверсификации производства и обеспечения населения диетическими мясными и молочными продуктами развитие козоводства необходимо в долгосрочной перспективе.

Проведенные исследования показали, что перед организациями в формирующейся отрасли козоводства стоят две важные стратегические задачи:

  • поиск средств для финансирования промышленного производства продукции козоводства;
  • выбор конкурентных преимуществ для развития отрасли козоводства.

В формирующейся отрасли козоводства могут быть использованы различные стратегии развития бизнеса: стратегия лидерства по издержкам, стратегии широкой дифференциации, сфокусированные стратегии (рис.1).

В рамках стратегии лидерства по издержкам основными задачами предприятия является выбор стратегии ресурсосбережения при производстве козоводческой продукции. Сюда относятся: строительство, эксплуатация зданий и сооружений производственного назначения и вспомогательных, обслуживающих хозяйств (кормохранилища, кормоцеха, склады) из современных доступных, энергосберегающих материалов.

Выбор экономически целесообразной технологии содержания и эксплуатации скота с учетом природно-климатических особенностей, особенностей ландшафта, удаленности от населенных пунктов, комплектование молочных комплексов в козоводстве техническими, технологическими системами и машинами отечественного производства позволит снизить  в дальнейшем эксплуатационные издержки.

Внедрение современных технологий выращивания и заготовки кормов, а также хранения, приготовления и раздачи кормов. Сбалансирование рационов с учетом производственных возможностей и половозростных групп животных позволит контролировать ежесуточный прирост живой массы.

В молочном козоводстве себестоимость продукции на 40% зависит от себестоимости производства, заготовки, хранения и транспортировки кормов. Поэтому для повышения экономической эффективности производства молока целесообразно максимально применять современные цифровые технологии процесса автоматизации кормопроизводства в целом.

Внедрение цифровых технологий и роботов в производственном цикле отрасли козоводства позволит повысить и сохранить качество производства молока на высоком уровне, сравнимые с международными стандартами ИСО 9000. Это позволит получить конкурентное преимущество у региональных производителей козоводческой продукции на долгосрочный период, несмотря на высокие единовременные затраты.

Рациональное и бережное использование квалифицированных кадров по обслуживанию производственных комплексов, непрерывное повышение уровня образования и развитие квалификации кадров позволит снизить количество и уровень брака на производстве, повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции. Оптимизация затрат на управление производственными процессами путем повышения уровня механизации, автоматизации и роботизации отдельных производственных процессов позволит снизить затраты на управленческий и производственный персонал.

Стратегия широкой дифференциации зависит от изменений предпочтений потребителей. Как мы знаем, со временем любой продукт может насытить либо рынок в целом, либо относительно постоянных покупателей. Эта стратегия рассчитана, во-первых, на дифференциацию в сторону поиска новых сегментов рынка, либо внутри регионального рынка, либо за ее пределами. Во-вторых, это расширение номенклатуры, ассортимента молочной продукции (молочно-кислые продукты на основе козьего молока, мясные деликатесы, скорняжные изделия, изделия из побочных продуктов, сувениры). Это даст возможность при относительно небольших единовременных вложениях увеличить добавленную стоимость козьего молока и в период не более чем два-три года, окупить первоначальные инвестиции. 

В рамках реализации этой стратегии, возможно, организовать производство столь необходимых продуктов, как детские молочные смеси на основе козьего молока, производство цельного сухого козьего молока, сгущенного молока и сливок. Упаковка должна быть – тетрапак, ультрапак, которая позволит продлить срок реализации молока от 6 мес. до 1 года, а также сохранить полезные качества продукта, даст возможность транспортировать продукцию козоводства в удаленные регионы России.

Сфокусированная стратегия позволяет сконцентрировать внимание на отдельном узком сегменте рынка. Это позволит предприятиям по производству козоводческой продукции заключить договор сотрудничества на долгосрочную перспективу, занять полностью рыночную нишу и ориентировать производство на полное удовлетворение потребности клиента. Поэтому целесообразно сфокусировать внимание изначально на социально значимом сегменте рынка – это дети, страдающие аллергическими заболеваниями, которым козье молоко жизненно необходимо. Это также сегмент пожилых людей старше 60 лет, которым необходимо козье молоко и мясо для лечебной диеты. По мере увеличения объема производства козоводческой продукции будет переход от  фокуса узкой сегментации рынка на широкую сегментацию, что позволит  удовлетворять потребности широких слоев населения региона.

В целом, стратегии развития козоводства в Пермском крае до 2030 г. предполагают реализацию основных девяти этапов: от маркетинговых исследований рынка продукции козоводства и управления технологическими процессами до выхода на региональный рынок сбыта и совершенствование системы управления информационными и материальными потоками, инфраструктурой козоводства (рис. 2).

Выводы. Продукция козоводства является специфическим видом и рассчитана на определенный сегмент рынка. Реализация стратегий развития отрасли козоводства в условиях импортозамещения  на территории Пермского края позволит к 2030 г. увеличить поголовье козоматок с 10 тыс. голов до 120 тыс. гол породистого скота. В результате объемы производства и реализации козьего молока на рынке могут возрасти с 13,3 тыс. тонн до 180 тыс. тонн к 2030 г., а мяса коз – с 1,1 тыс. тонн до 7,2 тыс. тонн. Источником финансирования реализации стратегий формирования и развития козоводства в Пермском крае могут быть: собственные средства агропредприятий, которые планируют проводить диверсификацию производства; участие в региональных и федеральных программах развития молочного животноводства; привлечение отечественных и зарубежных частных инвесторов для участия в совместных проектах; создание государственного и частного партнерства.

Литература

  1. Отраслевая целевая программа «Развитие овцеводства и козоводства в Российской Федерации на 2012-2014 гг. и на плановый период до 2020 года», утвержденная Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 2 сентября 2011 г. №294.
  2. Пермский край в цифрах. 2018: Краткий статистический сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. – Пермь, 2019. – 186c.
  3. Хайруллина, О.И. Продовольственная безопасность: международный опыт и российская реальность / В.З. Мазлоев, О.И. Хайруллина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. – № 10. – С. 13-19.
  4. Яркова, Т.М. Оценка состояния молочно-продуктового подкомплекса в Пермском крае / Т.М. Яркова // В сборнике: Аграрная наука, управленческая практика и агробизнес в инновационном развитии АПК: материалы/ ФГБОУ ВО «Пермский аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова». ‑ 2018. ‑ С. 91-96.
  5. Яркова, Т.М. Продовольственная безопасность: Россия и страны мира / Т.М. Яркова // Аграрная Россия. ‑ 2018. ‑ № 7. ‑  С. 32-36.
  6. Яркова, Т.М. Эффективность инвестиций в АПК региона / Т.М. Яркова // Экономика АПК Предуралья. – 2018. ‑ №1. – С. 113-117.